УДК 342.72/.73
DOI 10.24411/2078-5356-2019-10237
Бобков Алексей Геннадьевич Alexey G. Bobkov
заместитель Фурмановского межрайонного прокурора Ивановской области, аспирант Университет прокуратуры Российской Федерации (117638, Москва, ул. Азовская, 2/1)
deputy Furmanovsky inter-district Prosecutor of the Ivanovo region, a graduate student University of the Prosecutor's office of the Russian Federation (2/1 Azovskaya st., Moscow, Russian Federation, 117638)
E- mail: [email protected]
Некоторые аспекты состояния правоприменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Some aspects of the state of law enforcement in the sphere of housing and communal services of the Russian Federation
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) является одной из основных отраслей в экономике. В современных условиях состояние ЖКХ определяет качество жизни и социального благополучия населения.
Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации закреплено право граждан на жилище, и его реализация остается одной из самых актуальных и сложноразрешимых проблем. Решение жилищного вопроса является одной из самых главных задач на современном этапе развития нашего государства, что требует от прокуратуры Российской Федерации активизации и совершенствования надзора на данном направлении деятельности. В статье 2 Конституции Российской Федерации с учетом требований международных правовых актов закреплены нормы, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать правa и свободы человека. Данная конституционная норма является основополагающей для определения дальнейшего направления развития всех отраслей законодательства Российской Федерации и послужила импульсом для исследования различных аспектов прав и свобод человека в юридической науке. В современной российской юридической науке не получили достаточное освещение все вопросы, характеризующие сущностное содержание права на жилище. На основе правоприменительной практики рассмотрены некоторые аспекты состояния правоприменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Now housing and communal services (further: housing and communal services) is one of the main branches in economy. In modern conditions, the state of housing and communal services determines the quality of life and social well-being of the population.
The Constitution of the Russian Federation and the laws of the Russian Federation enshrine the right of citizens to housing and its implementation remains one of the most urgent and difficult to resolve problems. The solution of the housing problem is one of the most important tasks at the present stage of development of our state, which requires the Prosecutor's office of the Russian Federation to activate and improve supervision in this area of activity. In art. 2 the Constitution of the Russian Federation, taking into account the requirements of international legal acts, establishes the norms according to which a person, his rights and freedoms are the highest value, and the state is obliged to recognize, observe and protect human rights and freedoms. This constitutional norm is fundamental for determining the further direction of development of all branches of legislation of the Russian Federation and served as an impetus for the study of various aspects of human rights and freedoms in legal science. In modern Russian legal science, all the issues characterizing the essential content of the right to housing have not received sufficient coverage. On the basis of law enforcement practice some aspects of the state of law enforcement in the sphere of housing and communal services of the Russian Federation are considered.
© Бобков А.Г., 2019
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, административно-правовой механизм, регулятивные административные правоотношения, охранительные административные правоотношения, мониторинг правоприменения, собственники жилья, законность, органы прокуратуры, жители, жилище, жилищное строительство, жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающие организации, многоквартирные дома, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, Кодекс административных правонарушений Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Keywords: housing and communal services, administrative and legal mechanism, regulatory administrative legal relations, protective administrative legal relations, monitoring of law enforcement, owners of housing, legality, bodies of Prosecutor's office, inhabitants, dwelling, housing construction, housing and communal services, resource supplying organizations, apartment houses, local governments, Federal Executive authorities, Executive authorities of subjects of the Russian Federation, Strategy of development of housing and communal services in the Russian Federation, The code of administrative offences of the Russian Federation, Code of administrative procedure of the Russian Federation.
Жилищно-коммунальная сфера в России традиционно считается тяжелым грузом для экономики государства. Решить данную проблему возможно лишь совместными усилиями самого государства и органов местного самоуправления.
На примере сферы функционирования жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) привлечем внимание к некоторым аспектам состояния правоприменения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
Как известно, конституционное право на жилище представляет собой сложный по составу правовой институт. Исходя из названной особенности государственно-правовой механизм, действующий в этой сфере, также носит обособленно-усложненный характер. В зависимости от вида решаемых вопросов он функционирует на трех управленческих уровнях (федеральном, региональном и местном) и отличается множественностью государственных и негосударственных субъектов, участвующих в складывающихся регулятивных и охранительных публичных правоотношениях.
В государственном управлении специалисты отмечают недостаточное акцентирование внимания на вопросах стратегического развития. Например, по мнению ректора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаила Эскиндарова «сегодня никто реально не отвечает за стратегическое развитие экономики» [1]. Подобные проблемы на протяжении ряда лет наблюдаются и в сфере ЖКХ. Принятая в 2016 году «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Фе-
дерации от 26 января 2016 г. № 80-р) [2] позволяет сделать вывод о том, что данная проблема в сфере ЖКХ при определенной государственной целеустремленности в ближайшее время может быть успешно решена.
Отмечаемая на протяжении последних 10 лет чрезмерная мобильность Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) не лучшим образом сказывается на формировании понятной и стабильной практики применения жилищного законодательства. Более сорока изменений и дополнений, внесенных в него в данный период, возможно охарактеризовать как реакционные попытки законодателя урегулировать «стихийно» возникающие проблемы правового регулирования (например деятельности управляющих компаний, организация капитального ремонта жилья). Отсутствие должного использования прогностических возможностей государства существенным образом снижает эффективность деятельности законодателя в данной сфере.
В ходе проведения ежегодного мониторинга правоприменения положений ЖК РФ отмечено, что в 2014 году было принято 8 федеральных законов, а также 16 подзаконных нормативных правовых актов. Вместе с тем, при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия которых предусмотрена актами большей юридической силы, было установлено, что при этом не было реализовано еще «29 положений ЖК РФ» [3].
Процесс совершенствования правоприменения в рассматриваемой сфере имеет постоянный характер и в субъектах Российской Федерации. Например, в Центральном Федеральном округе Российской Федерации к наи-
более частым правонарушениям, допускаемым в данной сфере, относятся «многочисленные неплатежи и нецелевое расходование денег, отключения подачи тепла и электричества, запоздалые меры по устранению аварий, проведению ремонта жилого фонда» [4]. Даже из перечисленных далеко не полных примеров видно, что их виновниками являются не только организации, но и сами жильцы. Это тоже одна из особенностей допускаемых в этой сфере правонарушений.
Активную позицию в решении этой проблемы занимают органы прокуратуры [5]. Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка отметил, что заявления граждан по поводу нарушений их прав в сфере ЖКХ «по-прежнему составляют значительную часть обращений в прокуратуру» [6]. Позже с целью наведения порядка в данной сфере он предложил поручить Минстрою России совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ выработать механизм эффективного контроля за деятельностью региональных операторов при расходовании средств населения на капитальный ремонт [7].
Определенная часть населения России продолжает проживать в признанных территориальными органами власти аварийном и ветхом жилье. Например, по утвержденным Правительством Российской Федерации целевым показателям на 2014—2015 годы предстояло расселить граждан, проживающих на 5,37 млн квадратных метрах жилья, признанного аварийным. По данным Минстроя, с января по октябрь 2015 года уже расселено 3,78 млн квадратных метров. При этом использовались различные способы расселения [8, с. 4]: долевое строительство и покупка на первичном рынке (67%); строительство (27%); выкуп помещений (4,7%); приобретение на вторичном рынке (1,3%).
В Ивановской области в деятельности местных администраций имели место нарушения сроков реализации программных мероприятий, а также факты отсутствия надлежащего контроля за соблюдением подрядчиками сроков строительства многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья и качества выполнения строительных работ.
Органами местного самоуправления не выполняются требования ЖК РФ в части осуществления гражданами права на жилье, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, контроля исполнения жилищного законодательства, сохранности муниципального жилищного фон-
да, соответствия жилых помещений установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда не пригодными для проживания. Не всегда своевременно принимаются решения об отселении жильцов из домов, признанных аварийными, капитальный ремонт домов не проводится, вследствие чего создается угроза жизни проживающих в них граждан, так как происходят обрушения элементов отделки здания. Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления (администрации) уклоняются от исполнения обязанностей по решению вопросов пригодности жилых домов или проведения капитального ремонта.
Так, до настоящего времени на территории области не завершены этапы реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013—
2017 годы».
Обеспечение законности при переселении граждан из аварийного жилья является одной из наиболее актуальных проблем как в Ивановской области, так и в целом по стране. При этом меры прокурорского реагирования не всегда оказываются достаточно эффективными по причине их применения преимущественно после нарушения закона и прав граждан.
В этой связи решающее значение приобретают меры прокурорского реагирования упреждающего характера, применение которых возможно путем оперативного и своевременного получения полной, достоверной, а главное своевременной информации о состоянии законности на поднадзорной территории и возможных нарушениях законодательства.
Органами прокуратуры области принимаются меры реагирования в связи с ненадлежащим формированием программы капитального ремонта общего имущества в период с 2015 по
2018 год.
Выборочным анализом многоквартирных домов (далее — МКД), включенных в краткосрочную программу по г. Иваново, выявлено свыше 50 ветхих МКД с высоким процентом износа — от 70 до 80%. Вместе с тем, Департаментом меры по исключению из региональной программы капитального ремонта таких домов не принимаются. Вместе с тем, нормативный правовой акт во исполнение пункта 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ, определяющий порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции
или сноса многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов, региональным законодателем не разработан.
В этой связи прокуратурой области решается вопрос о выходе с соответствующей инициативой в правительство Ивановской области.
В своем информационном письме Генеральная прокуратура Российской Федерации отметила [9], что во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № Пр-2901 организован надзор за приведением в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403. В частности, в результате принятых мер прокурорского реагирования в ряде регионов были отменены не предусмотренные перечнем разрешительные процедуры, а также правовые акты, устанавливающие не предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении публичных услуг.
С 15 сентября 2015 года вступил в действие новый Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации [10]. Посредством предъявления исковых требований он предусматривает рассмотрение споров в судах общей юрисдикции, возникающих между сторонами в сфере действия регулятивных и охранительных административных правоотношений.
Несмотря на предпринимаемые государством меры многочисленные примеры на протяжении длительного времени показывают об отсутствии обоснованной логики в системе ценообразования услуг, предоставляемых населению государством и предпринимателями (и не только в этой легко ранимой социальной сфере). Об этом свидетельствует следующий пример, определяющий долю расходов населения в сфере ЖКХ (%): жилищно-коммунальные услуги — 33,1; учреждения культуры — 14,9; бытовые услуги — 11,4; связь — 10,9; транспорт — 10,8; медицина — 6; образование — 5,3; санаторно-курортные услуги — 1,8; прочие — 5,8 (по данным Росстата) [11, с. 1].
Многочисленные нарушения допускаются управляющими компаниями при установлении платы за жилые помещения. Вопросы устранения «правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прозрачности и обоснованности установления тарифов по оплате ЖКХ» находятся в центре постоянного внимания орга-
нов прокуратуры [12]. В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации и органы прокуратуры по федеральным округам регулярно готовят информационные письма, отражающие не только анализ проблемных вопросов, влекущих за собой нарушение законности в сфере ЖКХ, но и определяющие пути их решения [13].
Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации регулярно определяет широкий круг вопросов, подлежащих надзору в деятельности органов ЖКХ [14], а именно: законность предоставления гражданам жилья; соблюдение законов при выборе управляющих компаний и организации управления многоквартирными домами; пресечение фактов неправомерного взимания с граждан платежей, не предусмотренных действующим законодательством; завышение тарифов по оплате коммунальных услуг; нецелевое расходование собранных средств; нарушения прав участников долевого строительства жилья и др.
Одним из важных направлений прокурорского надзора определено принятие дополнительных мер по приведению правовых актов, определяющих требования к организации и проведению регионального государственного и муниципального жилищного контроля, в соответствие с федеральным и региональным законодательством.
Прокурорами ведется работа, направленная на недопущение принятия незаконных нормативных актов в указанной сфере, что позволяет предотвратить значительное количество нарушений закона на стадии их разработки.
Анализ работы органов прокуратуры области по приведению нормативной правовой базы в соответствие с действующим федеральным законодательством свидетельствует о том, что в 2018 году типичные нарушения законодательства в региональных и муниципальных нормативных правовых актах допущены при регламентации вопросов осуществления государственного контроля (надзора), предоставлении государственных услуг в сферах исполнения капитального строительства и в жилищно-коммунальной сфере.
Прокурорами оспорено свыше 1750 незаконных нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. По результатам принятых мер прокурорского реагирования нормативные правовые акты приведены в соответствие с требованиями законодательства.
Такое внимание органов прокуратуры к надзору за соблюдением Конституции Российской
Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в сфере функционирования ЖКХ, имеет достаточно веские основания. Всего по фактам нарушения жилищного законодательства органами прокуратуры ежегодно рассматривается более 200 тыс. обращений. Исключением стал 2014 год, когда было рассмотрено более 120 тыс. подобных обращений [15].
Сложный характер содержания регулятивных правоотношений, складывающихся в сфере функционирования ЖКХ, а также неоднозначность понимания границ правовых предписаний влекут за собой необходимость обращения физических и юридических лиц в судебные инстанции (суды общей юрисдикции и арбитражные суды). Не всегда решения судебных органов устраивают обратившихся. Для унификации правового понимания вопросов, являющихся предметом спора, неоднократно принимались решения Пленумов Верховного и Высшего арбитражного (до 2014 г.) судов Российской Федерации.
Чаще всего предметом юридической характеристики спорных вопросов в решениях пленумов являются жилищные споры, требования об отмене ранее состоявшихся судебных решений, а также не соответствующие законам решения органов местного самоуправления. По данным вопросам свою правовую позицию неоднократно высказывал и Конституционный Суд Российской Федерации [16].
Вновь принимаемые законы нередко содержат много отсылочных статей, размытые формулировки юридически значимых понятий и декларативный характер текста. Неподготовленность законопроектов субъектами законодательной инициативы приводит к пробелам в административном законодательстве.
Законодательная база, лежащая в основе складывающихся в данной сфере правоотношений, отличается громоздкостью. Она состоит из множества законов и других различных по юридической силе подзаконных нормативных актов, носящих как специальный, так и общий характер. Нередко их содержание противоречит друг другу, а иногда дублируются некоторые положения и в определенных случаях отличаются излишней заорганизованностью. Поэтому одним из основных требований к формированию административно-деликтной политики в сфере ЖКХ является необходимость разработки четкого и логически завершенного государственно-правового механизма, в том числе и посредством реализации целевых программ.
Примечания
1. Зыкова Татьяна. Не тунеядец, а самозанятый (Михаил Эскиндаров знает, как заставить граждан, работающих «в тени», обозначить свои доходы) // Российская газета. 2016. 4 октября.
2. Собрание законодательства РФ. 2016. № 5, ст. 758.
3. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год.
4. Егоров Иван. Кому ночью прокуроры снятся (Владимир Малиновский: нарушения в сфере ЖКХ в Центральной России исчисляются десятками тысяч) // Российская газета. 2016. 14 апреля.
5. В Московской области бизнесмен осужден за хищение более 600 млн рублей, инвестированных гражданами в строительство жилого комплекса // Прокуратура области (Московская область). 2017. 17 мая. URL: https://genproc.gov.ru/sirii/news/news-1192525/?print=1&ELEMENT_ID=1192525; В Челябинске по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о хищении денежных средств дольщиков при возведении крупного жилого комплекса // Прокуратура области (Челябинская область). 2017. 19 мая. URL: https://genproc.gov.ru/ smi/news/archive/news-1193469/?print=1&SECTION_ CODE=archive&ELEMENT_ID=1193469; Министр строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области привлечен к дисциплинарной ответственности за непринятие мер к недопущению конфликта интересов // Прокуратура области (Магаданская область). 2017. 4 июля. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/ news-1208951/; В Кировской области прокуратура пресекла нарушения законодательства в сфере ЖКХ при оказании услуг по теплоснабжению социально значимых объектов // Прокуратура области (Кировская область). 2017. 20 декабря. URL: https://genproc. gov.ru/smi/news/archive/news-1306262/; Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Гулягин провел совещание по вопросам обеспечения законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области // Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Дальневосточный федеральный округ). 2017. 19 декабря. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/ news-1305332/; В Сибирском федеральном округе прокуроры уделяют повышенное внимание вопросам соблюдения законов в сфере ЖКХ // Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Сибирский федеральный округ). 2018. 22 января. URL: https://genproc.gov.ru/sirii/news/genproc/news-1318998/; и др. (дата обращения: 19.04.2019).
6. Егоров Иван. Хватку не ослабим (Юрий Чайка: о коррупционерах и беглых преступниках) // Российская газета. 2016. 12 января.
7. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии по итогам работы прокуроров в 2017 году // Генеральная прокуратура Российской Федерации.
2018. 15 февраля. URL: https://genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news-1333942/ (дата обращения: 20.04.2019).
8. Российская газета. 2015. 5 ноября.
9. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 76/1-366-2015 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.04.2019)
10. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10, ст. 1391.
11. Российская газета. 2016. 10 февраля.
12. Иван Егоров. Прокурор просит год // Российская газета. 2015. 11 января.
13. См., например: Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 76/1-266-2015 от 13.10. 2015 г «Об исчерпывающем перечне процедур в жилищном строительстве»; Информационное письмо заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в Уральском федеральном округе Пономарева Ю.А. «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов в Уральском федеральном округе» от 23.09 2015 г. и др.
14. См., например: Решение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24 марта 2015 г. «Об итогах работы органов прокуратуры за 2014 год и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2015 год».
15. Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
16. По делу о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2014 г. № 21-П; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Витим» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 2105-О; Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Башкортостан о проверке конституционности пункта 2 части 6 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 743-О-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.04.2019).
References
1. Zykova Tatyana. Not a parasite, and self-employed (Mikhail Eskindarov knows how to force the citizens working «in a shadow» to designate the income). Ros-siyskaya gazeta, 2016, October 4th. (In Russ.)
2. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 5, st. 758. (In Russ.)
3. Report on the results of law enforcement monitoring in the Russian Federation for 2014. (In Russ.)
4. Egorov Ivan. Who dreams of prosecutors at night (Vladimir Malinovsky: violations in the housing sector in Central Russia in the tens of thousands). Rossiyskaya gazeta, 2016, April 14th. (In Russ.)
5. In the Moscow region businessman convicted of stealing more than 600 million rubles invested by citizens in the construction of a residential complex. Prosecutor's office of the region (Moscow region), 2017, May 17. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ news-1192525/?print=1&ELEMENT_ID = 1192525; In Chelyabinsk for materials of public Prosecutor's check criminal case on embezzlement of funds of co-investors in the construction of major residential complex. Prosecutor's office of the region (Chelyabinsk region). 2017. May 19. URL: https://genproc.gov.ru/ smi/news/archive/news-1193469/?print=1&SECTION_ CODE=archive&ELEMENT_ID=1193469; Minister of construction, housing and communal services and energy of Magadan oblast brought to a disciplinary responsibility for failing to prevent conflicts of interest. Prosecutor's office of the region (Magadan region). 2017. The 4th of July. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1208951/; In the Kirov region the Prosecutor's office stopped violations of the legislation in the sphere of housing and communal services at rendering services in heat supply of socially significant objects. Prosecutor's office of the region (Kirov region). 2017. December 20th. URL: https://genproc.gov. ru/smi/news/archive/news-1306262/; Deputy Prosecutor General of the Russian Federation Yuri Gulyagin held a meeting on the rule of law in the field of housing and communal services of the Sakhalin region. Department of the Prosecutor General of the Russian Federation (far Eastern Federal district). 2017. December 19th. URL: https://gen-proc.gov.ru/smi/news/archive/news-1305332/; In the Siberian Federal district, prosecutors pay increased attention to compliance with laws in the housing sector. Department of the Prosecutor General of the Russian Federation (Siberian Federal district). 2018. January 22nd. URL: https:// genproc.gov. ru/smi/news/genproc/news-1318998/; etc. (accessed 19.04.2019). (In Russ.)
6. Egorov Ivan. The grip will not relax (Yuri Chaika about the corrupt fugitive offenders). Rossiyskaya gazeta, 2016, January 12th. (In Russ.)
7. The Prosecutor General's office of the Russian Federation held an extended meeting of the Board on the results of the work of prosecutors in 2017. Prosecutor General's office of the Russian Federation. 2018. February 15th. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-1333942/ (accessed 20.04.2019). (In Russ.)
8. Rossiyskaya gazeta, 2015, November 5. (In Russ.)
9. Information letter no. of 13 October 2015 from the Prosecutor General of the Russian Federation 76/1-3662015 «On an exhaustive list of procedures in the field of housing construction». Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 20.04.2019). (In Russ.)
10. Code of administrative procedure of the Russian Federation: federal law of the Russian Federation dated 8 March 2015 no. 21-FZ Collection of legislative acts of the RF, 2015, no. 10, art. 1391. (In Russ.)
11. Rossiyskaya gazeta, 2016, February 10th. (In Russ.)
12. Ivan Egorov. Prosecutor wants a year. Rossiyskaya gazeta, 2015, January 11th. (In Russ.)
13. Information letter of the Prosecutor General of the Russian Federation no. 76/1-266-2015 from 13.10.2015 «About the exhaustive list of procedures in housing construction»; Information letter of the Deputy Prosecutor General of the Russian Federation in the Ural Federal district Ponomarev Yu.A. «About a condition of legality and practice of public Prosecutor's supervision of execution of the legislation on participation in share construction of apartment houses in the Ural Federal district» of 23.09.2015, etc. (In Russ.)
14. Decision of the Board of the General Prosecutor's office of the Russian Federation of March 24, 2015 «On the results of the work of the Prosecutor's office for
2014 and tasks to strengthen the rule of law for 2015». (In Russ.)
15. Ogurtsova M.L. Prosecutor's supervision over observance of housing rights of minors. Author's abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 2015. (In Russ.)
16. In the case of checking the constitutionality of subparagraph «g» of paragraph 18 of the Rules of providing young families with social benefits for the purchase (construction) of housing and their use (approved by the Government of the Russian Federation of December 17, 2010 no. 1050) in connection with the complaint of a citizen E.A. Duryagina: Decision of the constitutional Court of the Russian Federation of 08.07.2014 no. 21-P; About refusal in acceptance to consideration of the complaint of limited liability company «Housing and communal services of Vitim» on violation of constitutional rights and freedoms of paragraph 1 of article 544 of the Civil code of the Russian Federation: The constitutional Court of the Russian Federation dated 25.09.2014 no. 2105-About; About refusal in acceptance to consideration of inquiry of the constitutional Court of the Republic of Bashkortostan about the verification of constitutionality of paragraph 2 of part 6 of article 20 of the Federal law «About Fund of assistance to reforming of housing and communal services»: decision of the constitutional Court of the Russian Federation dated 07.06.2011 no. 743-0-0. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 20.04.2019). (In Russ.)