Научная статья на тему 'Правонарушения без наказания в жилищно-коммунальной сфере: существующие риски и пути их преодоления'

Правонарушения без наказания в жилищно-коммунальной сфере: существующие риски и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ / УСЛУГИ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / THE STATE / THE MANAGEMENT OF THE APARTMENT BUILDING / SERVICES / OFFENCES / SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайахметов Рустем Раисович

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития жилищно-коммунальной сферы в России, ее значение для экономики страны. Исследуются основные проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами, соблюдением жилищных прав граждан, обеспечением качества услуг. Отмечается особая общественная значимость жилищно-коммунальных услуг для населения. Акцентируется внимание на существующем состоянии федерального и регионального законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства. В статье выделяются проблемы правового регулирования и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TORT WITHOUT PUNISHMENT IN THE HOUSING SECTOR: RISKS AND WAYS TO OVERCOME THEM

The article considers the problems and prospects of development of housing and communal services in Russia and its importance for the economy of the country. Examines the major issues related to the management of apartment buildings, compliance with the housing rights of citizens, ensuring the quality of services. Notes special social importance of housing and communal services for the population. Focuses on the current state of Federal and regional legislation in the sphere of housing and utilities. The article highlights the problems of legal regulation and their solutions.

Текст научной работы на тему «Правонарушения без наказания в жилищно-коммунальной сфере: существующие риски и пути их преодоления»

3. Электронный ресурс. - Режим доступа: https:// www.bashkortostan.ru/presscenter/news/127274/.

4. Коробко В.И. Экономика многоквартирного дома: учеб. пособие. - Издательство «ЮНИТИ», 2013. - 303 с.

5. Тихомиров М.Ю. Управление многоквартирным домом: практическое пособие. - Изд. М.Ю. Тихомирова, 2011. - 91 с.

List of literature: 1. Housing Code of the Russian Federation (LC RF) from 29.12.2004 № 188-FZ. Article 161-165.

2. Gassul V. Management standards apartment building in the housing sector: Handbook. - Publisher «Phoenix», 2013. - 224 p.

3. Electronic resource. - URL: https://www.bashkorto-stan.ru/presscenter/news/127274/.

4. Korobko V.I. Economy apartment building. - Proc. Benefit «YuNITI», 2013. - 303 p.

5. Tikhomirov M.Yu. Management of the apartment building: a practical guide. - Ed. M.Yu. Tikhomirova, 2011. - 91 p.

Шайахметов Р.Р.

председатель совета директоров 000 «Р-Инвест» Россия, г. Уфа

УДК 338.46+332.87+349.444

правонарушения без наказания в жилищно-коммунальной сфере: существующие риски и пути их преодоления

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития жилищно-коммунальной сферы в России, ее значение для экономики страны. Исследуются основные проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами, соблюдением жилищных прав граждан, обеспечением качества услуг.

Отмечается особая общественная значимость жилищно-коммунальных услуг для населения.

Акцентируется внимание на существующем состоянии федерального и регионального законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства. В статье выделяются проблемы правового регулирования и пути их решения.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, государство, управление многоквартирным домом, услуги, правонарушения, общество.

tort without punishment in the housing sector: risks and ways to overcome them

The article considers the problems and prospects of development of housing and communal services in Russia and its importance for the economy of the country. Examines the major issues related to the management of apartment buildings, compliance with the housing rights of citizens, ensuring the quality of services.

Notes special social importance of housing and communal services for the population.

Focuses on the current state of Federal and regional legislation in the sphere of housing and utilities. The article highlights the problems of legal regulation and their solutions.

Key words: housing and communal services, the state, the management of the apartment building, services, offences, society.

Главной задачей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является обеспечение населения комфортными условиями проживания, что является основополагающим условием качества жизни, обеспечивающим во многом здоровье, работоспособность, стабильность в обществе.

Следует отметить и ключевое место ЖКХ в экономике страны. В отрасли осуществляют де-

ятельность около 66 тыс. организаций различных форм собственности, жилищно-коммунальное хозяйство является основой жизнеобеспечения почти 104 тыс. населенных пунктов, где проживает свыше 103 млн. человек. [1]. В ЖКХ создается около 7 % валового внутреннего продукта страны, а годовой оборот ЖКХ в 2013 году составил около 4 трлн. руб. [2].

Опрос, проведенный в 2013 году фондом «Обще- Во многом это связано с существующими пробе-

ственное мнение» (см. рис.), показал значительное лами в законодательстве, позволяющими безнаказан-

недовольство качеством жилищно-коммунальных но нарушать жилищные права граждан.

услуг - более половины населения отметило низкое Жилищный кодекс Российской Федерации

качество услуг [2]. (ЖК РФ) содержит положения по регулированию

70 60 50 40 30 20 10 0

Население в целом

52 17 50

13

37

40

23

25 62 12

32

60 9

53

■ :

20 30

23

Москва Города 1 млн. Города от 250 Города от 50 Города менее и более тыс. до 1 млн. до 250 тыс. 50 тыс., пгт

□ Хорошее «Плохое ИЗатрудняюсь ответить Оценка качества жилищно-коммунальных услуг

Села

правовых отношений в области эксплуатации жилищного фонда. Однако не все положения ЖК РФ в настоящее время подкреплены соответствующими санкциями за нарушение требований жилищного законодательства, необходимыми для обеспечения жилищных прав граждан.

Существенными проблемами для граждан являются: незаконное использование общего имущества многоквартирного дома, нецелевое использование средств, полученных в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг, несвоевременный возврат излишне оплаченных средств по жилищно-коммунальным платежам, а также непроведение конкурсов органами местного самоуправления по отбору управляющих компаний. Отсутствие эффективного механизма наказания за указанные правонарушения приводит к тому, что недобросовестные управляющие компании, органы местного самоуправления безнаказанно игнорируют действующее законодательство.

Вследствие этого участились случаи, когда управляющие организации, должностные лица не выполняют возложенных на них обязанностей по содержанию и ремонту жилищных фондов, обеспечению населения коммунальными услугами либо выполняют их ненадлежащим образом, что нарушает права и законные интересы граждан. Только за первое полугодие 2014 года прокурорами было установлено около 115 тысяч нарушений закона практически во всех сегментах сферы деятельности предприятий коммунального комплекса [4].

Проблема усугубляется тем, что законодательством не урегулирован вопрос места хранения документов, в которых зафиксированы решения органов управления домом. Жилищный кодекс Российской Федерации определяет, что протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам,

поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания [5]. Однако не всегда эти решения выполняются, кроме того, не налагают каких-либо обязанностей по хранению указанных документов, не говоря уже об ответственности. С учетом существующих обязательств муниципальных образований в жилищном законодательстве целесообразно определить, что местом хранения документов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах являются органы местного самоуправления.

Отсутствие соответствующих составов правонарушений в Кодексе Российской Федерации по административным правонарушениям и Уголовном кодексе Российской Федерации создает возможность безнаказанного неисполнения требований жилищного законодательства.

Частым случаем незаконного использования общего имущества дома является то, что без соответствующего решения собственников жилья размещается реклама в лифтах, на фасадах здания, предоставляются в пользование общедомовые помещения и т. д. В большинстве случаев полученные средства не доходят до конечного адресата. С учетом того, что гражданско-правовые споры длятся годами, недобросовестные управляющие компании безнаказанно злоупотребляют своим положением. Как правило, при обнаружении незаконного факта использования общего имущества многоквартирного дома надзорные органы выписывают предписания об устранении нарушений законодательства, но санкций предъявить не могут. Достаточно характерен нижеуказанный случай.

Прокуратура в 2014 году, проводя проверку соблюдения Закона «О рекламе», выяснила, что управляющая компания ОАО «УЖХ Ленинского района ГО г. Уфа», без согласия собственников жилья заключив договоры на распространение рекламы в подъездах

и лифтах домов, незаконно разместила рекламные щиты в более чем 15 многоквартирных домах Уфы. Прокуратурой правонарушителям были выданы соответствующие представления [6]. Однако правонарушители получили доход, который, видимо, остался в их распоряжении, и они, зафиксировав прибыль, могут продолжать свою противозаконную деятельность.

В соответствии с действующим законодательством, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о способе управления домом, орган самоуправления обязан провести конкурс по отбору управляющей организации. Однако муниципальные образования не всегда выполняют указанные процедуры, что открывает широкие возможности для злоупотреблений в жилищной сфере, включая незаконный отказ от обслуживания жилого дома, неосновательное обогащение, незаконное использование имущества.

Особо хочется отметить отсутствие наказания за исполнение финансовых обязательств управляющими компаниями. Например, управляющая организация в течение месяца после завершения года обязана произвести перерасчет за теплоснабжение. Однако указанная императивная норма не действует, так как отсутствует адекватная ответственность за указанное правонарушение. Аналогичная ситуация с незаконно установленными тарифами, нецелевым использованием средств в жилищно-коммунальной сфере.

Значительно оздоровить ситуацию в жилищно-коммунальной сфере может введение санкций за нецелевое использование денежных средств, незаконное использование общего имущества многоквартирного дома, непроведение конкурса по отбору управляющей организации. Наличие ответственности за указанные правонарушения приведет к повышению дисциплины управляющих организаций и должно ст-ных лиц, что даст дополнительные гарантии для соблюдения жилищных прав граждан и улучшит качество обслуживания в коммунальном хозяйстве.

Поэтому является целесообразным дополнить Кодекс Российской Федерации по административным правонарушениям статьями 7.3.3-7.23.5 следующего содержания:

«Статья 7.23.3. Использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме без согласия собственников помещений

1. Использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере пяти тысяч рублей; должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере десяти тысяч рублей; должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 7.23.4. Нарушение требований законодательства о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом

1. Нарушение требований законодательства о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

Статья 7.23.5. Нецелевое использование средств, полученных в качестве платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также оплаты коммунальных услуг

1. Нецелевое использование средств, полученных в качестве платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также оплаты коммунальных услуг, равно как невозврат или несвоевременный возврат излишне оплаченных средств за коммунальные услуги, а также оказание жилищно-коммунальных услуг по тарифам, установленным с нарушением требований жилищного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

Внесение указанных дополнений в КоАП РФ позволит на законодательном уровне закрепить меха-

низм привлечения к ответственности за нарушение требований, установленных ЖК РФ, и тем самым снизить количество правонарушений в жилищно-коммунальном комплексе.

Следует отметить наличие многочисленных фактов незаконного управления многоквартирными домами, умышленного искажения результатов голосования при принятии решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, внесения ложных сведений в протоколы общих собраний, в иные документы, заведомо недостоверного подсчета голосов, голосования от имени собственника помещения по заведомо подложным доверенностям.

Одно из самых распространенных правонарушений - это управление многоквартирным домом в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

А так как отсутствует ответственность за фальсификацию и представление подложных документов, недобросовестные управляющие компании пользуются указанными пробелами в законодательстве.

Иногда управление домом производится в отсутствие документов, свидетельствующих о принятии решения о способе управления домом. Часто изготавливается подложный протокол общего собрания, после чего управляющая компания сообщает, что обслуживает дом на основе решения общего собрания собственников помещений. При проведении судебного разбирательства правонарушитель умышленно затягивает процесс, сообщая, что управляющей компании неизвестно, кто принес в компанию указанный протокол, равно как где находятся оригиналы документов, что проверка волеизъявления собственников в компетенцию компании не входит. А пока идет суд, а это, как правило, 1,5-2 года, незаконно получает от жильцов денежные средства. Следует отметить сложность доказывания нанесения жильцам материального вреда из-за незаконного управления домом.

Необходимы меры, повышающие эффективность противодействия вышеуказанным захватам имущества, денежных средств, незаконному обогащению в жилищно-коммунальной сфере.

Учитывая высокую степень общественной опасности вышеназванных деяний, необходимо создать условия для предотвращения злоупотреблений, используя в том числе и уголовную ответственность.

Действующие уголовно-правовые нормы не соответствуют специфике этой категории правонарушений. Несмотря на общественную опасность, уголовно-правовыми запретами не охватывается ряд деяний, в частности, таких как фальсификация решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при помощи которых производится захват имущества, незаконное обогащение.

Вследствие этого необходимо криминализировать такие действия, как незаконное управление многоквартирным домом, умышленное искажение результатов голосования при принятии решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заведомо недостоверный подсчет голосов или учет бюллетеней для голосования, ограничение фактического доступа собственника помещения к голосованию, несообщение сведений о проведении общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, голосование от имени собственника помещения по заведомо подложной доверенности.

Является целесообразным внести следующие дополнения в Уголовный кодекс Российской Федера-цииь - дополнить статьями 169.1, 161.2 следующего содержания:

«Статья 169.1. Незаконное управление многоквартирным домом

1. Незаконное управление многоквартирным домом в отсутствие на то решения уполномоченного органа, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность органов управления многоквартирным домом наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива, вступившего в законную силу судебного акта, или совершенные путем подлога договоры управления многоквартирным домом, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Статья 169.2. Фальсификация решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления многоквартирного дома, товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива

1. Умышленное искажение результатов голосования либо воспрепятствование свободной реализации права при принятии решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, общем собрании членов товарищества собственников жилья, общем собрании членов жилищного (жилищно-строительного) кооператива путем внесения в протокол общего собрания, в выписки из него, а равно в иные отражающие ход и результаты голосования документы заведомо недостоверных сведений о количестве голосовавших, кворуме или результатах голосования, путем составления заведомо недостоверного списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, заведомо недостоверного подсчета голосов или учета бюллетеней для голосования, блокирования или ограничения фактического доступа собственника помещений, члена товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива к голосованию, голосования от имени собственника помещений, члена товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива по заведомо подложной доверенности, лица, заведомо не имеющего полномочий, совершенные в целях незаконного управления многоквартирным домом посредством принятия незаконного решения о внесении изменений в устав товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива, или об одобрении крупной сделки, или об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, или об изменении состава органов управления многоквартирным домом, товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива, или об избрании его членов и о досрочном прекращении их полномочий, или об избрании управляющей организации, или о реорганизации либо ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо без такового.

2. Те же деяния, если они были совершены путем принуждения собственника помещений, члена товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива, члена органа управления домом, товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного) кооператива к голосованию определенным образом или отка-

зу от голосования, соединенных с шантажом, а равно с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет».

Новеллы законодательства направлены на дальнейшее совершенствование законодательства в целях эффективного предупреждения и противодействия корыстным преступлениям, коррупции. Дополнение указанными нормами позволит привлекать правонарушителей к ответственности уже на начальных этапах незаконного обогащения, упреждая наступление негативных последствий, позволит значительно снизить количество нарушений жилищных прав граждан.

Принятие и реализация вышеназванных новелл законодательства будет служить созданию оптимальных условий для эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства путем совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в жилищно-коммунальной сфере.

Список литературы:

1. Попов А.А. Статья «Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» / Федеральный справочник том № 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/ FS/Sodeijanie/FS-26/VI/Popov.pdf (дата обращения 26.08.2014 г.).

2. Мень М.А. Международная информационная группа «Интерфакс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.m/realty/realtymf.asp?id=343065&sec =1461 (дата обращения 26.08.2014 г.).

3. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг / Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11043 (дата обращения 26.08.2014 г.).

4. Генпрокуратура России проанализировала результаты проверки исполнения законодательства в деятельности организаций ЖКХ / Генеральная прокуратура России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-247023/ (дата обращения 26.08.2014 г.).

5. Жилищный кодекс Российской Федерации ст. 46 / Правовая навигационная система «Кодексы и Законы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/jk/46/ (дата обращения 26.08.2014 г.).

6. Пестрый Г. В 15 домах Уфы незаконно разместили рекламные щиты [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://ufa1.ru/text/newsline/660060.html (дата обращения 26.08.2014 г.).

List of literature:

1. Popov A.A. The article «Prospects of development of housing and communal services of the Russian Federation» / Federal reference number is 26 [Electronic resource]. - URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soder-janie/FS-26/VI/Popov.pdf (access of 26.08.2014).

2.MenM.A. / Information Services Group «Interfax» [Electronic resource]. - URL: http://www.interfax.ru/realty/real-tyinf.asp?id=343065&sec=1461 (access of 22.08.2014).

3. Evaluation of the quality of housing and communal services / Fund «Public opinion» [Electronic resource].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11043 (access of 23.08.2014).

4. Russian Prosecutor General's Office reviewed the results of the audit the implementation of legislation in organizations Utilities / Russian Prosecutor General's Office [Electronic resource]. - URL: http://genproc.gov.ru/ smi/news/genproc/news-247023/ (access of 14.09.2014).

5. Housing Code of the Russian Federation, Art. 46 / Legal navigation system «Codes and Laws of the Russian Federation» [Electronic resource]. - URL: http://www. zakonrf.info/jk/46/ (access of 17.09.2014).

6. Pestry G. In the 15 homes Ufa illegally placed billboards [Electronic resource]. - URL: http://ufa1.ru/text/ newsline/660060.html (access of 17.09.2014).

Цыркаева Е.А.

старший преподаватель кафедры экономики Кумертауского филиала ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Кумертау

УДК 332.8

роль ипотечного кредитования в развитии рынка жилья приволжского федерального округа

В данной статье рассмотрена роль ипотечного кредитования в развитии рынка жилья Приволжского федерального округа. Проведен анализ объема выданных ипотечных кредитов кредитными организациями Российской Федерации за 2012-2014 годы. Изучены данные Аналитического Центра Русипотеки по лидерам рынка ипотечного кредитования среди кредитных организаций. Проанализирован объем предоставления ипотечных кредитов кредитными организациями и средняя ставка по ипотечным кредитам в 2014 году в Приволжском федеральном округе (ПФО). Рассмотрены и проанализированы данные о средней цене одного квадратного метра общей площади жилья на рынке жилья в ПФО в 2014 году. В статье рассчитано количество квадратных метров жилья, приобретенных за счет ипотечных средств. Приведен прогноз развития рынка жилья в Приволжском федеральном округе в 2015 году с указанием причин и факторов развития.

Приведена стоимость ипотечных кредитов в самых крупных кредитных организациях по ПФО в феврале 2015 года и рассчитан темп роста стоимости ипотечных кредитов по сравнению с 2012-2014 годами. Показано, что, несмотря на рост объемов предоставления ипотечных кредитов, доступность ипотечных кредитов падает. Также уровень развития ипотечного кредитования низок, то есть отношение ипотечного портфеля к ВВП находится на уровне 3 %, в развитых экономиках данный показатель доходит до 100 % ВВП. Это связано с достаточно высокими ставками и невысокой долей граждан, которые смогут выплачивать ежемесячный платеж по ипотеке.

Ключевые слова: ипотечный кредит, процентная ставка, кредитные организации, рынок жилья.

the role mortgage lending in the hoising market the volga federal district

This article considers the role of mortgage lending in the housing market of the Volga Federal District. The analysis of the volume of mortgage loans by credit institutions of the Russian Federation for 2012-2014. Examined data Analytical Center Rusipoteki by leaders of the mortgage market among lending institutions. Analyzed the volume of mortgage lending institutions and the average rate on mortgage loans in 2014 in the Volga Federal District (PFD). Reviewed and analyzed data on the average price of one square meter of housing in the housing market in the Volga Federal District in 2014. The paper calculated the number of square meters of housing, purchased at the expense of mortgage funds. The forecast of the housing market in the Volga Federal District in 2015, with the reasons and factors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.