Научная статья на тему 'Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений'

Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкин Г. А.

В статье рассматривается рейтинговая система оценки знаний студентов, применяемая при изучении дисциплины «Дифференциальные уравнения». В основу которой положена обычная пятибалльная система. Дисциплина разбита на пять основных тем, по каждой теме студент выполняет ряд заданий тесты, контрольные работы и итоговую письменную работу. Положительные оценки заносятся в рейтинговую таблицу, при невыполнении задания вычитается один балл. Это стимулирует выполнение и отчетность в планируемые сроки. За выполнение всех заданий студент может набрать 100 баллов. Приведенная система с небольшими изменениями может быть использована при преподавании любой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the rating system of evaluation of students used while learning the discipline «differential equations»1

This article considers the rating system of evaluation of students' knowledge, which is used while learning the discipline «Differential Equations». It is based on the typical five-mark system. The discipline is divided into five general themes a student does a number of tasks, tests, control works and final written work on every theme. Positive marks are put down into the rating table, and if he or she can't do one of these tasks, one mark is taken away. It stimulates fulfillment and accounts within the planned period of time. A student who does all the tasks can obtain 100 scores. This system, a little bit modified, can be used while teaching any discipline.

Текст научной работы на тему «Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений»

Учащиеся с помощью Лого могут:

• экспериментировать с командами Лого, чтобы понять их и уверенно ими пользоваться;

• решать свои задачи с помощью различных подпрограмм ;

• записывать список инструкций для каждой маленькой задачи;

• конструировать программы так, чтобы они выполнялись в правильном порядке;

• отлаживать программы для исправления ошибок пошагово и с использованием командной строки;

• тестировать программы, чтобы выяснить, правильно ли оно выполнено; без ограничения тематики задач.

«Черепашья геометрия» наряду с командами Лого-калькулятора обеспечивает естественное математическое окружение и делает Лого средством реализации межпредметных связей между информатикой и математикой.

На основании опыта проведения занятий в лагере «Сигма» написано учебное пособие «Лого-программирование» [1].

Таким образом, лагерь становится тем учреждением, где каждый познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность.

Литература

1. Баглаев И.И., Очирова Н.В. Лого-программирование. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 130 с.

2. Математика в образовании и воспитании. М.: Фазис, 2000.

3. Тарасова Т. "... стоит ли ребенку и летом учиться?"// Аргументы и факты. 2008. №25.

References

1. Baglaev I.I., Ochirova N.V. Logo-programming. - Ulan-Ude: The BSU publishing house, 2007. - 130 p.

2. Mathematics in education. Moscow: Fazis, 2000.

3. Tarasova T. «.is it worth for a child to study in summer?» //Arguments and facts. 2008. №25.

УДК 378.146:517.9 Ш 655

Г.А. Шишкин

Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]

Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений

В статье рассматривается рейтинговая система оценки знаний студентов, применяемая при изучении дисциплины «Дифференциальные уравнения». В основу которой положена обычная пятибалльная система.

Дисциплина разбита на пять основных тем, по каждой теме студент выполняет ряд заданий - тесты, контрольные работы и итоговую письменную работу. Положительные оценки заносятся в рейтинговую таблицу, при невыполнении задания вычитается один балл. Это стимулирует выполнение и отчетность в планируемые сроки. За выполнение всех заданий студент может набрать 100 баллов. Приведенная система с небольшими изменениями может быть использована при преподавании любой дисциплины.

G.A. Shishkin

Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. E-mail: [email protected]

Using the rating system of evaluation of students used while learning the discipline «differential equations»

This article considers the rating system of evaluation of students’ knowledge, which is used while learning the discipline «Differential Equations». It is based on the typical five-mark system.

The discipline is divided into five general themes - a student does a number of tasks, tests, control works and final written work on every theme. Positive marks are put down into the rating table, and if he or she can’t do one of these tasks, one mark is taken away. It stimulates fulfillment and accounts within the planned period of time. A student who does all the tasks can obtain 100 scores. This system, a little bit modified, can be used while teaching any discipline.

2008/15

Одной из главных педагогических задач при изучении любой дисциплины (в том числе математической) является создание условий заинтересованности студентов в систематической самостоятельной работе.

Почти в любой группе единицы студентов работают над изучением и повторением материала постоянно, если выполнение заданий не контролировать, в лучшем случае работают эпизодически, в худшем - перед зачетом и экзаменом. Многие студенты к зачету или экзамену имеют поверхностные знания, часто не отвечающие даже оценке «удовлетворительно». Поэтому хорошо разработанная рейтинговая система оценки знаний применительно к данной дисциплине в соответствии с разбивкой этой дисциплины на темы и подтемы, в соответствии с требованиями стандарта и с учетом необходимого минимума теоретических знаний и практических навыков помогает активизировать студентов на протяжении изучения всего курса, контролировать уровень знаний не только в дни промежуточной аттестации и зачетных и экзаменационных сессий, а значительно чаще и принимать соответствующие решения.

Дисциплина «Дифференциальные уравнения» является базовой для многих специальностей («Математика», «Математика и информатика», «Прикладная математика и информатика», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Математические методы в экономике», «Физика», «Физика и информатика» и др.).

При преподавании дисциплины "Дифференциальные уравнения" применяется рейтинговая система, в основу которой положена обычная пятибалльная система оценки знаний. Но в рейтинговую сумму заносятся баллы 3, 4, 5, соответствующие оценкам 3, 4, 5. Если же студент вовремя не выполнил данный этап работы без уважительной причины или не подготовился и получил отрицательную оценку, то в сумму баллов вносится -1 (т.е. минусуется 1 балл), который не ликвидируется и при выполнении в дальнейшем этого вида задания. Это стимулирует выполнение и отчетность студентов по заданиям в указанные сроки и в то же время не очень сильно снижает общий балл.

Для осуществления поэтапного контроля самостоятельной работы курс "Дифференциальные уравнения" разбит на пять основных разделов:

1. Дифференциальные уравнения первого порядка.

2. Дифференциальные уравнения высших порядков.

3. Системы дифференциальных уравнений.

4. Устойчивость по Ляпунову.

5. Уравнения в частных производных.

По каждому разделу лектор определяет 3-5 заданий для самостоятельного выполнения, которые выполняются студентами в лекционной тетради и их выполнение контролируется при просмотре конспектов лекций. Одновременно проверяется, как студент работает над текстом лекций, прорабатывает лекционный материал, за что выставляется оценка по пятибалльной системе. По окончании лекций по каждому разделу курса "Дифференциальные уравнения" проводится тестирование, рассчитанное на 20 минут. Тесты оцениваются по пятибалльной системе. В конце изучения курса предлагается общий тест, рассчитанный на 40 минут.

Ассистент контролирует выполнение домашних заданий, проводит контрольные работы по каждому разделу, которые оцениваются по пятибалльной системе, и не менее 2 раз в семестр оценивает работу студента у доски и его готовность к занятию.

В конце изучения курса лектором и ассистентом проводится итоговая письменная работа, также оцениваемая по пятибалльной системе.

Максимально возможные рейтинговые оценки знаний студентов по дисциплине "Дифференциальные уравнения" для удобства использования сведены в таблицы.

Приведем пример такой таблицы для специальностей "Математика", "Прикладная математика и информатика", "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем", у которых на дисциплину "Дифференциальные уравнения" отводится 144 часа аудиторных занятий (72 часа лекций и 72 часа практических) (табл. 1). Аналогичную таблицу можно привести и для других специальностей, где аудиторных часов на дисциплину отводится значительно меньше. Так, на специальности "Математика и информатика", "Математические методы в экономике", "Физика", "Физика и информатика" на дисциплину "Дифференциальные уравнения" отводится всего 54 часа (36 часа лекций и 18 часа практических) и необходимы другие акценты при изучении дисциплины (табл. 2).

На первой лекции по дисциплине студенты знакомятся с предлагаемой рейтинговой системой и с таблицей максимально возможной рейтинговой оценки знаний.

Минимальное количество баллов, необходимое для получения зачета (если таковой имеется) или для допуска к экзамену, студент может определить сам по этой таблице, если все оценки "отлично" - 5, заменить на оценку "удовлетворительно" - 3.

Таблица 1

Таблица рейтинговой оценки знаний студентов

Т емы Выполняемая работа Уравнения первого порядка Уравнения высших порядков Системы уравнений Устойчи вость по Ляпунову Уравнения в частных производных Итоговый контроль

I. Лекции 1. Выполнение самостоятельных заданий. +1 или -1 балл за одно задание 3 3 4 2 2

2. Работа над материалом лекций. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5 5

3. Тесты по темам. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5 5 5 5 5

II. Практика 1. Выполнение домашних заданий. +1 или -1 балл за одно домашнее задание 4 4 3 2 2 1

2. Контрольные работы по темам. +3, +4, +5 баллов или -1 5 5 5 5

3. Ответ у доски. +3,+4,+5 баллов или -1. Не менее одного раза в семестр 10

ИТОГОВАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА 5

М Всего баллов за тему 17 22 17 9 14 21

Итого баллов 100

Таблица 2

Таблица рейтинговой оценки знаний студентов

Темы Выполняемая работа Уравнения первого порядка Уравнения высших порядков Системы уравнений Устойчи вость по Ляпунову Уравнения в частных производных Итоговый контроль

I. Лекции 1. Выполнение самостоятельных заданий. +1 или -1 балл за одно задание 5 5 5 2 4

2. Работа над материалом лекций. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5 5

3. Тесты по темам. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5 5 5 5 5

2008/15

II. Практика 1. Выполнение домашних заданий. +1 или -1 балл за одно домашнее задание 3 3 2 1 5

2. Контрольные работы по темам. +3, +4, +5 баллов или -1 5 5 5 5

3. Ответ у доски. +3,+4,+5 баллов или -1. Не менее одного раза в семестр 5

И ИТОГОВАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА 5

Всего баллов за тему 18 23 17 2 15 25

Итого баллов 100

Используя данные таблицы 1 или 2, в зависимости от количества аудиторных часов и в соответствии с учебными планами и стандартами специальности, преподаватель заполняет поэтапно ведомость рейтинговой оценки знаний студентов. Если лекции и практику ведут различные преподаватели, то лектор дает задания по разделу ведомости «I. Лекции» и соответственно заполняет этот раздел, а ассистент дает задания по разделу «II. Практика» и выставляет баллы по этому разделу. Раздел «III. Итог» заполняется лектором или лектором совместно с ассистентом.

Ниже приведен пример ведомости рейтинговой оценки знаний и ее заполнения преподавателем и ассистентом, сведенные в одну ведомость

Ведомость

рейтинговой оценки знаний студентов гр. 05260 по дисциплине "Дифференциальные уравнения"

№ ФИО I. Лекции II. Практика III. Итог

1. Самост. задания 2. Работа над лекц. 3 . Тесты 0} -м -я о ч 3 * Ср 3. Ответы у доски Письм. работа Всего баллов

1 2 3 4 5

1. Аветян М. А. +3+3+4+2+2 4 5 5 5 4 4 5 16 +4+5+4+5 +5+5 +5 95

2. Аюров Ц. Т. +1+2+3+2+2 -1 3 3 3 -1 3 3 8 +3-1+3+3 +3+3 +3 48

3. Баженова А. С. +2+2+2+2+2 3 3 4 3 3 3 4 10 +3-1+3+3 +4+4 +4 63

4. Богомоев В. А. +1+2+3+2+2 3 3 4 3 3 3 4 10 -1+3+3+3 +3+3 +3 60

5. Бубеев А. Д. +3+3+4+2+2 5 5 5 5 5 5 5 16 +4+5+4+5 +5+5 +5 97

6. Доржиева С. -1+3+3+2+2 -1 3 -1 -1 3 3 3 5 -1-1+3+3 -1 99

7. Жарников И. А. +3+3+4+2+2 4 5 4 -1 5 5 5 14 +4+5+4+5 +5+5 +5 88

8. Красильников Р.Н. +3+3+4+2+2 4 5 5 5 5 5 5 16 +4+5+5+5 +5+5 +5 98

9. Насатуева С.Н. +3+3+4+2+2 5 5 4 5 4 4 5 16 +4+5+5+5 +5+5 +5 97

10. Ткачева А.А. +1+1+3+2+2 3 4 3 3 3 3 3 10 +3+4+3+4 +4+4 +4 67

11. Шагжиева Г.В. +2+2+3+2+2 3 3 3 3 3 12 +3+3+4+4 +4+4 +4 64

12. Яковлева Т. И. -3-3+3+2+2 -1 3 3 -1 3 3 3 8 -1+3+3+3 +4+3 +3 40

Итоговая оценка выставляется:

85-100 баллов - «5» (отлично),

75-84 балла - «4» (хорошо),

60-74 балла - «3» (удовлетворительно), менее 60 баллов - «2» (неудовлетворительно).

Зачет может быть выставлен автоматом, если студент набрал более 60 баллов.

По сумме баллов, набранных студентом, выставляется итоговая оценка за работу в период изучения курса, которая учитывается при зачете и на экзамене. Окончательная оценка выставляется по результатам ответов на экзамене.

Студенты, набравшие менее 60 баллов, зачет не получают. Они дорабатывают разделы, по которым получили отрицательные баллы.

На контроль самостоятельной работы при применении данной рейтинговой системы времени уходит во много раз больше, чем планируется учебной нагрузкой, даже при разработанных и неоднократно апробированных тестах. Но эти затраты времени вполне окупаются уровнем и качеством знаний на этапе зачета и экзамена, а также и на этапе промежуточного контроля знаний в середине каждого семестра.

По дифференциальным уравнениям по всем пяти темам разработаны двадцатиминутные тесты, которые можно проводить в бумажном варианте в конце лекции или практического занятия. Составлен также общий тест на все темы, рассчитанный на сорок минут. По четырем темам, кроме темы «Теория устойчивости по Ляпунову», составлены и многократно опробиро-ваны тесты, рассчитанные на 40 минут работы на ЭВМ, по которым оценка выставляется машиной. Разработаны также и опробированы программы контрольных работ на ЭВМ, рассчитанные на 70 минут, с выставлением оценки также машиной. Эти 40-минутные тесты и контрольные работы на 70 минут желательно проводить в классах ЭВМ, используя апробированные программы.

Приведенная система с небольшими изменениями может быть применена при преподавании любой другой дисциплины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 377.011.33 Я 453

О.В. Якимов

ГУО СПО «Политехнический техникум»

Россия, 671247, Бурятия, Кабанский район, п.Селенгинск, мкр Солнечный, 42.

Формирование трудовой активности студентов техникума в процессе взаимодействия с работодателем

Данная статья раскрывает понятие трудовой активности и условия ее формирования через взаимодействие педагогов и работодателей.

O.V. Yakimov

Polytechnical School Russia, 671247, Buryatia, Kabansk Region, s.Selenginsk, district Solnechny, 42.

The formation of technical school students’ labor activity in the process of interaction

with an employer

This article dwells on the essence of labor activity and pedagogical terms of its forming process in interaction with an employer.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., а также планом мероприятий Правительства Российской Федерации по обеспечению опережающего развития системы довузовского профессионального образования целями учреждений профессионального образования являются управление качеством, доступность и эффективность. Основная идея реструктуризации сети учреждений профессионального образования со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.