Научная статья на тему 'Особенности процесса обучения в летнем профильном лагере'

Особенности процесса обучения в летнем профильном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбикова Л. Х., Абашеев Л. В., Баглаев И. И., Batomunkueva T. P.

В статье подводится итог почти десятилетней работы в летнем профильном лагере, рассматриваются особенности образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of process of studying in summer profile camp

In article is summed up almost ten years' work in summer profile camp, features of educational program are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса обучения в летнем профильном лагере»

Л.Х.Цыбикова, Л.В. Абашеев, И.И. Баглаев, Т.П. Батомункуева. Особенности процесса обучения в летнем профильном лагере

log b ,

лагалось решить достаточно много задач вида: вычислить для конкретных чисел а и b,

для этого использовалась даже логарифмическая линейка. В настоящее время в связи с усилением функциональной линии задач такого вида практически нет в школьных учебниках, кроме,

„ log b b = 1b = a, b = an

может быть, типа: найти a при или .

Литература

1. Арнольд В.И. "Жесткие" и "мягкие" математические модели / В.И. Арнольд. - М.: МЦНМО, 2000. - 32 с.

2. Сборник задач по алгебре: учеб. пособие / под ред. А.И. Кострикина. - М., 2001. - 464 с.

References

1. Arnold V.I. «Hard» and ‘soft’ mathematical models. Moscow, 2000. - 32 p.

2. Collection of algebra tasks: Textbook / Edited by A.I. Kostrikina. M., 2001. - 464 p.

УДК 371.336.5+371.016:51 Ц 932

Л.Х.Цыбикова, Л.В. Абашеев, И.И. Баглаев

Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected].

Т.П. Батомункуева Министерство образования и науки Республики Бурятия Россия, Улан-Удэ. Е-mail: vaska67 @mail.ru

Особенности процесса обучения в летнем профильном лагере

В статье подводится итог почти десятилетней работы в летнем профильном лагере, рассматриваются особенности образовательной программы.

L.Kh. Tsybikova, L. V. Abasheev, I.I. Baglaev

Buryat State University

Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

T.P. Batomunkueva Ministry of education and science of the Republic of Buryatia Е-mail: [email protected]

Features of process of studying in summer profile camp

In article is summed up almost ten years' work in summer profile camp, features of educational program are considered.

Известный математик А.Н. Колмогоров писал: «Помимо кружков большое значение должны иметь летние лагерные сборы учащихся по интересам. Мне приходилось не раз выступать с описанием организации таких летних школ для любителей математики. Разумная их организация требует очень большого количества педагогического труда, который в значительной мере, однако, может быть возложен на студенческую молодежь. Не следует и совсем скидывать со счета и работу старших школьников с младшими» [2, с.137]. Необходимость учебы в летнее время отмечают и психологи. Так, можно привести слова доктора психологических наук Т. Тарасовой: «... летние каникулы старших школьников необходимо "дробить"». Месяц посвятить отдыху, две-три недели учебе (тематические лагеря будут очень уместны)» [3].

В течение почти 10 лет работает Республиканский профильный лагерь естественноматематического цикла для одаренных детей «Сигма» на базе одной из школ села Аршан Тун-кинского района. Поскольку лагерь расположен в одном из отдаленных сельских районов Республики Бурятия, то контингент лагеря, в основном, составляют ученики не элитарных физикоматематических школ, а дети из отдаленных сел Тункинского и Окинского районов, часть из которых являются социально незащищенными или учатся в малокомплектных школах. Но, как правило, это учащиеся глубоко мотивированные, креативно мыслящие, которые являются лидерами в своих школах. Все эти годы преподавательский коллектив был почти постоянным.

2008/15

Задачи обучения в лагере кардинально отличаются от школьных. Для этого организуется разнообразная образовательная среда, где каждый ученик самореализуется как может в соответствии с присущими ему познавательными возможностями. Преподаватели лагеря наблюдают, выявляют те или иные личностные проявления, организуя с их учетом образовательный процесс, который по своей сути должен быть не столько информационным, сколько развивающим. Создав такие условия, преподаватели, коллективно выяснив в каком направлении надо развивать ученика, строят индивидуальную образовательную траекторию. При таком подходе меняется вектор движения: не от педагогических воздействий к ученику, а от самого ученика, который избирательно относится к этим воздействиям. Поэтому большое значение имеет правильно составленная образовательная программа по каждому предмету. Во-первых, образовательная программа должна быть личностно-ориентированной. Это не надуманная проблема и вытекает она из следующих объективных причин:

а) создается временный коллектив учащихся, обучавшихся в школах с разным уровнем преподавания основных фундаментальных дисциплин;

б) преподаватель должен выявить за минимальный промежуток времени субъектный опыт каждого ученика;

в) преподавателю необходимо определить зону ближайшего умственного развития и дать не столько новые знания, сколько выявить вектор дальнейшего развития;

г) программа должна быть вместе с тем «щадящей», поскольку лагерь работает в период летних школьных каникул.

Во-вторых, программа должна отличаться от традиционной школьной по следующим параметрам:

а) содержание занятий должно отличаться от школьного, в том числе и от факультативных занятий;

б) необходимо особое внимание уделять прикладным аспектам математики и информатики;

в) основными методами проведения занятий должны быть беседа и самостоятельная работа;

г) форма проведения занятий должна быть также иной: не только классно-урочные, но и занятия во второй половине дня, различные конкурсы, состязания, индивидуальные занятия.

Результатом такого обучения должно быть выявление глубинных, «спрятанных» способностей учащихся, приобретение веры в собственные силы, раскрытие потенциала и, как следствие - выбор в дальнейшем специальности физико-математического профиля.

Программа по математике, например, состоит из задач с параметром, которые таят в себе огромные возможности: здесь рассматриваются наряду с аналитическим координатнографический и логический способы решения. Задачи с параметром настолько разнообразны, что, например, можно предложить ученикам 8-9 классов решения линейных и квадратных уравнений, 10 класса - неравенств с параметром, 11 класса - тригонометрических уравнений и неравенств, содержащих параметр.

Программа по информатике базируется на языке программирования Лого, разработанном С. Пэйпертом, известным специалистом в области искусственного интеллекта, специально для обучения программированию школьников. Особенно популярен Лого как начальный язык обучения программированию, и в этом качестве имеет большие преимущества, т.к. в него заложен принцип «low floor - high selling» (низкий пол - высокий потолок). Другая важная особенность Лого - наличие кибернетического существа - «черепашки», которая управляется простыми командами типа: ВПЕРЕД, НАЗАД, НАЛЕВО, НАПРАВО и при этом может создавать сложные геометрические образы, что в совокупности составляет содержание «черепашьей геометрии».

Лого хороший инструмент для развития мышления, поскольку создает среду, в которой учащиеся выступают в роли конструктора проектов. Как конструктор учащийся должен:

• понимать то, что он конструирует;

• планировать процесс создания модели;

• разбивать на порции разработку модели;

• ясно и четко строить модель;

• установить преемственность различных типов моделей;

• воспринимать новые идеи;

• уметь анализировать ошибки.

Г.А. Шишкин. Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений

Учащиеся с помощью Лого могут:

• экспериментировать с командами Лого, чтобы понять их и уверенно ими пользоваться;

• решать свои задачи с помощью различных подпрограмм ;

• записывать список инструкций для каждой маленькой задачи;

• конструировать программы так, чтобы они выполнялись в правильном порядке;

• отлаживать программы для исправления ошибок пошагово и с использованием командной строки;

• тестировать программы, чтобы выяснить, правильно ли оно выполнено; без ограничения тематики задач.

«Черепашья геометрия» наряду с командами Лого-калькулятора обеспечивает естественное математическое окружение и делает Лого средством реализации межпредметных связей между информатикой и математикой.

На основании опыта проведения занятий в лагере «Сигма» написано учебное пособие «Лого-программирование» [1].

Таким образом, лагерь становится тем учреждением, где каждый познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность.

Литература

1. Баглаев И.И., Очирова Н.В. Лого-программирование. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 130 с.

2. Математика в образовании и воспитании. М.: Фазис, 2000.

3. Тарасова Т. ". стоит ли ребенку и летом учиться?"// Аргументы и факты. 2008. №25.

References

1. Baglaev I.I., Ochirova N.V. Logo-programming. - Ulan-Ude: The BSU publishing house, 2007. - 130 p.

2. Mathematics in education. Moscow: Fazis, 2000.

3. Tarasova T. «.is it worth for a child to study in summer?» //Arguments and facts. 2008. №25.

УДК 378.146:517.9 Ш 655

Г.А. Шишкин

Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: [email protected]

Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений

В статье рассматривается рейтинговая система оценки знаний студентов, применяемая при изучении дисциплины «Дифференциальные уравнения». В основу которой положена обычная пятибалльная система.

Дисциплина разбита на пять основных тем, по каждой теме студент выполняет ряд заданий - тесты, контрольные работы и итоговую письменную работу. Положительные оценки заносятся в рейтинговую таблицу, при невыполнении задания вычитается один балл. Это стимулирует выполнение и отчетность в планируемые сроки. За выполнение всех заданий студент может набрать 100 баллов. Приведенная система с небольшими изменениями может быть использована при преподавании любой дисциплины.

G.A. Shishkin

Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. E-mail: [email protected]

Using the rating system of evaluation of students used while learning the discipline «differential equations»

This article considers the rating system of evaluation of students’ knowledge, which is used while learning the discipline «Differential Equations». It is based on the typical five-mark system.

The discipline is divided into five general themes - a student does a number of tasks, tests, control works and final written work on every theme. Positive marks are put down into the rating table, and if he or she can’t do one of these tasks, one mark is taken away. It stimulates fulfillment and accounts within the planned period of time. A student who does all the tasks can obtain 100 scores. This system, a little bit modified, can be used while teaching any discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.