Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ВВОЗИМОГО НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ВВОЗИМОГО НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1145
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ И ОБОРУДОВАНИЕ / CUSTOMS CONTROL / AIR TRANSPORT / EURASIAN ECONOMIC UNION / INTERNATIONAL TRANSPORT VEHICLE / SPARE PARTS AND EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антропов А.А.

Рассмотрены особенности проведения таможенного контроля в отношении воздушного транспорта, а также выявлены проблемы, которые могут затруднять процесс проведения таможенного контроля. Предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF CUSTOMS CONTROL IN RESPECT OF AIR TRANSPORT, IMPORTED INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

This article discusses the peculiarities of customs control in respect of air transport, as well as the problems that can complicate the process of customs control. In this article the ways of their solution are offered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ВВОЗИМОГО НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 339.543

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ВВОЗИМОГО НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

А. А. Антропов Научный руководитель - Л. Г. Чернова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lilia.chernova@mail.ru

Рассмотрены особенности проведения таможенного контроля в отношении воздушного транспорта, а также выявлены проблемы, которые могут затруднять процесс проведения таможенного контроля. Предложены пути их решения.

Ключевые слова: таможенный контроль, воздушный транспорт, Евразийский экономический союз, транспортное средство международной перевозки, запасные части и оборудование.

FEATURES AND PROBLEMS OF CUSTOMS CONTROL IN RESPECT OF AIR TRANSPORT, IMPORTED INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

A. A. Antropov Scientific Supervisor - L. G. Chernova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lilia.chernova@mail.ru

This article discusses the peculiarities of customs control in respect of air transport, as well as the problems that can complicate the process of customs control. In this article the ways of their solution are offered.

Keywords: customs control, air transport, Eurasian economic Union, international transport vehicle, spare parts and equipment.

Под понятием «Таможенный контроль» следует понимать совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Данное определение установлено ст. 2 «Определения» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) [1].

Ввозимый воздушный транспорт (воздушные суда) могут рассматриваться для таможенных целей в двух статусах - в качестве товара, подлежащего таможенному декларированию посредством подачи ДТ и помещению под таможенную процедуру, а также в качестве транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП), подлежащего таможенному декларированию посредством подачи таможенной декларации на транспортное средство без фактического помещения под таможенную процедуру.

Ввоз на таможенную территорию воздушного судна как ТСМП возможен только в случае, если оно ввозится для завершения и (или) начала международной перевозки грузов или пассажиров на таможенной территории и (или) за ее пределами и зарегистрировано в государствах, не являющихся членами ЕАЭС [1]. Порядок заполнения таможенной декларации на транспортное средство установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 422 (ред. от

Секция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

01.11.2016) «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» [3].

Во всех иных случаях воздушные суда подлежат таможенному декларированию в качестве товаров в рамках общего порядка, предусмотренного для оформления коммерческих грузовых партий (сделки купли-продажи, аренды, ремонта).

На практике, воздушные суда, прибывающие на таможенную территорию, снабжены различным оборудованием и горюче-смазочными материалами, которые предназначены для эксплуатации данных воздушных судов. В случае оформления воздушного судна в качестве транспортного средства международной перевозки, имущество, находящееся на борту воздушного судна, имеет специальный статус для таможенных целей - запасные части и оборудование. Они предназначены для ремонта и эксплуатации ТСМП в пути следования.

Такое имущество подлежит указанию таможенной декларации на транспортное средство в графе «Запасные части и оборудование» и не подлежит отдельному таможенному декларированию, а также не подлежит помещению под таможенную процедуру.

Иное, имущество, отличное от запасных частей и оборудования, предназначенное для обслуживания воздушного судно имеет статус припасов (например, горюче-смазочные материалы). Таможенное декларирование припасов не осуществляется, если припасы не предназначены для выгрузки с борта ТСМП [1].

В случае, когда воздушное судно подлежит таможенному декларированию в качестве товара, то в данном случае могут возникнуть сложности у декларанта с правильностью таможенного декларирования имущества воздушного судна, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Понятие «запасные части и оборудование» и «припасы» применимо только к товарам только лишь в случае, если они используются в качестве ТСМП. В случае оформления воздушного судна как товара, отдельные статусы таких товаров не предусмотрены.

Запасные части и оборудование для воздушного судна могут декларироваться вместе с воздушным судном как его неотъемлемая часть только в случае, если они прописаны в техническом формуляре (паспорте) на воздушное судно. Иное имущество, предназначенное для обслуживания воздушного судна, не может рассматриваться как часть воздушного судна.

Таким образом, если понятие «запасные части и оборудование», «припасы» применительно только к ТСМП, в иных случаях запасные части и оборудование декларируются как часть воздушного судна только при наличии их отражения в паспорте на воздушное судно, то остальное имущество, не являющееся частью ВС при декларировании воздушного судна в качестве товара, подлежат отдельному таможенному декларированию как товары по каждой отдельной позиции и также помещаются под таможенную процедуру.

Как правило, эксплуатанты при осуществлении международных перегонов воздушных судов размещают на бортах воздушных судов различный инструмент, емкости с различными смазочными материалами, необходимыми для обслуживания воздушного судна. Среди такого имущества могут находиться различные по своей номенклатуре объекты - например, инструменты для внешней подвески, наборы различных отверток, ключей для обслуживания агрегатов воздушного судна, различные виды масел в различной таре (гидравлическое масло в бочках или канистрах и т. д.).

С одной стороны, данное имущество предназначено исключительно для обслуживания воздушного судна, с другой стороны, такое имущество не является частью борта, так как не отражается в паспорте на воздушное судно, а емкости в виде канистр и бочек на борту не предусмотрены конструкцией воздушного судна. Ввиду этого, такие товары подлежат отдельному таможенному декларированию. На практике, декларанты допускают ряд ошибок, связанных с подходом к таможенному декларированию данного имущества.

Ошибки производят следующего плана - при помещении воздушного судна под таможенную процедуру указывают находящееся имущество как часть воздушного судна, либо различные жидкости указывают в генеральной декларации как припасы, несмотря на то, что на воздушное судно планируется подача ДТ. Это приводит к тому, что таможенные органы возбуждают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 16.2. КоАП РФ - «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров».

Это подтверждает сложившаяся судебная практика. Так, Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа было вынесено решение № 75-2364/2013 об отказе требований одной из авиакомпаний, которая оспаривала решение Ханты-Мансийской таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 16.2 КоАП.

Данная авиакомпания, поместила под таможенную процедуру временного ввоза воздушное судно Боинг, на борту которого находилась бочка с антиобледенительной жидкостью, которая используется для покрытия поверхности самолета. По прибытию воздушного судна была подана генеральная декларация, в которой отражалось данное имущество в качестве припасов. Декларации на товары на данное имущество подано не было [2].

В этой связи, во избежание нарушений в порядке декларирования воздушных судов в рамках проведения таможенного контроля можно выделить ряд рекомендаций для участников внешнеэкономической деятельности:

1. При подготовке ДТ изучить техническую документацию на воздушное судно и уточнить, какое оборудование и запасные части входят в состав воздушного судна.

2. Если на борту воздушного судна выявлено имущество, которое не входит в его состав, то необходимо подать отдельные ДТ на данное имущество.

3. При подаче ДТ на данное имущество необходимо определиться с выбором таможенной процедуры. Если воздушное судно помещается под таможенную процедуру временного ввоза, то имущество также должно быть идентифицировано таможенным органом. Расходные материалы лучше всего поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

4. На данное имущество контрагент должен подготовить отдельные коммерческие документы (инвойсы), в обязательном порядке отразив стоимость данного имущества.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 03.04.2018).

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» (ред. от 01.11.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106029/ (дата обращения: 03.04.2018).

3. Судебная арбитражная практика: таможенные споры [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/cons/sud_praktika/ (дата обращения: 03.04.2018).

© Антропов А. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.