Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РОЗЫСКЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПОБЕГ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РОЗЫСКЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПОБЕГ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РОЗЫСК / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / САНКЦИЯ СУДА / ОСНОВАНИЯ / УСЛОВИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутуков Сергей Александрович, Моисеев Николай Дмитриевич

Статья посвящена вопросам совершенствования оперативно-розыскного законодательства в сфере организации оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, в частности, оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий ограничивающих конституционные права граждан. В качестве основной правовой и организационной проблемы выделено отсутствие правовых оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, требующих санкции суда при осуществлении розыскной работы и как следствие не возможность использовать весь набор средств и методов раскрытия преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кутуков Сергей Александрович, Моисеев Николай Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OPERATIONAL SEARCH MEASURES IN THE SEARCH FOR PERSONS WHO HAVE ESCAPED FROM CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the issues of improving operational-investigative legislation in the field of organization of operational-investigative activities in the penal system, in particular, the grounds and conditions for conducting operational-investigative measures restricting the constitutional rights of citizens. As the main legal and organizational problem, the lack of legal grounds for carrying out operational investigative measures requiring court approval in carrying out investigative work and, as a result, not being able to use the entire set of tools and methods of crime detection is highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РОЗЫСКЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПОБЕГ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_289 УДК 343.85

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РОЗЫСКЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПОБЕГ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Features of carrying out operational investigative measures in the search for persons who have escaped from correctional institutions

КУТУКОВ Сергей Александрович,

заместитель начальника кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ser.kutukov@yandex.ru;

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ser.kutukov@yandex.ru;

Kutukov Sergey Alexandrovich,

Deputy Head of the Department of Organization of Operational and Investigative Activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: ser.kutukov@yandex.ru;

Moiseev Nikolay Dmitrievich,

Associate Professor of the Department of Organization of operational and investigative Activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: ser.kutukov@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена вопросам совершенствования оперативно-розыскного законодательства в сфере организации оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, в частности, оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий ограничивающих конституционные права граждан. В качестве основной правовой и организационной проблемы выделено отсутствие правовых оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, требующих санкции суда при осуществлении розыскной работы и как следствие не возможность использовать весь набор средств и методов раскрытия преступлений.

Abstract: The article is devoted to the issues of improving operational-investigative legislation in the field of organization of operational-investigative activities in the penal system, in particular, the grounds and conditions for conducting operational-investigative measures restricting the constitutional rights of citizens. As the main legal and organizational problem, the lack of legal grounds for carrying out operational investigative measures requiring court approval in carrying out investigative work and, as a result, not being able to use the entire set of tools and methods of crime detection is highlighted.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, розыск, оперативно-розыскные мероприятия, санкция суда, основания, условия, оперативные подразделения.

Keywords: penal enforcement system, search, operational search measures, court sanction, grounds, conditions, operational units.

Дата направления статьи в редакцию: 02.12.2021

Дата публикации: 30.12.2021

Одной из основных проблем правового характера при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, на сегодняшний день, является проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина при розыске лиц совершивших побег из исправительных учреждений или уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний.

Наличие указанной проблемы снижает не только эффективность мер по раскрытию данных преступлений и розыску лиц, но и ведет к совершению ими новых противоправных деяний. Также она характерна не только для деятельности оперативных подразделений ФСИН, но и других субъектов оперативно-розыскной деятельности в отношении их объектов розыска.

В то же время статистические данные показывают, что только за 2020 год из исправительных учреждений совершено 97 побегов (6 из-под охраны, 91 из-под надзора), 6 уклонений от отбывания наказания в виде лишения свободы, 106 лиц совершили побег из исправительных учреждений. В розыске на начало года находилось 77 осужденных, совершивших побег или уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы, 48 осужденных объявлены в розыск в течении года за совершение указанных преступлений. Еще в несколько раз больше находящихся в розыске лиц, из числа отбывающих наказания не связанные с лишением свободы.

Так, согласно ст.8 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предвари-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 12(204)

тельного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации[1, С. 78].

В данном случае, для деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы по розыску лиц совершивших побег из исправительных учреждений или уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы, имеет значение связь проведения данных мероприятий с условием производства предварительного следствия[2, С. 146]. С учетом того, что большинство совершенных побегов из мест лишения свободы квалифицируется по ч.1 ст.313 УК РФ, согласно ч.3 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование по этим делам проводится в форме дознания, что не позволяет розыскным подразделениям проводить для розыска лиц, совершивших данное деяние, оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан. И хотя в ч.3 ст.8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплены исключительные обстоятельства проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Однако указанное положение относиться к частным случаям, на практике применяется крайне редко и в целом не решает поставленную проблему. То же самое относиться и к еще одному исключительному условию проведения данных оперативно-розыскных мероприятий, так в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. Данное условие, по всей видимости, относиться к случаям, когда мотивом совершения побега явилась месть.

Логическое построение и конструкция указанной статьи показывает, что закрепляя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, законодатель, прежде всего, исходит от тяжести совершенного преступления, что прямо указано в тексте статьи. Отсюда и связь с формами проведения предварительного расследования[3, С. 25].

На наш взгляд, в данном случае целесообразно исходить не из тяжести совершенного преступления, а из личности совершившего побег. Как правило, лица, совершившие побег оказываются осужденными за тяжкие или особо тяжкие преступления. Мотивом и целью совершения ими побега может являться месть, то есть находясь на свободе они могут планировать или совершить новое преступление.

Отчасти законодатель признал необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, в отношении разыскиваемых лиц. Так, 13.08.19 г. в ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» было включено положение о том, что в случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

О том, что изменения в данную статью назрели, говорит и тот факт, что законом от 01.07.2021 № 252-ФЗ внесены изменения в часть седьмую федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Данные изменения закрепили следующий порядок: «В случае получения сообщения о без вести пропавшем лице на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем лице, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. При получении сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем либо лице, признанном в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, получение соответствующей информации осуществляется при наличии письменного согласия законного представителя такого без вести пропавшего лица. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение».

Однако, решения вопроса в отношении иных категорий разыскиваемых лиц, в том числе входящих в компетенцию розыскных подразделений ФСИН России, пока нет.

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным внесение изменений в ч.3 ст.150 УПК РФ исключив ч.1 ст.313 и ч.1 ст.314 УК РФ из перечня статей, по которым предварительное следствие проводиться в форме дознания.

Предлагаемые изменения, направлены на совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования отдельных вопросов, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М.: ИНФРА-М, 2018. 690 с.

2. Босак Е.Е. Оперативные подразделения мест лишения свободы в системе взаимодействия при расследовании пенитенциарных преступлений // Юридический вестник ДГУ. 2018. № 2. С. 145-148.

3. Горяинов К.К., Щетнев Л.Е. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий как праводопустимые пределы ограничения прав человека // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 3. С. 23-28.

4. Гребенников А. В. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / А. В. Гребенников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 105-107. URL: https://moluch.ru/archive/266/61604/ (дата обращения: 01.12.2021).

References (transliterated):

1. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti: uchebnik / Pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova - M.: INFRA-M, 2018. 690 s.

2. Bosak E.E. Operativnye podrazdeleniya mest lisheniya svobody v sisteme vzaimodejstviya pri rassledovanii penitenciarnyh prestuplenij // YUridicheskij vestnik DGU. 2018. № 2. S. 145-148.

3. Goryainov K.K., SHCHetnev L.E. Osnovaniya i usloviya provedeniya operativno-rozysknyh meropriyatij kak pravodopustimye predely ogranicheniya prav cheloveka // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2017. № 3. S. 23-28.

4. Grebennikov A. V. Aktual'nye problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme / A. V. Grebennikov. — Tekst : nepo-sredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2019. — № 28 (266). — S. 105-107. URL: https://moluch.ru/archive/266/61604/ (data obrashcheniya: 01.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.