УДК 94(470)"1911/1916"
Крайнова Анна Евгеньевна
Башкирский государственный университет [email protected].
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО ЭТАПА СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ НА УРАЛЕ (1911-1916 гг.)
В статье рассматриваются особенности проведения второго этапа столыпинской аграрной реформы (19111916 гг.) на Урале. Обобщаются результаты начального этапа реформирования сельского хозяйства в первой четверти XX в. (1906-1910 гг.), анализируются недостатки законодательства (законы 1904 и 1909 гг.). Подробно рассматриваются законодательные акты относительно крестьянства, принятые в 1910 и 1911 гг., раскрываются их особенности и основные отличия от законов, принятых на первом этапе столыпинской аграрной реформы. Подводятся итоги проведения второго этапа реформы. Приводятся факты, свидетельствующие об усилении переселенческого движения за Урал среди крестьян; основной акцент делается на том, что значительная часть крестьян-переселенцев, столкнувшись с трудностями в процессе переезда на новое место жительства, предпочитала остаться на территории Башкортостана, а не переселяться в Сибирь. Это было связано, прежде всего, с относительно низкой ценой на землю в Оренбургской и Уфимской губерниях. Также в статье приводится отрывок из воспоминаний Петра Петровича Коляды - участника переселения из Полтавской губернии на территорию нынешнего Куюргазинского района Республики Башкортостан. В конце статьи делается вывод, что, несмотря на ряд недостатков, столыпинская аграрная реформа стала важнейшим шагом царского правительства в развитии сельского хозяйства после отмены крепостного права. В результате проведенных мероприятий значительная часть крестьянства смогла улучшить свое материальное положение, переселившись на новое место жительства.
Ключевые слова: аграрная реформа, крестьяне-переселенцы, малоземелье, миграция населения, разрушение общины.
В России начала XX в. аграрный вопрос стоял особенно остро. Крестьяне были вынуждены перемещаться в восточные районы страны, приобретая земельные наделы на новых территориях, в связи с малоземельем, повышением закупочных и арендных цен на землю. А.А. Кауфман в своем исследовании «К вопросу о заселении казенных земель Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний» отмечал, что причина перемещения людей как из среднерусских, так и восточных, заволжских районов - это результат относительного, при данной системе хозяйства и полеводства, переселения и проистекающего из него малоземелья и кризиса существующей в той или иной местности хозяйства и полеводства [4, с. 90-93].
Следует сказать, что миграция населения - это явление, характерное для всех европейских стран, но в России оно имело свои особенности. Так, в отличие от стран Западной Европы миграция населения в России была гораздо меньших масштабов и происходила внутри страны, население, перемещаясь из одних мест жительства в другие, сохраняло связь с центральной властью. В начале XX в. миграция населения в Российской империи из-за пробелов в законодательстве происходила, в большинстве случаев, стихийно.
В целях урегулирования миграционных потоков и освоения новых земель правительство приняло меры по разрушению крестьянской общины, переселению крестьян на неосвоенные земли Сибири, в заволжские, казахские степи и в другие губернии, в том числе в Уфимскую и Оренбургскую. Эти законодательные меры вошли в историю под названием столыпинской агарной реформы 19061917 гг.
Реформу сельского хозяйства первой четверти XX в. условно можно разделить на 2 этапа:
1) 1906-1910 гг.;
2) 1911-1916 гг.
«Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев» (1904 г.), указ от 9 ноября 1906 г. и закон «Об установлении правил по выдаче ссуд на общественно полезные надобности» (1909 г.), принятые на первом этапе реформы, способствовали разрушению общины и дали толчок массовому переселению крестьян за Урал.
После изменения законодательства вводились дополнительные поощрительные меры для крестьян, упростился механизм получения разрешения на переселение, внутреннее переселение крестьян признавалось совершенно свободным. Крестьяне получали новые права и возможности для занятия земледелием. Согласно вышеупомянутым законодательным актам, крестьяне могли свободно выходить из общины, создавать хутора и отруба, получать в частную собственность имевшиеся наделы, то есть вести единоличное хозяйство. За 1907-1910 гг. было укреплено 2 млн наделов [6, с. 171-180]. Однако следует отметить, что когда нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших продать надел, не возвращаясь к ведению самостоятельного сельского хозяйства, уже сделали это.
В 1907-1910 гг. только 1/10 крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба. Проведенный среди крестьян-переселенцев опрос показал, что более трети домохозяев совсем не имеет или имеет меньше одной десятины земли на двор. Половина хозяйств владеет наделом от 1 до 3 десятин, остальные - свыше 3 и до 7 десятин.
© Крайнова А.Е., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
49
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Крестьяне указывают на подорожание земли. В среднем стоимость одной десятины земли распределялась следующим образом: в Волынской и прибалтийских губерниях за десятину запрашивают 300-350 руб., в Киевской - 300-400 руб., Подольской - 400-450 руб. Запредельная цена была установлена в Виленской губернии - одна десятина земли стоила до 700 руб. Для сравнения отметим, что стоимость одной десятины земли в Оренбургской губернии колебалась от 29 до 105 руб. [6, с. 171-180].
После 1910 г. правительство было вынуждено признать, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян.
Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», принятый 14 июня 1910 г., стал следующим шагом в деле разрушения традиционной крестьянской общины.
Согласно вышеназванному законодательному акту, все общины, в которых не было общих переделов с момента наделения их землей, признавались общинами с подворным землевладением. Владельцы участков в общинах с подворным землевладением получили права частных собственников. Для оформления права собственности крестьянину нужно было получить удостоверительный приговор сельского схода. Этот приговор сход должен был утвердить в обязательном порядке в течение месяца простым большинством голосов. Если же сход отказывал крестьянину в выдаче приговора, то все документы выдавались земским начальником.
В тех общинах, где переделы проводились, за каждым домохозяйством сохранялось право требовать укрепления земли в частную собственность на условиях, близких к закону 1906 г. Для крестьян, которые хотели получить отрубной участок, правила практически не изменились.
Необходимо отметить, что землеустроительные комиссии не справлялись с резко возросшим объемом заявлений на землеустроительные работы, только в 1910 г. было подано свыше 450 тысяч заявлений [3, с. 150-175]. В связи с этим правительство было вынуждено предпочесть закрепление в собственность чересполосных владений отсрочкам в исполнении заявлений на полное разверстание.
Закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г. имел ряд отличий от ранее изданных.
Перечислим важнейшие из них:
1) наличие перечня земель, которые не могут быть разверстаны без согласия владельцев (сюда относились земли под виноградниками, разными промысловыми сооружениями и т. п.);
2) возможность производить землеустройство, не ожидая окончания различных судебных споров, связанных с данной землей;
3) возможность принудительного разверстания не только общинных надельных земель, но и чересполосных с ними частных земель;
4) отдельный домохозяин мог требовать выдела себе земли к одному месту только до решения общины о переделе и если это возможно без особенных затруднений;
5) если сельское общество состояло из нескольких селений, то каждое из них могло требовать выделения земли;
6) полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту производится по требованию половины домохозяев (при подворном владении) или двух третей домохозяев (при общинном владении);
7) одна пятая домохозяев могла требовать выдела им участков к одному месту в любое время и в любом случае.
На втором этапе (1911-1916 гг.) столыпинской аграрной реформы землеустройство по законам 1910 и 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность после создания отрубов и хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность, то есть автоматически.
По закону 1910 г. в общинах, где переделы не проводились с 1861 г., крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время всего 600 тыс. из 3,5 млн членов беспередельных общин запросили документы, удостоверяющие их собственность [3, с. 150-175].
Таким образом, уже к 1916 г. 1,6 млн единоличных хозяйств (хуторов и отрубов) были образованы примерно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка землей [3, с. 150-175].
Росту миграции из западных и центральных районов Российской империи непосредственно способствовало разрушение общины. Так, в 1906-1913 гг. на Украине более 260 тыс. крестьянских семей продали 745 тыс. десятин земли. В период с 1906 по 1912 г. с Украины на восток страны переселилось около миллиона малоземельных [1, с. 125].
Анализируя вопрос о местах выезда мигрантов, можно обратиться к донесениям чиновников, ответственных за переселение. В одном из «Нарядов заведующего передвижением переселенцев по Европейской России» сказано, что основную массу переселявшихся в Степной край составляли выходцы из южной степной полосы России, так как крестьяне обычно искали условия жизни, схожие с существовавшими на их родине. Кроме того, указывалось, что среди направлявшихся в Степной край преобладали уроженцы губерний черноземной зоны Европейской России - Подольской,
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
Харьковской, Полтавской, Екатеринославской, Воронежской и Киевской губерний [5, с. 82].
Следует отметить, что переселение крестьянства в Уфимскую и Оренбургскую губернии, как и в Сибирь, шло неравномерно. Наибольшее количество переселенцев в Башкирию приходится на 1909-1911 гг., в целом же по России пик переселенческого движения приходится на 1907-1909 гг. Это явление объясняется тем, что здесь цены на землю были относительно низкими. И переселенцы, направлявшиеся в Сибирь, к 1909-1911 гг. предпочитали оставаться на территории Башкортостана.
Но все же неорганизованность и непродуманность столыпинской реформы оставались главными причинами нежелания крестьян следовать в Сибирь. В целях скорейшего избавления от малоземельных и безземельных крестьян местные власти часто отправляли их на новые места жительства, обнадеживая сведениями о подготовленности участков и благополучности переезда. Между тем проходные свидетельства, выдаваемые на земельный участок, часто игнорировались или были недействительными, так как к моменту прибытия переселенцев эти земли могли быть уже проданы. В результате многие крестьяне-переселенцы самостоятельно занимались поиском земельных участков и в большинстве случаев временно арендовали их у башкирского населения, нанимались на работу к старожилам или зажиточным крестьянам.
Из воспоминаний участника тех событий, переселенца из Полтавской губернии Петра Петровича Коляды: «После того, как до Украины дошли слухи о свободных землях на Урале, в 1910 г. община решила послать на разведку трех послов. Государство обещало бесплатный проезд по железной дороге до Уфы и Оренбурга. В конце 1910 г. двинулись в путь, всего было около 20 семей. По дороге несколько человек умерло. Приехали в эти места (сейчас -Куюргазинский район Республики Башкортостан), получили земельные наделы между Бугульчаном и Ковалевкой. Хутор назвали Пятая Ивановка. Но место оказалось неудачным, вода пришла только в один колодец, пришлось переселиться на другое место. Новый хутор назвали Бальза» [2].
Следует отметить, что многие места переселения украинцев в Башкортостане сохранились до
сих пор, как и вышеупомянутая деревня Бальза в Куюргазинском районе.
Отношение к столыпинской агарной реформе (1906-1916 гг.) в российской исторической науке всегда было неоднозначным. До сих пор среди историков ведутся споры о ее значении для России. В советской историографии существовало мнение о полной неэффективности реформы, так как она в конечном итоге так и не решила окончательно земельный вопрос в Российской империи. Правительство, стремясь не ущемить права крупных землевладельцев, вынуждено было идти на половинчатые меры, действуя подчас непоследовательно. Однако необходимо признать, что столыпинская аграрная реформа - наиболее решительный шаг царизма в области сельского хозяйства после отмены крепостного права 1861 г. Она способствовала массовой миграции населения из западных районов страны, где вопрос малоземелья стоял особенно остро; в результате аграрной реформы значительная часть крестьянства смогла улучшить свое материальное положение, переселившись за Урал. Об этом свидетельствуют очевидцы и исторические документы.
Библиографический список
1. Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: поведение малой этнической группы в полиэтнич-ной среде. - Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992. - 260 с.
2. Беседа с П.П. Колядой / записала Е.Ф. Коляда; материалы автора. - 1965.
3. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России 1907-1914 гг. - М.: Наука, 1992. -256 с.
4. Кауфман А.А. К вопросу о заселении казенных земель Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний. - М.: Книга по требованию, 2012. -С. 90-93.
5. Молощенков А.Н. Переселение украинцев на Южный Урал и проблемы их этнокультурного развития: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - Оренбург, 2010. - С. 82.
6. Утягулов М.М. Переселенческая политика царизма в Башкирии во второй половине XIX -начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. -Уфа, 2005. - С. 171-180.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016
51