Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДРИАН / РИМ / ПРОВИНЦИИ / ЭЛЛИНИЗМ / ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РИМСКАЯ КУЛЬТУРА / РОМАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габарашвили Георгий Давидович

Рассматривается провинциальная политика римского императора Адриана (117-138 гг. н.э.). Отмечается, что отличительной особенностью политики Адриана в сравнении с предшествующими императорами были его путешествия, позволявшие ему проводить реформы прямо на местах. Предполагается, что в провинциях Востока и Запада империи Адрианом решались разные задачи. Если на Востоке Адриан больше уделял внимание своей филэллинской политике, то на Западе - военному устройству и укреплению рубежей империи. Анализируются особенности эллинизации частей Римской империи и причины распространения культа Антиноя на Востоке, а также важнейшие мероприятия Адриана в провинциях в ходе своих путешествий. Для изучения вопроса привлечены работы зарубежных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROVINCIAL POLICY OF EMPEROR HADRIAN

The provincial policy of the Roman emperor Hadrian (117-138 AD) is considered. It is noted that the distinctive feature of Hadrian's policy, in comparison with previous emperors, was his travels, which allowed him to carry out reforms directly on the ground. It is assumed that Hadrian solved various tasks in the provinces of the East and West of the Empire. So, if in the East Hadrian paid more attention to his Philhellenic policy, then in the West to the military structure and strengthening of the borders of the empire. In addition, the features of the Hellenization of parts of the Roman Empire and the reasons for the spread of the cult of Antinous in the East are considered, as well as the most important events of Hadrian in the provinces during his travels. To study the issue, the works of foreign researchers were involved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ HISTORICAL SCIENCE

Научная статья УДК 94(3)

doi: 10.18522/2687-0770-2023-1-49-55

ОСОБЕННОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА

Георгий Давидович Габарашвили

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, george. g.sfu@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается провинциальная политика римского императора Адриана (117-138 гг. н.э.). Отмечается, что отличительной особенностью политики Адриана в сравнении с предшествующими императорами были его путешествия, позволявшие ему проводить реформы прямо на местах. Предполагается, что в провинциях Востока и Запада империи Адрианом решались разные задачи. Если на Востоке Адриан больше уделял внимание своей филэллинской политике, то на Западе - военному устройству и укреплению рубежей империи. Анализируются особенности эллинизации частей Римской империи и причины распространения культа Антиноя на Востоке, а также важнейшие мероприятия Адриана в провинциях в ходе своих путешествий. Для изучения вопроса привлечены работы зарубежных исследователей.

Ключевые слова: Адриан, Рим, провинции, эллинизм, греческая культура, римская культура, романизация

Для цитирования: Габарашвили Г.Д. Особенности провинциальной политики императора Адриана // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 49-55.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

FEATURES OF THE PROVINCIAL POLICY OF EMPEROR HADRIAN Georgiy D. Gabarashvili

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia george. g.sfu@yandex.ru

Abstract. The provincial policy of the Roman emperor Hadrian (117-138 AD) is considered. It is noted that the distinctive feature of Hadrian's policy, in comparison with previous emperors, was his travels, which allowed him to carry out reforms directly on the ground. It is assumed that Hadrian solved various tasks in the provinces of the East and West of the Empire. So, if in the East Hadrian paid more attention to his Philhellenic policy, then in the West to the military structure and strengthening of the borders of the empire. In addition, the features of the Hellenization of parts of the Roman Empire and the reasons for the spread of the cult of Antinous in the East are considered, as well as the most important events of Hadrian in the provinces during his travels. To study the issue, the works of foreign researchers were involved.

Keywords: Hadrian, Rome, provinces, Hellenism, Greek culture, Roman culture, romanization For citation: Gabarashvili G.D. Features of the Provincial Policy of Emperor Hadrian. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(1):49-55. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

© Габарашвили Г.Д., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Одной из отличительных особенностей правления императора Адриана является то, что он осуществлял реформы в провинциях в ходе путешествий, в которых провел около половины времени своего правления. Его многолетние длительные путешествия, уникальные для периода Римской империи как по масштабам, так и по концепции, выделяются в исследованиях как особая характерная черта его принципата [1, S. 320; 2, S. 73, 190].

Следует отметить, что и предыдущие императоры часто надолго покидали Рим, но в основном отправлялись на войну и возвращались, как только конфликт был улажен. Так, например, Август в военных целях провел около 11 лет вдали от Италии и посетил многие регионы империи, за исключением Африки и Сардинии. Траян, предшественник Адриана, также в большинстве случаев отправлялся в дальние регионы в военных целях [3, p. 45].

Адриан большое внимание уделял развитию провинций. Он поддерживал создание муниципалитетов - полуавтономных городских сообществ со своими обычаями и законами, а не навязывал новые римские колонии с имперской конституцией.

Адриан относился к провинциям с такой же любовью, как и к Риму; действительно отличая Афины, культурный центр античного мира, больше, чем Рим, столицу империи [3, p. 49]. Дион Кассий на этот счет сообщает: «Многие... [города]... он посетил - больше, чем любой другой император, - и позаботился, можно сказать, обо всех, обеспечив одним проведение воды и устройство гаваней, другим - хлеб и осуществление общественных работ, третьим предоставив деньги и различные почести, кому-то большие, кому-то меньшие» [Dio. LXIX, 5, 3].

В провинциях Адриан поощрял городское самоуправление. Это нашло свое выражение среди прочего в предоставлении прав на чеканку монет и в предоставлении городских конституций. С другой стороны, в центральном финансовом и налоговом управлении империи он, в свою очередь, сделал ставку на систематизацию существующих процедур и назначил специальных уполномоченных по фискальным интересам государства, advocati fisci [1, S. 323].

Кроме того, во время путешествий Адриан принимал меры по укреплению границ, занимался тщательной инспекцией и реорганизацией римских армейских формирований, чью безупречную оперативность и ударную мощь он энергично поддерживал даже в периоды длительного мира.

По словам О. Шульца, «.дела Рейнской армии в это время должны были быть достаточно плохи. Боевая пригодность войск стала в высшей степени сомнительной; ибо отсутствовали, если не совсем, то в значительной степени, два ее основных условия: военная практика и военная дисциплина. Адриан обратил свое внимание на каждую из них по принципу si vis pacem, para bellum [хочешь мира, готовься к войне]» [4, S. 62].

Именно в реорганизации военной сферы Адриану, сменившему Траяна, пришлось идти по новому пути в изменившихся условиях. Если Траян собирал войска вокруг себя во время экспансионистских кампаний и, уже будучи императором, часто руководил ими напрямую, то во времена Адриана войска были размещены преимущественно по внешним границам империи [2, S. 194].

Прибыв в расположение войск, он не ограничивал свои инспекции исключительно военными вопросами, а, по словам Диона Кассия, расследовал и частные дела. Там, где лагерная жизнь, с его точки зрения, превращалась в сплошные празднования и попойки, Адриан принимал соответствующие меры. При этом разделял с солдатами всякие невзгоды, с непокрытой головой выдерживал любой климат: как снег на севере, так и палящее солнце Египта. Методы обучения военному искусству и укрепления дисциплины пережили его век [5, p. 42; 6, S. 544-572].

Свое первое большое путешествие по провинциям Адриан начал в 121 г. н.э. Но в преддверии его он приказал принять меры по расширению Верхне-Германо-Ретийского лимеса, который должен был образовать видимую укрепленную внешнюю границу римской империи в виде частокола из дубовых бревен, разрезанных пополам [5, p. 41].

После инспекции войск на Рейне Адриан перебрался в Британию, где в 122 г. присоединился к войскам, занятым возведением стены Адриана между заливом Солуэй-Ферт и рекой Тайн. Эта стена позволяла эффективно контролировать движение людей и грузов; система укреплений и застав обеспечивала наблюдение за значительной территорией к северу и югу от вала [7, S. 79]. Однако утверждение, что стена должна была устранить реальную угрозу нападения, является все-таки предположением. Как отмечает В. Вебер, «серьезная угроза стране вторжениями варваров кажется ... совершенно исключенной» [8, S. 108].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Возможно, определяющим мотивом строительства как стены Адриана, так и германских ли-месов было общее желание прекратить расширение империи. Сокращение расходов на оборону, видимо, также сыграло свою роль, поскольку Стена сдерживала нападения на римскую территорию с меньшими затратами, чем массированная пограничная армия, и контролировала трансграничную торговлю и иммиграцию [9, p. 182-208].

Еще до наступления зимы Адриан покинул остров и путешествовал по Галлии. По «Виа До-миция» он добрался до Испании, где в Тарраконе перезимовал и организовал собрание представителей всех регионов и основных городов Испании [5, p. 48]. В Испании Адриан, похоже, не посетил свою малую родину, Италику, но он наделил ее многими преимуществами и продвигал выраженное ею в сенате желание подняться из колонии на уровень муниципия [3, p. 64-65].

В 123 г. он перебрался в Северную Африку и провел инспекцию войск. Пребывание Адриана в Мавритании и Африке в то время, без сомнения, было связано исключительно с целью подавления восстаний [10, S. 36; 3, p. 65-66].

Далее Адриану необходимо было отправиться на Восток из-за угрозы нового столкновения с парфянами. Он собирался добиться разрядки ситуации в ходе переговоров на Евфрате. Как отмечает В. Вебер, «Адриан последовательно проводил свою мирную политику для наилучшего успеха своей внутренней реформаторской работы, поэтому он развивал дружбу с правителями Востока» [8, S. 235].

Период с 124 по 128 г. Адриан также провел на Востоке, посетив Сирию, Грецию, вернулся в Рим, где пробыл три года и затем в 128 г. снова посетил Северную Африку.

Следует отметить, что римские колонии в Северной Африке были более многочисленны, чем где бы то ни было. Сам Адриан увеличил их число. Утика, Зама и Тэнэ получили колониальные права. Карфаген, резиденция проконсула, был переименован в Адрианополь.

Император оказал Карфагену особую милость и украсил его памятниками. Как указывает Ф. Грегоровиус, «Новый Карфаген римлян, основание Цезаря, уже во времена Августа вновь занял свое прежнее положение в Африке. Он был вторым городом на Западе, третьим во всей империи по размерам, красоте и населению, по численности уступавшим только Риму и Александрии» [3, p. 90].

После посещения Северной Африки в 128 г. Адриан отправился через Афины во второе путешествие в восточную часть империи. В этом регионе он большое внимание уделял полисам -Спарте, Эфесу, Смирне, Пергаму. Придавал значение распространению имперского культа. Тот факт, что Эфес был резиденцией проконсула, должен был способствовать распространению римского и имперского культа в этом регионе. «Подобострастие перед императором, кажется, нигде так не процветало, как в этом городе, и Эфес, вероятно, был настоящим местом зарождения этого унизительного поклонения императору» [3, p. 98].

В 130 г. он посетил провинции Аравию и Иудею. Возможно важнейшим преобразованием в данном регионе можно обозначить переименование Адрианом Иерусалима в Элию Капиталину и придание этому городу статуса колонии. Если первая часть названия обозначает род Элиев, то вторая - Капитолина - подтверждает центральное положение культа Юпитера в новой колонии [8, S. 241-243].

Причины столь жесткой политики Адриана по отношению к иудеям, для которых Иерусалим являлся важным религиозным центром, кроются в том, что Иудея была крайне нелояльным регионом, а сами иудеи подняли крупнейшее восстание в последние годы правления Траяна.

Как отмечает Ф. Грегоровиус, «Иудея была единственной страной, которая противопоставила свое национальное чувство могуществу Рима. Преодолеть эту оппозицию и романизировать Палестину было целью Адриана, особенно после крупного восстания евреев при Траяне. Возможно, как считал Адриан, с превращением Иерусалима в римскую колонию национальный иудаизм в Палестине должен был быть навсегда уничтожен» [3, p. 114-115]. Но в дальнейшем иудеи под предводительством Бар-Кохбы подняли восстание в том числе из-за жёсткой политики Адриана, но разбор этого восстания выйдет за рамки данной статьи, поэтому ограничимся упоминанием о нем.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

В октябре 130 г. в Египте происходит трагическое событие: любимец императора Антиной тонет в Ниле [Dio. LXIX 11, 2-4; 11, p. 134]. Обстоятельства этого происшествия до сих пор остаются невыясненными.

В Египте было предложено отождествление Антиноя с богом Осирисом, так как его смерть произошла примерно в годовщину утопления Осириса. Согласно египетской традиции, которую, вероятно, знал Антиной, утонувшие в Ниле получали божественные почести.

Культ Антиноя получил наибольшее распространение в восточной части империи, а именно в городах, где были сильны эллинские традиции. Основные причины кроются в том, что, с одной стороны, грекам был более понятен и легко воспринят культ Антиноя, с другой - полисы могли получать больше благ и возможностей от панэллинского проекта Адриана [5, p. 90]. Так, В. Вебер указывает, что «единственной предпосылкой [возникновения культа] является другая великая идея ... идея панэллинизма» [8, S. 188].

Недалеко от места, где утонул Антиной, Адриан основал город Антинополь по образцу греческого полиса Навкратиса. Однако, возможно, Адриан все равно планировал основать город для греческих поселенцев во время своего пребывания в Египте, так как это было связано с его политикой эллинизации в восточных провинциях империи. Кроме того, еще один порт на правом берегу Нила мог дать определенный экономический импульс [7, S. 174].

Как указывает Т. Оппер, «.неясно, было ли запланировано развитие культа с самого начала. Во всяком случае поклонение Антиною позволяло греческому населению империи прославлять свою самобытность, одновременно выражая свою лояльность Риму, что укрепляло сплоченность империи» [7, S. 191].

По меньшей мере 28 храмов были построены для поклонения Антиною по всей территории империи, хотя большинство из них были довольно скромными по своему устройству [12, p. 184185]. Но важно подчеркнуть, что культ Антиноя из Египта усилиями императора распространился главным образом в восточной части Римской империи [8, S. 255]. В Греции существовала традиция принимать обожествление смертных, и культ Антиноя присоединился ко многим другим подобным культам, его статуи воспроизводились во всех частях империи, весь римский мир таким образом разделял личное горе императора [13, p. 35]. Следует отметить, что, хотя обожествленный Антиной и отождествлялся, как было указано выше, с Осирисом, в Эллинском мире он был объединен с различными греческими богами, особенно с Гермесом, Дионисом и Паном.

Но, несмотря на весь энтузиазм, с которым греки относились к культу, поклонение Антиною казалось римлянам необычным, ведь это первый подобный прецедент, когда обожествлен не сам император или члены его семьи, а возлюбленный. Кроме того, в римском обществе не было традиции любовных отношений между взрослым мужчиной и юношей. В частности, известно, что для подобного вида отношений в латинском языке существовало понятие «Mos Graecorum» -«греческий обычай» [14, p. 72]. Тем самым наблюдается явное отличие и отсутствие культурного единства в разных частях империи, что и отразилось в политике Адриана, который так и не смог, а возможно, и вовсе не ставил задачу создать общеимперскую культуру.

Завершением его путешествий стало посещение Афин в 132 г., а затем, встревоженный еврейским восстанием, он, вероятно, вернулся в Рим [6, S. 676]. Путешествия оказали в целом положительное влияние на благосостояние территорий, которые посетил император. Он инициировал многие проекты, убедившись в их необходимости на местном уровне. Поощрял сохранение местных исторических и культурных традиций, обеспечивая реставрацию представительных древних сооружений, возобновление местных игр и культов, а также содержание захоронений выдающихся личностей. Улучшение инфраструктуры дорожной сети, портовых сооружений и мостов также было связано с путешествиями Адриана [2, S. 195, 201].

Помимо Рима как центра правления, которым он не имел права пренебрегать, щедрость и постоянные пожертвования Адриана в исключительной степени относились к Греции, в частности к Афинам. Его, возможно, выраженный с раннего возраста филэллинизм, который принес ему прозвище Грекулус („гречонок"), определял не только его эстетические наклонности, но и проявлялся в его внешности, в особенностях его образа жизни и окружения, а также в политических желаниях и деятельности [6, S. 258]. Даже в религиозном плане Адриан принял для себя афинскую

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

традицию, уходящую корнями в далекое прошлое. Он был вторым римским императором после Августа, получившим посвящение в Элевсинские мистерии [6, S. 627].

Важно подчеркнуть, что Адриан восстанавливал именно классический эллинский мир с присущими ему традициями праздников, мифов, полисного строя, а не эллинистический с элементами восточной монархии [15, p. 176].

Строительство храма Зевса Олимпийского, которое будет завершено в 135 или 136 г. [8, S. 180], стало центром объединения общегреческого «Панэллиниона» [5, p. 78; 6, S. 634]. Города были заинтересованы во вхождении в панэллинский союз по причине приобретения определенных привилегий. Например, Афины получали широкие дотации. Так, Адриан даровал почетные титулы многим региональным центрам [15, p. 177].

В любом случае значение Панэллиниона как политического связующего звена и средства укрепления греческого единства оставалось ограниченным. Возможно, греческие полисы должны были быть гармонизированы между собой и в то же время более тесно связаны с Римом и Западом через Афины. Похоже, что после смерти Адриана от Панэллиниона осталось не так много, кроме культурных контактов [6, S. 632-634].

Как указывает П. Вейн, «Адриан стремился включить жителей провинций в содружество цивилизованных народов и общей эллинской культурой под руководством Рима» [16, p. 655]. Распространенное мнение, что Адриан создавал общеимперскую эллинскую культуру, является не более чем предположением. Филэллинская политика Адриана проявлялась на Востоке и в Италии, но касательно западных провинций мы не имеем сведений о попытках эллинизации проживающего там населения. Это было одной из важных особенностей провинциальной политики Адриана.

Важно и то, что к перемещению центра политической власти в восточную часть империи Адриан не стремился [2, S. 237]. Империя оставалась римской, несмотря ни на какие филэллинские стремления Адриана, греки также занимали второстепенные роли, уступая в первенстве римлянам, хотя при Адриане они получали большие привилегии.

Подводя итоги, следует отметить, что Адриан проводил эффективную провинциальную политику, зачастую лично присутствуя в том или ином регионе. Его политика в разных регионах носила явные отличия. Так, на Востоке Адриан проводил филэллинскую политику, тогда как на Западе особое внимание уделял укреплению границ и военной инспекции войск. Адриан исходил прежде всего из реалий тогдашних ситуаций, если на Востоке была ослабленная междоусобицей и вторжением Траяна Парфия, то другие регионы не были в такой безопасности.

Наблюдается особое внимание к границам на Дунае, где была угроза со стороны племен языгов и роксолан; на Рейне и в Британии, где хотя от варваров и не было явной угрозы, но и для безопасности торговых путей в относительно богатых приграничных регионах требовались дополнительные усилия по обороне; в Африке присутствовала действительная угроза со стороны мавров, восстание которых пришлось подавлять Адриану.

На Востоке, в Иудее, можно с уверенностью сказать, Адриан провалил свою внутреннюю политику. Опираясь на жесткую эллинизацию, он вынудил иудеев взяться за оружие. Возможно, это единственная провинция, которая при правлении Адриана пережила бедствие.

Возникает вопрос, почему Адриан не проводил эллинизацию на Западе империи? Ответ в том, что на Западе не было необходимого фундамента, для негреков эллинская культура, тем более классического полисного типа, была чуждой и сложно воспринимаемой. Это наблюдалось в регионах, где насаждался культ Антиноя, за исключением нескольких городов на Западе, таких как Карфаген и Кесария в Мавритании, основные места культа находились в провинциях с греческим населением на Востоке, либо в Италии. Следовательно, через культ Антиноя успешно проводилась филэллинская политика Адриана, которой на Западе империи не наблюдается. Отметим, что Адриан даже не стремился к распространению эллинизма в этих областях. Поэтому можем утверждать, что Адриан не ставил задачей эллинизировать Рим, как считают некоторые исследователи.

Адриан проводил уникальную и эффективную политику по развитию провинций путём их посещения и работы на местах. Провинции, города и общины получили привилегии, что могло сказаться на их экономическом и культурном развитии. Несомненно, провинциальная политика Ад-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

риана с учетом всех проблемных сторон являлась успешной и имела далеко идущие последствия для благосостояния Римской империи.

Список источников

1. Christ K. Geschichte der römischen Kaiserzeit. Von Augustus bis zu Konstantin. 5. Aufl., München, 2005. 885 S.

2. Mortensen S. Hadrian. Eine Deutungsgeschichte. Bonn: Habelt, 2004. 376 S.

3. Gregorovius F. The Emperor Hadrian: A Picture of the Graeco-Roman World in His Time. London: Macmillan, 1898. 414 p.

4. Schulz O. Leben des Kaisers Hadrian: Quellenanalysen und historische Untersuchungen. Leipzig: B.G. Teubner, 1904. 141 S.

5. Birley A.R. Hadrian. The Restless Emperor. London, 2000. 399 p.

6. Fündling J. Kommentar zur Vita Hadriani der Historia Augusta (= Antiquitas. Reihe 4: Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung, Serie 3: Kommentare, Bände 4.1 und 4.2). Bonn: Habelt, 2006. 1230 S.

7. Opper T. Hadrian: Machtmensch und Mäzen. Darmstadt, 2009. 256 S.

8. Weber W. Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers Hadrianus. Leipzig: B. G. Teubner, 1907. 288 S.

9. Breeze D.J., Dobson B. Hadrian's Wall: Some Problems. Britannia, 1972. Vol. 3. 397 p.

10. Dürr J. Die Reisen des Kaisers Hadrian. Wien: C. Gerold's Sohn, 1881. 124 S.

11. Boer W. D. Religion and Literature in Hadrian's Policy // Mnemosyne. Fourth Series. 1955. Vol. 8, fasc. 2. P. 123-144.

12. Royston L. Beloved and God: The Story of Hadrian and Antinous. George Weidenfeld & Nicolson, 1984. 298 p.

13. KulikowskiM. Imperial Triumph. The Roman World from Hadrian to Constantine. London, 2016. 328 p.

14. Williams C.A. Roman homosexuality: Ideologies of Masculinity in Classical Antiquity. Oxford University Press, 1999. 420 p.

15. Andrade N. J. Syrian Identity in the Greco-Roman World. Cambridge University Press, 2013. 444 p.

16. Veyne P. Le Pain et le cirque Sociologie historique d'un pluralisme politique. Paris: Seuil, 1976. 896 p.

References

1. Christ K. Geschichte der römischen Kaiserzeit. Von Augustus bis zu Konstantin. 5. Aufl., München, 2005. 885 S.

2. Mortensen S. Hadrian. Eine Deutungsgeschichte. Bonn: Habelt; 2004. 376 S.

3. Gregorovius F. The Emperor Hadrian: A Picture of the Graeco-Roman World in His Time. London: Macmillan Publ.; 1898. 414 p.

4. Schulz O. Leben des Kaisers Hadrian: Quellenanalysen und historische Untersuchungen. Leipzig: B. G. Teubner Publ.; 1904. 141 S.

5. Birley A.R. Hadrian. The Restless Emperor. London, 2000. 399 p.

6. Fündling J. Kommentar zur Vita Hadriani der Historia Augusta (= Antiquitas. Reihe 4: Beiträge zur His-toria-Augusta-Forschung, Serie 3: Kommentare, Bände 4.1 und 4.2). Bonn: Habelt Publ.; 2006. 1230 S.

7. Opper T. Hadrian: Machtmensch und Mäzen. Darmstadt, 2009. 256 S.

8. Weber W. Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers Hadrianus. Leipzig: B. G. Teubner Publ.; 1907. 288 S.

9. Breeze D.J., Dobson B. Hadrian's Wall: Some Problems. Britannia, 1972. Vol. 3. 397 p.

10. Dürr J. Die Reisen des Kaisers Hadrian. Wien: C. Gerold's Sohn Publ.; 1881. 124 S.

11. Boer W. D. Religion and Literature in Hadrian's Policy. Mnemosyne. Fourth Series. 1955;8(2):123-144.

12. Royston L. Beloved and God: The Story of Hadrian and Antinous. George Weidenfeld & Nicolson Publ.; 1984. 298 p.

13. Kulikowski M. Imperial Triumph. The Roman Worldfrom Hadrian to Constantine. London, 2016. 328 p.

14. Williams C.A. Roman homosexuality: Ideologies of Masculinity in Classical Antiquity. Oxford University Press; 1999. 420 p.

15. Andrade N. J. Syrian Identity in the Greco-Roman World. Cambridge University Press; 2013. 444 p.

16. Veyne P. Le Pain et le cirque Sociologie historique d'un pluralisme politique. Paris: Seuil Publ.; 1976. 896 p.

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 1

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Г.Д. Габарашвили - аспирант, Институт истории и международных отношений.

Information about the author

G.D. Gabarashvili - Postgraduate Student, Institute of History and International Relations.

Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 20.03.2023. The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.