Научная статья на тему 'Особенности проведения образовательных мероприятий среди курящего населения'

Особенности проведения образовательных мероприятий среди курящего населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
224
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАКОКУРЕНИЕ / SMOKING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Габитова Д.М.

Рассмотрены основные образовательные мероприятия против табакокурения. Решающим стратегическим участком борьбы против употребления табака является воспитание подрастающего поколения в духе неприятия физического и духовного отравления организма и психики.Показано, что только комплексное и системное применение соответствующих мер, включая образовательные, медицинские, экономические, законодательные и административные ресурсы даст существенный эффект по снижению распространения табакокурения среди населения. Об этом говорит, к примеру, опыт развитых западных стран, где благодаря масштабному, методическому наступлению на распространение табакокурения, достигли значимых результатов. В России на протяжении последних десятилетий расширяется сеть центров и школ здоровья для разных групп населения, разрабатываются здоровье сберегающие технологии для различных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG SMOKERS POPULATION

The main educational activities against smoking. Crucial strategic sectors of the struggle against tobacco use is to educate the younger generation in the spirit of rejection of physical and spiritual poisoning of the body and psyche.It is shown that only a comprehensive and systematic application of appropriate measures, including educational, medical, economic, legal and administrative resources will give a significant effect on reducing smoking prevalence among the population. This is evidenced, for example, the experience of developed Western countries, where, thanks to the large-scale, methodical attack on smoking prevalence, achieved significant results. In Russia, in recent decades the network of health centers and schools for different population groups, health saving technologies developed for different population groups.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения образовательных мероприятий среди курящего населения»

УДК 371.7

Особенности проведения образовательных

мероприятий среди курящего населения

Д.М. ГАБИТОВА,

кандидат медицинских наук

ГБОУ ВПО «Башкирский Государственный

медицинский университет»

(Россия, 450000, Уфа, ул. Ленина, 3)

E-mail: Dilbar.Gabitova@mail.ru

Рассмотрены основные образовательные мероприятия против табакокурения. Решающим стратегическим участком борьбы против употребления табака является воспитание подрастающего поколения в духе неприятия физического и духовного отравления организма и психики.

Показано, что только комплексное и системное применение соответствующих мер, включая образовательные, медицинские, экономические, законодательные и административные ресурсы даст существенный эффект по снижению распространения табакокурения среди населения. Об этом говорит, к примеру, опыт развитых западных стран, где благодаря масштабному, методическому наступлению на распространение табакокурения, достигли значимых результатов. В России на протяжении последних десятилетий расширяется сеть центров и школ здоровья для разных групп населения, разрабатываются здоровье сберегающие технологии для различных групп населения.

Ключевые слова: табакокурение, образовательные мероприятия, центр здоровья

Известно, что образование и обучение самих курящих пациентов является необходимой и важной составной частью комплексной программы лечения никотинзависимых людей. Одной из самых эффективных форм обучения считается проведение индивидуальных и групповых консультаций. Основной целью подобных образовательных мероприятий является получение знаний о механизмах развития никотиновой зависимости, о негативном воздействии табачных изделий на здоровье курящего и окружающих его людей, о методах преодоления пагубной зависимости, повышения эффективности отказа от курения. Участие пациентов в образовательных программах позволяет сформировать у них правильное представление о табачной зависимости как о хроническом заболевании, требующем такого же внимания, как любое другое хроническое заболевание. В конечном итоге, всё это позволяет более четко и методично выполнять разработанный план отказа от курения, сохранить статус некурящего в течение как можно более длительного времени, снизить риск развития табакоопосредо-ванных заболеваний и повысить качество жизни. Применение образовательных сберегающих здоровье технологий среди населения не требует больших финансовых вливаний со стороны государства, но снижает прямые и непрямые расходы на дорогостоящее лечение табакозависимых заболеваний.

К сожалению, современная медицина не очень успешна в пропаганде здорового образа жизни, в том числе отказа от табакокурения. Так, по данным M.J. Reeves и A.P. Rafferty (2000), телефонный опрос более чем 150 тыс. взрослых жителей США показал, что всего 3% опрошенных соблюдают следующие четыре простые рекомендации — не курить, поддерживать нормальный вес, регулярно употреблять достаточное количество свежих овощей и фруктов, обеспечивать адекватный уровень физической активности. Около 10% опрошенных, по результатам того же исследования, не соблюдали ни одной из этих рекомендаций [1]. Основная причина, по которой «пробуксовывают» профилактические мероприятия, кроется в самой системе здравоохранения, целью которой является диагностика и лечение уже имеющихся заболеваний, а не профилактика и предотвращение возникновения их [2,3].

Кроме того, отмечается высокая распространенность курения среди медицинских и педагогических работников, что тоже не лучшим образом влияет на мотивационную составляющую курящих и на сознание молодого поколения. Телефонный опрос населения, показал, что врачи и средний медицинский персонал крайне редко дают рекомендации о необходимости бросить курить [1]. Сами пациенты обращают внимание на то, что хотели бы получить более подробную информацию о вреде курения, консультацию и медицинскую помощь по отказу от курения. Эти исследования показывают, что медики упускают возможность откорректировать образ жизни обратившихся к ним за помощью пациентов или обращают внимание на пациентов, уже имеющих солидный стаж курения, «букет» хронических заболеваний, тем самым упуская возможность

34 Ш-

воздействовать на более молодых курящих, не имеющих сильной никотиновой зависимости и связанных с нею заболеваний [2,3]. Консультирование пациента по имеющимся факторам риска, обучение здоровье сберегающим технологиям, разработка плана коррекции образа жизни, контроль пациента по изменению образа жизни, психологическая поддержка должны быть в приоритете и являться обязательными составляющими работы медицинского сообщества [2,4,5]. Научно доказано, что даже короткая трехминутная консультация пациента по изменению образа жизни играет важную роль в повышении мотивации человека по изменению своего образа жизни [3,4].

Отсутствие достаточной мотивации у самих курящих пациентов к отказу от курения связано с недостаточностью имеющейся информации о своей зависимости, о рисках возникновения табакоопос-редованных заболеваний, о существующих методах лечения, доказавших свою эффективность, отсутствием должных навыков самоконтроля в преодолении провокационных к курению ситуаций, элементарной грамотности в отношении здорового образа жизни, отсутствием поддержки окружающих.

Слабая заинтересованность населения в сохранении собственного здоровья значительно снижает эффективность уже проводимых национальных программ по коррекции факторов риска. Необходимо понимать, что изменение образа жизни требует от пациента напряжения физических и эмоциональных сил, настойчивости, упорства, самодисциплины, силы воли и т.д. Значимую роль для пациента имеет психологическая поддержка окружающих. Особенностью обучающих программ в лечении нико-тинзависимых людей должна стать и работа с окружением пациентов (семья, коллеги и др.) Обучение всех, кто окружает курящего, их искреннее сотрудничество на всех этапах отказа от курения позволит повысить эффективность бросания курения, улучшить эмоциональный и психологический настрой бросающего курить, повысить его самооценку и самоуважение.

Учитывая, что большинство пагубных пристрастий формируется в детском и подростковом возрасте, необходимо проведение активных, образовательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях, направленных на предотвращение распространения табакокурения. При осуществлении данного направления необходимо отдать предпочтение мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, нацеленных на разумный и осознанный отказ от курения. Решение проблемы с детским, подростковым и молодёжным курением невозможно без активного привлечения родителей, педагогических работников образовательных учреждений, активной правильно настроенной молодежи. Образовательные мероприятия должны учитывать контингент обучаемых: должны быть разные программы обучения для детей, под-

ростков, курящих, их семей, курящих беременных, имеющих различные хронические заболевания и т.д. Актуально создание такой обучающей технологии для курящих, в которой бы, наряду с ознакомлением с необходимым минимумом медицинской информации и выработкой практических навыков по преодолению никотиновой зависимости, обращалось бы повышенное внимание на мотивацион-ную составляющую, формирование ценностного отношения к здоровью, а также выработку навыков саморегуляции, самоконтроля и взаимодействия с врачами, семьей, курящим окружением.

Работа по отказу от курения, изменение образа жизни — дело не одного дня. Необходима кропотливая работа в течение всей жизни — коррекция факторов риска и поддержание здорового образа жизни. Усилия по изменению образа жизни редко идут последовательно и гладко: даже у лиц, активно придерживающихся здорового образа жизни, случаются срывы. И здесь требуются дополнительные усилия самого пациента, поддержка окружающих, советы медицинского работника и обучение по коррекции ситуации.

Такими возможностями в полной мере обладает индивидуальная консультация и групповой тренинг как активное социально-психологическое обучение через игровое моделирование различных жизненных ситуаций. Например, на базе Клиники Терапии Башкирского государственного медицинского университета открыта и функционирует с 2010 года «Лаборатория помощи пациентам с никотиновой зависимостью», как центр методического обеспечения при Федеральной Клинике. В Лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения обследования пациентов с никотиновой зависимостью: персональный компьютер с консультативной программой «Лечение курящего человека» (А.Г.Чучалин, Г.М.Сахарова, Н.САнтонов), спиро-анализатор, пикфлоуметр, анализатор для определения СО и связанного гемоглобина (% СО), пуль-соксиметр, тонометр, весы, ростомер, наглядные материалы, стенды, плакаты, таблицы, литература и т.д. Обучение никотинзависимых пациентов включает несколько этапов: навыки терапевтического образования, обучение методам бросания курения, правила саногенного поведения и последующий самоконтроль. До занятия пациентам вручаются специальные тестовые материалы для оценки курительного поведения, оценки статуса курения, степени никотиновой зависимости, индекса курящего человека, оценки мотивации бросить курить [5,6]. Занятия проводятся по разработанной программе, состоящей из вводной мультимедийной лекции, где рассказывается о причинах начала курения, механизмах никотиновой зависимости, последствиях и заболеваниях, связанных с курением, способах и методах лечения табакозависимости, мерах преодоления срыва, методам устранения и контроля провокационных ситуаций и практической части.

Вторая часть занятий предназначается для обучения пациентов методам самоконтроля при отказе от курения, мерам психологической самоподдержки; правильной технике использования пикфлоуметра, ингаляторов, спейсера, при наличии обструктив-ных заболеваний лёгких, выработки тактики правильного поведения больного и его семьи в различных жизненных ситуациях [5,6]. Пациенты обучаются элементам дыхательной гимнастики, самоконтролю симптомов, подсчёту пульса и частоты дыхания, решают ситуационные задачи. В следующие часы, по желанию, проводятся обследования пациентов: спирометрия, исследование содержания угарного газа в выдыхаемом воздухе, с разбором полученных данных тестирования и инструментального обследования, и общим обсуждением полученных результатов [5,6]. Подобные однодневные школы-семинары, возможно, проигрывают по своей эффективности индивидуальным консультациям и школам длительного обучения, но играют свою положительную роль в плане повышения мотивации к отказу от курения и, несомненно, имеют свою нишу в работе с курящими пациентами. Эффективность подобной формы работы подтверждается повышением уровня мотивации к отказу от курения при повторном тестировании курящих в конце занятия. В большинстве своем, на индивидуальные консультации приходят пациенты не из праздного любопытства, а неоднократно пытавшиеся бросить курить, имеющие печальный опыт «срыва» и возврата к курению, с набором хронических заболеваний и с достаточно высоким уровнем мотивации к отказу от курения [5,6]. Приходящие на индивидуальные консультации, в основном, находятся на стадии подготовки, т.е. готовые бросить курить в течение ближайшего месяца и не нуждающиеся в дополнительных уговорах и беседах о вреде курения [5,6]. Данной категории пациентов необходимо четко, пошагово разработать маршрут отказа от курения. Структура обследования желающего бросить курить включает в себя: проведение компьютерного тестирования-анкетирования, сбор жалоб и анамнеза, объективное физикальное обследование, включая инструментальное, беседа о существующих методах по отказу от курения, разработка индивидуального плана ведения пациентов (поведенческая терапия, фармакологическая поддержка, лечение сопутствующих заболеваний и состояний), оформление заключения врача [7,8]. Все полученные данные совместно с пациентом анализируются, выбирается метод лечения от никотиновой зависимости, оговариваются тонкости и нюансы того или иного метода лечения, пациент знакомится с возможным развитием синдрома отмены, мерами преодоления «провокационных ситуаций» и т.д. Очень важно, с первого визита наладить доверительные отношения между пациентом и врачом, пациент должен постоянно ощущать поддержку и заинтересован-

ность врача в совместном успехе на пути отказа от курения [2-5]. Нужно четко разработать стратегию поведения конкретного пациента, с учётом его образа жизни, привычек, особенностей курительного поведения. При необходимости, при выявлении сопутствующей патологии, пациенты направляются на дополнительные обследования и консультации узких специалистов, для лечения, минимизации побочных явлений лечения и повышения эффективности отказа от курения. В целях реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счёт ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», и приказами Минздравсоцразвития России от 10 июня 2009 г. № 302 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации» от 18.05.2009 г. № 413 и от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», с 1 декабря 2009 г. во всех субъектах Российской Федерации, на базе государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, включая учреждения здравоохранения для детей, открыты центры здоровья.

Основной целью деятельности центров здоровья является сохранение индивидуального здоровья граждан и формирование у них здорового образа жизни. Первоочередными задачами центров здоровья являются: информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах; пропаганда здорового образа жизни и мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; разработка индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, в том числе детям; борьба с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем, а также мотивирование их к отказу от вредных привычек.

Центры здоровья должны стать методологическими центрами по формированию здорового образа жизни, в которые можно будет обратиться не только за консультацией к врачам, и пройти обследование на установленном оборудовании, но и, самое важное, получить рекомендации по ведению здорового образа жизни, в том числе и помощь в отказе от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.).

Таким образом, консультационное мотивирование, поддержка усилий пациента государством, медицинским сообществом и окружающими по изменению образа жизни и коррекции факторов риска, проведение обучающих мероприятий, являются фундаментом сберегающих здоровье технологий, призванных кардинально улучшить ситуацию с эпидемией неинфекционных заболеваний и повысить качество жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Т.И. Помощь курильщикам в прекращении курения. — Киев: Украинский информационный центр по проблемам алкоголя и наркотиков, 2002. — 146 с.

2. Андреева Т.И. Зачем и как следует помогать пациентам-курильщикам в отказе от курения // Вестник современной клинической медицины. Т. 3, приложение 2. — 2010. — С. 134-145.

3. Габитова Д.М. Опыт работы «Лаборатории врачебной помощи пациентам с никотиновой зависимостью» // Материалы IV Съезда врачей-пульмонологов Сибири и Дальнего Востока, Благовещенск, 2011.

4. Мерабишвили В.М., Дятченко О.Т. Статистика рака легкого (заболеваемость, смертность, выживаемость) // Практическая онкология. — 2000. — № 3. — С. 3-7.

5. Сахарова Г.М., Антонов Н.С. Оказание помощи по отказу от табака в терапевтической практике. — М., 2010. — 57 с.

6. Габитова Д.М. Компетентностный подход к лечению никотиновой зависимости // Материалы V Съезда врачей-пульмонологов Сибири и Дальнего Востока, Благовещенск, 2012.

7. Герасименко Н.Ф., Заридзе Д.Г., Сахарова Г.М. Здоровье или табак. Цифры и факты. — М., 2007.

8. Давыдов М.И., Демидов Л., Поляков Б. Современное состояние и проблемы онкологии // Врач. — 2006. — № 13 . — С. 3-7.

FEATURES EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG SMOKERS POPULATION

Gabitova D.M., Cand.Med.Sci. Bashkir State Medical University (3, Lenina ul, Ufa, Russia, 450000)

E-mail: Dilbar.Gabitova@mail.ru

ABSTRACT

The main educational activities against smoking. Crucial strategic sectors of the struggle against tobacco use is to educate the younger generation in the spirit of rejection of physical and spiritual poisoning of the body and psyche.

It is shown that only a comprehensive and systematic application of appropriate measures, including educational, medical, economic, legal and administrative resources will give a significant effect on reducing smoking prevalence among the population. This is evidenced, for example, the experience of developed Western countries, where, thanks to the large-scale, methodical attack on smoking prevalence, achieved significant results. In Russia, in recent decades the network of health centers and schools for different population groups, health saving technologies developed for different population groups.

Keywords: smoking, educational activities, health center.

REFERENCES

1. Andreyeva T.I. Pomoshch' kuril'shchikam vprekrashchenii kureniya [Help smokers stop smoking]. Kiyev, Ukrainskiy informatsionnyy tsentr po problemam alkogolya i narkotikov, 2002. 146 p.

2. Andreyeva T.I. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny, 2010, vol. 3, annex 2, pp. 134-145.

3. Gabitova D.M. Opyt raboty laboratorii vrachebnoy pomoshchi patsiyentam s nikotinovoy zavisimost'yu [Experience laboratory medical care for patients with nicotine dependence]. Proceedings of the IV Congress of doctor pulmonologists Siberia and the Far East. Blagoveshchensk, 2011.

4. Merabishvili V.M., Dyatchenko O.T. Prakticheskaya onkologiya, 2000, no. 3, pp. 3-7.

5. Sakharova G.M., Antonov N.S. Okazaniye pomoshchi po otkazu ot tabaka v terapevticheskoy praktike [ssistance to phase out tobacco use in therapeutic practice]. Moscow, 2010, 57 p.

6. Gabitova D.M. Kompetentnostnyy podkhod k lecheniyu nikotinovoy zavisimosti [Competence approach to the treatment of nicotine addiction]. Proceedings of the IV Congress of doctor pulmonologists Siberia and the Far East. Blagoveshchensk, 2012.

7. Gerasimenko N.F., Zaridze D.G., Sakharova G.M. Zdorov'ye ili tabak. Tsifry i fakty [Health or Tobacco. Facts and Figures]. Moscow, 2007.

8. Davydov M.I., Demidov L., Polyakov B. Sovremennoye sostoyaniye iproblemy onkologii [Current status and problems of oncology]. Vrach. 2006, no. 13, pp. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.