Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Детский коллектив как социальная группа, с одной стороны, выступает как социально-педагогическое явление, развивающееся под влиянием педагогов. С другой же стороны, для этой группы характерно наличие определенной саморегуляции, обусловленной существующими внутригрупповыми процессами. Являясь своеобразной малой группой, школьный коллектив представляет собой генетически одну из ранних ступеней социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности. Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность социализации личности в обществе и коллективе, является ее характер взаимодействия с окружением. Одним из наиболее значимых факторов, влияющим на специфику такого взаимодействия, является проявление конфликтного поведения. Подростки не всегда могут дать оценку своим действиям, рефлексировать на тему сказанных слов или выполненных действий. Конфликт может принимать неконструктивные формы из-за повышенной агрессии или инфантилизма подростков, что, в свою очередь толкает детей на необдуманные и жестокие поступки. Нельзя не отметить, что в данный возрастной период у подростков повышена эмоциональная чувствительность, вследствие чего дети могут преувеличивать мелкие проблемы или неправильно воспринимать поведение других подростков, а их реакция на может быть непредсказуемой. Исследование проводилось с обучающимися 7 класса МАОУ СОШ №5, им. Г.Н. Зайцева (г. Нижний Тагил). В статье представлены результаты проведения диагностики уровня конфликтности у подростков и на основе полученных данных предложены общие рекомендации для всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: подростки, конфликт, конфликтное поведение, агрессия, межличностные конфликты, особенности протекания конфликтов у подростков, методы исследования.
Annotation. The children's team as a social group, on the one hand, acts as a socio-pedagogical phenomenon that develops under the influence of teachers. On the other hand, this group is characterized by the presence of a certain self-regulation, determined by existing intragroup processes. Being a kind of small group, the school community represents genetically one of the early stages of social organization, where the child develops communication and various activities, and forms relationships with peers, which are so important for the development of his personality. The most important factor ensuring the successful socialization of an individual in society and the team is the nature of his interaction with the environment. One of the most significant factors influencing the specifics of such interaction is the manifestation of conflict behavior. Teenagers cannot always evaluate their actions or reflect on the words spoken or actions performed. The conflict can take unconstructive forms due to increased aggression or infantilism of adolescents, which, in turn, pushes children to rash and cruel actions. It should be noted that at this age period adolescents have increased emotional sensitivity, as a result of which children may exaggerate minor problems or misperceive the behavior of other adolescents, and their reaction may be unpredictable. The study was conducted with 7th grade students of MAOU Secondary School No. 5, named after. G.N. Zaitseva (Nizhny Tagil). The article presents the results of diagnosing the level of conflict in adolescents and, based on the data obtained, general recommendations are proposed for all subjects of the educational process.
Key words: adolescents, conflict, conflict behaviour, aggression, interpersonal conflicts, peculiarities of conflicts in adolescents, research methods.
Введение. Конфликт - это столкновение, при котором интересы и потребности вступают в противоречие друг с другом. Межличностные конфликты возникают между различными аспектами человеческих взаимоотношений. Этапы межличностного конфликта включают в себя стадии возникновения, развития, разрешения и последствий. Функции конфликта могут быть деструктивными (ухудшение отношений) и конструктивными (улучшение коммуникации и решение проблем).
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании мы использовали 3 методики, а именно тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности», тест Томаса Килманна «Стиль поведения в конфликте», и опросник Басса-Перри, направленный на выявление уровня агрессии. Выборка составила 20 обучающихся 7 «А» класса, 11 мальчиков и 9 девочек в возрасте 13-14 лет.
В тесте «Самооценка конфликтности» В.Ф. Ряховского обучающиеся оценили себя по 7-бальной шкале, насколько в них представлено каждое из свойств.
Интерпретировать результаты можно следующим образом:
1 уровень - набрано менее 15 баллов. Свойственно избегать конфликтных ситуаций.
2 уровень - 15-30 баллов. Конфликтность не выражена.
3 уровень -31-50 баллов. Конфликтность выражена слабо.
4 уровень - 51-60 баллов. Выраженная конфликтность.
5 уровень - более 61 балла. Высокая степень конфликтности.
Рисунок 1. Результаты теста «самооценка конфликтности»
Опираясь на данный рисунок, мы можем сделать следующие выводы. У большая части младших подростков (80%) конфликтность выражена слабо. Это свидетельствует о том, что ребята умеют сглаживать конфликты и какие-либо разногласия в школьном коллективе. Они способны избегать критических ситуаций, однако несмотря на это, подростки всё же способны отстаивать свои взгляды и интересы.
15% учащихся имеют выраженную конфликтность. Такие обучающиеся упорно отстаивают своё мнение несмотря на то, что это может негативно повлиять на их общение и взаимоотношения с одноклассниками. Они вступают в споры и могут агрессивно отстаивать своё мнение, они не заинтересованы в сглаживании нарастающего конфликта, ведь их цель -быть правыми в споре, несмотря ни на что. Стоит отметить, что сами они не ищут повод для споров. Таких детей могут недолюбливать в школьном коллективе, но при этом их никто не унижает и не обижает.
Лишь у 5% опрошенных конфликтность не выражена. Обучающиеся не любят участвовать в конфликтах, если возникают какие-либо разногласия или споры - они предпочитают оставаться в стороне. Такие ученики очень аккуратны и тактичны. Но если им всё же приходиться вступать в конфликт, они анализируют, как эта ситуация может повлиять на их отношения с другими одноклассниками и чем это может для них обернутся. Чаще всего они уступают своим обидчикам и не настаивают на своих интересах.
Никто из младших подростков не набрал менее 15 баллов. Это означает, что младших подросткам не свойственно избегать межличностных конфликтов. В любом случае, большая часть из них предпочитает отстаивать свои взгляды и точки зрения, что вынуждает подростков вступать в конфликт и иногда портить отношения с одноклассниками.
Нами был проведён тест Томаса-Килманна, который направлен на выявление предпочитаемого стиля поведения в конфликте. Всего существует 5 видов: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
С помощью данного опросника мы можем выявить виды.
I Соперничество I Сотрудничество I Компромисс Избегание | Приспособление
Рисунок 2. Результаты теста Томаса-Килманна, стили поведения в конфликте учащихся 7 класса
На данной диаграмме мы можем видеть, что ведущим стилем поведения в межличностном конфликте в 7 «А» классе школы МАОУ СОШ № 5 является компромисс, что составляет 23%. Эти данные свидетельствуют о том, что учащиеся готовы идти на компромисс, чтобы выйти из конфликта. Некоторые ребята готовы понять своего оппонента, встать на его место, но в то же самое время не готовы полностью отказываться от своих интересов. Таким образом, большая часть учащихся решает межличностные конфликты путём взаимных уступок, либо взаимного соглашения. Это является самым мягким решением конфликтов.
Приспособление является вторым наиболее частым стилем решения конфликтов (21%). Обучающиеся уходят от конфликта, т.к. они не уверенны в себе, своей точке зрения. У таких оппонентов нет сил, чтобы отстаивать свои интересы. Другими словами, можно отметить, что такие дети стараются смягчить межличностный конфликт, при этом сохранив отношения и уступив противнику.
20% обучающихся выбирают такой стиль поведения как избегание, т.е. они стараются уйти от проблемы, ничего не обсудив, даже не стараясь найти решения их ссоры или конфликта. Стоит отметить, что уклонение полезно, когда оппонент
понимает, что его противник сильнее его, обладает большим авторитетом. Они решают проигнорировать проблему, либо отложить проблему до лучших времён, когда будет больше сил для решения межличностного конфликта.
19% опрошенных используют соперничество, как стиль решения конфликтов. Учащийся во время конфликта ориентируется на свои интересы, навязывает другому участнику конфликта своё решение конфликта, не предпринимая никаких попыток найти компромисс. Вследствие соперничества учащиеся могут полностью разорвать отношения между собой. Школьники, использующие такую стратегию в конфликте - агрессивны, уверены в себе.
Последняя стратегия поведения в межличностном конфликте - сотрудничество, составляет 17%. Это самый низкий процент в нашем в данном опросе. Это указывает на то, что меньшая часть детей готова сотрудничать во время межличностного конфликта, иными словами, приспособиться и активно взаимодействовать с другими сторонами, стремиться к взаимопонимаю и поиску решений, которые удовлетворят интересы всех участников конфликта.
Проанализировав данные результаты теста Томаса-Килманна, можем прийти к выводу, что в 7 «А» классе большая часть детей готова идти на компромисс, приспособиться, чтобы не увеличивать масштабы конфликта. Учащиеся готовы выстраивать хорошие межличностные отношения, однако не все готовы уступать и искать совместные решения для выхода из конфликта. Многие настроены на отстаивание своих интересов до самого конца, что приводит к прекращению общения, либо к агрессивному отношению со стороны участников конфликта.
В теоретической части данной работы мы отметили, что главной особенностью и причиной межличностных конфликтов среди школьников является повышенная агрессия. Мы решили использовать опросник агрессии Басса-Перри, чтобы выявить склонность агрессии среди школьников 13-14 лет. Мы выделили общий показатель, а именно 3 уровня агрессивности, которые характеризуют учащихся 7 класса: высокий, средний и низкий.
■ Низкий
■ Средний
■ Высокий
Рисунок 3. Результаты опросника Басса-Перри, уровни агрессии учащихся 7 класса
С помощью представленной диаграммы, мы можем сделать следующие выводы:
1. 65% обучающихся 7 класса имеют средний уровень агрессивности. Это обозначает, что дети могут периодически выходить из себя выйти из себя, т.е. проявлять агрессивное поведение, но неоднозначно и не в такой высокой степени. Такие менее склонны к физической агрессии. Однако они могут использовать вербальную агрессию, отстаивая свою точку зрения в конфликте.
2. 30% опрошенных проявляют высокий уровень агрессии, что связано с высоким уровнем конфликтности. Такие школьники склонны более часто проявлять агрессивное поведение, а именно вербальную агрессию, враждебность, также могут применять физическую агрессию, если их вывести из себя. Они испытывают больший уровень гнева или неумение эффективно управлять своими эмоциями.
3. Последний уровень агрессивности - низкий, составляет 5%. Лишь один респондент в нашем исследовании имеет такой уровень. Уровень можно охарактеризовать следующим образом: дети редко или практически не проявляют агрессивное поведение в конфликтных ситуациях. Они не склонны к физической, вербальной агрессии, не проявляют гнев или враждебность по отношению к своим одноклассникам. Они ведут себя аккуратно, стараясь не нарываться на конфликты и недопонимания.
Выводы. Таким образом, мы можем подойти к логическому заключению, что младшие подростки имеют тенденцию проявлять некоторую агрессивность во время межличностных конфликтов со своими одноклассниками. Большинство опрошенных имеют средний уровень конфликтности, что свидетельствует о том, что подростки хотят отстаивать свои мнения, но при этом лишь малая часть из них готова перейти на применение физической силы, т.е. агрессии (30%). Во время конфликта ведущим стилем решения конфликта является компромисс (23%). Дети готовы идти на уступки, в ходе которых учитывается их собственная точка зрения и мнение их оппонента. При этом, стоит отметить, что наибольшая часть школьников выражает свою конфликтность слабо (80%). На их конфликтное и агрессивное поведение могут влиять их психологические особенности, особенности воспитания, а также их социальное окружение.
Программа профилактики и предупреждения межличностных конфликтов среди младших подростков предполагает эффективные методы по минимизации конфликтных ситуаций между обучающимися в школьном коллективе.
Первое, что стоит применить - это проведение специальных внеучебных мероприятий в школе, которые будут направлены на образование младших подростков о вреде агрессии и насилия. Такие мероприятия можно проводить раз в неделю на протяжении всего учебного года. Важно, чтобы школьники понимали последствия своих действий и умели находить альтернативные способы решения конфликтов. Детей нужно информировать о том, что агрессия, применение силы, словесные угрозы и манипуляции - это не выход. Подросткам необходимо рассказывать и показывать ролики на тему того, какие могут быть последствия таких методов при решении конфликтной ситуации. Наглядность может стать очень хорошим примером того, как делать не нужно и какие школьник может иметь последствия в будущем.
Следующее, что стоит порекомендовать педагогам - проведение специальных тренингов среди младших подростков, направленных на развитие коммуникативных навыков, где школьников будут учить выдержке и самообладанию, терпимости, что непременно снизит проявление агрессивности во время ссор и конфликтов. Частота проведения - также 1
раз в неделю на протяжении всего учебного года. На таких тренингах стоит давать школьникам задания, где представлен какой-либо определенный конфликт. Дети должны будут поделиться на группы и представить свои собственные методы решения конфликтной ситуации. Дети после представления своей проделанной работы обсуждают результаты со специальным педагогом. Идёт обсуждения, какой из предложенных методов мог быть эффективным, а какой стоит не рассматривать во время ссоры. Таким образом, дети научатся контролировать своё поведению, проводить рефлексию, т.е. оценивать свои действия и поведения, смогут лучше управлять своими эмоциями и эффективно взаимодействовать с окружающими. Стоит отметить, что педагог не должен лезть в личную жизнь подростков, прося школьников привести примеры конфликтов и их причины из личного опыта. Это может вызвать нежелание детей сотрудничать с педагогом, либо вовсе ходить на такие тренинги.
Для педагогов мы рекомендуем не оставаться в стороне, если они видят, что между учащимися происходит ссора. Многие учителя иногда предпочитают не лезть в школьные разборки детей, если те не касаются учебного процесса. Мы же считаем, что педагогам стоит проявлять внимательность и не равнодушие по отношению к обучающимся. Учителя и сотрудники школы могут предоставлять индивидуальную поддержку и проводить консультации или беседы с детьми, которые подвержены агрессивному отношению со стороны одноклассников. Также учителя могут проводить индивидуальные разговоры с провокатором конфликтов, либо же направить его к школьному психологу для выявления причин его девиантного поведения.
Если есть такая возможность, то педагогам как можно чаще нужно организовывать специальные поездки с учащимися в интересные места, где они будут не только общаться друг с другом, но и узнавать новую информацию, историю своего города и других и т.п. Говоря о рекомендациях для родителей, им стоит принимать большее участие в жизни своих детей. Необходимо чаще интересоваться их личной жизнью и обращать внимание на их изменения в поведении. Нужно оказывать психологическую поддержку своим детям, не осуждать, а обсуждать проблему и попытаться найти совместно решение конфликтной ситуации. При необходимости стоит обратиться к специалисту, если у родителя недостаточно возможностей для оказания моральной поддержки своему ребёнку.
Нельзя не отметить, что дети берут пример с их родителей. Сказанные грубые слова подросток тут же запомнит и будет их использовать при конфликтах со своими одноклассниками. Поэтому супругам важно не устраивать конфликты между собой, применяя агрессию или вовсе физическую силу, особенно в присутствии их подростка, который впоследствии будет проецировать поведение своих родителей в межличностных конфликтах со своими одноклассниками. Необходимо контролировать себя, свои эмоции, если родители не хотят травмировать психику ребёнка, что может привести к печальным последствиям.
Для младших подростков мы можем порекомендовать следующее - признавать свои эмоции и не замалчивать обиды, если они уже возникли. Не стоит доводить ситуации до точки невозврата. Лучшим решением для предупреждения конфликта является обсуждение с тем, кто доставил школьнику неприятные чувства и эмоции. Нужно высказываться в спокойном тоне, чтобы не спровоцировать своего обидчика на агрессию, либо избегание данного разговора. Говорить стоит один на один, чтобы у подростка не возникло желание казаться «круче» на фоне своих одноклассников, принизив другого. Можно использовать такие фразы как «я чувствую..., когда ты...». Это позволит выразить собственную точку зрения, не обвиняя другого подростка, и способствовать более конструктивному разговору. Такие разговоры помогут предотвратить конфликт ещё на стадии его зарождения. Однако если ситуация начинает выходить из-под контроля, и обидчик не хочет реагировать на чувства одноклассника, то не стоит стесняться просить помощи у педагогов или родителей. Взрослые, более мудрые и опытные люди помогут младшим подросткам разрешить конфликт и найти решение, которое будет приемлемым для всех сторон.
Подросткам также необходимо научиться расслабляться, чтобы внутри не копились негативные эмоции и чувства. Важно найти здоровые способы справляться с агрессией и стрессом. Это может включать занятия хобби, которые помогают расслабиться и отвлечься. Например, рисование, танцы, занятие музыкой. Концентрация на своём любимом деле поможет снизить агрессивность, а также поспособствует улучшению настроения, терпеливости и эмоциональной устойчивости.
Литература:
1. Акрамов, М.Р. Конфликт и его социально-психологические свойства / М.Р. Акрамов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2021,- № 6 (348). - С. 293-295. - URL: https://moluch.ru/archive/348/78354/ (дата обращения: 26.11.2023)
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для ВУЗов / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
3. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. - СПб.: ТетраИздат, 2009. - 112 с.
Педагогика
УДК 159.95
аспирант, ассистент Манцулич Валерия Валерьевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматриваются метакогнитивные способности личности как знания о собственных когнитивных процессах, процессе познания, и регуляции этого процесса. Делается акцент на проблеме развития метакогнитивных способностей личности и их влияния на образовательный процесс. В образовательном процессе высшей школы важно учитывать рост самостоятельности студентов и их образовательные потребности в контексте разных видов занятий и практической подготовки. Развитие метакогнитивных способностей является важной задачей образовательной системы высшей школы. Эти способности не только помогают студентам успешно завершать учебные программы, но и подготавливают их к самостоятельной и продуктивной жизни в современном обществе. Поэтому преподаватели и образовательные учреждения должны уделять должное внимание развитию метакогнитивных способностей у своих студентов, создавая для них подходящие условия и предоставляя необходимую поддержку и ресурсы. Наличие выскоразвитых метакогнитивных способностей позволяет личности эффективнее ставить цели, преодолевать трудности и выбирать стратегии познания.
Ключевые слова: когнитивная психология, когнитивные способности, метакогнитивные способности, профессиональное образование.
Annotation. The article examines the metacognitive abilities of an individual as knowledge about one's own cognitive processes, the process of cognition, and the regulation of this process. Emphasis is placed on the problem of developing the metacognitive