построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.
Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности
и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. -48 с. - URL : http://standart.edu.ru
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. -159 с. - URL : http://metodist.lbz.ru
3. Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия: методические рекомендации. - М. : Интеллект-Центр, 2003. - 84 с.
4. Фоменко И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапред-метности [Электронный ресурс]. - URL : fomenko.edusite.ru/ p35aa1.html
Цыбикова Туяна Сандаликовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вычислительной техники и информатики Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected].
Tsybikova Tuyana Sandalikovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of CT and computer science, Buryat State University, e-mail: [email protected].
УДК 378.146
© Г. А. Шишкин
Балльно-рейтинговые системы оценки знаний студентов и их адаптация к новым требованиям
В статье рассматривается вариант изменения ранее применяемых рейтинговых систем оценки знаний студентов при изучении базовых и специальных дисциплин в связи с обязательной ее структурой. Ключевые слова: рейтинговые системы, дисциплина, оценка знаний, студенты.
G. A. Shishkin
Score-rating systems of students knowledge assessment and their adaptation to new requirements
In the article the variant of modification in rating systems of students knowledge assessment applied before, is considered at studying of basic and special disciplines regarding to its obligatory structure. Keywords: rating systems, discipline, knowledge assessment, students.
В 2013 г. министерством образования и науки РФ утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата).
И с первого сентября 2013 г. вступил в силу новый закон об образовании в России, в котором выделена кредитно-модульная система организации образовательного процесса и система зачетных единиц. В соответствии с этим законом использование бально-рейтинговой системы при
изучении студентами дисциплин учебного плана является обязательной.
Естественно большинство преподавателей и ранее применяли бально-рейтинговые системы и их существует почти столько же, сколько преподавателей их применяют. Это снижает эффективность их применения, так как студенты одной специальности даже в одном семестре изучают более десяти дисциплин, которые ведутся в основном разными преподавателями, причем довольно часто лекции читает один преподаватель, а практические, семинарские и лаборатор-
ные занятия ведет другой. С другой стороны, применение единой рейтинговой системы даже на одной кафедре или для одной специальности практически невозможно ввиду того, что применение конкретной рейтинговой системы оценки знаний во многом зависит как от объема дисциплины, ее трудоемкости и места в учебном процессе, так и от многих других факторов. Поэтому требование УМУ БГУ размещать рабочие программы дисциплин с бально-рейтинговой системой применяемой при преподавании дисциплины, в личных кабинетах преподавателей оправдано. Схема, в которую следует вписать свою бально-рейтинговую систему довольно жесткая, поэтому ранее применяемые системы требуют значительной корректировки.
Желательно, чтобы рейтинговые системы базировались на четырехбалльной вузовской системе оценки знаний студентов «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и учитывался коэффициент сложности, трудоемкости и соответствия выполненных работ общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям.
Ранее на кафедре прикладной математики и не только в основном применялась вышеприведенная вузовская система оценки знаний, по которой рейтинг работы и знаний студента определялся в лучшем случае как среднее арифметическое оценок, полученных студентом в течение семестра. Применялись и другие системы оценки знаний, но рейтинговыми такие системы можно назвать с трудом, так как фактически одинаковым баллом оценивались ответы и работы как фундаментальные, так и второстепенные.
Одним из серьезных недостатков в работе студентов является ее непостоянство. Многие студенты затягивают отчетность вплоть до зачета или экзамена. В связи с этим мы вынуждены проводить дополнительные контрольные мероприятия, когда времени на это практически нет.
Следовательно, необходима рейтинговая система, которая стимулировала бы выполнение работ качественно и в планируемые сроки. С этой целью в течение более десяти лет на кафедре прикладной математики при преподавании ряда дисциплин, в том числе дифференциальных уравнений, применяется рейтинговая система оценки работы и знаний студента, в основу которой также положена четырехбалльная вузовская система. Студент отчитывается по разделам. Для этого дисциплина разбита на блоки и каждый блок в свою очередь разбит на не-
сколько тем. По каждому блоку контроль проводится лектором и ассистентом. Лектор оценивает работу над лекциями, выполнение заданий для самостоятельной проработки и по завершению лекций по блоку проводится тест. Ассистент оценивает ответы у доски, выполнение домашних заданий и проводит контрольные, лабораторные работы и тестирование на ЭВМ. По завершению раздела в рейтинговую ведомость лектор и ассистент заносят баллы рейтинга «3,4,5», соответствующие положительным оценкам и заносится минус один балл, если студент получил неудовлетворительную оценку или вовремя не выполнил данный этап работы без уважительных причин. Введенный отрицательный балл стимулирует выполнение студентом плановых заданий к определенному сроку, в то же время не сильно влияет на общую сумму баллов. По окончанию изучения дисциплины подсчитывается итоговый рейтинг и выставляется предварительная оценка. Зачет проставляется, если рейтинг студента более половины баллов. Экзаменационная оценка - по результатам экзамена, но с учетом рейтинга. Более подробно эта рейтинговая система описана в статье [1].
Как показывает сравнительный анализ нескольких лет применения этих рейтинговых систем, количество студентов, не отчитавшихся за плановый этап работы и получивших неудовлетворительные оценки, резко снизилось, повысилось и качество знаний [2] . Этому также способствовало более интенсивное применение ин-фокоммуникационных технологий и ресурсов. Так тестирование по разделам проводится как в бумажном, так и в электронном вариантах. Тестирование на компьютере обязательно проводится на специальностях, где предусмотрены лабораторные работы. Также по разделам используются обучающие и контролирующие программы на ПК (разработан и применяется в учебном процессе пакет из 6 программ: 3 обу-чающе-контролирующих, 3 контролирующих). По всем разделам подготовлены учебные пособия (используются печатные и электронные варианты), составлены электронные учебники и записаны обзорные видеолекции. Материалы по разделам размещены на сайте БГУ для использования их дистанционно, в том числе и гека-дем-курсы.
При преподавании специальных дисциплин приведенная рейтинговая система не всегда и не во всем может удовлетворять поставленным задачам, так как в специальных дисциплинах зна-
чительно больше вопросов необязательных или не требующих детального рассмотрения. Поэтому, например, при изучении дисциплины «Введение в функциональные уравнения» применялась несколько другая рейтинговая система. Дисциплина как и при применении предыдущей рейтинговой системы разбивается на блоки, в данной дисциплине их три и каждый блок разбит на темы, в первом блоке две темы, во втором и третьем - по три. По всем восьми темам планируется аналогичная отчетность, как и по дисциплине «Дифференциальные уравнения», но к оценкам вводится коэффициент сложности и обязательности выполнения задания или контрольной работы.
Так, не приводя названий тем и контрольных мероприятий по ним, отметим, что по ряду тем вводится коэффициент сложности при оценке выполненных студенческих работ. Если максимальный балл равен пяти, коэффициент сложности может быть равен единице, двум или даже трем. Планируются итоговые мероприятия, выполнив которые студент может заработать высокие баллы. Итого, максимально возможный
балл равен 100. При невыполнении студентом плановых заданий к определенному сроку без уважительных причин, так же как и ранее, в рейтинговую ведомость вносится минус один балл [3].
Возможен вариант введения коэффициента сложности один к трем по наиболее важным и сложным темам, но пока такой вариант не применялся.
Оценка самостоятельной работы по модулям (блокам), оценка тестов, письменных работ, работы на занятиях, работы над материалом лекций, выполнения заданий для самостоятельного выполнения, практических домашних заданий, контрольных и зачетных работ и другие применяемые при изучении дисциплин «Дифференциальные уравнения» и «Введение в функциональные уравнения», приведены в работах [1], [3] и отражены в таблицах.
Далее приведем новые варианты таблиц измененных рейтинговых систем оценки знаний студентов, отвечающих новым стандартам, измененным учебным планам и согласующимися с жесткой схемой их размещения в личном кабинете.
Таблица 1
Рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине «Дифференциальные уравнения»
Темы Выполняемая работа Раздел 1. Уравнения первого порядка Раздел 2. Уравнения высших порядков Раздел 3. Системы уравнений Итоговый контроль
« « в <и 1. Выполнение самостоятельных заданий. +1 или -1 балл за одно задание 5
2. Работа над материалом лекций. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5
3. Тесты по темам. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5 5 5 5
а к 1. Выполнение домашних заданий. +1 или -1 балл за одно домашнее задание 5 5 5
Ё л £ 2. Контрольные работы по темам. +3, +4, +5 баллов или -1 5 5 5
3. Ответ у доски. +3,+4,+5 баллов или -1. Не менее одного раза в семестр 10
Экзаменационная письменная работа 10
к <и со И ^ Собеседование по письменной работе и базовым вопросам экзамена 10
Ответ по экзаменационному билету (на оценку хорошо и отлично) 10
Н Всего баллов за тему 15 15 15 55
Итого баллов 100
Таблица 2
Рейтинговая оценка знаний студентов «Введение в функциональные уравнения»
"""-"■-....„.^^ № блоков и тем Выполняемая работа Раздел 1. Интегральные уравнения Вольтерра Раздел 2. Интегральные уравнения Фред-гольма Раздел 3. Интегро- дифференциальные уравнения Фред-гольма Итоговый контроль
I. Лекции 1. Выполнение самостоятельных заданий. +1 или -1 балл за одно задание 2*2 2*2 1*1
2. Работа над материалом лекций. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5*1
3. Тесты по темам. +3,+4,+5 баллов или -1 балл 5*2 5*2 5*1
II. Практика 1. Выполнение домашних заданий. +1 или -1 балл за одно домашнее задание 3*2 3*1 1*1
2. Контрольные работы по разделам. +3, +4, +5 баллов или -1 5*2 5*2 5*1
3. Ответ у доски. +3,+4,+5 баллов или -1. Не менее одного раза в семестр 5*1
III. Зачет ЗАЧЕТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА 10
Собеседование по письменной работе и базовым вопросам зачета 10
Всего баллов по разделам 30 27 13 30
Итого баллов 100
Предварительная оценка за весь курс выводится в соответствии с суммарными баллами рейтинга студента: от 85 до 100 баллов - оценка «отлично», от 75 до 84 баллов - оценка «хорошо», от 50 до 74 баллов - оценка «удовлетворительно» и менее 50 баллов - оценка «неудовлетворительно».
Итоговая оценка выставляется по результатам экзамена, но с учетом рейтинга. Если рейтинг высокий, то экзаменационная оценка может быть на один балл выше, чем ответ на экзамене, и, наоборот, понижена при низком рейтинге.
Зачет в пятом семестре ставится при рейтинге не менее 25 баллов. Оценки в промежуточные аттестации в четвертом и пятом семестрах выставляются соответственно при % и % баллов от приведенных выше. Перевод в трехбалльную систему осуществляется как обычно: оценкам «хорошо» и «отлично» соответствует оценка 2, оценке «удовлетворительно» - 1 и оценке «неудовлетворительно» - 0.
Первая рейтинговая система в основном применяется на втором курсе при преподавании дисциплин базового цикла с большим объемом аудиторных часов (порядка 90-156 часов), вторая на третьем-пятом курсах и в магистратуре при изучении специальных дисциплин с небольшим объемом аудиторных часов (порядка 36-72 часа). Переход к другой рейтинговой системе, так как она в основе не изменилась, воспринимается студентами как само собой разумеющийся факт.
Как видим приведенные две рейтинговые системы по существу мало отличаются одна от другой и в то же время каждая из них позволяет решать определенные проблемы при изучении конкретных дисциплин, в том числе учитывать уровень подготовленности студента по основным пунктам требований общекультурных и общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Приведенные рейтинговые системы с небольшими изменениями могут быть применены при преподавании любой другой дисциплины.
Литература
1. Шишкин Г. А. Применение рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - Вып. 15. - С. 145-149.
2. Шишкин Г. А. Сравнительный анализ применения
двух рейтинговых систем оценки знаний студентов при изучении дифференциальных уравнений // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 15. -С.128-131.
3. Шишкин Г. А. Балльно-рейтинговые системы оценки знаний студентов и их применение для успешной реализации компетенций // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - Вып. 15. - С. 72-75.
Шишкин Геннадий Александрович, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики Института математики и информатики Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Shishkin Gennady Alexandrovich, candidate of physical and mathematical sciences, professor, department of applied mathematics, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 378.147: 514
© С. С. Янтранова
О компетентностном подходе математической подготовки бакалавров естественно-научного направления
В статье рассматривается проблема формирования личностной и профессиональной компетентности при организации математического образования бакалавров естественно-научного направления.
Ключевые слова: математическое образование, компетентностный подход, бакалавры естественно-научного направления.
S. S. Yantranova
On competency approach to mathematical training of bachelors of technical training directions
The article considers the problem of formation of personal and professional training of competency while arranging mathematical education at bachelors of technical training directions.
Keywords: mathematical education, competency approach, bachelors of technical training direction
Целью компетентностного подхода в математическом образовании бакалавров естественнонаучного направления является формирование личностной и профессиональной компетентности (1). Важной компонентой математической подготовки студентов естественно-научного направления является его прикладная составляющая. Прикладное значение курса математики проявляется в его применении как основы методов исследований, анализа и проектирования сложных технических, естественных и экономических систем.
Изменения, происходящие в высшем образовании, существенно сократили часы, отводимые на аудиторные занятия, и выявили проблему фундаментализации образования. Переход на многоуровневую систему высшего образования - на бакалавриат и магистратуру - требует пересмотра структуры научных знаний, уровней интеграции и новых подходов в сфере профессиональной подготовки будущего специалиста.
Основная характеристика бакалавриата - это практико-ориентированное обучение. Бакалавр получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые знания из других научных областей. Закончив бакалавриат, выпускник получает общую и профильную подготовку, необходимую для решения профессиональных задач.
Математика является одним из основных аппаратов для изучения закономерностей окружающего мира. И именно в высшем учебном заведении, готовящих бакалавров естественнонаучного направления, она является основополагающей дисциплиной и преподается на 1-м курсе в течение двух семестров, а на некоторых специальностях в течение двух курсов.
В последнее время большой проблемой в обучении математике на 1-м курсе стала слабая математическая подготовка и неготовность бывших школьников к самостоятельной творче-