Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ "ЗАДЕРЖАНИЕ С ПОЛИЧНЫМ" ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ "ЗАДЕРЖАНИЕ С ПОЛИЧНЫМ" ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ЗАДЕРЖАНИЕ С ПОЛИЧНЫМ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РАСКРЫТИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нугаева Э. Д.

Коррупционные преступления являются достаточно сложными в плане выявления и доказывания вины лиц, причастных к их совершению. Для решения задач их расследования рекомендуется использовать возможности органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, в рамках тактической операции «задержание с поличным». В статье дан ряд общих рекомендаций по ее планированию и содержанию. Цель исследования - определение содержания подготовительного и рабочего этапов тактической операции «задержание с поличным». При подготовке публикации были использованы диалектический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONDUCTING TACTICAL OPERATION“RED-HANDED DETENTION” IN DETECTING AND INVESTIGATING CORRUPTION CRIMES

Corruption crimes are quite difficult in terms of identifying and proving the guilt of those involved in their commission. To solve the problems of their investigation, it is recommended to use the capabilities of the bodies vested with the right to carry out operational-search activities, within the framework of the tactical operation “red-handed arrest” The article provides a number of general recommendations for its planning and content. The purpose of the study is to determine the content of the preparatory and working stages of the tactical operation “red-handed arrest”. When preparing the publication, the dialectical method of scientific knowledge, general scientific and specific scientific methods were used.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ "ЗАДЕРЖАНИЕ С ПОЛИЧНЫМ" ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 05.02.2021).

2. Владимиров В. Ю. Особенности криминологического анализа наркосреды / В. Ю. Владимиров, Е. В. Каймак // Антинаркотическая безопасность. Саратов. № 1(1). 2013. С. 88-93.

3. Иванов П. И. Некоторые вопросы, связанные с подрывом экономических основ организованной преступности и терроризма: вопросы теории и практики / П. И. Иванов, И. А. Королев, Р. Ш. Шегабудинов // Сборник научных статей. М.: МЦНМО, 2010. С. 347-358.

4. Грибунов О. П. К вопросу о противодействии экстремизму на объектах транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2013. № 3 (66). С. 9-16.

5. Грушихина В. А. О понятии религиоведческой экспертизы при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 1 (72). С. 37-42.

© Никитин А. В.

© Ступницкий А. Е.

УДК 343.985.5:343.352(470)

Э. Д. НУГАЕВА, начальник кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

E. D. NUGAEVA, Head of the Chair of Criminalistics of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ «ЗАДЕРЖАНИЕ С ПОЛИЧНЫМ» ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

FEATURES OF CONDUCTING TACTICAL OPERATION "RED-HANDED DETENTION" IN DETECTING AND INVESTIGATING

CORRUPTION CRIMES

Аннотация. Коррупционные преступления являются достаточно сложными в плане выявления и доказывания вины лиц, причастных к их совершению. Для решения задач их расследования рекомендуется использовать возможности органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, в рамках тактической операции «задержание с поличным». В статье дан ряд общих рекомендаций по ее планированию и содержанию. Цель исследования - определение содержания подготовительного и рабочего этапов тактической операции «задержание с поличным». При подготовке публикации были использованы диалектический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы.

Ключевые слова и словосочетания: тактическая операция, задержание с поличным, коррупционные преступления, оперативно-розыскные мероприятия, раскрытие, расследование.

Annotation. Corruption crimes are quite difficult in terms of identifying and proving the guilt of those involved in their commission. To solve the problems of their investigation, it is recommended to use the capabilities of the bodies vested with the right to carry out operational-search activities, within the framework of the tactical operation "red-handed arrest" The article provides a number of general recommendations for its planning and content. The purpose of the study is to determine the content of the preparatory and working stages of the tactical operation "red-handed arrest". When preparing the publication, the dialectical method of scientific knowledge, general scientific and specific scientific methods were used.

Keywords and phrases: tactical operation, red-handed arrest, corruption crimes, operational-search measures, disclosure, investigation.

Современная коррупция представляет собой одну из серьезных угроз безопасности государства и является значительным препятствием развитию страны в целом и реализации стратегических национальных приоритетов»1.

Анализ официальной статистики МВД России за 2020 г. показал, что в структуре коррупционной преступности основную долю составили: взятниче-ство - 47,2 %; мошенничества, совершенные с использованием служебного положения, получение взятки - 13,5 %; дача взятки - 11,8 %; мошенничество, совершенное с использование служебного положения - 23,7 %; присвоение или растрата с использованием служебного положения - 8,8 %; служебный подлог -6,3 % [1, с. 34].

Однако, как верно замечено многими учеными-криминалистами [2; 3; 4; 5], занимавшимися изучением данной проблемы, для коррупционной преступности характерен высокий уровень латентно-сти. Так, Е. А. Ануфриева отмечает, что «официальные статистические данные представляют собой лишь «верхушку айсберга» - видимую часть всей реально существующей коррупционной преступности в нашей стране. В то время как большая часть таких преступлений остается не выявленными и нераспознанными» [6, с. 84].

Правоохранительными органами чаще всего выявляются коррупционные

преступления в сфере здравоохранения, образования, государственного управления и обеспечения военной безопасности, финансовой деятельности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, имущественных и земельных отношений, лицензирования и регистрации предпринимательской деятельности с относительно небольшой суммой взяток, совершенные одним исполнителем или группой лиц по предварительному сговору. Реже выявляются преступления по рассматриваемой категории дел, совершенные организованными группами, связанные с передачей в качестве взяток значительных денежных сумм.

В прошедшем году в условиях пандемии наиболее подвержены коррупционным рискам были такие сферы, как государственные закупки, здравоохранение, страхование. В условиях дефицита медицинских товаров распространенными фактами являлись заключения контрактов с сомнительными компаниями и по завышенным ценам на необходимые лекарственные препараты и медицинское оборудование. Об этом свидетельствуют статистические данные МВД России по 2020 г., указывающие на 46,2 % рост преступлений, предусмотренных ст. 200.5 УК РФ «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». Данным фактам способствова-

1 В опубликованном Автономной некоммерческой организацией «Центр антикорруп-

ционных исследований и инициатив «Transparency International» Индексе восприятия корруп-ции-2020 Россия занимала 133 место, оказавшись в одной группе с Азербайджаном, Мали, Малави и Габоном (в 2019 г. Россия занимала 138 место в мире).

72

ли неопределенность критериев отбора предприятий, участвующих в программе государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии и по ее окончании.

По-прежнему остается актуальной практика бесконтактных схем дачи и получения взятки с использованием сети Интернет путем перевода денежных средств на обезличенные счета в различных платежных системах, в том числе с использованием криптовалют [7].

Результативность раскрытия и расследования коррупционных преступлений напрямую осложнено рядом факторов. Как нами было отмечено выше, данной категории преступлений свойственна высокая степень латентности. Как правило, данные преступления совершаются в отсутствие очевидцев. Все участники содеянного заинтересованы в наступлении положительного результата от совершенного преступления и осуществляют активную противоправную деятельность по сокрытию ее следов. По сравнению с другими преступлениями при расследовании подкупа сравнительно невелик объем доказательств: в большинстве случаев обвинение строится на косвенных доказательствах, оценка которых представляет значительные трудности.

Основная часть преступлений коррупционной направленности реализуется в соучастии, в том числе, организованными преступными группами. Субъектами коррупционных преступлений зачастую выступают лица, имеющие (или имевшие в прошлом) опыт работы или службы в правоохранительных или военизированных структурах, владеющих профессиональными знаниями и навыками оперативно-розыскной деятельности, а также лица с высшим экономическим или юридическим образованием. В связи с этим они могут оказать и оказывают существенное противодействие сотрудникам правоохранительных органов [8, с. 432].

Так как уголовная ответственность

наступает в отношении всех участников преступления, последние, в большинстве случаев, отказываются давать правдивые показания.

Анализ судебно-следственной практики свидетельствует, что существенная доля преступных деяний - многоэпизод-ные, соответственно, следователь во взаимодействии с оперативными сотрудниками обязан устанавливать каждый факт совершения преступления, а не только указанные в заявлении или сообщении о преступлении. Верно замечено В. В. Ко-ниным и Л. В. Поповой, что «для участников совершенных преступлений коррупционной направленности характерна сплоченность, недоверие по отношению к органам предварительного расследования, надежда на взаимовыручку, поддержку и помощь со стороны сообщников, оставшихся на свободе, а также на помощь со стороны коррумпированных представителей властных структур, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. В ряде случаев рассматриваемая категория лиц, причастных к коррупционным преступлениям, связана с лицами, совершающими общественно опасные деяния в сфере экономики. И «разоблачить нередко разветвленную и глубоко законспирированную группу преступников очень сложно» [9, с. 4; 9, с. 219].

Преступления коррупционной направленности сопровождаются активным противодействием со стороны защиты; обжалованием подозреваемым, обвиняемым любых решений следователя, в том числе ходатайств об избрании меры пресечения, о наложении ареста на имущество; затягиванием производства по делу. Такое противодействие требует от следователя более тщательной подготовки к проведению следственных и иных процессуальных действий [11, с. 179].

Зачастую следователю при расследовании коррупционных преступлений противостоят не только достаточно опыт-

ные адвокаты, которые не оставляют без внимания любую ошибку, допущенную следователем при расследовании, но и не выявленные следствием сообщники по преступной деятельности [9, с. 219].

Так, в работе А. А. Черкасовой приводятся следующие данные: «по мнению практических работников (с использованием пятибалльной шкалы оценок), помимо обвиняемого, наиболее активное противодействие расследованию взяточничества оказывают: защитник (3,1 балла), родственники обвиняемого (2,7 балла), руководство следователей (2,4 балла), свидетель (1,6 балла) и их коллеги (1,5 балла). Большинство респондентов (73%) отмечают, что чаще всего противодействие осуществляется организованно. Система организованных, нередко коррупционных связей и их формы могут быть простыми (например, обвиняемый - адвокат - свидетель) и сложными (руководитель организованной преступной группы - адвокат - следователь или прокурор - судья)» [12, с. 8].

Указанные обстоятельства, несомненно, оказывают влияние на тактику проводимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, отношения следователя и подозреваемого в процессе предварительного следствия, являются причиной особенностей оказания противодействия расследованию [5, с. 4-5].

Учитывая современный уровень преступлений коррупционной направленности, их высокопоставленность, сращивание с экономическими отношениями, осложнения противодействующими факторами, рекомендуется их расследование поручать опытным следователям, специализирующимся на данной категории дел, обладающих обширными знаниями по другим отраслям права с особым криминалистическим мышлением.

Анализ научных работ по теме исследования позволил сделать вывод, что в 79% случаев поводом для возбуждения уголовных дел о должностных престу-

плениях коррупционной направленности являются заявления граждан [13, с. 105; 14, с. 14; 15, с. 73].

Чаще всего в заявлениях содержится информация, что с заявителя должностное лицо (лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации) вымогает вознаграждение, либо заявитель стал очевидцем коррупционного преступления. С криминалистической точки зрения особую важность имеют заявления о намеченной передаче вознаграждения. Если информация, поступившая от заявителя, не вызывает сомнения, следователю во взаимодействии с сотрудниками органа дознания целесообразно разработать и осуществить тактическую операцию «Задержание с поличным». Ей присущи следующие тактико-криминалистические особенности: неотложность планирования и проведения; локальность, означающая планирование и осуществление тактической операции в сравнительно короткие сроки; мобильность; конспиративность проведения; широкое использование оперативных возможностей правоохранительных органов [16, с. 542].

Перед задержанием следует провести серьезную подготовительную работу:

1. Опросить заявителя либо допросить в рамках возбужденного уголовного дела. Необходимо выяснить следующее: в чем именно выражалось вымогательство; за какие действия (бездействия); каковы условия передачи предмета взятки; мотивы, по которым заявитель обратился в органы внутренних дел; производил ли заявитель запись разговора на телефон или диктофон; знает ли заявитель о подобных случаях;

2. Определить количественный и персональный состав группы задержания;

3. Внимательно изучить личность подкупаемого;

4. Тщательно изучить место предполагаемого подкупа, при этом обратить

внимание на пути подхода к названному месту с целью блокировки попытки подкупаемого скрыться после передачи незаконного вознаграждения;

5. Определить структуру и содержание имеющейся обстановки для правильного расположения участников, призванных наблюдать за ходом операции и задерживать подкупаемого. При этом экипировка и поведение участников задержания не должно привлекать внимания;

6. Обсудить условные сигналы обмена между участниками задержания на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, перехода к следующему запланированному этапу и т.п.

7. Провести инструктаж сотрудников, задействованных в задержании, в том числе специалистов, осуществляющих аудио-, фото- и видеофиксацию хода операции. Подробно инструктируется о ходе проведения задержания, необходимом поведении и заявитель, что дал согласие на участие в тактической операции.

8. Продумать необходимость проведения на месте задержания следственных действий (личный обыск, осмотр места происшествия, осмотр одежды, осмотр помещений и т.д.).

С точки зрения доказывания вины взяткополучателя или субъекта коммерческого подкупа наиболее оптимальным является использование в процессе задержания средств, имеющих законный источник происхождения. В практике такими средствами являются личные или заемные средства взяткодателя или деньги, получаемые субъектом расследования из кассы правоохранительного органа или организации, с которой достигнута договоренность о финансовой помощи на период задержания [16, с. 542].

Задержание необходимо производить быстро, при этом руки задержанного блокировать для воспрепятствования сброса предмета подкупа или оказания сопротивления. Как правило,

осуществляется задержание при производстве оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент». Здесь возможны случаи, когда: а) орган, осуществляющий ОРД, документирует задержание от начала до конца для последующего направления материалов следователю; б) к процессу сбора доказательств уже на этом этапе подключается следователь, который выезжает на место происшествия [17, с. 269].

Для первого случая характерно изъятие предмета подкупа в рамках проводимого ими ОРМ на основании п.1 ч.1 ст.15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В абзаце втором того же пункта 1 предписано в случае изъятия предметов при проведении гласных ОРМ составлять протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Большую часть времени оперативный эксперимент проводится скрытно, однако, на стадии задержания он из негласного мероприятия превращается в гласное [18, с.45].

Следует заметить, что законодательство об ОРД предписывает именовать документ, который фиксирует изъятие, протоколом. Соответственно, если, как это практикуется, о проведении оперативного эксперимента составлен акт, то ему должен сопутствовать протокол, отдельно отражающий изъятия предмета взятки. Мы разделяем мнение М. Р. Глуш-кова, что допустимо, учитывая, что формальных требований к наименованиям оперативно-служебных документов не имеется, составить один протокол оперативного эксперимента, в котором отразить и факт изъятия предмета подкупа [17, с. 269].

В том случае, когда следователь выезжает и проводит осмотр места происшествия, то изъятие предмета подкупа возможно при проведении данного следствии действия при условии, что этот предмет открыто лежит либо участвующий в ходе осмотра заявитель (подлежащий обязательному занесению в про-

токол) укажет точно, в каком месте он находится.

Если задержанный по предложению следователя добровольно выдает предмет подкупа, то он также изымается осмотром. Противоречия в тактике производства данного следственного действия не повлекут, поскольку осмотр предполагает восприятие следователем обстановки и объектов, имеющих значение для дела, а также их исследование.

Сложнее обстоит ситуация при принудительном изъятии у задержанного предмета подкупа. Учитывая, что следователь не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, привлечение его к участию в ОРМ лишено смысла. Необходимо четко отграничить по времени (фактически и в документах) оперативно-розыскное мероприятие «оперативный эксперимент» от следующего за ним процессуального действия.

В научных источниках по криминалистике имеются различные рекомендации по изъятию предмета подкупа в рамках доследственной проверки. Одни рекомендуют оформить это в рамках освидетельствования (ст. 179 УПК РФ), которое может производиться без понятых, без согласия освидетельствуемого, с одновременным осмотром его одежды. Мы же придерживаемся мнения тех ученых, что справедливо указывают на существенные противоречия, имеющиеся в ст. 179 УКП РФ [19, с. 204]. В данное статье указывается, что освидетельствование возможно произвести до возбуждения уголовного дела, но в отношении лишь подозреваемого, обвиняемого и т. п., т. е. тех лиц, которые наделены про-

цессуальным статусом. Изъять предмет в рамках производства личного обыска (ст. 184 УПК РФ) возможно также лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

Единственным надежным способом является возбуждение уголовного дела (на месте происшествия, если это не сделано ранее) и проведение в рамках возбужденного дела личного обыска в соответствии со ст. 184 УПК РФ. Законным личный обыск будет и при задержании подозреваемого в контексте ст. 91 УПК РФ. Данный вариант приемлем, так как подключение следователя к сбору доказательств по коррупционному материал должно быть продуманным заранее, перспектива дела просчитана уже на этом этапе и вопрос по возбуждению дела принципиально решен [19, с. 204].

Предметы, изъятые у подозреваемого, приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Лица, в присутствии которых проводилась обработка предмета подкупа специальным химическим веществом, допрашиваются в качестве свидетелей. Для установления групповой принадлежности специального химического вещества назначается экспертиза веществ и материалов.

Раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности, успех проведения тактической операции «Задержание с поличным» по делам рассматриваемой категории напрямую зависит от профессионализма следователя и оперативных сотрудников, знания ими специфики совершения противоправного деяния, а также взаимодействия между всеми участниками данной операции.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2020 года и тенденции ее развития: аналитический обзор: ВНИИ МВД России. Москва 2021. 72 с.

2. Астанин В. В. Мониторинг диссертаций по антикоррупционной тематике: примеры и проблемы качества // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2. С. 32-40.

3. Лашко Н. Н. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования взяточничества и коррупции: дис. ...канд. юрид.наук. М. 2001. 168 с.

4. Фролова Е. Ю. Методика расследования коррупционной деятельности в правоохранительных и судебных органах: дис. ...канд. юрид.наук. Краснодар. 2005. 195 с.

5. Халиков А. Н. Особенности расследования получения взяток должностными лицами правоохранительных органов. М.: Юрлитинформ. 2006. 238 с.

6. Ануфриева Е. А. Перспективы развития криминалистических методик расследования коррупционных преступлений // Теоретические и практические проблемы организации раскрытия и расследования преступлений: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2016. С. 83-86.

7. Качалов В. В. Получение взятки криптовалютой: вопросы квалификации // Союз криминалистов и криминологов. 2020. № 2. С. 19-25.

8. Криминалистика : учебник /под ред. Е.П. Ищенко. М. изд. Проспект. 2020. 921 с.

9. Бычков В. В. Расследование коррупционных преступлений, связанных с подкупом : учебное пособие. М., 2010. 133 с.

10. Конин В. В., Попова Л. В. Использование технических средств видеофиксации при расследовании коррупционных преступлений как способ изобличения участников, не признающих своей вины // Российский следователь. 2012. № 1. С. 218-224.

11. Черкасова Е. А., Новикова Е. А., Рудов Д. Н. Преступления коррупционной направленности: некоторые проблемы раскрытия и расследования // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 1. С. 177-183.

12. Черкасова А. А. Раскрытие и расследование взяточничества в условиях противодействия: автореф. дис. ... к.ю.н. М. 2007. 21 с.

13. Кушниренко С. П., Пристанков В. Д. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики. СПБ.: Специальная литература, 2004. 167 с.

14. Филатова Т. В. Расследование взяточничества как проявления коррупции: автореф. дис. ...к.ю.н. М., 2008. 23 с.

15. Букаев Н. М., Крюков В.В. Особенности методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности. М.: Юрлитинформ. 2012. 171 с.

16. Криминалистика: курс лекций / под ред. А.Ф. Лубина. М. 2019. 876 с.

17. Глушков М. Р. Изъятие предмета взятки при задержании с поличным //Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского учёного Н.С. Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года). - М.: Академия СК России. 2014. С. 266-271.

18. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений: практическое пособие для следователей. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. М. 2010. 148 с.

19. Кривощеков Н. В., Краснобородько А. А. Принуждение при производстве освидетельствования на стадии возбуждения уголовного дела // Уголовный процесс: от прошлого к будущему. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1. - М.: Академия СК России, 2014. С. 202-209.

© Нугаева Э. Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.