Научная статья на тему 'Особенности проявления агрессии у подростков, включённых в систему дополнительного образования'

Особенности проявления агрессии у подростков, включённых в систему дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПОДРОСТОК / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / AGGRESSION / INTERACTION / HOSTILITY / ADDITIONAL EDUCATION / CONFLICT / EDUCATIONAL NEED / TEENAGER / JOINT ACTIVITY / SOCIALIZATION / FRUSTRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Завгородняя Евгения Григорьевна

В статье актуализируется проблема агрессии и источники её формирования, анализируется специфика социализации современных подростков, как фактора усиливающего агрессивные реакции, рассматривается роль дополнительного образования в социальной адаптации, приводятся результаты исследования особенностей проявления агрессии у подростков, включенных в систему дополнительного образования, проведённого с использованием самостоятельно составленной анкеты, опросника агрессивности (Л.Г. Почебут) и рангового критерия Крускала-Уоллиса. Формулируются выводы, согласно которым существуют различия в вербальной, эмоциональной и самоагрессии у подростков, включённых в организации дополнительного образования различной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Завгородняя Евгения Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of aggression in adolescents included in supplementary education

The article updates the problem of aggression and the sources of its formation, it analyzes the specifics of socialization of the modern adolescents, as a factor enhancing the aggressive reactions, it considers the role of additional education as an institution of the social adaptation, it gives the results of the study of the peculiarities of aggression in adolescents included in the system of additional education, carried out using a self-drawn questionnaire, the profile of aggressiveness (L.G. Pochebut) and the rank criterion of Kr-Wall. Conclusions are drawn according to which there are differences in verbal, emotional and self-aggression in adolescents included in the organizations of the additional education of different orientation.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления агрессии у подростков, включённых в систему дополнительного образования»

15. Chikalova, E.A. and Kletsina I.S. (2013), "The relationship of masculinity norms and social ideas about the content of behavior in the framework of the paternal role", Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. Series of psychology, No. 2, pp. 24-36.

16. Pleck, J.H. (2010), "Paternal involvement: revised conceptualization and theoretical linkages with child outcomes and paternal involvement: levels, sources, and consequences", The role of the father in child development (5thed.), pp. 58-93.

17. Tremblay, S. and Pierce, T. (2011), "Perceptions of Fatherhood: Longitudinal Reciprocal Associations With in the Couple", Canadian Journal of Behavioral Science, Vol. 43, No. 2, pp. 99-110.

Контактная информация: elena_rylskaya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2019

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ, ВКЛЮЧЁННЫХ В СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону;

Евгения Григорьевна Завгородняя, руководитель отдела психолого-педагогического и социального сопровождения детей и подростков,

Центр внешкольной работы "Досуг" Пролетарского района, Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье актуализируется проблема агрессии и источники её формирования, анализируется специфика социализации современных подростков, как фактора усиливающего агрессивные реакции, рассматривается роль дополнительного образования в социальной адаптации, приводятся результаты исследования особенностей проявления агрессии у подростков, включенных в систему дополнительного образования, проведённого с использованием самостоятельно составленной анкеты, опросника агрессивности (Л.Г. Почебут) и рангового критерия Крускала-Уоллиса. Формулируются выводы, согласно которым существуют различия в вербальной, эмоциональной и самоагрессии у подростков, включённых в организации дополнительного образования различной направленности.

Ключевые слова: агрессия, взаимодействие, враждебность, дополнительное образование, конфликтность, образовательная потребность, подросток, совместная деятельность, социализация, фрустрация.

FEATURES OF AGGRESSION IN ADOLESCENTS INCLUDED IN SUPPLEMENTARY EDUCATION Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don; Evgeniya Grigoryevna Zavgorodnyaya, the head of the Department ofpsychological, pedagogical and social support of children and teenagers, Out-of-school work center "Leisure" of the Proletarian district, Rostov-on-Don

Annotation

The article updates the problem of aggression and the sources of its formation, it analyzes the specifics of socialization of the modern adolescents, as a factor enhancing the aggressive reactions, it considers the role of additional education as an institution of the social adaptation, it gives the results of the study of the peculiarities of aggression in adolescents included in the system of additional education, carried out using a self-drawn questionnaire, the profile of aggressiveness (L.G. Pochebut) and the rank criterion of Kr-Wall. Conclusions are drawn according to which there are differences in verbal, emotional and self-aggression in adolescents included in the organizations of the additional education of different orientation.

Keywords: aggression, interaction, hostility, additional education, conflict, educational need, teenager, joint activity, socialization, frustration.

ВВЕДЕНИЕ

Теоретический анализ феномена агрессии позволяет разграничить дефиниции относительно данного понятия на две большие группы.

В первом случае агрессия рассматривается как действия, нарушающие нормы и правила, принятые в обществе, а также причиняющие боль и страдания. В рамках данных воззрений выделяется инструментальная агрессия, рассматриваемая как реакция на сложившиеся обстоятельства, при которой мотив агрессивного поведения, как правило, не осознается, и преднамеренная агрессия, в качестве целенаправленного мотива которой выступает причинение вреда или ущерба.

Во втором случае агрессия рассматривается как акт враждебности и разрушения. В этой связи Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяют агрессию в качестве формы поведения, имеющей цель оскорбить или причинить вред другому, не желающему подобного обращения по отношению к себе.

Значительная часть работ зарубежных психологов посвящена рассмотрению детерминант агрессивного поведения с различных позиций. По мнению А. Бандуры, С. Фешбаха, Дж. Долларда, Л. Берковитца агрессия имеет социальную опосредованность [1]. В свою очередь К. Лоренца, Р. Ричардсон, Ф. Тейлор и Р. Сире в своих работах поднимают вопросы биологической детерминации агрессии, доказывая генетическую предрасположенность индивида к агрессии, а также влияние физиологических особенностей организма человека на степень его агрессивности [4]. З. Фрейд, У Мак-Дауголл, В. Франкл, Э. Фромм проводят психологический анализ причин агрессивного поведения. Как считал З. Фрейд, природа агрессивного поведения является инстинктивной и неизбежной [5].

В трудах отечественных психологов Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко агрессия рассматривается как форма поведения, реализующаяся в контексте социального взаимодействия. Но агрессивным поведение можно считать при наличии двух условий: наличие губительные для жертвы последствия, и нарушение принятых в обществе нормы поведения, а причиной возникновения агрессии наиболее часто выступает реакция субъекта на фрустрацию, которая сопровождается такими эмоциональными состояниями как гнев, враждебность, ненависть [2].

Подростковый возраст является кризисным, именно в этот возрастной период личностью активно поднимаются вопросы независимости и автономности, что часто порождает агрессивные реакции по отношению к тем, кто, по их мнению, на это посягает. Кроме того, современные подростки социализируются в условиях мультимедийных технологий, они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. На их сознании и нравственном воспитании существенно отразились активно развивающиеся процессы в сфере социальных и техногенных преобразований [3]. Неограниченный доступ к информации, фрагментарность мышления, а также мировоззренческий конфликт поколений, желание отойти от традиций и быть независимыми, попробовать себя в разных видах деятельности способствует снижению нравственности и возрастанию разобщённости среди молодёжи. Это является почвой для формирования неблагоприятной социальной ситуации вокруг подростка. Известно, что при недостаточно сбалансированной социализации формируется податливость к агрессивным действиям.

В подобных условиях возрастает значимость дополнительного образования, не только направленного на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, часто нереализованном в рамках предметного обучения, но и призванного систематизировать и алгоритмизировать досуг подростка, ориентируясь на интересы и потребности, создать условия для активизации совместной деятельности и общения, формирования общих целей, что может привести к снижению конфликтности, являющейся драйвером агрессивных реакций.

МЕТОДЫ

В этой связи было проведено исследование, направленное на изучение особенностей в проявлениях агрессивного поведения подростков, включённых в систему дополнительного образования. В качестве респондентов выступили учащиеся 8-9 классов Гимназии № 46 г. Ростова-на-Дону.

В качестве методов исследования были использованы:

- Анкета для учащихся, направленная на то, чтобы установить факт включённости подростка в систему дополнительного образования: кружки, секции, профильные школы и выявить направленность, получаемого подростком дополнительного образования.

- Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).

- Ранговый критерий Крускала-Уоллиса.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам проведенного исследования было выявлено, что 34% не посещают учреждения дополнительного образования. 66% подростков вовлечены в систему дополнительного образования, из них 42% выбрали физкультурно-спортивную направленность программы, 12% -художественную направленность, 22% - социально-педагогическую направленность, а также было установлено, что 24% посещают несколько направлений.

несколько направлений социально-педагогическая направленность физкультурно-спортивная направленность художественная направленность не включены в систему 17%

17%

20%

18%

28%

Рисунок 1 - Показатели, отражающие включенность подростков в систему дополнительного образования

При помощи опросника Л.Г. Почебут по каждой из выявленных групп были получены следующие результаты:

Установлено, что у подростков, не включённых в систему дополнительного образования, наиболее часто (52%) встречается проявление вербальной агрессии, у 27% высокий уровень проявления эмоциональной агрессии, у 21% преобладает проявление предметной агрессии. Высокий уровень физической агрессии встречается у всего 9% опрошенных подростков.

У подростков, выбравших художественную направленность программы дополнительного образования наиболее высокий уровень проявления эмоциональной агрессии (44%). Реже у респондентов данной группы отмечается повышенный уровень предметной агрессии (22%). Высокий уровень физической и самоагрссии отмечается у 12%. Повышенное проявление вербальной агрессии не отмечается ни у одного из опрошенных (0%).

Для подростков, посещающих учреждения физкультурно-спортивной направленности характерно проявление вербальной агрессии (у 38% подростков), для 28% свойственно преобладание эмоциональная агрессия, для 23% предметной агрессии, для 10% - самоагрессии и всего для 5% - физической агрессии.

Результаты диагностики проявления агрессии в подростковом возрасте в группе подростков, выбравших социально-педагогическую направленность программы дополнительного образования следующие: для большинства респондентов этой группы

(60%) характерен высокий уровень вербальной агрессии, для 6% - физической и предметной агрессии, повышение уровня эмоциональной агрессии и самоагрессии в данной группе не отмечается.

Относительно подростков, выбравших одновременно несколько направлений программы дополнительного образования, получены данные, согласно которым: на наиболее высоком уровне находится вербальная агрессия (отмечается у 38% опрошенных подростков), у 33% проявляется предметная агрессия, у 22% эмоциональная, у 17% физическая, а у 11% самоагрессия.

Для обеспечения наглядности, полученные по группам респондентов результаты, представлены на рисунке 2:

□ Предметная агрессия.

□ Самоагрессия.

□ Физическая агрессия.

□ Эмоциональная агрессия.

□ Вербальная агрессия.

_

26

несколько направлении

социально-педагогическая направленность

физкультурно-спортивная направленность

художественная направленность

не включены в систему

1 3,4 1 33

□ 3,8

2,3 п 2,4

1 3 1

3,6 3,4

"ГТ8~

] 4,1

3,9

□4,7

3,8

2,7

4,3

3,2

3,6

4,

2,4

3,2

4,4

□ 4,6

Рисунок 2 - Средний показатель проявления агрессии у подростков.

С помощью критерия Крускала-Уоллиса выявлено статистическое подтверждение различий в уровне агрессии между группами

Таблица 1 - «Результаты статистического анализа Н-критерий Крускала-Уоллиса

Вербальная агрессия Эмоциональная агрессия Самоагрессия

Хи-квадрат 10,054 14,821 11,384

Ст.св. 4 4 4

Асимптотическая значимость 0,040 0,005 0,023

В ходе исследования, были выявлены значимые различия показателей вербальной агрессии (Н=10,054 при р=0,040), эмоциональной агрессии (Н=14,821 при р=0,005) и самоагрессии (Н=11,384 при р=0,023).

Проявление вербальной агрессии наиболее часто встречаются у подростков 4 группы (средний ранг 51,77) и 1 группы (средний ранг 47,18). Реже у подростков 5 группы (средний ранг 44,78) и 3 группы (средний ранг 40,02). Наименее характерно подобное проявление агрессии для 2 группы.

Показатель эмоциональной агрессии наиболее высокие в группе №2 (средний ранг 53,61) и группе № 3 (средний ранг 52,19). Средние показатели у группы № 1 (средний ранг 41,09) и у 5 группы (средний ранг 45,64). Наиболее низкий показатель в группе №4 (средний ранг 23,40).

Проявления самоагрессии наиболее характерно для подростков 1 группы (средний ранг 52,64) и 2 группы (средний ранг 51,67). Средние значения отмечается у подростков 5 группы (42,17) и 3 группы (средний ранг 41,38). Наиболее низкие результаты в группе № 4.

ВЫВОДЫ

По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы: подростки, не занимающиеся в учреждениях дополнительного образования, наиболее часто выражают свое агрессивное отношение к другим людям, используют словесные оскорбления. В то же они редко прибегают к выражению своей агрессии по отношению к другому человеку с применением физической силы.

В отличие от них, для подростков выбравших художественную направленность программы дополнительного образования наиболее характерно возникновение эмоционального отчуждения при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Наиболее редко они срывают свою агрессию на окружающих его предметах.

Подростки, занимающиеся школах и секциях физкультурно-спортивной направленности, так же, как и респондента первой группы чаще проявляют агрессию вербально и крайне редко прибегают к применению физической силы.

Респонденты группы подростков, выбравших социально-педагогическую направленность программы дополнительного образования, так же чаще всего словесно выражают свое агрессивное отношение к другому человеку.

Подростки, одновременно посещающие несколько направлений программ дополнительного образования, так же как и подростков 4 группы, чаще всего выражают свое агрессивное отношение к чему-либо, используя словесные оскорбления. Так же как и у подростков 4 группы у них крайне редко отсутствуют, или ослаблены механизмы психологической защиты в результате которых, они могут, оказывается беззащитным в агрессивной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берковиц, Л. Агрессия: причина, последствия, контроль / Л. Берковиц. - Москва : Олма-Пресс, 2002. - 512 с.

2. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.

3. Каргина, Н. В. Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи / Н. В. Каргина, Т.М. Бабаев // Акмеология. - 2015. - № 2 (54). - С. 135-143.

4. Лоренц, К. Агрессия или так называемое зло / К. Лоренц. - Москва : Просвещение, 1994.

- 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Москва : АСТ, 2009. - 284 с.

REFERENCES

1. Berkowitz, L. (2002), Aggression: cause, consequences, control, Olma-Press, Moscow.

2. Yenikolopov, S.N. (2001), "The concept of aggression in modern psychology", Applied psychology, No. 1, pp. 60-71.

3. Kargina, N.V. and Babayev, T.M. (2015), "Psychological features of the manifestation of aggressiveness of modern teenagers and young people", Acmeology, No. 2 (54), pp. 135-143.

4. Lorenz, K. (1994), Aggression or so-called evil, Enlightenment, Moscow.

5. Fromm E. (2009), Escape from Freedom, AST, Moscow.

Контактная информация: marina-naumenko@list.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.