ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1 "2 Лопастейская Л.Г. , Рыбалкина Ю.А.
1 Лопастейская Людмила Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент;
Рыбалкина Юлия Андреевна - магистрант, направление: бухгалтерский учет, контроль и управление экономическим субъектом, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск
Аннотация: в данной статье рассматривается процесс проведения аудиторской проверки финансовых результатов. В работе раскрываются особенности проведения аудита субъектов малого предпринимательства. Ключевые слова: аудит, малое предпринимательство, финансовые результаты.
В современной российской экономике предприятия малого бизнеса стали важным сектором, оказывающим значительное воздействие на совершенствование социально -экономической ситуации в России. Таким образом, приобретает актуальность верная организация бухгалтерского учета и аудита предприятий малого бизнеса.
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельно осуществляемую на свой риск деятельность, которая нацелена на систематичное извлечение прибыли от пользования имуществом, реализации товаров, выполнения работ либо оказания услуг лицами, зарегистрированными в данном качестве в установленном законом порядке [1].
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства считаются - хозяйственные общества,
39
хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Ключевыми условиями, при соблюдении которых вероятно отнесение к субъектам малого предпринимательства, касаются числа сотрудников и объема получаемого дохода. В 2019 году предельно допустимая годовая сумма выручки без НДС в год для малых предприятий - 800 миллионов рублей.
Увеличилась и разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия иных коммерческих фирм, не относящихся к субъектам малого предпринимательства до 49%.
А вот допустимая среднесписочная численность сотрудников осталась неизменной: более 100 человек для малого предприятия.
Финансовый результат фирмы считается главным индикатором успешности ее деятельности. Внутренние службы организации не всегда могут гарантировать качественный надзор над достоверностью и корректностью отражения финансовых результатов в учете и отчетности, поэтому весьма значимым становится внешний контроль.
В соответствии со ст. 1 п. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [2].
В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами субъекты малого предпринимательства сами выбирают формы (системы) налогообложения, учета и отчетности, которые они будут применять: либо общепринятые для всех экономических субъектов, либо упрощенные.
Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому немаловажно
обеспечить достоверность данных о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств.
При проведении аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства аудитору следует принимать во внимание характерные специфические особенности, свойственные бухгалтерскому учету и соответствующую нормативную базу, в том числе:
• упрощенная процедура регистрации, сертификации и лицензирования;
• упрощенный порядок предоставления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• возможность применения самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций.
При проверке субъектов, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо обратить внимание на следующее:
• аргументированность использования данной системы налогообложения, учета и отчетности, наличие разрешающего (или подтверждающего) документа от контролирующего органа;
• соблюдение правил внесения записей в книгу учета доходов и расходов;
• корректность расчетов налогооблагаемой базы, в зависимости от выбранного метода;
• правильность формирования налоговых деклараций;
• своевременность и правильность уплаты начисленных налогов.
Проверка начинается с тестирования системы внутреннего контроля, у аудиторского риска и разработки общей стратегии, плана и программы аудита. Аудитор устанавливает объем хозяйственных операций и число первичных и сводных документов, которые подлежат сплошной проверке.
Аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
На ознакомительном этапе аудитор проверяет и анализирует первичные документы, которые подтверждают доходы и расходы организации, Главную книгу, учетные регистры, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, также отчет о движении денежных средств, что даст возможность сориентироваться в источниках формирования дохода организации, иметь общую оценку финансового состояния организации и эффективности производства.
После завершения ознакомительного этапа аудитор обобщает полученные результаты и приступает к основному этапу. На данном этапе после определения оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудитор принимает решение, какие группы доходов и расходов он будет проверять и с использованием какого метода организации проверки (сплошной, комбинированный или выборочного).
Аудитор, кроме того, должен проверить обоснованность цен и сроков реализации продукции, оказанию услуг по заключенным договорам; наличие контроля главным бухгалтером правильности формирования себестоимости; своевременность списания общехозяйственных и коммерческих расходов; правильность отражения на счетах прочих доходов и расходов; соблюдение порядка закрытия финансово-результативных счетов и правильность определения финансового результата.
В этом случае проверяются заключительные записи по итогам отчетного периода по счету 90 «Продажи» и проверяется перенос сальдо на счет 99 «Прибыли и убытки», т.е. определение финансового результата. Аудитор большую часть внимания уделяет проверке закрытию (обнулению) некоторых бухгалтерских счетов, т.е. реформации годового баланса и как списан остаток со счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» [3].
По итогу проведения аудита финансовых результатов аудитор формирует мнение о достоверности финансовой отчетности и составляет отчет независимого аудитора.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».
3. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки / К.К. Арабян. М.: Юнити-Дана, 2017. 552 с.
4. Лопастейская Л.Г. Бухгалтерский учет финансовых результатов // Бухгалтерский учет в современной экономической науке и практике: Международная заочная научно-практическая конференция (Ульяновск, 20-23 ноября 2015 г.): сборник научных трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2015. 35-40 с.