ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО МНОГОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ
Л.И. Шавенкова
В соответствии с Законом Иркутской области от 11 декабря 2003 г №№ 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон области о муниципальных выборах) выборы депутатов представительных органов муниципальных образований (далее - выборы депутатов) проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным или многомандатным избирательным округам в соответствии с уставом муниципального образования.
В Иркутской области до проведения муниципальных выборов в 2005 г не было практики выборов депутатов по многомандатным избирательным округам, однако в других субъектах Российской Федерации такой способ избрания представительного органа муниципального образования применяется довольно успешно.
В соответствии со статьей 25 Закона области о муниципальных выборах для проведения выборов депутатов образуются избирательные округа. По общему правилу схему избирательных округов разрабатывает и представляет на утверждение представительному органу муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования. Это правило действует для существующих муниципальных образований, в том числе при проведении выборов депутатов муниципальных образований, срок полномочий которых сокращен или продлен до 9 октября 2005 г Законом Иркутской области от 29 декабря 2004 г № 124-оз «О совмещении выборов в органы местного самоуправления, продлении и сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области».
В связи с проводимой реформой местного самоуправления при проведении выборов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования Законом Иркутской области от 25 марта 2005 г. № 7-оз (в редакции от 30 мая 2005 г. N° 27-оз) «О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Иркутской области в 2005 году» (далее - Закон области о формировании органов местного самоуправления) установлено, что схема избирательных округов утверждается территориальной
избирательной комиссией. Из этого следует, что способ избрания депутатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам также определяет территориальная избирательная комиссия.
С целью изучения мнений по данному вопросу Избирательной комиссией области были направлены в существующие муниципальные образования предложения о выборе своего оптимального варианта проведения выборов депутатов первого (поселенческого) уровня по многомандатным или одномандатным избирательным округам.
В условиях дефицита финансовых средств, отсутствия кадрового резерва для выдвижения депутатами и членами избирательных комиссий полагаем наиболее целесообразным избрание депутатов на первом (поселенческом) уровне по многомандатным избирательным округам. Вместе с тем не исключается возможность и проведения выборов депутатов в муниципальных образованиях второго уровня (в муниципальных районах, городских округах) по многомандатным избирательным округам при внесении соответствующих положений в уставы муниципальных образований.
Рассмотрим преимущества избрания депутатов по многомандатным избирательным округам.
Законом области о формировании органов местного самоуправления установлена численность депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований в зависимости от численности населения 7, 10, 15, 20, 25 человек. С учетом установленного количества депутатов образуются избирательные округа с соблюдением требований, предусмотренных Законом области о муниципальных выборах.
Избирательные округа образуются в соответствии с установленным порядком на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от сред-
№ 1 / 2 0 0 6
ней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов.
Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
Число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном избирательном округе, не может превышать пяти. Данное ограничение не применяется при выборах депутатов в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
Одновременно при нарезке округов необходимо определиться по количеству образуемых избирательных комиссий, в том числе с возможностью совмещения их полномочий.
С учетом этих требований в муниципальном образовании с количеством депутатов 10-15-20 человек возможно образование соответственно двух, трех или четырех многомандатных избирательных округов для замещения пяти депутатских мандатов в каждом. При этом окружные избирательные комиссии формируются в обязательном порядке в каждом избирательном округе, а количество участковых избирательных комиссий будет зависеть от традиционно сложившегося порядка либо обеспечения вышеназванных условий.
В избирательном округе с количеством депутатов 7 человек возможны следующие варианты образования избирательных округов:
1. В муниципальном образовании образуется один многомандатный избирательный округ для замещения семи депутатских мандатов. В этом случае формируется окружная избирательная комиссия, которая одновременно может выполнять полномочия участковой избирательной комиссии. Однако эта схема применима только для территорий, состоящих из одного населенного пункта, где не требуется образования нескольких избирательных участков.
2. В муниципальном образовании образуется два многомандатных избирательных округа для замещения соответственно четырех и трех депутатских мандатов. В этом случае формируются либо две окружные избирательные комиссии, которые одновременно могут выполнять полномочия соответствующих участковых избирательных комиссий (в случае совпадения границ округов и границ избирательных участков), либо самостоятельные участковые избирательные ко-
миссии в зависимости от необходимого числа избирательных участков.
При втором варианте необходимо обеспечить требование ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 2 ст. 6 Закона области о муниципальных выборах о наделении каждого избирателя равным числом голосов. Верховный суд Российской Федерации своими определениями обозначил, что равное избирательное право, реализуемое в том числе в ходе выборов в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, заключается в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Проведение выборов как в одномандатных, так и в многомандатных округах должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан на выборах на равных основаниях, что предполагает - при соблюдении пропорциональности представительства - наделение каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов [ 1 ].
В нашем случае в многомандатных избирательных округах с пятью замещаемыми мандатами каждый избиратель имеет равное число голосов (по числу мандатов) и при голосовании вправе проставлять в избирательном бюллетене не более пяти отметок. В муниципальном образовании при наличии двух многомандатных избирательных округов с тремя и четырьмя замещаемыми мандатами число голосов, которым будет наделен каждый избиратель, как правило, устанавливается по наименьшему числу мандатов в округе, то есть в этом муниципальном образовании каждый избиратель (как в избирательном округе с тремя замещаемыми мандатами, так и в избирательном округе с четырьмя замещаемыми мандатами) будет наделен тремя голосами. Это означает, что при голосовании избиратель может проставить в избирательном бюллетене не более трех отметок.
При образовании многомандатного избирательного округа для замещения семи (или пяти) мандатов формируется одна окружная избирательная комиссия в количестве от 3 до 10 человек, тогда как при образовании семи одномандатных избирательных округов необходимо сформировать 7 окружных избирательных комиссий, для работы в которых потребуется от 21 до 70 человек.
При проведении выборов депутатов субъектами выдвижения кандидатов как по многомандатным, так и по одномандатным избирательным
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
округам являются избирательные объединения, избирательные блоки, граждане Российской Федерации. На выборах по многомандатным избирательным округам сохраняются правила необходимости сбора подписей избирателей либо внесения избирательного залога для регистрации кандидатом, открытия избирательного счета, ведения по нему учета и отчетности. Правила предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании кандидатов по многомандатным избирательным округам полностью соответствуют правилам при проведении выборов по одномандатным избирательным округам. Однако в условиях и процедурах голосования, а также подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов есть определенные отличия. В многомандатном избирательном округе голосование проводится при наличии по соответствующему избирательному округу числа зарегистрированных кандидатов более установленного числа мандатов в данном избирательном округе, а в одномандатном избирательном округе - при наличии не менее двух зарегистрированных кандидатов. При этом по одномандатному избирательному округу выборы могут проводиться по одной кандидатуре, но кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Однако такой процент голосования маловероятен. Из этого следует, что при проведении выборов по многомандатным избирательным округам существенно уменьшается необходимое число выдвинутых кандидатов.
Например, в муниципальном образовании 10 депутатов. Для реализации принципа альтернативности выборов в одномандатных избирательных округах должно быть выдвинуто не менее 20 человек. При образовании двух многомандатных избирательных округов для замещения пяти мандатов в каждом округе достаточно выдвинуть по 6 кандидатов, то есть всего 12 человек.
При названных преимуществах выборов депутатов по многомандатным избирательным округам в этом способе выборов есть и довольно серьезные минусы. Так, наибольшее опасение вызывает процесс голосования. Учитывая новизну системы выборов по многомандатным избирательным округам, следует уделить много внимания для разъяснения избирателям правил голосования, уйти от стереотипа о необходимости проставления в избирательном бюллетене «не более одной отметки». Впрочем, избирательный бюллетень будет считаться действительным, если в нем проставлена только одна отметка. В
соответствии с п. 18 ст. 100 Закона области о муниципальных выборах недействительными считаются избирательные бюллетени:
а) которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, позиции «Против всех кандидатов»;
б) в которых число отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, позиции «Против всех кандидатов», превышает установленное число отметок;
в) признанные недействительными в случае обнаружения в переносном ящике избирательных бюллетеней больше числа заявлений для голосования на дому;
г) бюллетени избирателей, проголосовавших досрочно за кандидатов, снявших свои кандидатуры.
По многомандатному избирательному округу недействительными признаются также избирательные бюллетени, в которых одна из отметок проставлена напротив позиции «Против всех кандидатов».
При достаточной разъяснительной работе среди избирателей, наличии на избирательных участках информационных материалов с образцами заполнения избирательного бюллетеня, можно с большой экономией финансовых затрат обеспечить проведение голосования по многомандатным избирательным округам.
Муниципальные выборы завершаются подсчетом голосов избирателей и определением результатов выборов. Определение результатов выборов по многомандатным избирательным округам имеет одну особенность. Так, в соответствии с п. 5 ст. 103 Закона области о муниципальных выборах при проведении выборов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет количество голосов не меньше, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Это касается уже приведенных примеров при наличии в муниципальном образовании двух или трех многомандатных избирательных округов с пятью замещаемыми мандатами и полностью совпадает с процедурой подсчета голосов избирателей по одномандатным избирательным округам.
При проведении выборов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее количество голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше,
№ 1 / 2 0 0 6
чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на количество голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе.
Например, в многомандатном избирательном округе с четырьмя замещаемыми мандатами избиратель имеет три голоса. Предположим, что на четыре мандата зарегистрировано пять кандидатов А, Б, В, Г, Д.
Кандидаты Число голосов избирателей, поданных за кандидата
А 25
Б 50
В 70
Г 90
Д 120
Против всех кандидатов (Е) 80
Расчетное число - х. х = Е : (4 : 3) или х = 80 : (4 : 3) = 60,15. Из нашего примера следует, что больше расчетного числа (больше 60 голосов
избирателей) получили голоса избирателей кандидаты В, Г и Д, а значит, они и были избраны. Кандидаты А и Б получили количество голосов избирателей меньше расчетного числа, значит, они считаются неизбранными.
Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, то по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы. В нашем примере повторные выборы назначаются по двум незамещенным мандатам. В этом случае избиратель будет наделяться двумя голосами, то есть по числу мандатов, оставшихся незамещенными.
Из всего вышеизложенного следует, что проведение выборов депутатов на основе мажоритарной избирательной системы по многомандатным избирательным округам является наиболее оптимальным вариантом, позволяющим обеспечить выдвижение и избрание качественного депутатского корпуса с меньшими финансовыми затратами.
1. См.: определения Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля2002 г по делу №№ 34ГО2-9 и от 8 декабря2004 г по делу № 61-ГО4-13 // СПС «КонсультантПлюс» (судебная практика).
К0МЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В данном разделе журнала публикуется комментарий к ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая регламентирует порядок обжалований решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме. Комментарий к указанной статье Федерального закона подготовлен профессором В.В. Игнатенко.
_________ _ ____м _ __ ___м
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИИ И ДЕЙСТВИИ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), НАРУШАЮЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН И ИХ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации
1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
2. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Россий-
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО