Научная статья на тему 'Муниципальные выборы в Ленинградской области'

Муниципальные выборы в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
368
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальные выборы в Ленинградской области»

Муниципальные выборы в Ленинградской области

Журавлев В. П.

м к

О 5 ^ I

О <

м ес

р- о

м £т 2

16

1/2006

Владимир Павлович Журавлев — председатель Избирательной комиссии Ленинградской области, кандидат юридических наук

соответствии с Федеральным законом № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в условиях переходного периода реформы местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации были предоставлены большие полномочия в связи с проведением муниципальных выборов.

Областной закон «Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области», принятый 24 мая 2005 г., установил численность депутатского корпуса и срок полномочий представительных органов первого созыва, порядок их избрания на первый срок, а также — статус и сроки полномочий глав городских, сельских поселений, муниципальных районов и городского округа. В соответствии с этим же законом срок полномочий органов местного самоуправления первого созыва во вновь образованных муниципальных образованиях на обоих уровнях составляет 4 года. Дальнейшее формирование органов МСУ будет происходить уже в соответствии с принимаемыми уставами муниципальных образований.

Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований были назначены областным законом «О назначении выборов в органы местного самоуправления в Ленинградской области», принятым Законодательным собранием Ленинградской области и вступившим в силу 25 июля 2005 г. С этого дня стартовала избирательная кампания в муниципальных образо-

ваниях городских и сельских поселений и в Сосновоборском городском округе. Ранее областным законом «Об установлении даты выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований Ленинградской области» был определен день голосования — 9 октября 2005 г В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Леноблизбиркомом была подготовлена новая редакция областного закона, определяющего порядок проведения муниципальных выборов — «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области». Этот закон был принят Законодательным собранием области 26 апреля 2005 г

Принятые в июле 2005 г. изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вступили в силу после дня начала избирательной

кампании по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Ленинградской области. В этой связи данные изменения и дополнения не применялись на прошедших 9 октября 2005 г. муниципальных выборах в Ленинградской области.

В целях реализации требований действующего избирательного законодательства правительством Ленинградской области 8 июля 2005 г. принято постановление «О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов представительных органов муниципальных образований Ленинградской области со статусом поселений и городского округа». В этом постановлении были поставлены все необходимые задачи перед государственными органами, администрациями муниципальных образований по созданию условий для проведения выборов, обеспечению законности на выборах, информированию населения о реформе местного самоуправления и о выборах. Аналогичные постановления были приняты главами муниципальных образований.

На муниципальных выборах в Ленинградской области использовалась двухзвенная система избирательных комиссий: территориальные (районные) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Федеральное законодательство позволяет избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации возлагать полномочия муниципальных ко-

миссий на территориальные комиссии. По постановлению Леноблизбир-кома территориальные избирательные комиссии муниципальных районов, городского округа осуществляли полномочия муниципальных избирательных комиссий. То есть выборы в муниципальных образованиях поселений, городского округа организовывали и проводили территориальные комиссии.

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

м £т < < 2

17

1/2006

м к

О 5 ^ I О < м ес

»- о

м £т << 2

98

1/2006

В свою очередь территориальные избирательные комиссии своими решениями совместили свои полномочия с полномочиями окружных избирательных комиссий, вследствие чего отпала необходимость в формировании окружных избирательных комиссий. Такой подход к организации системы избирательных комиссий на муниципальных выборах был рекомендован Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Логика в том, чтобы не тратить дополнительных сил и средств на создание множества новых муниципальных комиссий там, где справиться с их функциями под силу уже существующим территориальным избирательным комиссиям, имеющим большой опыт проведения избирательных кампаний и подготовленные кадры.

Исключение составило Пикалев-ское городское поселение Бокситогорского муниципального района, где были сформированы 8 участковых избирательных комиссий и по решению территориальной избирательной комиссии района на них были возложены полномочия окружных избирательных комиссий. Также на территории Кировского муниципального района было сформировано 47 участковых избирательных комиссий, из которых на 37 участковых избирательных комиссий решением территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района были возложены полномочия окружных избирательных комиссий.

Выборы в Колтушском сельском поселении организовывала и проводила муниципальная избирательная комиссия, сформированная представительным органом Колтушского сельского поселения Всеволожского района.

При формировании составов территориальных избирательных комиссий учитывались предложения политических партий. Так, в состав территориальных избирательных комиссий вошли восемнадцать представителей политической партии «Единая Россия», семнадцать — Коммунистической партии Российской Федерации, четырнадцать — Либерально-демократической партии России, семь — политической партии «Родина», а также девять от политической партии «Союз правых сил», трое от партии «Яблоко», один от Российской партии пенсионеров и девять — представители иных общественных объединений.

При формировании участковых избирательных комиссий территориальными избирательными комиссиями также в первую очередь учитывались предложения от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Так, политической партией «Единая Россия» в состав участковых комиссий было предложено 488 чел., от КПРФ — 447 чел., от ЛДПР — 214 чел., от партии «Родина» — 41 чел.

Всего территориальными избирательными комиссиями было сформировано 966 участковых избирательных комиссий, в состав которых вошел 7001 член комиссии с правом решающего голоса. Максимальное количество членов участковой комиссии составляло 15 чел., минимальное — три, в зависимости от количества избирателей в конкретном округе.

Избирательные округа

На территории Ленинградской области в соответствии с законом были образованы как одномандатные, так и многомандатные округа, в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории и ее специфики. При образовании избирательных округов соблюдалось примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат.

Схемы избирательных округов согласно областному закону «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» утверждались для муниципальных образований первого уровня соответствующими избирательными комиссиями, а для Сосновоборского городского округа — Законодательным собранием.

В соответствии с областным законом, решениями территориальных избирательных комиссий муниципальных районов, городского округа, наделенных полномочиями муниципальных избирательных комиссий, было сформировано 946 избирательных округов для проведения муниципальных выборов, в том числе одномандатных — 587, многомандатных — 359. Из которых:

двухмандатных — 59, трехмандатных — 33, четырехмандатных — 40, пятимандатных — 188, семимандатных— 6, десятимандатных — 33.

Только одномандатные округа были образованы во Всеволожском (244 избирательных округа) и Кингисеппском (110 избирательных округов) муниципальных районах.

В Гатчинском и Кировском муниципальных районах были сформированы многомандатные избирательные округа с разным числом мандатов. В соответствии с законом в этом случае каждый избиратель имел равное число голосов. То есть избиратель мог проставить в бюллетене в пользу кандидатов число знаков, равное наименьшему количеству мандатов, имеющемуся среди округов этого поселения, или меньше. К примеру, в схеме избирательных округов поселения один трехмандатный округ и два четырехмандатных округа. В таком случае во всех округах этого поселения избиратель мог проставить в бюллетене в пользу кандидатов не более трех знаков.

В остальных муниципальных районах были сформированы как одномандатные, так и многомандатные избирательные округа.

Выдвижение и регистрация кандидатов

На муниципальных выборах в Ленинградской области кандидаты в депутаты могли обращаться в территориальные комиссии с документами для

регистрации с 25 июля по 3 сентября 2005 г.

Особенностью выборов в органы местного самоуправления является

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

м £т

^СС

2

99

1/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

100

то, что своих кандидатов в депутаты представительных органов могут выдвигать не только политические партии, их региональные отделения, но и иные общественные объединения, созданные в форме общественной организации, общественного движения, устав которых предусматривает участие в выборах. При этом указанное положение в их уставе должно действовать не меньше одного года до дня голосования.

Как всегда граждане могли выдвигаться кандидатами в депутаты путем самовыдвижения (на одних и тех же выборах только в одном округе). Избирательными комиссиями было зарегистрировано 5696 «самовыдвиженцев» (выдвигались 6092 кандидата).

Зарегистрированными кандидатами от региональных отделений политических партий стали: от «Единой России» — 733 чел., от КПРФ — 243, от ЛДПР — 324, а также от партии «Родина» — 110 чел.

Свое право на выдвижение кандидатов в депутаты реализовали следующие общественные объединения: общественный совет защиты прав населения города Отрадное (9 чел.), Ленинградское региональное общественное движение «Женщины Ленинградской области за равные права и возможности в гражданском обществе» (51 чел.), территориальное объединение профсоюзных организаций «Атом-град» города Сосновый Бор» (13 чел.), профсоюзная организация Петербургского института ядерной физики имени Б. П. Константинова Российской академии наук профсоюза работников РАН (4 чел.), благотворительный общественный фонд «Возрождение Православия» (г. Сосновый Бор) (1 чел.), а

также Ленинградское областное региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров» (18 чел.). Итого, от партий и общественных объединений были зарегистрированы 1506 кандидатов (выдвигалось — 1520).

На следующий день после представления документов для выдвижения кандидаты могли собирать подписи избирателей в свою поддержку или же, по решению кандидата, полномочного органа политической партии, иного общественного объединения, выдвинувшего кандидата, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата может не проводиться, а его регистрация осуществляться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога, внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом.

Подавляющее большинство кандидатов на этих выборах было зарегистрировано на основании подписей избирателей, собранных ими в свою поддержку. И только 23 кандидата зарегистрированы на основании избирательного залога, размер которого составлял 37,5 тыс. руб.

Согласно законодательству кандидаты в депутаты представительных органов муниципальных образований обязаны создавать свой собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании, максимальный размер которого составлял 250 тысяч рублей. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет собственных средств кандидата (не более 125 тыс. руб.); средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией,

1/2006

иным общественным объединением (не более 125 тыс. руб.); добровольных пожертвований юридических лиц (не более 125 тыс. руб.), а также добровольных пожертвований граждан (не более 5 тыс. руб.).

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с избирательной кампанией кандидатов. Втом числе на финансовое обеспечение организационнотехнических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; предвыборную агитацию; оплату аренды помещений, оборудования, командировочных расходов, транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплату других расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании; внесение избирательного залога.

Специфичной особенностью этих выборов было то, что если число избирателей в избирательном округе не превышало 5 тыс. избирателей и кандидат не намеревался производить финансирование своей избирательной кампании, то он мог не создавать избирательный фонд. В этом случае кандидат обязан уведомить об указанных обстоятельствах избирательную комиссию. Несмотря на это, на муниципальных выборах почти три тысячи кандидатов создали избирательные фонды и вели активную борьбу за голоса избирателей с привлечением денежных средств в соответствии с законом.

В случае если кандидата выдвинула партия или иное общественное объ-

единение, избирательный фонд создавался только самим кандидатом,

По закону кандидатам — выдвиженцам от парламентских партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и от блока «Родина» для регистрации не надо было собирать подписи или вносить избирательный залог.

Закон обязывает избирательные комиссии обратиться в соответствующие государственные органы с представлением о проверке достоверности сведений, представленных каждым кандидатом, а проверяющие органы должны дать ответ в 10-дневный срок. Так, Избирательная комиссия Ленинградской области по ходатайству территориальных избирательных комиссий обращалась в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области для проведения проверки достоверности сведений, представляемых о себе кандидатами. В результате таких проверок было установлено, что 4 кандидата в депутаты скрыли сведения о наличии неснятой, непогашенной судимости. Информация о трех таких кандидатах была доведена до сведения избирателей, регистрация одного кандидата в связи с этим была отменена.

В течение десяти дней со дня представления кандидатом всех необходимых документов и сведений избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям областного закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

В среднем на каждый депутатский мандат на муниципальных выборах претендовали 3 кандидата. Наибольшее число кандидатов на один мандат приходится на муниципальные образо-

1/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

101

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ

102

вания городских поселений. Так, в Гатчинском городском поселении в среднем на 1 мандат было зарегистрировано 8 претендентов, в Сланцевском городском поселении — 7 чел., во Все-

воложском городском поселении — 6 чел. На безальтернативной основе проходили выборы в ряде округов Бокситогорского и Кингисеппского муниципальных районов.

Отказ и снятие с регистрации

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации содержит п. 23 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Избирательными комиссиями на муниципальных выборах в регистрации было отказано 383 кандидатам (13 от партий и объединений, 370 самовыдвиженцев). В основном причиной отказа

стало непредставление необходимых документов для регистрации и при этом невнесение избирательного залога.

Так, на выборах в Ленинградской области был отозван 21 кандидат, выдвинутый от общественных объединений, в том числе от политических партий. О желании снять свою кандидатуру заявили 99 кандидатов-«само-выдвиженцев».

Информирование избирателей

В соответствии с п. 3 ст. 45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации,

о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, об избирательном законодательстве Российской Федерации, о кандидатах и т. д. осуществляют избирательные комиссии.

Для этих целей Леноблизбирко-мом были изготовлены плакаты о дне голосования, которые размещались в городах и поселках области, и плакаты для избирателей, поясняющие порядок

заполнения бюллетеней, а также вывески участковых избирательных комиссий и помещений для голосования.

Кроме того, Леноблизбиркомом совместно с Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области и негосударственным образовательным учреждением «Лидер» издана брошюра для молодого избирателя «Иду на выборы», памятка гражданину, голосующему впервые, информационный бюллетень «Молодежь и выборы в Ленинградской области». Также для молодых избирателей, голосовавших впервые, изготовлены значки «Впервые на выборы», которые вручались им

1/2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на избирательных участках в день голосования.

Для жителей Ленинградской области в эфире Ленинградской областной телекомпании в течение недели до дня голосования транслировался разъясняющий ролик «Как правильно заполнить избирательный бюллетень в одномандатном и многомандатном избирательном округе».

На радио «Невская волна» в период всей избирательной кампании проводилась викторина на знание правовой основы муниципальных выборов «Право голоса», организованная Ленобл-избиркомом совместно с областным радио «Гардарика». В течение трех месяцев в эфир вышли 39 радиопередач, посвященных выборам.

Регулярно в районных периодических печатных изданиях, региональной

общественно-политической газете «Вести» публиковались интервью председателя Избирательной комиссии Ленинградской области, информационные заметки, отчеты о деятельности Леноблизбиркома по подготовке и проведению выборов, подготовленные пресс-службой Избирательной комиссии Ленинградской области. Решения территориальных избирательных комиссий, непосредственно касающиеся подготовки и проведения выборов, также публиковались в местной прессе.

Кроме того, Леноблизбиркомом были подготовлены и изданы печатные материалы в помощь организаторам выборов, а также кандидатам в депутаты представительных органов муниципальных образований Ленинградской области.

Предвыборная агитация в средствах массовой информации

Предвыборная агитация в средствах массовой информации началась 8 октября и закончилась за сутки до дня голосования — в ночь с 7 на 8 октября.

Эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания и печатная площадь в муниципальных периодических печатных изданиях предоставлялись зарегистрированным кандидатам бесплатно и за плату. На территории Ленинградской области осуществляют свою деятельность 48 муниципальных средств массовой информации в почти тридцати городах и поселках области (28 — периодических печат-

ных изданий и 20 — теле-, радиопрограмм), и практически все они участвовали в предвыборной агитации.

При проведении выборов организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов должны были опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади и в этот же срок данные сведения представить в территориальную избирательную комиссию вместе с уведомлением о готовности

1/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

103

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

104

предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации. Неопубликование расценок в соответствии с установленными требованиями для всех организаций, выпускающих СМИ, в соответствии с законом означает отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации. Это требование распространяется на средства массовой информации с различным статусом.

Закон запрещает зарегистрированным кандидатам использовать предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов. Запрет не распространяется на зарегистрированного кандидата, выдвинутого политической партией, общественным объединением, если этот кандидат использует «свои» эфирное время, печатную площадь для агитации за других зарегистрированных кандидатов, выдвинутых этой же политической партией, этим общественным объединением на выборах в представительный орган муниципального образования.

Правовой режим деятельности муниципальных и иных негосударственных организаций, выпускающих СМИ, дифференцирован. Так, правом предоставлять эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации обладают все негосударственные организации, выпускающие СМИ, учрежденные в любое время политическими партиями, иными общественными объединениями, а кроме них лишь те негосударственные организации, выпускающие СМИ, которые были учреждены не менее чем за год до офици-

ального опубликования решения о назначении выборов. Это положение закона препятствует ведению предвыборной агитации через «газеты-однодневки», созданные специально «под выборы». Кроме того, в периодических печатных изданиях при опубликовании агитационного материала кандидата должно быть указано, что эта публикация оплачена из избирательного фонда зарегистрированного кандидата.

Эфирное время и печатная площадь должны предоставляться только за плату, осуществляемую из соответствующего избирательного фонда, и только зарегистрированным кандидатам. Кроме того, условия оплаты услуг, предоставляемых организациями, выпускающими СМИ, зарегистрированным кандидатам, должны быть одинаковыми, то есть за одного рода услугу с того или иного зарегистрированного кандидата должна быть взята одинаковая плата. Данное правило не распространяется только на редакции периодических печатных изданий, учрежденные политическими партиями, иными общественными объединениями, кандидатами.

В соответствии с областным законом на муниципальных выборах в Ленинградской области областные государственные организации телерадиовещания и редакции областных государственных периодических печатных изданий («Ленинградская областная телекомпания», «Дом радио «Гардарика», газета «Вести») предоставляли зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь за плату.

В целях обеспечения равных условий доступа зарегистрированных кан-

1/2006

дидатов к муниципальным организациям, выпускающим СМИ, для проведения предвыборной агитации распределение между ними бесплатного и платного эфирного времени, печатной площади осуществляется путем жеребьевки. Жеребьевка проводится муниципальными организациями телерадиовещания, редакциями муниципальных периодических печатных изданий по заявкам зарегистрированных кандидатов по завершении регистрации кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования, с участием представителей избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидатов, самих кандидатов или их представителей. Определенный в результате жеребьевки график распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади должен быть опубликован в муниципальном периодическом печатном издании муниципальными организациями, выпускающими СМИ, проводившими жеребьевку.

Специальный правовой режим установлен и для периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов. Указанные издания не вправе публиковать не только агитационные, но и информационные материалы, освещающие деятельность кандидатов, политических партий, иных общественных объединений.

Средства массовой информации обязаны воздерживаться от публикации агитационных и информационных мате-

риалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно опубликовать опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. Действие этой нормы распространяется на размещение любых материалов: как информационных (в том числе содержащих достоверную информацию), так и агитационных.

Впервые на прошедших в октябре 2005 г. выборах применялась норма закона, которая требует публиковать соответственно уровню выборов предвыборную программу политической партии в случае выдвижения ею кандидата и последующей регистрации этого кандидата. Такая публикация осуществляется хотя бы в одном муниципальном периодическом печатном издании за счет бесплатной площади, предоставленной кандидату (если кандидатов несколько — за счет равных частей бесплатной печатной площади, выделенной всем кандидатам, выдвинутым партией), либо оплачивается из избирательного фонда кандидата (из избирательных фондов кандидатов в равных долях).

При реализации этого требования закона партии сталкивались с проблемой — «дефицитом» печатных площадей. Аналогичные сложности возникали и у кандидатов при размещении своих агитационных материалов бесплатно в муниципальных периодических печатных изданиях. Поскольку газеты существуют только на районном уровне и им приходилось предоставлять свои площади для кандидатов, баллотирующих-

1/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ

105

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

106

ся на выборах в представительные органы поселений, входящих в муниципальный район.

В агитационных печатных материалах (листовках, плакатах и т. п.) обязательно должны быть указаны выходные данные, с указанием заказчика, изготовителя, тиража и даты выпуска. Без этой

информации, позволяющей проверить законность выпуска печатной продукции, агитационные материалы будут признаны незаконными. Кроме того, распространяя свои агитационные материалы, кандидаты должны предварительно представить один экземпляр в территориальную избирательную комиссию.

Го лосование

Из 1 291 580 избирателей, внесенных в списки избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, в голосовании 9 октября 2005 г. приняли участие 370 152 чел. или 28,64%. Порог явки на этих выборах не установлен — федеральный закон это допускает. В среднем по области «против всех» проголосовали около 8 процентов избирателей, пришедших в этот день на избирательные участки.

Наиболее высокая явка была в Выборгском (36%), Приозерском (33,3%), Бокситогорском (31,6%) Ломоносовском (30,5%) и Всеволожском (30,4%) муниципальных районах. Низкая явка избирателей отмечена в Тихвинском

(22,3%), Лужском (23,2%) и Кингисеппском (23,8%) муниципальных районах.

Голосование вне помещений избирательных участков осуществлялось в день голосования — 9 октября 2005 г. только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц), поданного в участковую избирательную комиссию заранее, а в день голосования не позднее 16.00. Так, вне помещений для голосования проголосовало 7,7% избирателей.

За 15 дней досрочного голосования проголосовало 2,1% избирателей Ленинградской области. В основном это было связано с отъездом в отпуск или условиями работы.

Итоги выборов

В соответствии с порядком и сроками, установленными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Ленинградской области в ходе реформы местного самоуправления созданы муниципаль-

ные образования первого уровня — 62 городских и 142 сельских поселений, и муниципальные образования второго уровня — 17 муниципальных районов и один городской округ.

Поскольку ранее были избраны депутаты представительных органов

1/2006

муниципальных образований Иванго-родского городского поселения Кингисеппского муниципального района (14 марта 2004 г.) и Коммунаровского городского поселения Гатчинского муниципального района (5 декабря 2004 г.), выборы проходили в 203 муниципальных образованиях: городских и сельских поселениях и городском округе.

По итогам выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Ленинградской области правомочные советы депутатов избраны во всех городских и сельских поселениях, а также городском округе. Подавляющее большинство советов депутатов избрано в полном составе.

Только 6 депутатских мандатов из 2277 остались незамещенными. Однако в этих районах представительные органы муниципальных образований сформированы в правомочном составе.

В двух одномандатных избирательных округах Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района выборы признаны несостоявшимися в связи с тем, что в этих округах против всех кандидатов проголосовало больше избирателей, чем за кандидатов в отдельности.

В трехмандатном избирательном округе Кузнечнинского городского поселения Приозерского муниципального района один мандат остался не замещенным в связи с тем, что против всех кандидатов проголосовало больше избирателей,чем за кандидата, набравшего третье по счету число голосов.

В одном одномандатном округе Тихвинского городского поселения выборы признаны недействительными в связи с возникшими трудностями с установлением действительного волеизъяв-

ления граждан. При подсчете бюллетеней была выявлена разница между бюллетенями, выданными избирателям, и числом бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования, эта разница составила 2 бюллетеня. Однако разрыв между двумя кандидатами-лидерами этого округа составлял 1 голос.

В одномандатном округе Нежнов-ского сельского поселения и в одномандатном округе Пустомержского сельского поселения Кингисеппского муниципального района выборы признаны несостоявшимися в связи с тем, что кандидатами не было набрано 50% плюс один голос от числа голосов избирателей, необходимого для проведения безальтернативных выборов.

В соответствии с законом повторные выборы депутатов в перечисленных округах состоятся в течение одного года.

В целом выборы в большинстве муниципальных образований прошли организованно, на альтернативной основе, с соблюдением положений федерального и областного избирательного законодательства.

Высокую политическую активность на этих выборах проявили женщины. Среди избранных депутатов 968 женщин (43,1%), мужчин — 1283 чел. (56,9%).

Среди избранных депутатов 1886 «самовыдвиженцев», 373 — депутата, выдвинутого партиями и иными общественными объединениями. Из них от «Единой России» избраны 240 депутатов, от КПРФ — 51, от партии «Родина» — 28, от ЛДПР — 26 депутатов.

Подавляющее большинство депутатов имеют высшее образование — 1431 человек, или 63,57%. Незаконченное высшее у 52 чел., среднее техническое— у 571 чел. (25,36%); среднее

1/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

107

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ

108

специальное образование имеют 23 депутата, среднее — 156 чел.

В основном избранным депутатам от 40 до 59 лет, депутатов моложе 30 лет — 72 чел., от 30 до 39 лет — 357 чел., старше 60 лет — 168 чел.

Избранный депутатский корпус составляют: главы муниципальных образований, главы администраций волостей, их заместители (79 чел., или 3,50%), депутаты представительных органов местно-

го самоуправления (65 чел., или 2,88%), служащие (1452 чел., или 64,50%), военнослужащие (25 чел., или 1,11%), рабочие (134 чел., или 5,95%), частные предприниматели (99 чел., или 4,39%), а также пенсионеры (97 человек, или 2,97%). Кроме того, среди депутатов есть неработающие граждане (29 чел., или 1,28%) и представители других специальностей и категорий (190 чел., или 8,44%).

Правонарушения на выборах

В период избирательной кампании территориальные избирательные комиссии муниципальных районов осуществляли контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации. Избирательные комиссии работали во взаимосвязи с правоохранительными органами.

Уполномоченными членами территориальных избирательных комиссий было составлено 8 административных протоколов в связи с нарушением избирательного законодательства, в том числе: 3 по ст. 5.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов), 4 — по ст. 5.12 Ко-АП РФ (изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона), 1 — по ст. 5.10 КоАП РФ (проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах).

По информации ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период проведения выборной кампании сотрудниками Всеволожского ОВД было составлено 4 протокола об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации по ст. 5.10, 2 протокола по ст. 5.12, 1 протокол по статье 5.5; Кировским ОВД — 2 протокола по ст. 5.16 (подкуп избирателей, либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах); Приозерским ОВД — 1 протокол по ст. 5.10; Волосовским ОВД —

1 протокол по части 1 ст. 5.12; Тихвинским ОВД — 1 протокол по ст. 5.12.

Горрайпрокурорами Ленинградской области в период проведения муниципальных выборов было возбуждено 4 административных производства.

30 сентября 2005 г. Тосненским городским прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административной ответственности в отношении кандидата в депутаты К., ко-

1/2006

торый, занимая должность главы администрации одного из поселков области, использовал преимущество своего должностного положения в период избирательной кампании. А именно использовал помещения, занимаемые органами местного самоуправления, с целью осуществления деятельности, способствующей выдвижению и избранию его как кандидата, проводил встречи с из-бирателями,сотрудниками муниципального дошкольного образовательного учреждения поселка. Мировым судьей участка № 71 С. В. Радыновым принято решение о привлечении кандидата в депутаты К. к административной ответственности и наказанию в виде штрафа в размере 1000 руб.

Киришским горпрокурором 4 октября 2005 г. было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении граждане. и Б., которые допустили изготовление, распространение и размещение агитационных материалов с нарушением требований закона (ст. 5.12 КоАП РФ).

Тихвинским горпрокурором возбуждено дело по аналогичной статье в отношении кандидата в депутаты В., совершившим изготовление и распространение агитационных материалов в нарушение закона.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.10 КоАП РФ (проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах), возбуждено Ломоносовским горпрокурором в отношении гражданина Т., который агитировал за кандидата в депутаты Г.

Прокуратурой города Сосновый Бор в день голосования 9 октября

2005 г. было возбуждено уголовное дело по ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении ряда лиц, организовавших вынос из некоторых избирательных участков незаполненных избирательных бюллетеней и передачу избирателям заполненных бюллетеней уже за вознаграждение.

В этой связи территориальная избирательная комиссия Сосновоборского городского округа признала недействительными выборы в четырех пятимандатных округах в связи с нарушениями избирательного законодательства при голосовании. Однако территориальная избирательная комиссия не обладала в достаточном объеме неопровержимыми фактами о том, что масштаб нарушений избирательного законодательства при голосовании 9 октября 2005 г. повлиял на результаты выборов таким образом, что избирательная комиссия не могла с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Ведь только в этом случае избирательная комиссия может признать выборы недействительными (в соответствии с п. 9 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п/п. «а» п. 9 ст. 45 Областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области»). Имевшиеся у комиссии достоверные сведения о 20 незаконно использованных избирательных бюллетенях могли повлиять лишь на установление итогов голосования на конкретном избирательном участке, может быть, на нескольких участках, в конкретном избирательном округе.

1/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ

109

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

110

Сосновоборским городским судом Ленинградской области признаны незаконными решения территориальной избирательной комиссии об определении результатов выборов депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ, в части признания результатов выборов депутатов Совета депутатов 9 октября 2005 г. недействительными. Суд обязал территориальную избирательную комиссию в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу установить результаты состоявшихся выборов Совета де-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

путатов муниципального образования Сосновоборский городской округ по пятимандатным избирательным округам №1-4 и опубликовать результаты в средствах массовой информации.

Ленинградский областной суд оставил решение Сосновоборского городского суда без изменений.

В результате территориальная избирательная комиссия 12 декабря 2005 г. приняла решение о признании результатов выборов депутатов представительного органа Сосновоборского городского округа действительными.

1/2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.