Научная статья на тему 'Особенности проведения аудита в страховых организациях'

Особенности проведения аудита в страховых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1602
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения аудита в страховых организациях»

стороны, и заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей по внедрению инновационных технологий, с другой.

В настоящее время многие зарубежные страны выбрали инновационный путь развития, в связи с этим главным в их государственной политике является реализация комплекса законодательных и организационных мер, направленных на создание и поддержание «инновационного климата»: благоприятных для реализации (внедрения) нововведений условий (экономических, материально-технических, организационных, правовых и моральных).1

Совершенствование технологических производственных процессов позволит уменьшить затратность, снизить себестоимость и улучшить качество производимой сельскохозяйственной продукции, доведя ее до высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

И. В. Куликова

Особенности проведения аудита в страховых организациях

Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей повышения эффективности страховой деятельности становится аудиторская проверка.

Аудит внутренний - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками страховых организаций ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Внешний аудит проводится внешними независимыми аудиторами и аудиторскими организациями на основе заключенных с клиентом договоров. Особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку, не должны иметь на проверяемом объекте никаких интересов, т. е. не должны являться учредителями, акционерами, собственниками, руководителями или другими должностными лицами объекта контроля, которые несут ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, не состоят в родстве и сходстве с руководителями организации и не связаны с ними служебными

1

1 Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И.Г. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. М.: КолосС, 2007. С. 77.

72

отношениями. С другой стороны, аудируемая организация также не должна быть связана с аудиторской, т. е. не может являться акционером, учредителем, собственником.

В соответствии с ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ страховые организации подлежат обязательному ежегодному аудиту. Аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.

Рассмотрим эти особенности:

1. Организационно-нормативные основы деятельности страховщиков. Проверке подлежат: учредительные документы, свидетельство о гос. регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Аудитору при рассмотрении вышеперечисленных документов необходимо выяснить следующую информацию: об участниках (субъектах) страховых правоотношений; о формах и видах страхования; о порядке формирования уставного капитала, в том числе с участием иностранного капитала и др.

2. Организация бухгалтерского учета и своевременное отражения страховых операций на счетах. Бухгалтерский учет страховщики ведут в соответствии с действующим законодательством, руководствуясь учетной политикой и рабочим планом счетов, сформированным на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, рекомендованного для страховых организаций (Приказ Минфина РФ от 04.09.2001 г. № 69 н). По результатам проверки аудитор формулирует следующие выводы: о наличии утвержденной учетной политики и ее соблюдении; о правильности применения Плана счетов бухгалтерского учета; о правильности отражения в учете операций страхования, сострахования и перестрахования; об обоснованности и своевременности страховых выплат при наступлении страховых случаев; об обоснованности в отказах по страховым выплатам; о правильности формирования страховых резервов; расчетов по оплате труда; расчетов со страховыми агентами, страховыми брокерами и др.

3. Формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности, предоставляемой в порядке надзора за страховой деятельностью, по результатам которой формулируются выводы о достоверности такой отчетности. Страховые организации, имеющие дочерние и зависимые общества, формируют консолидированную отчетность; страховщики, занимающиеся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, составляют и представляют отчетность в Российский

73

союз автостраховщиков (РСА). Отчетность, представляемая в порядке страхового надзора, как и бухгалтерская (финансовая), разделяется на годовую и промежуточную (квартальную).

Рассмотрим подготовку и планирование аудиторской проверки страховщиков.

На этапе предварительного планирования происходит знакомство и анализ деятельности страховой организации в целях получения аудиторами сведений об особенностях деятельности, оценки трудоемкости предстоящей аудиторской проверки, т.е. формируется досье клиента. Используются различные способы проведения предварительного анализа, в том числе анкетирование и устный опрос.

Первое направление предварительного планирования - общие характеристики: дата создания; организационно-правовая форма и структура организации; полное и сокращенное название, юридический адрес; филиалы и обособленные подразделения организации; действующие лицензии и их основные реквизиты; формы и виды страхования, определенные в лицензии; величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами с последующими изменениями и дополнениями; количество договоров страхования, сострахования, перестрахования; функциональная структура бухгалтерской службы; наличие и характеристика программы средств автоматизации оперативного и бухгалтерского учета и др.

Второе направление предварительного планирования - особенности собственно страховой деятельности: виды страхования, осуществляемые данным страховщиком; наличие среди проводимых видов страхования обязательных; основные контрагенты-перестраховщики; иностранные контрагенты (клиенты, перестраховщики, брокеры); инвестирование (наименование эмитентов ценных бумаг, их количество и общая сумма инвестиций, для векселей и облигаций - срок погашения); наличие предписаний страхового надзора и судебных исков в отношении страховой организации; порядок использования прибыли.

Третье направление предварительного планирования - изучение и характеристика системы внутреннего контроля (СВК). Необходимо выяснить: имеется ли у организации учетная политика отдельно для бухгалтерского и налогового учета, какие правила формирования страховых резервов применяет компания - собственные или типовые, какая компьютерная программа используется для ведения бухгалтерского и страхового учета, все ли страховые операции заносятся в базу, автоматически ли рассчитываются резервы и др.

Аудитор также должен оценить и зафиксировать свое профессиональное суждение об оформлении бухгалтерской документации

74

в компании, акцентируя внимание на возможной необходимости восстановления бухгалтерского учета. Также выражается мнение о квалификации руководства организации и главного бухгалтера, других сотрудников бухгалтерии. Проведение незадолго до аудита налоговой проверки может служить дополнительным подтверждением надежности системы внутреннего контроля. Важно наличие в компании службы или отдела внутреннего аудита.

Четвертое направление предварительного планирования -определение потребностей клиента, его пожеланий. Это может быть формальное подтверждение отчетности или детальное исследование бухгалтерской отчетности, включающее бухгалтерские и налоговые консультации, совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения.

Далее начинается собственно планирование проверки.

Разработка общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах уже проведенных аудиторских процедур (аналитических). Посредством проведения указанных аналитических процедур организация должна выявить области, значимые для аудита. Общий план - руководство осуществления программы аудита, представляет собой укрупненную поэтапную модель планируемой аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита страховых организаций во внимание принимаются следующие обстоятельства:

1) деятельность аудируемого лица; 2) система бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 3) риск и существенность; 4) координация и направления работы; 5) характер, временные рамки, объем аудиторских процедур; 6) прочие обстоятельства.

При подготовке общего плана аудита страховой организации руководитель аудиторской проверки, как правило, выделяет следующие крупные области проверки.

1. Аудит учредительных документов, полноты и своевременности формирования уставного капитала, наличия необходимых лицензий (в частности, на проведение определенных видов страховой деятельности).

2. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики.

3. Аудит отражения в учете основных средств и нематериальных активов.

4. Аудит отражения в учете материально-производственных запасов.

5. Аудит финансовых вложений (счет 58 «Финансовые вложения»).

6. Аудит денежных средств.

7. Аудит расчетов: по страхованию, сострахованию; по перестрахованию; со страховыми посредниками; по комиссионному вознаграждению и т. д.

75

8. Аудит договоров страхования, сострахования и перестрахования, проверка соответствия указанных договоров правилам страхования и требованиям действующего законодательства.

9. Аудит соответствия произведенных страховых выплат по договорам страхования, сострахования и перестрахования действующему законодательству.

10. Аудит порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете страховых и перестраховочных премий и выплат.

11. Аудит страховых резервов - правильность и обоснованность формирования и отражения в учете и отчетности.

12. Аудит расходов, связанных с основной деятельностью страховщика.

13. Аудит прочих доходов страховщика, например: проценты, получаемые перестраховщиком по депонированным перестрахователем премиям по договорам, принятым в перестрахование; вознаграждения и тантьемы, получаемые от перестраховщика по договорам, переданным в перестрахование; поступления, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара; поступления, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования и др.

14. Аудит прочих расходов страховщика, например: проценты, уплачиваемые перестраховщику по депонированным премиям по договорам, переданным в перестрахование; тантьемы, уплачиваемые перестрахователю по договорам, принятым в перестрахование; расходы, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара; расходы, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования и др.

При планировании аудитор должен установить границу (уровень) существенности. Граница существенности - максимально допустимый размер ошибочной суммы в отчетности, который не введет пользователя отчетности в заблуждение относительно интересующей его информации.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой бухгалтерской отчетности. В страховом аудите к фактам о существенной недостоверности отчетности относятся:

• невыполнение требований по формированию резервов в соответствии с нормативными актами Минфина и ФСФР;

76

• уменьшение величины собственного капитала по итогам отчетного периода ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами;

• неисполнение своевременно и в полном объеме обязательств перед страхователями или обязанности по уплате обязательных платежей.

С целью выявления существенных искажений при разработке плана аудита устанавливается приемлемый уровень существенности и принимается во внимание характер искажений. При оценке уровня существенности страховых организаций рекомендуется брать следующие базовые показатели, учитывающие специфику отрасли: прибыль организации (3-5 %), страховые премии, включая премии, полученные по операциям перестрахования (2-3 %), валюта баланса (2-4 %), собственный капитал (5-7 %), страховые резервы (2-3 %), страховые выплаты 2-3 %, общие расходы (2-4 %).

Аудиторский риск (АР) - риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бухгалтерской (финансовой) отчетности содержаться существенные искажения.

АР = НР*РСК*РН, где

НР*РСК - РСИО - риск существенного искажения отчетности;

АР - аудиторский риск;

РСК - риск средств контроля;

НР - неотъемлемый риск;

РН - риск необнаружения.

На практике аудитор не может быть абсолютно уверен в полной достоверности отчетности, поэтому аудиторский риск всегда находится в пределах между 0 и 100 %. Чем ниже величина АР, тем больше аудитор желает быть уверенным в достоверности отчетности и отсутствии в ней существенных ошибок и пропусков. Как правило, нормальным значением АР является 4-5 %.

Следует отметить, что общий план и программа аудиторской проверки могут и должны по мере необходимости пересматриваться и уточняться в ходе аудита.

Е. А. Маклакова

Проблемы стратегического планирования в современных условиях

Возникновение такого направления в экономике, как «стратегическое планирование», связано с поиском способов эффективного управления. В первое время стратегическое планирование внедрялось в практику западных фирм медленно и трудно, но в настоящее

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.