Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКУПКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОН О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ / PUBLIC PROCUREMENT / PROCUREMENT IN THE FIELD OF EDUCATION / LAW ON THE CONTRACT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов В.Ю., Рогач О.В.

закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. С его помощью удалось повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это не могло не отразиться на более эффективном проведении государственных закупок. Создание равных условий, обеспечение конкуренции между участниками закупок обуславливается открытостью и прозрачностью в сфере закупок. Большой сегмент субъектов правоприменения этого закона находится в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE FIELD OF EDUCATION

the law on the contract system is aimed at creating a level playing field to ensure competition between procurement participants. With its help, it was possible to increase the professionalism of customers, stimulate the introduction of innovations, responsibility for the effectiveness of state and municipal needs. This could not but affect the more effective conduct of public procurement. The creation of equal conditions for ensuring competition between procurement participants is conditioned by openness and transparency in the field of procurement. A large segment of the subjects of enforcement of this law is in the education system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 330.35

Краснов В. Ю. студент магистратуры 3 курс, направление подготовки - государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и

административного управления Рогач О. В., к. социол. н. доцент кафедры менеджмента и административного управления Российский государственный социальный университет

Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В

СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация - закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. С его помощью удалось повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это не могло не отразиться на более эффективном проведении государственных закупок. Создание равных условий, обеспечение конкуренции между участниками закупок обуславливается открытостью и прозрачностью в сфере закупок. Большой сегмент субъектов правоприменения этого закона находится в системе образования.

Ключевые слова - государственные закупки, закупки в сфере образования, закон о контрактной системе.

Krasnov V. Y. undergraduate

3nd year, training direction - State and municipal administration, Department of Management and Administration Rogach O. V., сandidate of sociological sciences associate professor of the Department of Management and Administration of Russian State Social University Russia, Mos^w

FEATURES OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE FIELD OF

EDUCATION

Annotation - the law on the contract system is aimed at creating a level playing field to ensure competition between procurement participants. With its help, it was possible to increase the professionalism of customers, stimulate the introduction of innovations, responsibility for the effectiveness of state and municipal needs. This could not but affect the more effective conduct of public

procurement. The creation of equal conditions for ensuring competition between procurement participants is conditioned by openness and transparency in the field ofprocurement. A large segment of the subjects of enforcement of this law is in the education system.

Key words - public procurement, procurement in the field of education, the law on the contract system.

Модернизация системы образования в Российской Федерации, переход к новым образовательным стандартам, реформирование образовательных организаций привели к необходимости построения эффективной системы организации и управления закупками товаров, работ, услуг, виды которых значительно изменились, в структуре закупок увеличилась доля сложного технологичного оборудования, инновационной продукции.

После принятия Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), в сфере государственных и муниципальных закупок происходит широкомасштабная реформа, связанная с переходом к контрактной системе и основанная на применении системного подхода, для взаимосогласованного правового регулирования всех стадий закупочного процесса. Контрактная система достаточно объемно внесла в содержание управления закупками серьезные нововведения, а также потребовала пересмотра отдельных аспектов, устоявшихся управленческих действий и проведение корректировки сложившейся закупочной структуры.

Сфера образования, ориентированная в первую очередь на социальную направленность, потребовала глубокой проработки основных подходов к организации управления закупками для эффективного расходования бюджетных средств и достижения заданных результатов проведения закупок.

Как и каждая система, эта сфера, строится на определенных фундаментальных основах. К основным принципам управления в сфере образования можно отнести: социальную составляющую, гуманизацию деятельности управленца, научность и профессионализм управленческих кадров, аналитическое прогнозирование, активность в сфере делового управления, информационную прозрачность, обратную связь, перспективность в принятии решений, повышение компетенции и стимулирование кадров, финансово-экономическую рациональность и др.

Отдельные принципы требуют своего более подробного рассмотрения.

Так, социальная составляющая в системе образования требует от руководителя четкого понимания задач, стоящих перед образованием и своевременного принятия управленческих решений.

Принцип гуманизации предполагает уважение к каждому человеку, с которым управленец вступает в общение.

Принцип научности и компетентности управленческих кадров требует овладения руководителем и администрации образовательного учреждения

теоретическими вопросами и технологиями не только в педагогике, но и в образовательном менеджменте.

Аналитическое прогнозирование включает в себя разные модели прогнозирования, приемлемые в том либо ином сегменте образовательной деятельности.

Принцип деловой активности требует не только принятия решений, но и ответственности за полученные результаты, и дальнейших управленческих действий.

Активность в сфере делового управления приобретет все большую значимость и на всех этапах управления становится одним из решающих факторов. Быстрое реагирование на проблемы в образовательном менеджменте обусловлено принципом обратной связи.

Перспективность в принятии решений тесно связана с анализом прошлого, сегодняшним опытом и критической оценкой возможностей разработки стратегических перспектив.

Этот, далеко не полный, перечень принципов управления в системе образовании тесно переплетен с основными принципами контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, в основе качественного управления закупочной деятельностью находится принцип профессионализма заказчика, осуществляющего закупки для нужд образования столичного региона. Рассматривая принцип профессионализма заказчиков, можно отметить, что удовлетворение потребностей образовательной организации осуществляется с различным способом определения поставщиков (подрядчиков и исполнителей), общие принципы действия которых должны обеспечивать конкуренцию, открытость и прозрачность.

Способы определения поставщиков для образовательной организации в контрактной системе заключаются в обеспечении прозрачности проведения закупок и повышения конкуренции среди потенциальных участников. Этими способами могут быть: электронный аукцион, запрос котировок, закупки у единственного поставщика. Перед каждым заказчиком стоит задача соблюдать принцип эффективного расходования бюджетных средств, который подразумевает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Сфера образования строится не только на экономической составляющей, но и по большей части на социальных аспектах развития общества. Особое внимание к работе образовательных учреждений со стороны государства и общества требует от управленческой команды образовательной организации высокого уровня профессионализма и детального анализа обеспечения образования. Предпосылки новой системы

управления закупками для образования обусловлены реализацией новых стандартов образования, созданием крупных образовательных комплексов в Москве и многими другими изменениями. Закупки наукоемкого оборудования, инновационной продукции и т. п. требуют использования новых управленческих механизмов.

Организация закупок в сфере образования во многом зависит от направлений и видов образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями, которые, будучи бюджетными организациями, при закупках, преследуют в первую очередь реализацию программ развития образования, определенных Законом об образовании. Особенности управления закупками для целей образования в городе Москве состоят в централизации закупок. Применение такой управленческой модели стало возможным на основе взаимодействия образовательных учреждений города Москвы и Государственного казенного учреждения города Москвы, Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы.

Организация взаимодействия при управлении закупками для нужд образовательного учреждения образует актуальную научную задачу. Общеизвестные положения о факторах, обеспечивающих управление в образовании, позволяют выделение факторов, которые воздействуют на развитие управления закупками для образования. К общим факторам относятся: I — внешние в виде научного и технического прогресса; социально-экономического состояния; изменений в требованиях к образованию со стороны государства и общества; развития теории управления; рыночных факторов и т. п.; II — внутренние, состоящие в изменении образовательной парадигмы; развитии социально-педагогической системы образовательного учреждения; повышении требований к личности руководителя такого учреждения и т. п.

С учетом интеграции в управлении образовательным учреждением социального, правового, экономического, административного управления, взаимосвязанных между собой, можно утверждать о комплексном управлении закупками образовательного учреждения. Управление закупками в сфере образования в целях эффективного расходования бюджетных средств обладает такими закономерностями: - оно обусловлено закономерностями социального и экономического управления; - существуют закономерности управления закупками объективно, вне зависимости от уровня управления; - каждому уровню управления присущи частные закономерности, отражающие специфику конкретного уровня управления закупками; - общие функции управления обусловлены общими закономерностями процесса управления; - эффективность управления зависит от взаимодействия руководящей и руководимой подсистем. При рассмотрении закономерностей, раскрывающих характеристики развития управления закупками в сфере образования с целью эффективного расходования бюджетных средств, необходимо учитывать, что во многом на качество управления закупками в сфере образования для эффективного

расходования бюджетных средств воздействует как качество заданных результатов закупок, так и связь между субъектами управления, которая в свою очередь определена спецификой задач, форм и методами управления, профессионализма специалистов, которые осуществляют закупки. Следует отметить, что управление закупками в сфере образования тесно связано с принципами менеджмента в образовании и требует нового управленческого подхода со стороны и должностных лиц, и каждого специалиста, который осуществляет закупку для образовательных нужд.

Выявленные проблемы предыдущего Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в виде узких рамок правового регулирования; отсутствия общественного контроля; организованности государственного контракта; низкого уровня информационной открытости; низкой мотивации заказчиков к достижению конечных результатов закупки требуют от управления закупочной деятельностью при контрактной системе профессионального, компетентного отношения к своим функциональным обязанностям.

Централизация закупок в сфере образования города Москвы, выстроенная на основе взаимодействия образовательных учреждений столицы и Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы. Эта модель управления требует осмысления и научно-теоретического обоснования в целях обеспечения управления закупками для нужд образования. Необходимость повышения эффективности управления закупками обусловлена тем, что образовательная организация выбирает поставщиков для обеспечения собственных нужд и участвует в закупках. Сама закупка с подписанием контракта (договора) не завершается, а продолжается до прекращения между сторонами договорных обязательств и управление должно осуществляться на каждой ступени процесса закупки.

Конечная цель управления закупками предполагает их успешность, эффективность, экономичность, рациональность и оптимальность, а это требует создания профессиональных образовательных программ подготовки специалистов в области управления закупками для нужд образования.

В заключении хотелось бы отметить, что одновременно с экономической проблематикой в управлении закупок возникают проблемы оптимизации и регулирования социальной эффективности закупок, особенно в системе образования. Общественные закупки выступают одним из индикаторов социально-экономической справедливости, ибо они постоянно должны давать ответы на вопросы: для чего, что и с какой пользой покупается на деньги общества, налогоплательщиков и, наконец, конечного потребителя государственной услуги.

Современные институциональные преобразования в сфере государственных (общественных) закупок должны быть сопряжены с увеличением конкуренции, созданием инвестиционного климата для

производства инновационной продукции, повышением социально -экономической эффективности реализации государственных функций. Однако к модернизации системы государственных закупок должны быть готовы не только власти, но и общество как конечный потребитель товаров (работ, услуг), в том числе в лице независимых общественных организаций, без активного участия которых проводимая реформа не будет эффективна.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Казанцева Е. В. Организационно-экономические подходы к управлению закупками в сфере образования // Современное педагогическое образование. 2017. № 4.

4. Руководство по закупкам: учеб. пособие / под ред. Н. Димитри, Г. Пига, Дж. Спаньоло; пер. с англ. М. М. Форже, Е. В. Хилинской под ред. И. В. Кузнецовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 695с.

5. Данилова С.Н. Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Региональная и муниципальная экономика»). - Саратов: Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. - 124 с.

6. Попова Е. А. Государственная политика в сфере закупок и профессиональные стандарты: направления совершенствования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 48-54.

7. Мокренко А.В. Планирование закупочной деятельности. Теоретические и практические аспекты // Институциональные императивы развития экономики России: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 1-2 февраля 2016г.). - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2016. С. 187-195.

8. Гладилина И. П. Принцип профессионализма как основа контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государтвенных и муниципальных нужд // Самоуправление, 2014. № 3. С. 11-13.

9. Абрамова Н.А. Специфика и проблемы электронных аукционов, проводимых на право заключить контракт // Государственные и муниципальные закупки - 2015. Сборник докладов Х Всероссийской практической конференции-семинара. - М.: ИД «Юриспруденция», 2016. С. 307-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.