Тесиева А.Х. студент магистратуры 3 года заочная форма обучения направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Магулаева А.А., к.б.н.
доцент
ФГБОУВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»
Россия, г. Карачаевск
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. В статье представлены требования к организации системы органов властной вертикали российских регионов, а также раскрыты критерии по формированию структуры региональных органов исполнительной власти с учетом особенностей многонационального субъекта. Автором представлена правая характеристика системы формирования исполнительной вертикали Карачаево-Черкесии на основе федерального и регионального законодательства современной России.
Ключевые слова: закон, принципы формирования, региональные органы исполнительной власти, федеральное и региональное законодательство, глава региона, правительство региона, Карачаево-Черкесская Республика, Российская Федерация.
Tesieva A.Kh. undergraduate 3 years distance learning direction 38.04.04 - "GMU" Scientific adviser: Magulaeva A.A., Ph.D.
associate professor
"Karachay-Cherkess State University" named after U.D. Alieva
Russia, Karachaevsk
FEATURES OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE EXECUTIVE AUTHORITY IN THE KARACHAYEV-CHERKESSIA
REPUBLIC
Annotation. The article presents the requirements for the organization of the system of authorities of the vertical of power in the Russian regions, and also discloses the criteria for the formation of the structure of regional executive authorities, taking into account the characteristics of a multinational entity. The author presents the legal characteristics of the system of formation of the
executive vertical of Karachay-Cherkessia on the basis of the federal and regional legislation of modern Russia.
Key words: law, principles of formation, regional executive authorities, federal and regional legislation, head of the region, regional government, Karachay-Cherkess Republic, Russian Federation.
Система и формы исполнительных органов в республиках определяются их конституциями, законами и иными актами; другие субъекты Российской Федерации - их уставы и иные правовые акты, принятые в соответствии с законами и указами Президента Российской Федерации.
В системе государственной власти субъектов Российской Федерации различаются главы субъектов Российской Федерации или руководители их администраций. В конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации их статус определяется по -разному, но все они имеют широкие полномочия в исполнительной власти.
В субъекте Российской Федерации создается система исполнительных органов, которую возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Его возглавляет руководитель этого органа или высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, в котором такая должность устанавливается его конституцией (уставом). [2]
В ФЗ №184 подчеркивается особая позиция высшего должностного лица (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которая для них одинакова по содержанию.
Высшее должностное лицо избирается на срок не более пяти лет и не может быть избрано на указанную должность более чем на два срока.
Должностное лицо (руководитель) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, имеет право подписывать соглашения и договоры от имени субъекта Российской Федерации. Он издает законы, имеет право участвовать в работе законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а также формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его законодательством.
Определены основания для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица. Это может быть отставка в связи с выражением недоверия к законодательному (представительному) органу; отставка по собственной воле; утрата гражданства Российской Федерации и др.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим. Он обеспечивает реализацию Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции (Устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на соответствующей территории.
Наименование этого органа, структура и порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Закон устанавливает основные полномочия по разработке и реализации мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также по участию в единой государственной политике в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и окружение. Он призван принять меры для реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью. Ему поручено разрабатывать бюджетные проекты, программы социально-экономического развития, обеспечивать их выполнение и готовить отчеты об их выполнении. Он формирует иные исполнительные органы субъекта Российской Федерации и осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции Российской Федерации. [1]
Анализ законодательства Карачаево-Черкесии показывает, что существуют нетрадиционные подходы к формированию высшего органа исполнительной власти нашего региона, его структуры, компетенций и установления ответственности. Ключевым организационным элементов структуры органов региональной исполнительной власти является региональный исполнительный орган Правительство Карачаево-Черкесии, в зависимости от множества предпосылок наименование остается не низменным, а вот организационная структура претерпевает изменения по составу и распределению ключевых «портфелей».
В ч.1 ст. 63 основного законодательного акта республики Конституции Карачаево-Черкесии [3] прописано, что высшее должностное лицо республики Глава Карачаево-Черкесии является главой исполнительной власти. Данная норма не противоречит федеральному законодательству, встраивается в конструкцию всей властной вертикали, так как руководитель региона несет персональную ответственность за осуществление всего спектра государственной политики на территории Карачаево-Черкесии.
Согласно п. «ж» ст. 68 Конституции республики Глава Карачаево -Черкесии [3] координирует систему исполнительной властной вертикали региона во взаимодействии с другими государственными органами Федерации и Карачаево-Черкесии для осуществления сбалансированной государственной политики на территории региона.
Нормы ст. 69 регулируют процедуру формирования регионального исполнительного органа Правительства республики, так высший менеджмент, в лице председателя исполнительного органа Правительства КЧР назначается Главой региона с согласия регионального Парламента, после утверждения Председатель исполнительного органа предлагает Главе региона кандидатуры на назначение своих заместителей. Глава региона также участвует в определении структуры исполнительной вертикали, путем назначения заместителей и региональных министров Правительства КЧР, утверждения положений об организации деятельности республиканских министерств и их структуры.
В ст. 70 Конституции республики за Главой Карачаево-Черкесии закреплено право на принятие решения об отставке, как всего состава исполнительного органа региона, так и отдельных республиканских министров.
Конституция республики в рамках главы 6 ст. 91-98 регулирует систему региональных исполнительных органов. Определяя, что высшим региональным исполнительным органом является Правительство Карачаево-Черкесии, которое работает на постоянной основе. Состоит Правительство региона из Председателя, его заместителей, региональных министров. Порядок формирования и реализации деятельности регионального исполнительного органа определяет Закон Карачаево -Черкесии «О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики» от 06 января 1998 года № 371-ХХ11. [4]
При формировании органов исполнительной власти необходимо учитывать многонациональный состав региона. Для обеспечения мира и согласия на территории Карачаево-Черкесии, Конституцией республики при формировании органов исполнительной и законодательной власти необходимо учитывать так называемый национальный паритет, так при формировании Президиума Правительства необходимо соблюдать национальное представительство пяти народов проживающих на территории региона карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев и русских.
Региональный исполнительный орган является коллегиальным и входит в единую систему исполнительной властной вертикали. Правительство Карачаево-Черкесии подотчетно Главе и Парламенту региона.
Нормы ст. 94 Конституции республики определяют компетенцию и полномочия Правительства региона, основные вопросы деятельности сосредоточены в пределах следующих функциональных блоков:
Во-первых, республиканский исполнительный орган разрабатывает проект регионального бюджета и проекты программ социально-экономического развития региона;
Во-вторых, республиканский исполнительный орган обеспечивает функции по исполнении финансового документа регионального бюджета и отчета о его исполнении, а также отчетов по реализации программ социально-экономического развития региона;
В-третьих, республиканский исполнительный орган распоряжается региональной собственностью, в соответствии с республиканской законодательной базы, а также федеральной собственностью, переданной нашему региону на основании федерального законодательства;
В-четвертых, республиканский исполнительный орган разрабатывает и реализует меры по обеспечению комплексного социально-экономического и политического развития Карачаево-Черкесии, реализует единую государственную политику федерального центра на территории региона;
В-пятых, республиканский исполнительный орган принимает меры в пределах своих полномочий для реализации, обеспечения и защиты закона, прав и свобод граждан, защиты собственности и общественного порядка и борьбы с преступностью на территории региона;
В-шестых, республиканский исполнительный орган координирует деятельность местных органов власти муниципалитетов Карачаево -Черкесии, а также реализует другие полномочия на основании федерального и регионального законодательства.
Правительство Карачаево-Черкесии издает постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение. Данные акты обязательны для исполнения на территории региона. Решения Правительства региона, за исключением решений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, публикуется акты Правительства региона в печатных и электронных средствах массовой информации, а также размещаются в информационно -коммуникационной сети Интернет.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что высший исполнительный орган властной вертикали региона формируется на основании действующей законодательной базы как федерального, так и регионального значения.
Основное предназначение региональных исполнительных органов, это осуществление публичного управления на территории Карачаево -Черкесии в организации практического исполнения Конституции региона, а также законодательства республики в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения Карачаево-Черкесии. Региональная
исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно -властных полномочий методами и средствами управленческого воздействия субъектов управления.
Система органов властной вертикали региона реализуют политику государства в части исполнения полномочий в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды на территории Карачаево-Черкесии. Ключевым отличительным признаком при формировании республиканского Правительства является фактор Президиума Правительства региона и распределения «портфелей» по национальному представительству. Все негласные договоренности по сохранению мира и стабильности республики исполняются, перекосов в национальной кадровой политике не наблюдается. На территории региона имеют свое представительство органы федеральной исполнительной власти, руководители, которых при наделении полномочий согласовываются с высшим руководством региона, хотя напрямую, не подчиняются Главе нашего субъекта.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М: Юрид. лит., 1993. - 64 с.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Текст]: от 06.10.1999 года №184-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст.5005.
3. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г. (с изменениями 19 июля 2022 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
://constitution. garant.ru/region/cons_karach/
4. Закон Карачаево-Черкесской Республики «О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики» от 06 января 1998 года № 371 -XXII (с изменениями на 16 марта 2018 года). [Электронный ресурс] - Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/802053233
5. Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЫйрУ/ксЫг/тАэ.ги/