Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БАЛАНС / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГЛАВА РЕГИОНА / ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕГИОНА / КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халкечев Р.Б.

В рамках исследования будут выявлены проблемы сбалансированной бюджетной политики и системы управления средствами регионального бюджета Карачаево-Черкесской Республики, а потом на основе этих проблем предложены пути решения возникших сложностей для реализации положительной динамики жизни региона, развития секторов экономики и общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF A BALANCED BUDGET POLICY OF THE KARACHAYEV-CHERKESSIA REPUBLIC AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

As part of the study, the problems of a balanced budget policy and the system for managing the funds of the regional budget of the Karachay-Cherkess Republic will be identified, and then, based on these problems, ways to solve the difficulties that have arisen to implement the positive dynamics of the life of the region, the development of sectors of the economy and social development.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Халкечев Р.Б. студент 3 курса магистратуры заочная форма обучения направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Магулаева А.А., к.б.н.

доцент

ФГБОУВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

Россия, г.Карачаевск

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ

БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В рамках исследования будут выявлены проблемы сбалансированной бюджетной политики и системы управления средствами регионального бюджета Карачаево-Черкесской Республики, а потом на основе этих проблем предложены пути решения возникших сложностей для реализации положительной динамики жизни региона, развития секторов экономики и общественного развития.

Ключевые слова: бюджет, баланс, принципы формирования бюджета, региональные органы исполнительной власти, федеральное и региональное законодательство, глава региона, правительство региона, Карачаево-Черкесская Республика, Российская Федерация.

Khalkechev R.B. undergraduate 3 years distance learning direction 38.04.04 - "GMU" Scientific adviser: Magulaeva A.A., Ph.D.

associate professor

"Karachay-Cherkess State University"named after U.D. Alieva

Russia, Karachaevsk

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF A BALANCED BUDGET POLICY OF THE KARACHAYEV-CHERKESSIA REPUBLIC AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

Annotation. As part of the study, the problems of a balanced budget policy and the system for managing the funds of the regional budget of the Karachay-Cherkess Republic will be identified, and then, based on these problems, ways to solve the difficulties that have arisen to implement the positive dynamics of the life of the region, the development of sectors of the economy and social development.

Key words: budget, balance, principles of budget formation, regional executive authorities, federal and regional legislation, head of the region, regional government, Karachay-Cherkess Republic, Russian Federation.

Система бюджетных отношений региона это многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловленных потребностями сфер производства и общественного развития. Природой и исполнение функций государственной региональной системы управления бюджетных отношений зависит от множества факторов, уровня социально -экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, разветвленности связей бюджета с народным хозяйством, особенностей административно-территориального устройства региона, форм предоставления бюджетных средств, собираемости доходной части бюджета и многими другими факторами.

Анализируя проблемы бюджетной обеспеченности и эффективности реализации сбалансированной бюджетной политики, автор исследования их обозначает следующим образом:

Во-первых, одной из существенных проблем является высокий уровень инфляции, а соответственно не защищенность расходных обязательств от обесценения в условиях высоких темпов инфляционной ситуации и нестабильности на современном этапе развития экономики нашей страны. Реализация принципа защищенности предполагает дополнительное финансирование статей расходных обязательств регионального бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Во-вторых, структура доходной части и расходных обязательств регионального бюджета Карачаево-Черкесской Республики находится в разных соотношениях. Это обусловлено с одной стороны низкой налогооблагаемой базой и отсутствием большого количества крупных производственных мощностей, которые платили налоги в региональный бюджет, а с другой государство и общество от региональной системы управления требует соблюдения взятых обязательств по комплексному социально-экономическому преобразованию жизни граждан. В этой связи бюджет региона испытывает сложности в финансово-экономическом плане.

В-третьих, высокий уровень дотационности бюджета не позволяет республике самостоятельно осуществлять меры развития без помощи федерального центра, а межбюджетное выравнивание происходит за счет получения финансовой помощи из федерального бюджета и кредитной политики заимствования.

В-четвертых, сложную ситуацию в бюджетной политике региона провоцирует наличие слабой финансовой обеспеченности муниципальных бюджетов, для межбюджетного выравнивания из регионального бюджета

осуществляется материальная поддержка. Бюджет региона является промежуточным звеном перераспределения денежных потоков, с одной стороны за региональным бюджетом есть право самостоятельно собирать и тратить на свое усмотрение бюджетные средства, а с другой регион выполняет государственные функции по выравниваю межбюджетных платежей, является донором для бюджетов муниципальных образований. Соответственно на бюджеты субъектов ложится большая ответственность по межбюджетному выравниванию и стимулированию развития муниципальных территорий.

В-пятых, проблемы спровоцированные сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ведение специальной военной операции на Украине обострила кризисные явления на уровне мировой и российской экономики, данные кризисные явления затронули и регионы. Введенные ограничительные меры на длительный период создали сложности на рынке труда и процесса формирования ключевых макроэкономических показателей. Региональным структурам и ее органам, осуществляющим властные полномочия необходимо в кратчайшие сроки привести в соответствие региональную экономику и социальную сферу, вернуть ее к докризисным показателям. Данное обстоятельство вносит существенные коррективы в принципы формирования и использования региональных бюджетных средств на всех управленческих уровнях.

В-шестых, одна из существенных проблем с которой сталкиваются органы исполнительной власти множества регионов на современном этапе это то, что расходы бюджетов субъектов Федерации зачастую используются не по целевому и программному назначению, это касается в первую очередь федеральных средств. Так, федеральные средства вместо использования на финансирование досрочного завоза направляются на выплату заработной платы, уплату налогов и других обязательных платежей, погашение ранее возникших долгов, приобретение квартир, легковых автомобилей и другой техники, строительство жилья, заготовку сырья и материалов, а не на стимулирование реального сектора экономики региона.

В-седьмых, слабая исполнительская дисциплина, безответственность чиновников региональных структур власти за своевременное решение государственных вопросов и задач, а также коррупция порождают сложности финансового обеспечения реализации комплексных программ развития социальной, производственной и строительной сферы, а также сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В-восьмых, ведение специальной военной операции на Украине, введение частичной мобилизации требует больших финансовых затрат из бюджета региона, на решение всех проблем семей мобилизованных, их оснащение и обмундирование.

Таким образом, необходимо отметить, что первоочередным критерием эффективности системы управления денежными средствами региональных бюджетов должно стать неукоснительное, строгое соблюдение и исполнение действующих законодательных актов, регулирующих бюджетные отношения.

Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, на современном этапе является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач - социально-экономическое развитие республики поэтапно реализуется и решается на уровне региональной власти. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования, хотя бывают и сложности в бюджетном обеспечении.

Правительством республики предпринимаются меры, направленные

на:

• обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов с целью исполнения бюджетных обязательств,

• содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих

мест,

• поддержка агропромышленного комплекса,

• оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса,

• развитие туристического кластера.

Так, основные характеристики бюджета Карачаево-Черкесии на 2023 год выглядят следующим образом:

1) прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета в сумме 40303476,5 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 31888153,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов республиканского бюджета в сумме 42061570,2 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Карачаево -Черкесской Республики на 1 января 2023 года в сумме 5870877,2 тыс. рублей;

4) объем расходов на обслуживание государственного долга Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год в сумме 183869,4 тыс. рублей;

5) дефицит республиканского бюджета на 2022 год в сумме 1758093,7 тыс. рублей. [1]

Бюджет республики на 70 % - социально-ориентированный - это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной

инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам, школам, спортивным объектам и объектам дорожного строитетства. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2022 года в эксплуатацию будут сданы 10 дошкольных учреждений на 1930 мест. Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. В 2022 году планируется ввести в строй три школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.

На 25 % больше средств Карачаево-Черкесия затратит в этом году и на развитие спортивной инфраструктуры и строительство ФОКов. Только за последние годы в республике построено и реконструировано 25 спортивных объекта.

Добиться хороших результатов удается за счет привлечения в регион государственных и частных инвестиции. Реализации уникальных проектов позволяют развивать экономику и решать важнейшие социальные задачи. На сегодняшний день республика реализует 22 крупных проекта в сфере промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства.

По мнению главы республики, наиболее перспективные проекты -это так называемые системные, реализация которых влечет за собой развитие многих смежных отраслей, что даст республике больше новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет. Интересным в этом направлении является проект строительства всесезонного курорта "Архыз", который для республики является локомотивом в туристической отрасли. В 2022 году при выходе на проектную мощь только второго поселка курорта "Лунная поляна" будут созданы как минимум 3 000 новых рабочих мест.

В сфере промышленности, недропользования и гидроэнергетики глава региона выделил проект строительства нового цементного завода ОАО "Кавказцемент" мощностью до 10 000 т клинкера в сутки, тоже должен дать толчок развитию всего строительного сегмента, проект ООО "УГМК Холдинг" по разработке медно-колчеданного месторождения и строительство ГЭС ГАЭС компанией "РусГидро" проект Красногорских малых гидро-электростанций.

Сейчас в условиях санкций, введенных США и ЕС в отношении России и ответного продуктового эмбарго, в числе приоритетных, прежде всего, проекты по импортозамещению. Запрет на ввоз плодоовощной продукции из стран Евросоюза создал дополнительный стимул для наращивания производства на крупнейшем в России агрокомбинате "Южный", расположенном в Усть-Джегутинском районе республики. [4]

Перспективным в плане импортозамещения является также проект строительства садов по выращиванию яблок и груш, а также фабрики по переработке шерсти полного цикла.

Компания «Домате» в 2021 году начала реализацию другого крупного проекта по строительству мясоперерабатывающего производства полного цикла и вышла на проектную мощность запустив цеха по переработке мяса баранины. [4]

Региональные органы исполнительной власти ставят основные цели и задачи совершенствования налоговой политики, в ближайшей перспективе. Изменившиеся условия функционирования экономики, обусловленные сложной эпидемиологической ситуацией, диктуют новые задачи налоговой политики, способствующие повышению устойчивости хозяйственной деятельности. Основными приоритетами региональной налоговой политики в трехлетней перспективе 2022-2024 годов будут являться:

• совершенствование механизма поддержки инвестиционных проектов;

• восстановление и развитие малого и среднего предпринимательства;

• создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан.

С 2021 года был усовершенствован механизм применения патентной системы налогообложения. В субъекте рассматривается введение новых мер, стимулирующих вложение инвестиций, таких как внедрение механизма инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.

В целях содействия занятости населения и создания благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан, будет проводиться информационно-разъяснительная работа о применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», введенного на территории республики с 1 сентября 2020 года Законом КЧР от 13.07.2020 № 42-РЗ. [5]

Власти Карачаево-Черкесии не намерены сбавлять темпы инвестиционной активности.

В регионе будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Сейчас в республике, в частности, для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, предоставляются льготные условия пользования природными ресурсами в соответствии с законодательством. Создана особая экономическая зона, резиденты которой освобождаются от налога на имущество на 10 лет, от налога на землю - на 5 лет.

Таким образом, эффективная реализация намеченных целей развития республики будет достигнута, если органы региональной власти будут управлять средствами регионального бюджета, применяя комплекс

разработанных предложенных автором мер совершенствования системы осуществления сбалансированной бюджетной политики.

Использованные источники:

1. Закон КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 28.12.2020 года № 112-РЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/578092988

2. Бюджетная система России [Текст]: учебник / Г. Б. Поляк, О. И. Пилипенко, Е. А. Морозова и др.; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 703 с.

3. Щеголева, Н. Г. Финансы и кредит [Текст] / Н. Г. Щеголева, В. И. Хабаров. - Москва: Синергия, 2017. - 512 с.

4. Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kchr.ru/

5. Официальный сайт Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://economykchr.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.