Научная статья на тему 'Особенности проведения мониторинга финансовой безопасности России в условиях глобализации'

Особенности проведения мониторинга финансовой безопасности России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ / СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подкуйко М. С.

Мониторинг является составной и неотъемлемой частью механизма финансовой безопасности страны, так как мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой ее индикаторов, позволяющих оценить уровень финансовой безопасности государства. Цель статьи состоит в определении степени кризисности состояния финансовой системы страны. В статье обозначены особенности проведения мониторинга финансовой безопасности России с учетом мировой практики и даны рекомендации по совершенствованию проведения мониторинга финансовой безопасности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения мониторинга финансовой безопасности России в условиях глобализации»

© М. С. Подкуйко,

ассистент кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Мониторинг, финансовая безопасность, глобализация, индикаторы, стабильность.

С целью обеспечения финансовой безопасности страны необходима организация мониторинга индикаторов финансовой безопасности, который предполагает, прежде всего, фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование индикаторов финансовой безопасности. И от того, насколько правильно и комплексно будет организована система проведения мониторинга финансовой безопасности, будет зависеть качество принимаемых решений в определении опасного или безопасного состояния финансовой системы национальных государств.

В общем смысле мониторинг — это довольно емкое понятие, включающее в себя наблюдение и контроль за определенными объектами [3], а финансовый мониторинг — система наблюдения, оценка и прогноз финансовой ситуации, складывающейся в государстве с целью обеспечения субъектов финансовых отношений полной, своевременной и досто-

верной информацией о финансовых процессах.

Мониторинг является составной и неотъемлемой частью механизма финансовой безопасности страны, так как мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой ее индикаторов, позволяющих оценить уровень финансовой безопасности государства.

Необходимость проведения финансового мониторинга, а именно сопоставление выявленных индикаторов с пороговыми значениями, состоит в определении степени кризисности состояния финансовой системы страны, что является одной из целей проведения мониторинга финансовой безопасности.

Виды целей проведения мониторинга финансовой безопасности могут быть представлены в следующем виде (рис. 1).

Приведенные выше цели проведения мониторинга финансовой безопасности являются актуальными в любой период развития финансовых систем национальных государств. И в зависимости от уровня развития страны доминировать в необходимости проведения мониторинга финансовой безопасности будет та или иная цель.

Проведение мониторинга финансовой безопасности может осуществляться с использованием различных подходов. Так выделяют несколько подходов к мониторингу финансовой безопасности: индексный и интегральный [5].

Индексный подход предполагает использование в качестве индексов финансовой безопасности переменных, характеризующих различные аспекты финансового развития (например, уровень дефицита/профицита бюджета страны). Однако данный метод оценки финансовой безопасности обладает рядом существенных недостатков.

Во-первых, применяемые весовые коэффициенты отдельных показателей математически не обосновываются и являются предметом экспертного, т.е. порой и субъективного выбора экспертов.

Выявление кризисных явлений в финансовой системе национальных государств

Оценка влияния кризисных явлений на финансовую безопасность страны

Мониторинг 4-финансовой безопасности

Определение приоритетных направлений развития финансовой системы страны

Обоснование необходимости реализации целевых комплексных программ и национальных проектов

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Виды целей мониторинга финансовой безопасности

Во-вторых, достоверность получаемых экспертных оценок в значительной степени зависит от квалификации экспертов, их представлений о характере и значении состояния финансовой системы страны.

В-третьих, результатом реализации метода является количественная оценка уровня финансовой безопасности.

По нашему мнению, получить действительно достоверную информацию о состоянии финансовой безопасности можно только с помощью системного использования как количественных, так и качественных характеристик показателей финансовой системы.

Следующий подход — интегральный индекс финансовой безопасности — представляет собой сумму нормированных индексов, весовые коэффициенты которых находятся экспертным путем [7].

Структурная схема алгоритма оценки финансовой безопасности с использованием индексного и интегрального подхода может быть представлена в следующем виде (рис. 2).

На основе этого метода проводится анализ текущей экономической ситуации в США. Для упрощения анализа в методике, используемой в США, осуществлен переход от исходных макроэкономических показателей к их оценке по 9балльной шкале. Принято, что оценка в 5 баллов соответствует продолжению сред-

несрочной (порядка 7-12 месяцев) тенденции изменения рассматриваемого показателя. Оценки в 1 и 9 баллов означают сильное падение и сильный рост соответственно.

Источник: данные / Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: ЗАО «Финстатинформ, 1998. — С. 433-441.

Рис. 2. Структурная схема алгоритма оценки финансовой безопасности на основе индексного метода

С помощью данной методики проводится анализ экономики США по шести экономическим индикаторам с учетом их взаимного влияния: ВВП, уровень занятости, платежный баланс, индекс потребительских цен, индекс производственных цен, промышленного производства — и в дальнейшем рассматриваются

возможные сценарии перспектив развития экономики США.

Так, например, проведен анализ экономики США в 2007 г. [1], согласно которому рост американской экономики в первом квартале 2007 г. после пересмотра (в мае 2007 г.) предварительного значения по ВВП составил 0,6%, что в два раза меньше опубликованных ранее данных. Это самый медленный рост ВВП США за 2003-2007 гг., по балльной шкале ВВП США присвоено 3,4 балла (рис. 3).

Основными причинами снижения темпов роста ВВП в США оказались снижение темпов роста строительства, рост торгового дефицита и сокращение производственных запасов.

На основе таких индексных индикаторов проводится экспресс-анализ, основанный на интегральном методе. В качестве модели, использующей интегральный подход, выбрано тело человека как наиболее понятное для восприятия (рис. 4).

Месяц

Источник: Анализ состояния экономики США на март-апрель 2007. — 02.05.2007 / http://fxtraders.tradepartnership.ru

Рис. 3. Динамика ВВП США в период 2003 — 1 кв. 2007 гг.

Примечание:

GDP — ВВП;

Balance of payment — платежный баланс; Nonfarm Payrolls — несельскохозяйственный сектор;

CPI — индекс потребительских цен;

PPI — индекс промышленных цен; Industrial production — индекс промышленного производства

Источник: данные Trade Partnership / http://www.tradepartnership.ru/plugins/content/content.php?content.98 Рис. 4. Интегральный индикатор экономики США в августе 2007 г.

Каждая часть тела так называемого «человечка» соответствует определенному индикатору, и, подобно организму, если долго не лечить один из элементов организма (в нашем случае один из индикаторов экономики США), это вызовет болезнь остальных элементов и организма в целом. Основные элементы тела раскрашены разными цветами, соответствующими его состоянию. Светло-серый цвет означает стабильное состояние индикатора, серое — устойчивое (среднее), темносерое — небезопасное. Для восприятия состояния экономики каждый индикатор сопоставлен с частями тела в соответствии со своей значимостью в экономике, что позволяет наблюдать, насколько состояние того или иного элемента тела (экономического индикатора) влияет на экономику страны в целом.

Только одна рука окрашена в темносерый цвет, что означает небезопасное состояние индикатора — количества новых рабочих мест, созданных в несельскохозяйственном секторе. Элементы организма, которые окрашены в серый цвет, означают устойчивое состояние макроэкономических индикаторов. Элемент, окрашенный в светло-серый цвет, показывающий стабильное состояние, представляет собой индекс промышленного производства, который в мае 2007 г. вырос на 0,5%.

В целом состояние организма стабильно, что создает предпосылки того, что плохое состояние несельскохозяйственного сектора улучшится в следующем отчетном месяце. Таким образом, экономические индикаторы США, представленные с использованием интегрального подхода, показывают заметное улучшение состояния экономики, что может дать толчок дальнейшему экономическому росту.

По нашему мнению, в российской практике следовало бы использовать подобный опыт США, так как применение такой экспресс-оценки в системе мониторинга финансовой безопасности России благоприятно скажется на своевременно-

сти и на понимании любого человека (в не зависимости от образования и уровня развития) о состоянии финансовой системы государства как важнейшего компонента экономики.

Особенностью проведения мониторинга финансовой безопасности России является то, что в России процесс проведения мониторинга происходит бессистемно и не организованно. Так, ежеквартальный мониторинг финансовой стабильности России, а не безопасности, проводит с 2005 г. Институт экономики переходного периода не только для России, но с 1 квартала 2007 г. и для развивающихся стран.

Кроме того, экономистами института [2] разработана методика к проведению мониторинга развивающихся стран, основанная на изучении мирового опыта построения индикаторов и осуществления их мониторинга.

Так, в данной методике в качестве индикаторов финансовой безопасности выделяются следующие1:

• Темп экономического роста: о темп роста ВВП;

о объем промышленного производства.

• Платежный баланс:

о сальдо текущего счета; о золотовалютные резервы; о внешний государственный долг; о условия торговли (цены экспорта); о импорт и экспорт; о реальный эффективный курс; о отток капитала2.

1 При разработке системы индикаторов — предвестников финансовой нестабильности использовались статистические данные ФСГС РФ, ЦБ РФ и международных финансовых организаций (МВФ).

2 Чистый отток капитала представляет собой сальдо по счету движения капитала для банков и нефинансовых предприятий, а также чистые ошибки и пропуски. Бегство капитала характеризуется суммой торговых кредитов и авансов, своевременно не возвращенной экспортной выручки и чистых ошибок и пропусков. Положительное значение показателей означает приток капитала, а отрицательное — его отток.

• Процентные ставки:

о реальная процентная ставка; о разница между внутренней и внешней процентными ставками;

о отношение ставки по кредитам к ставке по депозитам.

• Денежные индикаторы: о ИПЦ;

о динамика внутреннего кредита в реальном выражении;

о денежный мультипликатор; о темп роста депозитов в реальном выражении;

о отношение денежной массы к золотовалютным резервам;

о «избыточное» предложение денег в реальном выражении.

• Индикатор давления на валютный рынок.

Однако недостатком данной методики является то, что она построена на основе произошедших событий (банковских и валютных кризисов) и не учитывает вероятности наступления непредвиденных событий, а именно возникновения рисков в других не менее значимых сферах финансовой системы национального государства (бюджетно-налоговой). Кроме того, данный обзор проводится ежеквартально и не учитывает годовой опыт накопления информации, что не дает в полной степени оценить состояние финансовой безопасности национальных государств.

На наш взгляд, необходима система индикаторов, позволяющая на регулярной основе осуществлять анализ состояния, устойчивости и стабильного развития финансовой системы, в том числе всех ее сфер и звеньев.

Кроме того, обзор финансовой стабильности России проводится ежегодно с 2001 г. Департаментом исследований и информации1. Фактически Департамент явля-

1 Департамент исследований, информации и статистики является структурным подразделением Центрального банка РФ (Банка России) с 1997 г., основными функциями которого являются подготовка аналитической информации, сводных докладов, сводной статистико-аналитической базы данных в области формулирования и осуществле-

ется институтом, который проводит регулярный мониторинг финансовой безопасности денежно-кредитной сферы и финансового рынка по следующим направлениям:

- финансовая устойчивость основных рыночных агентств и институтов;

- рискованность операций на финансовом рынке;

- оценка российских рейтингов.

Однако, как и в мониторинге финансовой стабильности, данный обзор лишен информации, касающейся состояния бюджетно-налоговой сферы финансовой системы, которая является особо актуальной в настоящее время в связи с реформированием бюджетно-налоговой сферы, в частности с переходом на среднесрочное бюджетирование, проявляющееся возникновением новых рисков и угроз финансовой безопасности.

В мировой практике тоже проводится мониторинг финансовой стабильности практически во всех странах мира, который отличается друг от друга по многим параметрам. Институтом комплексных стратегических исследований в 2008 г. была проведена характеристика обзоров финансовой стабильности, которые публикуют Центральные банки различных стран мира [6] (табл. 1).

Как видно из приведенной выше таблицы 1, мониторинг финансовой безопасности состояния банковской сферы находится далеко не в хорошем состоянии по сравнению с развитыми странами и странами с переходной экономикой.

Среди исследованных стран российский обзор оказался самым маленьким по объему (43 стр.), в то время как обзор Чехии — 105 стр., Канады — 100 стр. Насыщенность информации в докладе России составило 0,95 показателей на страницу, японском — 1,57, а польском — 1,69, хотя количество представленной информации не всегда соотносится с ее качеством. Однако Россия отличается от других стран по обоим параметрам.

ния денежно-кредитной политики, развития финансовых рынков и банковской системы // http://infopravo.by.ru/fed1997/ch04/akt16497.shtm

Таблица 1. Характеристика обзоров финансовой стабильности

Центральный банк Начало публикации обзора Периодичность, раз в год Размер обзора Стресс- тестирование

Количество страниц Количество индикаторов Количество индикаторов на станицу

Развитые страны

Банк Англии 1996 2 78 116 1,49 есть

Банк Японии 2005 2 70 110 1,57 есть

Банк Канады 2002 2 100 42 0,42 есть

Банк Финляндии 2003 1 68 40 0,59 есть

Банк Швейцарии 2003 1 61 38 0,62 есть

Банк Кореи 2005 2 97 157 1,62 нет

Банк Австралии 2004 2 64 87 1,36 нет

В среднем 98 111 1,14

Страны с переходной экономикой

Банк Чехии 2004 1 105 179 1,69 Есть

Банк Словакии 2003 1 103 117 1,14 Есть

Банк Венгрии 2000 1 75 90 1,2 Есть

Банк Польши 2003 2 59 89 1,51 Есть

В среднем 86 119 1,38

Банк России 2001 1 43 41 0,95 Нет

Источник: данные: Центральные банки и мониторинг финансовой стабильности / Аналитическая серия ИКСИ. — Выпуск 14(31). — 07.05.2008 // http://www.icss.ac.ru

Почти во всех рассмотренных странах предусмотрено стресс-тестирование — количественная оценка стабильности в случае возникновения в экономике неожиданной кризисной ситуации. Из 12 обзоров этот показатель отсутствует только в трех — корейском, австралийском, российском.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, преимуществами данного обзора состояния финансовой безопасности России является то, что анализируется состояние развития финансового рынка и банковской сферы не только России, но и во взаимосвязи с конъюнктурой мировых факторов безопасности.

Согласно последнему обзору финансовой стабильности, проведенному в 2007 г. [4], в России были заметны последствия небезопасности на мировых финансовых рынках, но своевременно принятые меры по предотвращению возникающих угроз и рисков, устойчивая и стабильная ситуация в финансовой сфере позволили избежать нарастания негативных тенденций, и в целом финансовая безопасность в этот период не была нарушена.

Основные угрозы финансовой безопасности России, которые проявились в 2007 г., заключаются в следующем:

- рост внешней задолженности частного сектора (увеличился в 1,5 раза с 2006 по 2007 гг., как показано на рис. 5.);

- нарастание кредитных рисков в банковском розничном кредитовании;

- реализация небанковскими финансовыми институтами (особенно страховыми компаниями) схем, способствующих уходу клиентов от налогообложения;

- несбалансированность структуры операций российских банков с банками-нерезидентами (что проявляется в возникновении риска ликвидности и валютного риска);

- снижение отдельных категорий инвесторов к российскому рынку акций по сравнению с 2005-2006 гг. и аналогичными показателями стран с развивающимися рынками.

Выявленные на основании проведенного и систематизированного мониторинга финансовой безопасности банковской сферы и финансового рынка угрозы позволили определить направления деятельности специализированных органов государственного управления по ликвидации проявившихся угроз. То же самое могло бы быть и по бюджетно-налоговой сфере финансовой системы страны, однако такого рода сводной информации в России нет.

ик-

К

«■

Щ

Я

0

Примечание:

— органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования;

■ — банки;

■ — прочие секторы.

Источник: Обзор финансовой стабильности / Департамент исследований и информации Центрального банка РФ. — М., 2007 // www.cbr.ru

Рис. 4. Динамика отношения внешнего долга России к ВВП в 1999-2007 гг., в %

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие предложения по организации системы мониторинга финансовой безопасности в России.

Основными принципами организации мониторинга финансовой безопасности должны являться:

- целенаправленность, то есть весь процесс мониторинга должен быть ориентирован на решение конкретных задач;

- системный подход — мониторинг должен проводиться одновременно на федеральном, региональном и муниципальном уровнях финансовой системы;

- комплексность — мониторинг отдельных сфер и звеньев финансовой системы должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом;

- необходимо осуществлять последовательное решение всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений;

- непрерывность в наблюдении за объектом;

- анализ динамики проведения мониторинга финансовой безопасности.

Мониторинг финансовой безопасности предпочтительно проводить ежеквартально, так как ежеквартальный мо-

ниторинг позволяет своевременно обнаружить угрозы финансовой безопасности и принять меры, препятствующие наступлению финансовой небезопасности. Однако для максимально полного выявления динамики угроз финансовой безопасности желательно использовать ежемесячные данные, которые зачастую недоступны.

Проводимый мониторинг финансовой стабильности переименовать в мониторинг финансовой безопасности, в котором основными разделами должны являться все сферы и звенья финансовой системы, в том числе и должно быть отражено состояние бюджетно-налоговой сферы.

И в целом финансовый мониторинг должен являться одной из составляющих стратегии финансовой безопасности России, которая должна быть утверждена и принята на государственном уровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Анализ состояния экономики США на март-апрель 2007. — 02.05.2007 / http://fxtraders.tradepartnership.ru

2. Дробышевский С.М., Трунин П.В., Палий А.А., Кнобель А.Ю. Разработка методики построения и ежеквартального мониторинга индикаторов финансовой нестабильности на развивающихся рынках / Институт экономики переходного периода. — М., 2006.

3. Заглиев А. Финансовый контроль

и налоговый мониторинг. — 2007. /

http://www.agere.kz/fulltext.php?id=articles &1те=27&1а^=ги

4. Обзор финансовой стабильности / Департамент исследований и информации Центрального банка РФ. — М., 2007 // www.cbr.ru

5. Ушвицкий Л.И., Протасов В.Д. Мониторинг социально-экономической безопасности: методические основы / Сборник научных трудов СевероКавказского государственного технического университета. Серия «Экономика». — Ставрополь, 2002.

6. Центральные банки и мониторинг финансовой стабильности / Аналитическая серия ИКСИ. — Выпуск 14(31). — 07.05.2008 // http://www.icss.ac.ru

7. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: ЗАО «Фин-статинформ, 1998. — С. 433-441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.