Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурорская проверка / прокурор / жилищно-коммунальное хозяйство / тарифы / prosecutor's inspection / prosecutor / housing and communal services / tariffs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коряченцова Светлана Игоревна

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты проведения проверок исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также обращено внимание на необходимость сосредоточиться на задачах прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. В статье приведены проблемные вопросы деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и отмечена важность информационно-аналитической работы органов прокуратуры в данном направлении. В результате исследования обоснована необходимость наладить сбор и анализ информации, обеспечить ее аккумулирование и использование при планировании деятельности и проведении проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коряченцова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CONDUCTING AUDIT OF ENFORCEMENT OF LEGISLATION IN THE TARIFF FORMATION FOR SERVICES IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

This article discusses some aspects of conducting audits of the enforcement of legislation in the field of housing and communal services, and also draws attention to the need to focus on the tasks of prosecutorial supervision in this area. The article studies problematic issues of the activities of housing and communal services enterprises and notes the importance of information and analytical work of the prosecutor's office in this direction. As a result of the study, the need to establish the collection and analysis of information, to ensure its accumulation and use in planning activities and conducting inspections is justified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК: 347.963 EDN IPNPDB

Коряченцова Светлана Игоревна,

старший преподаватель кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, просп. Литейный 44, Санкт-Петербург, Россия, 191104, e-mail: sv3833308@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. В данной статье рассматриваются отдельные аспекты проведения проверок исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также обращено внимание на необходимость сосредоточиться на задачах прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. В статье приведены проблемные вопросы деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и отмечена важность информационно-аналитической работы органов прокуратуры в данном направлении. В результате исследования обоснована необходимость наладить сбор и анализ информации, обеспечить ее аккумулирование и использование при планировании деятельности и проведении проверок.

Ключевые слова: прокурорская проверка, прокурор, жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы.

Koryachentsova Svetlana Igorevna,

Senior Lecturer of the Department of Prosecutorial Supervision and Participation of the Prosecutor in the Consideration of Criminal, Civil and Arbitration Cases of the St. Petersburg Law Institute (Branch), University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, ave. Foundry, 44, St. Petersburg, Russia,191104, e-mail: sv3833308@mail.ru

PECULIARITIES OF CONDUCTING AUDIT OF ENFORCEMENT OF LEGISLATION IN THE TARIFF FORMATION FOR SERVICES IN THE FIELD OF

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Annotation. This article discusses some aspects of conducting audits of the enforcement of legislation in the field of housing and communal services, and also draws attention to the need to focus on the tasks of prosecutorial supervision in this area. The article studies problematic issues of the activities of housing and communal services enterprises and notes the importance of information and analytical work of the prosecutor's office in this direction. As a result of the study, the need to establish the collection and analysis of information, to ensure its accumulation and use in planning activities and conducting inspections is justified.

Key words: prosecutor's inspection, prosecutor, housing and communal services, tariffs.

Результаты надзорной деятельности прокуроров по-прежнему свидетельствуют о значительном количестве нарушений прав потребителей коммунальных услуг, в

том числе при установлении тарифов и нормативов. В связи с чем вопросам тарифообразования много внимания уделяется со стороны органов

прокуратуры. Здесь имеется ввиду, прежде всего, выполнение ресурсоснабжающими организациями производственных,

ремонтных и инвестиционных программ, фактическое выполнение работ и несение затрат, которые включаются в тарифы и влияют на их размер, а, следовательно, напрямую касаются «бюджета» каждой семьи.

И как показывают результаты, процесс формирования тарифов оказался вне надлежащего контроля. Так, только после прокурорского вмешательства из тарифов ресурсоснабжающих компаний на 2023 год исключены расходы на общую сумму свыше 5 млрд рублей. Приняты меры для уменьшения тарифных показателей еще на 4 млрд рублей в последующих периодах1.

Компании нередко предлагают, а органы регулирования принимают затраты на проведение нецелевых мероприятий, на обслуживание и содержание

несуществующего оборудования, на ресурсы, никогда не использовавшиеся и не предполагаемые к использованию в производстве, и работы, выполнение которых «произведено только на бумаге» и т. д. Результаты такой формальной и поверхностной работы в отдельных субъектах Федерации не заставили себя долго ждать.

Ярким примером эффективного надзорного мероприятия явилась проверка, проведенная органами прокуратуры Иркутской области. Установлено, что документация теплоснабжающей

организации содержала недостоверные сведения о завышенных расходах на приобретение топлива, которые

фактически не производились. В результате бюджету Иркутской области причинен ущерб в размере более 23 млн руб.

По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской

Федерации (далее - УК РФ) (мошенничество)2.

Органами прокуратуры обеспечивается комплексный подход к проверкам причин роста тарифов, экономической обоснованности всех их составляющих. Практика показывает, что руководителями компаний используются различные схемы завышения тарифов путем наращивания необходимой валовой выручки. Более половины расходов граждан на оплату коммунальных услуг приходится на тепловую энергию. Львиную долю в структуре тарифов на тепло занимают затраты на топливо, соответственно работники прокуратуры при проверках обращают внимание на эту составляющую.

Другой системообразующей отраслью жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) является электроэнергетика. В результате надзорных мероприятий вскрываются факты необоснованного учета региональной энергетической комиссией (далее - РЭК) расходов на оказание управленческих и консультационных услуг, обучения лидерству, бизнес-тренинги, культурно-массовые и спортивные мероприятия, командировки за границу, «дополнительное» страхование и выплату премий руководителям предприятий.

Жилищно-коммунальное хозяйство -это важнейшая отрасль экономики, основанная на имущественных отношениях и объединяющая поставщиков и потребителей коммунальных услуг, обслуживающие организации,

предприятия, предоставляющие санитарно-технические услуги, ресурсоснабжающие организации и др. [1, с. 171-175].

Для понимания процесса

формирования тарифов необходимо знание проблем, с которыми сталкиваются в своей ежедневной будничной работе

ресурсоснабжающие организации и управляющие компании.

1 После вмешательства прокуроров из тарифов ресурсоснабжающих компаний исключены расходы на общую сумму свыше 5 млрд рублей. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=896 64129 (дата обращения: 03.12.2023).

2 В Иркутской области по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело о хищении средств регионального бюджета в размере 23 млн рублей. URL: https://epp.genproc.gov. ru/web/gprf/search?articl e=90778480 (дата обращения: 04.12.2023).

Первая ситуация связана с порядком реализации Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в

многоквартирных домах и жилых домов1, в соответствии с которым управляющая компания, которая не вправе отказаться от заключения договора о предоставлении коммунальных услуг и выступая исполнителем коммунальных услуг по отношению к жильцам многоквартирного дома, ответственна за качество предоставляемых коммунальных услуг. Приобретая коммунальную услугу, управляющая компания должна внести плату ресурсоснабжающей организации. Очевидно, что процент возврата в виде платежей населения не является стопроцентным, также не даст стопроцентного результата и работа с должниками [2, с. 76-84]. Возникает вопрос о поиске средств для погашения задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.

Наличие задолженности со стороны населения за жилищно-коммунальные услуги, к сожалению, было всегда и продолжает оставаться. Причин к тому несколько: безнаказанность

неплательщиков, ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги, снижение платежеспособности населения.

Приведенные примеры образования задолженности не исчерпывающие, представляется что применения мер прокурорского реагирования в отношении ресурсоснабжающей организации,

имеющей задолженность, необходимо с использованием определенной методики и тактики надзорных мероприятий.

Одной из задач для органов прокуратуры является принятие превентивных мер, направленных на недопущение фактов срыва отопительного сезона, надлежащее функционирование объектов топливно-энергетического и коммунального комплекса, в связи с чем вопросам образования и погашения задолженности уделяется особое внимание.

Важно обратить внимание и на наличие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, поскольку задолженность является грубым нарушением

лицензионных требований, а именно «наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией

в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам

и пользователям помещения

в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом»2.

Для установления признаков административного правонарушения

необходимо доказать наличие у лицензиата (управляющей организации) как таковой признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед РСО по оплате по соответствующему договору в определенном законодателем размере3.

1 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов : постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами : постановление Правительства РФ от

28 октября 2014 г. № 1110. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Постановление АС ВСО от 30.03.2021 N Ф02-743/2021 по делу № А33-23964/2020 ; Постановление АС ВСО от 03.02.2021 № Ф02-7213/2020 по делу № А33-8670/2020 ; Постановление АС ЦО от 25.03.2021 № Ф10-524/2021 по делу № А84-230/2020. Доступ к документам из справочно-правовой системы «Ко нсультантПлюс».

Кроме того, при проведении прокурорской проверки при наличии сведений о задолженности

ресурсоснабжающей организации

невозможно не обратить внимание на такие вопросы как:

- выявление фактов фиктивного выполнения работ по государственным и муниципальным контрактам в сфере ЖКХ;

- факты банкротства организации ЖКХ, в обязательном порядке необходимо проверять на предмет возможного наличия в действиях руководства признаков преднамеренности, большинстве случаев банкротство вызвано противоправной деятельностью определенного круга лиц.

Третье, необходимо уделять пристальное внимание вопросам предоставления муниципалитетами

субсидий организациям ЖКХ. Зачастую такие организации тесно связаны с должностными лицами органов местного самоуправления и под видом субсидий происходит незаконный вывод бюджетных средств. Фактически единственным бесспорным основанием предоставления субсидий является возмещение

межтарифной разницы между

экономически обоснованными тарифами и размером платы граждан за коммунальные услуги, установленным муниципальными правовыми актами.

Иные факты предоставления бюджетных средств организациям ЖКХ, которым и так на основании тарифных решений предоставляется финансовый источник, покрывающий расходы, сомнительны как в правовом, так и в экономическом плане. В связи с изложенным, при выявлении фактов предоставления таких субсидий организациям ЖКХ без достаточных правовых оснований необходимо рассматривать вопрос об ответственности виновных должностных лиц таких муниципалитетов по ст. ст. 285, 285.1 и 286 УК РФ.

Резюмируя изложенного, отметим, что для своевременного выявления и предупреждения нарушений в указанной сфере в прокуратуре необходимо наладить сбор и анализ информации, обеспечить ее аккумулирование и использование при планировании деятельности и проведении проверок.

Так, для достижения задач прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо обладать актуальной информацией о перечне действующих на поднадзорной территории управляющих и

ресурсоснабжающих компаний, расчетно-кассовых центров, о задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, о кредиторской и дебиторской

задолженности управляющих компаний за поставленные коммунальные ресурсы, об установленных тарифах, используемых для осуществления расчетов за поставленные ресурсы, об утвержденных и реализуемых производственных и инвестиционных программах, об оснащенности

многоквартирных жилых домов, иных объектов коллективными,

индивидуальными приборами учета, о подготовке и готовности объектов жилого фонда и иных учреждений и организаций к предстоящему отопительному периоду.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Матвеева Ю. С. Основные проблемы в деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Лучшая студенческая статья 2017 : сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса : в 2 частях, Пенза, 25 мая 2017 года. Часть 2. Пенза : Наука и Просвещение, 2017. С. 171-175.

2. Шахова Е. С. Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 3 (124). С. 76-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.