Научная статья на тему 'ПАНЭЛЛИНСКАЯ ПРОГРАММА ИМПЕРАТОРА АДРИАНА'

ПАНЭЛЛИНСКАЯ ПРОГРАММА ИМПЕРАТОРА АДРИАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДРИАН / РИМ / ПОЛИСЫ / ЭЛЛИНИЗМ / ПАНЭЛЛЕНИЙ / HADRIAN / ROME / POLISES / HELLENISM / PANHELLENION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габарашвили Георгий Давидович

Рассматривается панэллинский проект римского императора Адриана (117-138 гг. н.э.) по объединению греческих полисов в единую организацию. Отмечается, что в основе политики Адриана лежала романтизированная идея возрождения классической греческой традиции. В частности, идеалом нового союза выступали Афины, Спарта, Коринф и другие города материковой Греции, сохранившие до II в. основы своей полисной организации и самоуправления. Предполагается, что союз не являлся общегреческим, так как не затрагивал эллинистические города, основанные после походов Александра Македонского. Кроме того, рассматриваются негативные проявления филэллинской политики Адриана, которые наблюдаются в крупном Иудейском восстании, вызванном принудительной эллинизацией восточных провинций империи. Для полноценного анализа вопроса привлечены работы зарубежных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANHELLENIC PROGRAM OF HADRIAN

The Panhellenic project of the Roman Emperor Hadrian (117-138 AD) to unite the Greek Polis into a single organization is considered. It is noted that Hadrian's policy was based on the romanticized idea of reviving the classical Greek tradition. In particular, the ideal of the new Union was Athens, Sparta, Corinth, and other cities of mainland Greece, which preserved the foundations of their Polis organization and self-government until the second century. It is assumed that the Union was not all-Greek, since it did not affect the Hellenistic cities founded after the campaigns of Alexander the Great. In addition, the article examines the negative manifestations of Hadrian's Philhellenic policy, which are observed in a major Jewish revolt caused by the forced Hellenization of the Eastern provinces of the Empire. The works of foreign researchers are involved for the full analysis of the issue.

Текст научной работы на тему «ПАНЭЛЛИНСКАЯ ПРОГРАММА ИМПЕРАТОРА АДРИАНА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

УДК 94

doi 10.18522/2687-0770-2020-4-59-63

ПАНЭЛЛИНСКАЯ ПРОГРАММА ИМПЕРАТОРА АДРИАНА

© 2020 г. Г.Д. Габарашвили а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

PANHELLENIC PROGRAM OF HADRIAN

G.D. Gabarashviliа

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Габарашвили Георгий Давидович -аспирант,

Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, Россия. E-mail: george.g.sfu@yandex.ru

Georgiy D. Gabarashvili -

Postgraduate,

Institute of History

and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: george.g.sfu@yandex.ru

Рассматривается панэллинский проект римского императора Адриана (117-138 гг. н.э.) по объединению греческих полисов в единую организацию. Отмечается, что в основе политики Адриана лежала романтизированная идея возрождения классической греческой традиции. В частности, идеалом нового союза выступали Афины, Спарта, Коринф и другие города материковой Греции, сохранившие до II в. основы своей полисной организации и самоуправления. Предполагается, что союз не являлся общегреческим, так как не затрагивал эллинистические города, основанные после походов Александра Македонского. Кроме того, рассматриваются негативные проявления филэллинской политики Адриана, которые наблюдаются в крупном Иудейском восстании, вызванном принудительной эллинизацией восточных провинций империи. Для полноценного анализа вопроса привлечены работы зарубежных исследователей.

Ключевые слова: Адриан, Рим, полисы, эллинизм, Панэллений.

The Panhellenic project of the Roman Emperor Hadrian (117-138 AD) to unite the Greek Polis into a single organization is considered. It is noted that Hadrian's policy was based on the romanticized idea of reviving the classical Greek tradition. In particular, the ideal of the new Union was Athens, Sparta, Corinth, and other cities of mainland Greece, which preserved the foundations of their Polis organization and self-government until the second century. It is assumed that the Union was not all-Greek, since it did not affect the Hellenistic cities founded after the campaigns of Alexander the Great. In addition, the article examines the negative manifestations of Hadrian's Philhellenic policy, which are observed in a major Jewish revolt caused by the forced Hellenization of the Eastern provinces of the Empire. The works offoreign researchers are involvedfor the full analysis of the issue.

Keywords: Hadrian, Rome, polises, Hellenism, Panhellenion.

Император Адриан вошел в историю как фил-эллин. Одной из важнейших его идей была реализация панэллинского проекта, который заключался ни много ни мало в объединении всего греческого мира. Т. Моммзен так писал о деяниях императора в Греции: «Адриан, который создал новые Афины, создал и новую Элладу. В его правление представителям всех, как автономных, так и неавтономных, городов провинции Ахайи было разрешено создать в Афинах союз объединенной Греции - Панэллений. Так было создано национальное объединение, о котором греки так

часто мечтали в лучшие времена своей истории» [1, с. 164].

Стоит отметить, что ещё с детских лет Адриана отличало трепетное отношение к греческой культуре. Уже в ранние годы он предпочитал греческую литературу латинской [2, р. 16]. В «Извлечениях» Аврелия Виктора говорится, что за пристрастие ко всему греческому римляне называли Адриана греком в насмешливой форме этого слова - «грекулус» [3, с. 100]. Будучи знатоком греческой литературы, он хорошо усвоил вкусы и обычаи афи-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

нян, говорил по-гречески, как афинянин, умел петь, играть на кифаре, знал медицину, был живописцем и скульптором [4, с. 68].

Адриан не был первым римским императором, проявившим себя филэллином. На протяжении столетий большинство представителей правящей элиты были двуязычны и говорили как на латыни, так и греческом языке. Например, император Домициан, устраивая праздники, председательствовал на них в греческой одежде, и кроме того он даже согласился заочно занять пост архонта в Афинах [2, р. 17]. Несомненно, культурная традиция эпохи повлияла на Адриана в его дальнейшей политике возрождения Эллады.

Адриан пытался найти некий символический центр для будущего панэллинского объединения. По-видимому, первоначально этим центром должна была стать Дельфийская амфиктиония. В своем письме к дельфийцам он рекомендовал изменить состав членов амфиктионии, предлагая ввести спартанцев, «чтобы синедрион [совет] был общим синедрионом всех эллинов» [2, р. 219]. Дельфы имели сакральное значение в греческом мире и идеально подходили на роль символа объединенной Эллады. Но этот план так и не был осуществлен, возможно, из-за сопротивления спартанцев.

Несмотря на неудачу, Адриан в 132 г. был готов осуществить новый и гораздо более амбициозный план. В конце концов «синедрион всех эллинов» в Дельфах, даже если бы он был создан, стал бы всего лишь собранием эллинов одной только материковой Греции. Однако эллины проживали далеко за ее пределами. Очевидно, во время своего второго пребывания в Греции в 128 г. Адриан разработал новую программу. Он хотел создать эллинское содружество, которое включало бы в себя все те полисы, которые могли бы доказать свое подлинное эллинское происхождение. Этим объединением должен был стать так называемый Панэлленион, объединение всех эллинов с центром в Афинах [5, р. 43]. В качестве фундамента для панэллинского проекта должен был выступить завершенный при Адриане храм Зевса Олимпийского.

В отличие от любой предыдущей греческой лиги, эта должна была включать в себя все греческие города, основанные до эпохи Александра [5, р. 43]. Принятие в Панэлленион должно было осуществляться после тщательного изучения эллинского происхождения города, который должен был соответствовать классической полисной традиции.

Важно отметить, что успешные заявки на членство включали мифологизированные или сфабрикованные заявления о греческом происхождении и подтверждения лояльности императору, чтобы удовлетворить личные, идеализированные представления Адриана об эллинизме. Адриан видел себя защитником греческой культуры и «свобод» Греции, в данном случае полисного самоуправления. Это позволило Адриану представляться в качестве наследника Перикла, который якобы созвал предыдущий панэллин-ский конгресс, но интересно, что о таком конгрессе намекает только Плутарх в биографии Перикла [6, р. 76].

Возможно, главный недостаток проекта Адриана крылся в его представлениях об эллинизме, которые были довольно архаичны, что и проявлялось в выработанных критериях для принятия полисов в союз. Он определял эллинизм в понятиях классической эпохи, а не более широкой эллинистической культуры. Однако некоторые города с сомнительными претензиями на греческое происхождение, например Сиде, были признаны полностью эллинскими [7, р. 462]. Важным является то, что Адриан не пытался преуспеть там, где потерпел неудачу Александр: его панэллинский союз не имел ничего общего с военным альянсом последнего. В этом заключалось различие между двумя вариантами объединения греков: в одном случае направленного против врага-варвара, в другом - объединяющего эллинов в рамках административной системы Римской империи [8, с. 24].

Скорее всего города были заинтересованы во вхождении в панэллинский союз по причине приобретения определенных привилегий. Например, Афины получали широкие дотации. Как указывает Дион Кассий [Dio LXIX], Адриан передал в дар афинянам большие суммы денег, годовой запас хлеба и весь остров Кефаллению. Особые почести были оказаны Кизику, которые заключались в возобновлении работы над храмом, начатые царем Атталом Пергамским сотни лет назад, предоставив городу статус neokoroi, т. е. одного из провинциальных центров императорского культа [5, р. 35]. Кизик, очевидно, приобрел и другие знаки императорской милости. Город получил название «Адриан» и начал спортивные состязания под названием «Адриания». Соседние города Аполлония и Милетополь также получили привилегии от Адриана, по крайней мере оба называли его «спасителем и основателем» [2, р. 164]. Для благоустройства Смирны

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

Адриан отпустил не меньше 1 000 000 драхм [9, с. 42]. Этот город был назначен еще одним центром императорского культа. Такая экономическая и культурная поддержка со стороны Адриана могла привлекать другие города искать пути вступления в союз и добиться получения милостей со стороны императора.

Для созыва первой ассамблеи Панэллениона потребовалось несколько лет интенсивной подготовительной работы. Необходимо было составить списки подходящих или потенциально подходящих полисов, которых насчитывалось сотни на Востоке империи и далеко за ее пределами.

Весной 132 г. Адриан отпраздновал освящение храма Зевса Олимпийского, которое так долго откладывалось, и открыл Панэлленион. Адриан создал организацию, объединившую все города, которые могли правдоподобно доказать свое греческое происхождение [8, с. 214]. Афины должны были стать центром новой возрожденной Эллады. Император намеревался преобразовать афинский строй и местное законодательство, улучшить образовательные учреждения Афин. Все это тесно соприкасалось с заботами императора о философских и риторических школах города. Павсаний указывал [Paus. I. 3], что щедрость императора Адриана к своим подданным была дарована больше всего Афинам.

Важной функцией Панэллинского союза являлось проведение игр и соревнований между греческими городами [8, с. 214]. Немецкий социолог Г. Зиммель отмечал, что Панэлленион был основан на «... играх, поминаниях, сохранении идеала, совершенно неполитическом эллинизме» [10, р. 288]. В Афинах планировалось проведение новых Олимпийских и Панафиней-ских игр. Кроме того, возможно только после смерти Адриана был учрежден праздник Адриа-нии. Таким образом, Афины фактически должны были ежегодно устраивать большой фестиваль, гарантируя постоянный приток участников - не только спортсменов, но и поэтов, музыкантов, ораторов и зрителей со всего эллинского мира.

Панэллинскую политику Адриан проводил не только в самой Греции, но и в Египте. В частности, на месте гибели Антиноя, возлюбленного императора, спустя всего несколько дней после этого события, Адриан основал новый город -Антинополь. Город развивался одновременно и как важный порт, и как центр эллинизации Египта [8, с. 214]. В качестве примера для устройства нового города Адриан выбрал Навкратис, а не Птолемаиду или Александрию. Большой город

был бы неподходящим образцом, ибо римские завоеватели лишили его важнейшей черты полиса - собрания (буле) [2, р. 253].

Важным является, то, что антиноитам было предоставлено право смешанных браков с коренными египтянами, эпигамия, которой не пользовались жители Навкратиса. Это означало, что негреки могли стать гражданами нового полиса и таким образом получить эти привилегии. Возможно, что Адриан рассматривал это как средство распространения эллинизма или, иначе говоря, что он не рассматривал эллинскую идентичность при отсутствии этнической основы [5, р. 46]. Тем самым Антинополь представлялся как идеальный город Адриана, созданный по образу классического греческого полиса.

Несмотря на очевидные преимущества нововведений императора для римского государства и греческих полисов, существовали и отрицательные последствия филэллинизма Адриана. В частности, в Сирии греческая и еврейская общины пользовались особыми привилегиями при римском правлении, но у них также была давняя взаимная неприязнь, которая проявлялась всякий раз, когда они были вынуждены жить вместе. Адриан поддержал греческую сторону. В своем эдикте император категорически запретил обрезание, тем самым объявив вне закона важную часть иудейской ритуальной практики. Он также решил восстановить Иерусалим, разрушенный Веспасианом и Титом, как римскую колонию, поместив храм Юпитера Капитолийского на том месте, где когда-то стоял Иерусалимский храм [5, р. 44].

Возможно, в какой-то степени на образ мыслей Адриана оказал влияние Антиох IV Эпифан. Важное обстоятельство, связанное с Антиохом, проявилось в иудейской политике, спровоцировавшей восстание Маккавеев. Правитель державы Селевкидов, так же как и Адриан, пропагандировал культ Зевса Олимпийского и проводил эллинизацию населения. Учитывая сколько времени Адриан провел в Антиохии, у него должно было быть достаточно возможностей узнать об идеях селевкидского правителя и его политике в этом регионе.

Политическая и стратегическая составляющая приверженности Адриана к эллинам заключалась в том, что грекоязычные провинции действовали как лояльный очаг империи в среде восточных военных и конфликтных зон [11, s. 70]. Важно отметить, что, несмотря на активную деятельность в восточных провинциях, Адриан не стре-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

мился к смещению центра политической власти в другую часть империи [12, s. 237]. Но если не рассматривать конфликты, связанные с иудейской общиной, филэллинские преобразования Адриана принесли немалые выгоды греческим полисам. Эллины получили большие права и свободы. Греки появились в государственных учреждениях, особенно в восточных провинциях. Адриан, очевидно, был первым, кто сумел убедить греков войти в Сенат; и при нем греки впервые стали управлять провинциями на латинском Западе [13, р. 209-245]. В это время Клавдий Аттик, афинянин, который был одним из самых влиятельных людей в мире, получил звание экс-претора и через несколько лет должен был стать консулом. Его спартанский коллега Юлий Ев-рикл Геркулан начинал как квестор в своей родной провинции Ахайя, а затем стал народным трибуном и претором в Риме [5, р. 43].

Политика императора вызывала уважение к нему со стороны греков. На Востоке императорский культ был глубоко укоренен в местных традициях, где Адриан являлся самым популярным из императоров и чтился как Новый Дионис [8, а 221]. Кроме того, афиняне поблагодарили Адриана за его благосклонность, отметив первое пребывание императора в Афинах как начало новой эпохи [14, s. 130]. В его честь были построены ворота Адриана в 131 г. Надписи, прикрепленные к обоим столбам врат, с одной стороны, указывали на Тесея в качестве героя-основателя Афин, с другой - на Адриана как основателя нового города [15, s. 631; 16, s. 78].

Важно подчеркнуть, что Адриан восстанавливал именно классический эллинский мир с присущими ему традициями праздников, мифов, полисного строя, а не эллинистический с элементами восточной монархии.

Возникает вопрос о причинах осуществления Адрианом панэллинского проекта. Едва ли можно говорить об экономических целях проекта, скорее всего в основе политики Адриана лежали идеалистические и романтизированные представления о классической Греции. Еще раз необходимо подчеркнуть, что Адриан с детства испытывал влияние греческой культурной традиции, изучаемой им через историю, эпос и философию. Вероятно, что император еще больше вдохновился на осуществление своей панэллинской программы после путешествий на Восток, где он смог наблюдать за все еще процветающими греческими полисами, сохранившими до II в. основы своих древних традиций.

Литература

1. Моммзен Т. История Рима. Ростов н/Д. : Феникс, 1997. Т. 4. 640 с.

2. Birley A.R. Hadrian. The Restless Emperor. L., 2000. 399 p.

3. Грант М. Римские императоры. Библиографический справочник правителей Римской империи 31 г. до. н. э. - 476 г. н.э. / пер. с англ. М. Гитт. М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. 400 с.

4. Дыдынский Ф. М. Император Адриан. Варшава, 1896. 266 с.

5. Kulikowski M. Imperial Triumph. The Roman World from Hadrian to Constantine. L., 2016. 328 p.

6. Fernando A. Marín Valdés, Plutarco y el arte de la Atenas hegemónica. Universidad de Oviedo, 2008. 372 p.

7. Domingo Plácido Suárez. La construcción ideológica de la ciudadanía: identidades culturales y sociedad en el mundo griego antiguo. Madrid : Editorial Complutense, 2006. 490 p.

8. Ханиотис А. Эпоха завоеваний: греческий мир от Александра до Адриана (336 г. до н.э. - 138 г. н.э.) : пер. с англ. М. : Альпина нон-фикшн, 2020. 680 с.

9. Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I - III вв. М., Л. : Изд-во АН СССР, 1949. 263 с.

10. Simmel G. Sociology: Inquiries into the Construction of Social Forms. Leiden : Brill, 2009. 692 p.

11. Opper T. Hadrian: Machtmensch und Mäzen. Darmstadt, 2009. 256 s.

12. Mortensen S. Hadrian. Eine Deutungsgeschichte. Habelt, Bonn, 2004. 376 s.

13. Birley A.R. Hadrian and Greek Senators // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. Bd. 116. 1997. S. 209-245.

14. ZahrntM. Hadrian // Manfred Clauss (Hrsg.): Die römischen Kaiser. 55 historische Portraits von Caesar bis Iustinian. 4., aktualisierte Aufl., München, 2010. 301 s.

15. Fündling J. Kommentar zur Vita Hadriani der Historia Augusta (= Antiquitas. Reihe 4: Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung, Serie 3: Kommentare, Bände 4.1 und 4.2). Habelt, Bonn, 2006. 1230 s.

16. Knell H. Des Kaisers neue Bauten. Hadrians Architektur in Rom, Athen und Tivoli. Zabern, Mainz, 2008. 119 s.

References

1. Mommsen T. (1997). History of Rome. Rostov-on-Don, Feniks Publ., vol. 4, 640 p. (in Russian).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

2. Birley A.R. (2000). Hadrian. The Restless Emperor. London, 399 p.

3. Grant M. (1998). The Roman Emperors: A Biographical Guide to the Rulers of Imperial Rome 31 B.C. -A.D. 476. Tr. from Engl. by M. Gitt. Moscow, TERRA -Knizhnyi klub Publ., 400 p. (in Russian).

4. Dydynski T. (1896). Emperor Hadrian. Warsaw, 266 p. (in Russian).

5. Kulikowski M. (2016). Imperial Triumph. The Roman Worldfrom Hadrian to Constantine. London, 328 p.

6. Fernando A. (2008). Marín Valdés, Plutarco y el arte de la Atenas hegemónica. Universidad de Oviedo, 372 p.

7. Domingo Plácido Suárez. (2006). La construcción ideológica de la ciudadanía: identidades culturales y sociedad en el mundo griego antiguo. Madrid, Editorial Complutense, 490 p.

8. Chaniotis A. (2020). The age of conquest: the Greek world from Alexander to Hadrian (336 BC - 138 AD). Tr. from Engl. Moscow, Al'pina non-fikshn Publ., 680 p. (in Russian).

9. Ranovich A. (1949). Eastern provinces of the Roman Empire in the 1st - 3th centuries. Moscow, Leningrad, AS SSSR Press, 263 p. (in Russian).

10. Simmel G. (2009). Sociology: Inquiries into the Construction of Social Forms. Leiden, Brill, 692 p.

11. Opper T. (2009). Hadrian: Machtmensch und Mäzen. Darmstadt, 256 s.

12. Mortensen S. (2004). Hadrian. Eine Deutungsgeschichte. Habelt, Bonn, 376 s.

13. Birley A.R. (1997). Hadrian and Greek Senators. ZeitschrijtjürPapyrologie undEpigraphik,, Bd. 116, S. 209-245.

14. Zahrnt M. (2010). Hadrian. Manfred Clauss (Hrsg.): Die römischen Kaiser. 55 historische Portraits von Caesar bis Iustinian. 4., aktualisierte Aufl., München, 301 s.

15. Fündling J. (2006). Kommentar zur Vita Hadriani der Historia Augusta (= Antiquitas. Reihe 4: Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung, Serie 3: Kommentare, Bände 4.1 und 4.2). Habelt, Bonn, 1230 s.

16. Knell H. (2008). Des Kaisers neue Bauten. Hadrians Architektur in Rom, Athen und Tivoli. Zabern, Mainz, 119 s.

Поступила в редакцию I Received_2 ноября 2020 г. I November 2, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.