МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
Большинство сезонных рабочих было связано с деревней, с землей, и в летнее время они уходили с предприятий.
Вредность производства в химической промышленности, опасность работ в каменноугольной, тяжелые условия труда на заводах с устаревшим оборудованием, частые простои, недостаточное снабжение рабочих районов продуктами питания, отсутствие школ, плохая постановка культурно-просветительной работы также влияло на уход рабочих с производства. В постановлении Коллегии Уральской областной РКИ по результатам обследования намечались конкретные пути борьбы с текучестью рабочей силы, а именно: учитывая тяжелые жилищные условия на ряде предприятий, просить НК РКИ РСФСР увеличить ассигнования на жилищное и коммунальное строительство на Урале. Уралоблсовнархозу и тресту Уралмет предлагалось обязать все тресты и заводоуправления упорядочить учет текучести рабочей силы, использовать дополнительные фонды зарплаты для увеличения оплаты низкооплачиваемых рабочих; при распределении квартир учитывать в первую очередь потребности в них квалифицированных рабочих [3, Л. 12, 13, 15].
Важную роль в ликвидации текучести рабочей силы и закреплении рабочих на производстве сыграло июньское 1931 года Всесоюзное совещание хозяйственников. Органы КК-РКИ взяли под контроль проведение в жизнь его рекомендаций. При проверках большое внимание обращалось на выполнение таких условий, как организованный набор предприятиями рабочей силы, борьба с обезличкой, улучшения организации труда [4, Л.108]. Материалы обследований показали, что на ряде предприятий более организованно стал проходить набор рабочих на основе договоров с колхозниками (на Челябинском ферросплавном заводе, Златоустовском и Нижне-Тагильском металлургических заводах, Магнитострое и др.) К декабрю 1931 г. заводами Урала, было принято в организованном порядке 32 тыс. колхозников. В течение второго полугодия 1931 г. в целом по области на заводы и стройки по договорам прибыло 350 тыс. колхозников [5, с. 30].
На предприятиях стало широко практиковаться закрепление рабочих за станками, а также заключение договоров между бригадами о передаче смен, индивидуальных договоров на самозакрепление, индивидуальное шефство над новичками, обеспечение их временным жильем. Это положительно сказывалось на снижении текучести кадров, укреплении трудовой дисциплины. Список использованной литературы:
1. Х Уральская областная конференция ВКП(б). Стенографический отчет. Свердловск. 1930.
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Т.4 М.: Политиздат. 1970. 373 с.
3. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) Ф. 245. Оп. 1. Д. 194.
4. ЦДООСО Ф. 4. Оп. 10. Д.1.
5. XI Уральская областная конференция ВКП(б). Стенографический отчет. Свердловск. 1932.
© Ковалева Л.А., 2016
УДК 93+908+385
Крайнова Анна Евгеньевна
Аспирант, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация [email protected].
ВТОРОЙ ЭТАП АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА (1911-1916 ГГ.) НА ТЕРРИТОРИИ БАШКОРТОСТАНА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности проведения второго этапа столыпинской аграрной реформы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
(1911-1916 гг.) на территории Башкортостана. Подробно рассматривается законодательный акт относительно крестьянства, принятый в 1911 гг., раскрываются его особенности и основные отличия от законов, принятых на первом этапе столыпинской аграрной реформы. Подводятся итоги проведения второго этапа реформы. Также в статье приводятся воспоминания участника переселения из Полтавской губернии Коляды П.П. на территорию нынешнего Куюргазинского района.
Ключевые слова
аграрная реформа, крестьяне-переселенцы, миграция населения, разрушение общины.
В начале XX в. в России особенно остро стоял аграрный вопрос. В связи с малоземельем, повышением закупочных и арендных цен на землю, крестьяне были вынуждены перемещаться в восточные районы страны. В начале XX в. миграция населения в Российской империи из-за пробелов в законодательстве происходила, в основном, стихийно.
Для урегулирования миграционных потоков и освоения новых земель, правительство приняло меры по разрушению крестьянской общины, переселению крестьян на неосвоенные земли Сибири, в заволжские, казахские, степи и в другие губернии, в том числе в Уфимскую и Оренбургскую. Эти законодательные меры вошли в историю под названием столыпинская агарная реформа 1906-1917 гг.
Реформу сельского хозяйства первой четверти XX в. условно можно разделить на 2 этапа:
1) 1906-1910 гг.;
2) 1911-1916 гг.
После 1910 г. правительство было вынуждено признать, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян.
Второй этап столыпинской агараной реформы знаменовался, прежде всего, принятием 29 мая 1911 г. закона «О землеустройстве», который имел ряд отличий от ранее изданных.
Перечислим важнейшие из них:
1) наличие перечня земель, которые не могут быть разверстаны без согласия владельцев (сюда относились земли под виноградниками, разными промысловыми сооружениями и т. п.);
2) возможность производить землеустройство, не ожидая окончания различных судебных споров, связанных с данной землей
3) возможность принудительного разверстания не только общинных надельных земель, но и чересполосных с ними частных земель;
4) отдельный домохозяин мог требовать выдела себе земли к одному месту только до решения общины о переделе, и если это возможно без особенных затруднений;
5) если сельское общество состояло из нескольких селений, то каждое из них могло требовать выделения земли;
6) полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту производится по требованию половины домохозяев (при подворном владении) или двух третей домохозяев (при общинном владении);
7) одна пятая домохозяев могла требовать выдела им участков к одному месту в любое время и в любом случае;
На втором этапе (1911-1916 гг.) столыпинской аграрной реформы землеустройство по закону 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность после создания отрубов и хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность, т. е. автоматически.
Таким образом, всего к 1916 г. 1,6 млн. единоличных хозяйств (хуторов и отрубов) были образованы примерно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли [3, с. 150-175].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Росту миграции из западных и центральных районов Российской империи непосредственно способствовало разрушение общины. Так, в 1906-1913 гг. на Украине более 260 тыс. крестьянских семей продали
745 тыс. десятин земли. В период с 1906 по 1912 гг. с Украины на восток страны переселилось около миллиона малоземельных [1, с. 125].
Анализируя вопрос о местах выезда мигрантов можно выделить донесения чиновников, ответственных за переселение. В одном из «Нарядов Заведующего передвижением переселенцев по Европейской России» сказано, что основную массу переселявшихся в Степной край составляли выходцы из южной степной полосы России, т. к. крестьяне обычно искали условия жизни, схожие с существовавшими на родине. Кроме того, указывалось, что среди направлявшихся в Степной край преобладали уроженцы губерний черноземной зоны Европейской России - Подольской, Харьковской, Полтавской, Екатеринославской, Воронежской и Киевской губерний [1, с. 82].
Но все же неорганизованность и непродуманность столыпинской реформы оставались главными причинами нежелания крестьян следовать в Сибирь. В целях скорейшего избавления от малоземельных и безземельных крестьян местные власти часто отправляли их на новые места жительства, обнадеживая о подготовленности участков и благополучности переезда. Проходные свидетельства, выдаваемые на земельный участок, часто игнорировались или были недействительными, так как к моменту прибытия переселенцев эти земли могли быть уже проданы. Из-за этого многие крестьяне-переселенцы самостоятельно занимались поиском земельных участков и, в большинстве случаев, временно арендовали их у башкирского населения, нанимались на работу к старожилам или зажиточным крестьянам.
Из воспоминаний участника тех событий, переселенца из Полтавской губернии Коляды Петра Петровича: «После того, как до Украины дошли слухи о свободных землях на Урале, в 1910 г. община решила послать на разведку трех послов. Государство обещало бесплатный проезд по железной дороге до Уфы и Оренбурга. В конце 1910 г. двинулись в путь, всего было около 20 семей. По дороге несколько человек умерло. Приехали в эти места (сейчас - Куюргазинский район Республики Башкортостан), получили земельные надела между Бугульчаном и Ковалевкой. Хутор назвали Пятая Ивановка. Но место оказалось неудачным, вода пришла только в один колодец, пришлось переселиться на другое место. Новый хутор назвали Бальза» [2].
Следует отметить, что многие места переселения украинцев в Башкортостане сохранились до сих пор, как и вышеупомянутая деревня Бальза в Куюргазинском районе.
Отношение к столыпинской агарной реформе (1906-1916 гг.) в российской исторической науке всегда было неоднозначным. До сих пор среди историков ведутся споры о ее значении для России. В советской историографии существовало мнение о полной неэффективности реформы, т. к. он, в конечном, итоге, окончательно так и не решила земельный вопрос в Российской империи. Правительство, стремясь не ущемить права крупных землевладельцев, вынуждено было идти на половинчатые меры, действуя, подчас, непоследовательно. Но, необходимо признать, что столыпинская аграрная реформа - наиболее решительный шаг царизма в области сельского хозяйства после отмены крепостного права 1861 г. Она способствовала массовой миграции населения из западных районов страны, где вопрос малоземелья стоял особенно остро, в результате аграрной реформы значительная часть крестьянства смогла улучшить свое материальное положение, переселившись за Урал. Об этом свидетельствуют очевидцы и исторические документы.
Список использованной литературы:
1. Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. -Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992. - 260 с.
2. Беседа с Колядой П.П. Записала Коляда Е.Ф., 1965. / Материалы автора.
3. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России 1907-1914 гг. - М.: Наука, 1992. - 256 с.
© Крайнова А.Е., 2016