Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1230
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАРКИ / РАДИОЧАСТОТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов А. В., Чухаева Е. Г.

В статье рассмотрен порядок ввоза алкогольной продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Авторами проведен анализ проблемных вопросов, связанных и идентификацией алкогольной продукции, предложено применение радиочастотной идентификации федеральных специальных марок для ускорения проведения таможенного контроля ввозимой алкогольной продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL WHEN IMPORTING ALCOHOLIC PRODUCTS INTO THE TERRITORY OF THE EAEU

The article considers the procedure for the import of alcoholic products to the customs territory of the Eurasian Economic Union. The authors analyzed the problematic issues related to the identification of alcoholic products, proposed the use of radio frequency identification of federal special stamps to speed up customs control of imported alcoholic products into the customs territory of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС»

УДК 339.972

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС

Кулешов А.В., Чухаева Е.Г.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL WHEN IMPORTING ALCOHOLIC PRODUCTS INTO THE TERRITORY OF THE EAEU

Kuleshov A.V., Chukhaeva E.G.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассмотрен порядок ввоза алкогольной продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Авторами проведен анализ проблемных вопросов, связанных и идентификацией алкогольной продукции, предложено применение радиочастотной идентификации федеральных специальных марок для ускорения проведения таможенного контроля ввозимой алкогольной продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенный контроль; алкогольная продукция; федеральные специальные марки; радиочастотная идентификация.

Abstract

The article considers the procedure for the import of alcoholic products to the customs territory of the Eurasian Economic Union. The authors analyzed the problematic issues related to the identification of alcoholic products, proposed the use of radio frequency identification of federal special stamps to speed up customs control of imported alcoholic products into the customs territory of the Eurasian Economic Union.

Keywords: customs control; alcoholic products; federal special stamps; RFID.

Алкогольная продукция всегда являлась объектом пристального наблюдения со стороны государства, в частности таможенных органов. Данный вид продукции предполагает наличие установленных жестких требований со стороны государственных органов: строгие требования к безопасности производимой продукции, достаточно высокий уровень налогообложения и другие меры государственного контроля.

Отношения, которые складываются в процессе производства и оборота алкогольной продукции, имеют особую значимость, так как употребление низкокачественных алкогольных продуктов влияет на состояние здоровья граждан Российской Федерации. Для того, чтобы некачественная продукция сомнительного происхождения не пересекла границу Евразийского экономического союза (далее - Союза), необходимо осуществлять грамотный и эффективный таможенный контроль, который в том числе поможет пресечь полную или частичную неуплату таможенных платежей. А они же, в

свою очередь, влияют на пополнение федерального бюджета РФ [1].

Порядок проведения таможенного контроля в отношении алкогольной продукции изложен в разделе 6 (гл. 44-46) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) [2]. Также данную сферу регулируют такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ [3]. Также на территории Российской Федерации в отношении подакцизных товаров действует Приказ Минфина России от 08 сентября 2020 № 185н «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций и осуществлению конкретных функций в отношении подакцизных и определенных видов товаров» [4].

При ввозе товаров на таможенную территорию Союза необходимо осуществить ряд последовательных операций, которые

Организация-импортёр приобретает марки в территориальном органе ФСРАР

Организация-импортёр направляет марки товаропроизводителю или на транзитный склад

Ввоз алкогольной продукции с наклеенными марками

Подача ДТ в уполномоченный таможенный орган

Рис. 1. Порядок ввоза и декларирования алкогольной продукции, подлежащей маркировке

связаны с прибытием алкогольной продукции на таможенную территорию ЕАЭС, помещением под соответствующую процедуру, в том числе под процедуру таможенного транзита для последующего прибытия товаров в таможенный орган назначения, где впоследствии будет осуществлено таможенное декларирование.

Согласно п. 2. Ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование импортной алкогольной продукции осуществляется декларантом, либо таможенным представителем, действующим от имени и поручению декларанта с использованием декларации на товары.

Ввоз алкогольной продукции осуществляется следующим образом:

1. Организация-импортёр приобретает федеральные специальные марки (ФСМ) в территориальном органе Росалкогольрегу-лирования. Информация о количестве, об уплаченной государственной пошлине, оплате ФСМ отражается в ЕГАИС.

2. Далее организация-импортёр направляет марки товаропроизводителю, либо на транзитный склад (логистический центр по хранению и маркировке товара).

3. Осуществляется нанесение ФСМ, после чего ввоз алкогольной продукции на территорию РФ.

4. В таможенный орган подаётся декларация на товары, в которой указывается также номер предыдущей декларации, по которой вывозились ФСМ. Более наглядно процесс воза и декларирования алкогольной продукции представлен на рисунке 1.

В случае, когда на территорию Евразийского экономического союза ввозятся иностранные товары и помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, они получают статус «то-

варов Евразийского экономического союза», и далее получают право свободного обращения на всей территории Союза.

Наиболее часто применяемой формой таможенного контроля при ввозе алкогольной продукции на территорию Союза является проверка документов и сведений. В случае срабатывания профилей рисков в отношении таких товаров, таможенный органы принимают такие формы таможенного контроля, как таможенный осмотр, таможенный досмотр. Должностное лицо должно принять решение о проведении таможенного досмотра в течение 10 минут на этапе получения и регистрации сообщения о прибытии товаров на территорию Союза.

При проведении вышеуказанных форм таможенного контроля должностные лица таможенных органов могут проводить фото-и видеосъемку и использовать соответствующие технические средства - фото- и видеокамеру. Но необходимо отметить, что такие технические средства используются при наличии в поручении на таможенный досмотр особой отметки, которая гласит о необходимости применения данных технических средств. Также должностные лица могут осуществлять проверку федеральных специальных марокна их подлинность и считывать сведения, которые наносятся на них в виде специального штрих-кода, затем осуществить проверку в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) для учета объема производства и оборота этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ЕГАИС - система учета товарооборота внутри рынка в Российской Федерации. Фактически, данная система контролирует движение алкогольной продукции от стадии производства до конечного потребителя.

Здесь учитывается как крепкий алкоголь, так и пивная продукция [5]. ЕГАИС введена в первую очередь для борьбы с контрафактной продукцией, продажи некачественного алкоголя, который, согласно статистическим данным, составляет более 30% от всего оборота. Степень контроля в данной системе зависит от уровня крепости продукта. Так, благодаря системе можно отследить движение и историю каждой бутылки.

Порядок занесения алкогольной продукции в ЕГАИС представлен на рисунке 2, где УТМ ЕГАИС - универсальный транспортный модуль. Программа, устанавливаемая у участника алкогольного рынка и используемая для передачи данных между ЕГАИС и учетной системой участника.

При ввозе алкогольной продукции на территорию Евразийского экономического союза в зоне таможенного контроля таможенный орган должен сопоставить сведения, нанесённые на федеральные специальные марки, которыми маркирована соответствующая продукция, со сведениями, содержащимися в ЕГАИС и таможенной декларации. В случае отсутствия информации в ЕГАИС или при несовпадении сведений в декларации на товары, в отношении ввозимой алкогольной продукции применяются меры согласно законодательству о таможенном деле в РФ, в том числе меры, направленные на анализ рисков и их минимизацию.

В случае, когда подакцизная продукция помещается под таможенные процедуры

экспорта, реэкспорта, переработки на таможенной территории, процедуру уничтожения, федеральные специальные марки должны быть повреждены под наблюдением должностных лиц таможенного органа. Это исключает в будущем их повторное использование.

Федеральная специальная марка должна быть повреждена таким образом, чтобы данные об алкогольной продукции не

считывались в ЕГАИС, площадь повреждения занимала 50%, включая голограмму. А серия, номер, наименование продукции и прочие данные не смогли считываться с потребительской тары. Далее должностное лицо таможенного органа составляет акт о повреждении ФСМ.

При отсутствии штрих-кодов, либо нарушении правил маркировки алкогольной продукции предусмотрены штрафные санкции в соответствии со статьей 15.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ):

- выпуск немаркированного алкоголя влечет за собой конфискацию продуктов без идентификации и наложение штрафа на юридических лиц в размере 100150 тыс. руб.;

- хранение, хранение и реализация алкогольной продукции без штрих-кодов влечет за собой конфискацию продуктов и наложение штрафа на юридических лиц -50-300 тыс. руб. [6].

При ввозе на территорию ЕАЭС немаркированной ФСМ алкогольной продукции

Рис. 2. Схема занесения алкогольной продукции в ЕГАИС

стоимостью более 1,5 млн. руб., на импортера (юридическое лицо) налагается штраф в соответствии со статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) в размере до 300 тыс. руб. При повторном нарушении - штраф до 500 тыс. руб., а также отзыв лицензии на право продажи и (или) производства, лишение свободы на срок до 3 лет [7].

Несмотря на непрерывное совершенствование и технических средств таможенного контроля, и непосредственно осуществления таможенного контроля товаров, в настоящее время есть ряд проблем, касающихся таможенного контроля алкогольной продукции. В 2021 году было возбуждено 87 уголовных дел по ст. 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Стоимость незаконно перемещаемой алкогольной продукции составила около 553 млн руб. [8]. Однако в сравнении с прошлым годом количество возбужденных дел снизилось на 18 (в 2020 году возбуждено 105 уголовных дел по данной статье).

Безусловно, нарушения в области маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции несут огромные потери для бизнеса, именно поэтому очень важно соблюдать ряд норм действующего законодательства. Однако и при соблюдении всех требований законодательства есть определенный перечень проблем в данной области.

Самой распространенной проблемой в данной сфере является идентификация алкогольной продукции и впоследствии невозможность достоверной классификации товаров в соответствии единой Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), что ведет к достоверному начислению и взиманию таможенных платежей.

Судебные разбирательства по вопросам классификации алкогольной продукции между организациями и таможенными органами, как правило, разрешаются не в пользу последних. Происходит это в связи с неоднозначным толкованием терминов, которые содержатся в международных и национальных стандартах и технических регламентах. К проблемам применения терминологии товарной группы 22 «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус» можно отнести следующие:

- отсутствие определений некоторых терминов в Пояснениях ТН ВЭД ЕАЭС, При-

мечаниях ТН ВЭД ЕАЭС, например, «вино-материалы», «вино виноградное натуральное», «вино крепленое» и т.д.;

- несоответствие определений ряда терминов, содержащихся в национальных документах (несоответствие объемной доли этилового спирта для определенных видов продукции);

- использование импортирующей организацией и таможенным органом разных терминов для обозначения одних и тех же понятий;

-недостаточность или вовсе отсутствие признаков идентификации для определения товара по ТН ВЭД ЕАЭС [9].

С учетом вышесказанного для решения поставленных проблем идентификации алкогольной продукции в таможенных целях должны быть внесены дополнения в Примечания и Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС для наиболее удобного толкования.

Также существует довольно распространенная проблема - проблема фальсификации марок, которые наносятся на алкогольную продукцию, что, соответственно, уменьшает долю поступаемых в Федеральный бюджет денежных средств. В связи с этим Федеральным законом № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» [10] установлена возможность проверки ФСМ на подлинность. Это могут осуществить как таможенный орган, так и непосредственно сама организация, которая занимается оптовой или розничной торговлей алкогольной продукции. Такая проверка производится с помощью технических средств путем считывания кода с применением информационных ресурсов, а также визуально.

Нельзя не упомянуть упущение таможенных поступлений в государственный бюджет в виде акциза. Импортеры зачастую занижают стоимость товаров при декларировании, например, выдают коллекционные коньяки и вина за самый посредственный товар массового производства. Данная проблема частично решается с применением системы управления рисками. Но тем не менее, целесообразно было бы создать дополнительный реестр конкретно для поставщиков алкогольной продукции с фиксацией всех правонарушений в данной сфере.

В настоящее время отсутствует также программное обеспечение для более удобного и ускоренного считывания информации с федеральной специальной марки [11].

Сегодня появилось достаточное количество технологий, которые позволили бы решить проблему. Например, активно запущена новая технология - радиочастотная идентификация - система

RadioFrequencyIdentification (RFID). В настоящее время эта одна из самых эффективных технологий для быстрого считывания информации и распознавания различных шрих-кодов. Визуально чип RFID представлен на рисунке 3.

Данный чип осуществляет передачу данных путем считывания радиоволнами информации об объекте идентификации [12]. Такая технология могла бы ускорить процесс прохождения участником ВЭД та-

Список литературы

моженного контроля, так как на данный момент для того, чтобы оформить партию, должностное лицо таможенного органа сверяет непосредственно образцы товаров и данные с федеральной специальной марки, что является крайне трудоемким процессом. В свою очередь электронную марку сложно подделать, ведь она содержит уникальный код. Также ФСМ с чипом RFlDмо-жет быть считана с некоторого расстояния, что не потребует вскрытия упаковочного материала.

Прогнозируемые результаты от использования радиочастотных марок изображены на рисунке 4.

Таким образом, для ускорения проведения таможенного контроля в отношении алкогольной продукции, ввозимой на территорию Евразийского экономического союза, необходимо реализовать следующие меры:

1. Внедрить некоторые термины в Примечания и Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, а также устранить проблему неоднозначного толкования терминов и недостаточности признаков идентификации для спиртосодержащей продукции.

2. Внедрить систему RFID-меток доя наиболее удобного и ускоренного считывания информации с федеральной специальной марки.

Данные меры поспособствуют упрощению таможенного контроля и снижению количества перемещаемой контрафактной алкогольной продукции на таможенной территории ЕАЭС.

1. Грецкая А.С. Контроль в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2015. 180 с.

Рис. 4. Прогнозируемые эффекты от внедрения системы RFID

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза(с изменениями на 29 апреля 2020 года) // СПС КонсультантПлюс

3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

4. Приказ Минфина России от 08.09.2020 № 185н «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций и осуществлению конкретных функций в отношении подакцизных и определенных видов товаров» // Альта-софт. [Электронный ресурс]. - URL: www.alta. ru/tamdoc/20a00185/

5. Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. [Электронный ресурс]. - URL: fsrar.gov.ru/egais/normativnye_pravovye_akty

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // СПС КонсультантПлюс

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 25.03.2022) // СПС КонсультантПлюс

8. Федеральная таможенная служба возбудила более 2 тыс. уголовных дел в 2021 году // Альта-

софт. 01.02.2022. [Электронный ресурс]. - URL: www.alta.ru/external_news/86777/

9. Тарасов Н.А. Таможенный контроль алкогольной продукции, перемещаемой таможенную границу Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 180-187

10. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» // Альта-софт. [Электронный ресурс]. - URL: www.alta.ru/tamdoc/14fz0530/

11. Ахмедзянов Р. Р. Маркировка алкогольной продукции как средство ее идентификации таможенными органами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 2-2 (41). С. 97-99

12. Вековцева Т.А., Шанина Т.В. Технология RFID и будущее производство радиочастотной этикетки // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3-4 (57). С. 20.

Поступила в редакцию 21.04.2022

Сведения об авторах:

Кулешов Александр Викторович - заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: otk@spbrta.ru.

Чухаева Е.Г. - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: otk@spbrta.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.