Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
552
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / НАДЗОР / НАРУШЕНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туркина Диана Андреевна

В статье рассматриваются некоторые проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Автор выделяет значимость надзора за исполнением законов в данной сфере, приводя в подтверждение статистические данные о нарушениях законодательства за разные периоды времени. Также акцентируется внимание на роль прокурора в сфере ЖКХ - обеспечение жилищных прав граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article discusses some problems in the field of housing and communal services. The author highlights the importance of supervision over the enforcement of laws in this area, providing statistical data on violations of legislation 464 for different periods of time. Attention is also focused on the role of the prosecutor in the housing sector - ensuring the housing rights of citizens

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 347.963

Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Аннотация: в статье рассматриваются некоторые проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Автор выделяет значимость надзора за исполнением законов в данной сфере, приводя в подтверждение статистические данные о нарушениях законодательства за разные периоды времени. Также акцентируется внимание на роль прокурора в сфере ЖКХ - обеспечение жилищных прав граждан.

Ключевые слова: прокурор, жилищно-коммунальная сфера, надзор, нарушение, коммунальные услуги.

IMPLEMENTATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD

Annotation: the article discusses some problems in the field of housing and communal services. The author highlights the importance of supervision over the enforcement of laws in this area, providing statistical data on violations of legislation

Туркина Диана Андреевна

Институт государственного и международного права

Россия, Екатеринбург turkina.di@mail .ru Turkina Diana Andreevna V.F. Yakovlev Ural State Law University Institute of State and International Law Russia, Ekaterinburg

OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

for different periods of time. Attention is also focused on the role of the prosecutor in the housing sector - ensuring the housing rights of citizens.

Key words: prosecutor, housing and communal services, supervision, violation, utilities.

Прокуратура, являясь независимым контрольно-надзорным органом, призвана защищать права человека и гражданина, в том числе жилищные права, которые закреплены как в Конституции Российской Федерации (далее -РФ), так и в Жилищном кодексе РФ. Главной функцией или основной формой деятельности органов прокуратуры можно назвать надзор. Надзор осуществляется по разным направлениям, в соответствии с разделом 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1]: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и другие виды надзора, предусмотренные частью 2 статьи 1 данного Федерального закона.

Правовую основу деятельности прокуратуры РФ составляет Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы, а также Приказы Генеральной прокуратуры (далее -Генпрокуратура) России.

Важным приказом Генпрокуратуры России в области жилищно-

коммунального хозяйства является приказ от 03.03.2017 № 140 "Об

организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-

коммунальной сфере" [2]. Согласно данному приказу надзор за исполнением

законов в жилищно-коммунальной сфере считается одним из приоритетных

направлений прокурорской деятельности. Доказательством этого может

служить статистика, опубликованная на официальном сайте Генпрокуратуры

464

РФ. Согласно статистическим показателям, выявленных нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) намного больше по сравнению с другими направлениями. Так, например, в 2019 году выявлено нарушений закона в сфере ЖКХ - 319 627, в то время как в сфере исполнительного производства 140 988, в сфере о противодействии коррупции - 234 760, в бюджетной сфере - 110 278 [3].

Согласно приказу Генпрокуратуры, надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере осуществляется комплексно и гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями. Также данным приказом распределена компетенция между Заместителями Генерального прокурора, прокурорами субъектов и приравненным к ним военных прокуроров, управлениями Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Принятие приказа № 140 обусловлено многочисленными нарушениями в сфере ЖКХ, которые с каждым годом растут. Нарушение законодательства наблюдается практически во всех секторах ЖКХ, что, в свою очередь, сказывается на ухудшении качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг [4, с. 192]. Самыми распространенными нарушениями являются некачественное обслуживание домов и предоставление услуг, что вызывает претензии у собственников, а также подделка протоколов общих собраний собственников. Последнее обуславливается следующим: для того, чтобы решение на собрании было принято, необходимо не менее 50% голосов собственников, однако зачастую голоса сложно собрать, вследствие чего управляющие компании применяют нечестные методы.

Следует отметить, что частым преступлением в данной области является

хищение и растрата управляющей компанией, осуществляющей управление

многоквартирными домами, денежных средств. В данном случае при

поступлении жалобы от собственников дома, прокурор самостоятельно не

465

рассматривает дело, он выявляет признаки преступления в деятельности управляющей компании и далее перенаправляет жалобу в отдел полиции для проведения проверки в порядке ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части доводов о возможных противоправных действиях неустановленных лиц.

Примером данного преступления может служить обвинительный приговор, рассмотренный в порядке кассации Судебной коллегией по уголовным делам Мурманского областного суда в 2012 году. Согласно обвинительному приговору, генеральный директор ЗАО, являющегося управляющей компанией в сфере ЖКХ, осужден по ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса РФ. Директор незаконно распоряжался средствами, которые поступали от жильцов за оплату коммунальных услуг: заключал фиктивные договоры, работы по которым не выполнялись, а товары - не поставлялись; он нанимал работников, которые фактически не работали, они были необходимы для того, чтобы снимать со своих банковских карт денежные средства, поступившие от этой организации и передавать их лицам, которые просили их заключить договоры. Таким образом, генеральный директор, имея корыстные цели, с использованием своего служебного положения присвоил и растратил имущество, принадлежащее поставщику коммунальных услуг — ОАО (название обезличено) в особо крупном размере [5].

Обращаясь снова к статистическим данным за 2018 и 2019 года, можно заметить следующее: выявлено нарушений закона в 2018 году - 300 852, в 2019 году на 18 775 нарушений больше; внесено представлений в 2018 году - 93 130, в 2019 г. - 104 598; по постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности в 2018 г. - 18 183, в 2019 г. - 19 782; направлено исков за 2018 г. - 23 754, 2019 г. - 24 342 [3].

Таким образом, количество нарушений в данной сфере увеличивается с каждым годом, в связи с этим работа органов прокуратуры по обеспечению законности востребована гражданами. Прокурорам необходимо использовать

466

весь спектр мер прокурорского реагирования для того, чтобы пресечь правонарушения на начальных стадиях.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является подготовка объектов ЖКХ к отопительному сезону. Роль прокурора заключается в надзоре за исполнением законов в период подготовки к отопительному сезону, а именно исполнение Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также проверке объектов ЖКХ. Выездные надзорные мероприятия по проверке объектов прокурор проводит с привлечением специалиста. Целью данного надзора прежде всего является обеспечение реализации гражданами жилищных прав, недопущение прекращения оказания коммунальных услуг или оказания услуг ненадлежащего качества, обеспечение надежности объектов ЖКХ [6, с. 34].

В результате надзора в виде выездного мероприятия прокурором фиксируются нарушения при эксплуатации различных объектов, например, объектов водоотведения, водоснабжения. Обстоятельством, влияющим на надежность данных объектов, является их неудовлетворительное техническое состояние, то есть изношенность, что в дальнейшем может повлечь аварии и иные нарушения в виде перерыва подачи холодного, горячего водоснабжения, отопления и другое. Так, например, допустимой продолжительностью перерыва подачи горячей воды является 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.

Итогом данного выездного мероприятия может быть вынесение прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона руководителю управляющей компании. В соответствии с предостережением руководитель должен устранить все нарушения в разумный срок и направить результаты проведенной работы в прокуратуру.

Ещё одной мерой прокурорского реагирования является вынесение

постановления о возбуждении производства об административном

467

правонарушении. Чаще всего прокурор выносит постановление по статьям 9.11 КоАП РФ, 6.4 КоАП РФ, 7.23 КоАП РФ.

Также наиболее эффективным способом восстановления нарушенных прав граждан в данной сфере является обращение прокурора в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ). Однако при обращении в суд с заявлением прокурор руководствуется двумя критериями: во-первых, имеется ли уважительная причина, по которой гражданин не может сам обратиться за судебной защитой; во-вторых, наличие обращения гражданина к прокурору о защите нарушенных прав из числа перечисленных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Примером такого обращения может служить решение Магаданского городского суда Магаданской области 2017 года [7, с. 121]. Прокурор подал исковое заявление в защиту гражданина, поскольку гражданин является инвалидом по зрению, в связи с чем не может самостоятельно отстаивать свои жилищные права. Ответчиком являлся Департамент жилищно-коммунального хозяйства, на которого в дальнейшем была возложена обязанность установить в жилом помещении индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения. Следовательно, прокуроры должны в полной мере пользоваться предоставленными им полномочиями для необходимой защиты прав и законных интересов субъектов, которые нуждаются в указанной защите.

Следует отметить, что в настоящее время не решена проблема

наращивания коммунальными организациями задолженности перед

поставщиками энергоресурсов. В связи с наличием задолженности имеют место

случаи неправомерного ограничения предоставления коммунальных услуг

добросовестным потребителям. Исключительно по представлениям и искам

прокуроров подача коммунальных ресурсов возобновляется. В связи с этим

положительным примером недопущения неправомерного ограничения

поставки коммунальных ресурсов является постоянный мониторинг

задолженности коммунальных организаций перед ресурсоснабжающими

468

организациями, своевременное установление причин роста задолженности и требование об их устранении.

Таким образом, несмотря на принимаемые государством меры в данной области, в том числе совершенствование законодательства (например, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами), уровень нарушений не уменьшается, а наоборот, возрастает с каждым годом. В свою очередь, осуществление прокурорского надзора способствует нормальному функционированию жилищно-коммунальной инфраструктуры, помогает снимать остроту социальных проблем, снижает конфликтность в обществе [8, с. 114].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

2. Приказ Генпрокуратуры России от 03.03.2017 № 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=R21jCWT8UOWaQICt&c acheid=077F1D05A15623D33B8F55CFEA62D96E&mode=splus&rnd=UdziCWT0 k6XBB35k&base=LAW&n=219299#10tjCWT0ELnYv9CE (дата обращения: 17.02.2023).

3. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2019 г. [Электронный ресурс] // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=50371756 (дата обращения: 17.02.2023).

4. Прокофьев К. Ю., Моисеев В. А. Правовое обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации // Жилищные стратегии. 2015. №3. С. 183 - 193.

вопросы российской юстиции выпуск № 23

5. Шиханов В. Н. Особенности квалификации преступлений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сибирский юридический вестник. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kvalifikatsii-prestupleniy-sovershaemyh-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva (дата обращения: 07.02.2023).

6. Кучин А. А. Надзор за соблюдением законов при подготовке муниципальных образований, организаций ЖКХ и объектов жизнеобеспечения к прохождению отопительного периода // Законность. 2012. № 9. С. 34 - 38.

7. Актуальные вопросы прокурорской деятельности: Защита прокурором прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства: научно-практическое издание / [Н. А. Васильчикова и др.; под ред. Г. В. Штадлера]. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 280 с.

8. Тимофеев М. С., Мифтахутдинова А. Г. Осуществление прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунальных отношений // Вестник РУК. 2015. №1 (19). С. 110 - 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.