Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
конфликтные ситуации / старший школьный возраст / стресс / стратегии поведения / conflict situations / high school age / stress / behavior strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева В.В.

В данной работе рассматривается проблема конфликтов в школьной среде, которая актуальна для подросткового возраста. Конфликты возникают из-за различий во взглядах и стремлениях людей, и школа не является исключением. В ходе конфликтов ученики учатся отстаивать свою точку зрения и формировать собственное мнение, но также сталкиваются с трудностями в управлении эмоциями, что делает конфликты непредсказуемыми и разрушительными. В исследовании приняли участие ученики 10 класса. На основе анкетирования было проведено сравнительное эмпирическое исследование с помощью констатирующего эксперимента, которое позволило наиболее полно проследить психологические характеристики детей старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONFLICTS IN HIGH SCHOOL AGE

This paper examines the problem of conflicts in the school environment, which is relevant for adolescence. Conflicts arise due to differences in people's views and aspirations, and school is no exception. During conflicts, students learn to defend their point of view and form their own opinions, but also face difficulties in managing emotions, which makes conflicts unpredictable and destructive. 10th grade students took part in the study. Based on a questionnaire, a comparative empirical study was conducted using a ascertaining experiment, which made it possible to most fully trace the psychological characteristics of children of senior school age.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37.015.3

Андреева В.В.

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт - филиал

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Нижний Тагил, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в данной работе рассматривается проблема конфликтов в школьной среде, которая актуальна для подросткового возраста. Конфликты возникают из-за различий во взглядах и стремлениях людей, и школа не является исключением. В ходе конфликтов ученики учатся отстаивать свою точку зрения и формировать собственное мнение, но также сталкиваются с трудностями в управлении эмоциями, что делает конфликты непредсказуемыми и разрушительными. В исследовании приняли участие ученики 10 класса. На основе анкетирования было проведено сравнительное эмпирическое исследование с помощью констатирующего эксперимента, которое позволило наиболее полно проследить психологические характеристики детей старшего школьного возраста.

Ключевые слова: конфликтные ситуации, старший школьный возраст, стресс, стратегии поведения.

Введение.

Старший школьный возраст — это важный этап в жизни каждого человека, когда завершается физическое созревание и начинается процесс вступления во взрослую жизнь. Этот период характеризуется бурным ростом самосознания, формированием мировоззрения и выбором профессии. Учебная деятельность старшеклассников предъявляет высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Они начинают видеть школу как место, где получают знания, необходимые для будущей профессии. В связи с

этим, старшие школьники избирательно подходят к изучению предметов, интересуясь теми, которые связаны с их будущей специальностью [4].

Одной из особенностей старшего школьного возраста является обострённость сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты. С точки зрения психологии, старший школьный возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения становятся более устойчивыми и осознанными, соотносясь с широким кругом социальных условий [3].

Однако, данный период связан и с чувством независимости, которое приносит сильнейшие переживания и создаёт огромное количество проблем, которые в дальнейшем перерастают в конфликты. Конфликты в старшем школьном возрасте возникают по разным причинам. С одной стороны, это связано с особенностями развития личности в этот период, а с другой — с внешними факторами, такими как взаимоотношения с родителями, учителями и сверстниками [1,2].

В данной работе мы рассмотрим особенности конфликтов, возникающих в старшем школьном возрасте. Мы проанализируем причины этих конфликтов, такие как дисциплинарные проблемы, а также психологические особенности юношеского возраста. Особое внимание будет уделено стратегиям поведения, которые выбирают старшеклассники в конфликтных ситуациях, а также барьерам коммуникативного общения и причинам возникающих столкновений внутри коллектива.

Экспериментальная часть.

Для выявления особенностей протекания конфликтов в старшем школьном возрасте проведено исследование 12 учеников 10 класса из МБОУ СОШ №10 города Артемовский Свердловской области. Возраст учеников 10 класса составлял 16 - 17 лет. С целью определения особенностей протекания

личностных конфликтов в старшем школьном возрасте было проведено сравнительное эмпирическое исследование с помощью констатирующего эксперимента, позволявший наиболее полно проследить психологические характеристики детей старшего школьного возраста.

Исследование проводилось методом письменного анкетирования. Данный метод позволяет охватить большое количество учеников и затратить меньше времени.

В нашем исследовании мы использовали 3 методики:

Личностный опросник EPI (Г. Айзенк) позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости. Данный тест состоит из 57 вопросов, на каждый вопрос следовало ответить «да» или «нет». Для обработки результатов мы использовали «ключ» к опроснику, в котором проведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель нейротизма, показатель искренности ответов. По каждому показателю считается сумма балов (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»). Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Методика диагностики уровня школьной тревожности (Филипс) относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Данный тест состоит из 58 вопросов на каждый вопрос ученику следует ответить «+» или «-». Для обработки результатов используется ключ. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности.

Методика «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас). Данный тест направлен на определение ведущей стратегии поведения ребенка старшего школьного возраста в условиях противоречий/конфликтов. Тест состоит из 30 пар утверждений, описывающий тот или иной вариант выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается внимательно, прочитав каждое из двойных высказываний, из двух вариантов А и В выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления [5].

Результаты и обсуждение.

В процессе проведённых исследований были получены результаты, которые мы детально рассмотрим далее. Обработка результатов методики: «Личностный опросник» (Г. Айзенк) осуществлялось по трем относительно независимым шкалам: шкала «лжи» (оценка достоверности результатов и самоотрицания - самоутверждения), шкала экстра- и интровертности и шкала нейротизма.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществили при помощи системы координат, которые представлены на рисунке 1.

НЕСТАБИЛЬНОСТЬ --24_____

СТАБИЛЬНОСТЬ

Рисунок 1. Система координат по шкалам экстраверсии и нейротизма.

Таким образом было выявлено, что из 12 опрошенных учеников половина из них относятся к флегматическому темпераменту из ни 3 мальчика и 3 девочки, 4 меланхолика, в основном мальчики, 1 мальчик не ярко выраженный сангвиник и 1 девочка холерик (рисунок 2).

® Флегматик

Меланхолик а Холерик * Сангвиник

Рисунок 2. Результаты методики: «Личностный опросник» (Г. Айзенк).

Обработка результатов методики «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас) осуществлялось по определенному ключу. Если ответ совпадал с указанным в ключе, ему присваивали значение 1, если не совпадал, то присваивали значение 0. Доминирующим у ученика считался тип (типы), набравшие максимальное количество баллов. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты методики «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас).

Стратегия Ж Ж М М М Ж М Ж М М Ж М

Сопротивление 1 0 3 6 4 9 5 6 5 2 9 9

Сотрудниче ство 7 7 6 7 4 7 4 10 6 6 4 7

Компромисс 7 5 6 7 8 4 6 5 11 7 6 4

Избегание 6 7 6 5 6 5 8 9 6 10 6 4

Приспособление 9 11 9 6 5 5 5 2 6 4 5 6

Проанализировав полученные данные, мы заметили, что у учеников разнообразные стратегии поведения в конфликте. Для девочек в конфликтных ситуациях характерны стратегии сопротивления и приспособления, так же из опрошенных школьников 1 девочка прибегает к стратегии сотрудничества. У мальчиков же стиль поведения в конфликтных ситуациях иной: они в основном либо идут на компромисс, либо избегают конфликтов, но есть мальчики, которые также свойственны стратеги соперничества (1 мальчик) и приспособления (1 мальчик).

Обработка результатов методики «Диагностика уровня школьной тревожности» (Филипс) осуществлялась по определенному ключу и оценены следующие факторы как: тревожность, страх самовыражения и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Результаты анкетирования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Диаграмма результатов методики «Диагностика уровня школьной тревожности» (Филипс) по факторам: тревожность.

Страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Из рисунка 3 наблюдаем, что 2 школьника обладают низкой тревожностью, у них отсутствует страх самовыражения, имеют высокую сопротивляемость к стрессу. Один мальчик также имеет небольшие показатели, не превышающие 20%. Наиболее высокие проценты имеют 3 ученика: 1 девочка и 2 мальчика, интересно, что у данной девочки довольно невысокие

показатели тревожности, но, однако, она совершенно не способна физиологически сопротивляться стрессу. У мальчиков же показатели по анализируемым факторам не сильно рознятся, они более 45% и выше. У остальных школьников показатели по данным критериям не больше, они не превышают 50%.

Проанализировав все результаты, мы заметили следующие особенности: мальчикам (2), имеющие высокие показатели тревожности свойственны прибегать к стратегии избегание в конфликтных ситуациях, однако темпераменты у них разные (один флегматик, другой меланхолик). Из 12 человек только мальчики (3 человека) в конфликтных ситуациях стараются идти на компромисс, у них средние показатели тревожности, но отличие их в том, что каждый из них обладает разным типом темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик). Стратегию приспособления выбирают школьники, которые имеют средние показатели тревожности, это значит в конфликтных ситуациях данным ученикам легче пойти на уступки противнику, чем доказывать свою точку зрения. Две девушки имеющие также средние показатели тревожности и 1 мальчик, имеющий низкий показатель тревожности прибегают в конфликтных ситуациях к стратегии соперничества это можно объяснить тем, что мальчик свободно чувствует себя среди людей, не боится выражать свое мнение и старается доказывать свою точку зрения в конфликтных ситуациях. К сотрудничеству в конфликтных ситуациях стремится девушка, которая обладает низкими показателями тревожности, можно объяснить это тем, что девочка как «слабый пол» старается более мягко реагировать на ситуации, возникающие в процессе конфликтов, стремится найти решения, которые удовлетворят всех его участников.

Заключение.

На основании проведённого анализа результатов исследований можно сделать вывод, что ответы учеников и полученные на их основе показатели отличаются. Исследование показало, что темперамент не оказывает значительного влияния на выбор стратегии поведения в конфликтных

ситуациях. В то же время уровень тревожности напрямую связан с поведением: чем выше тревожность школьника, тем меньше он склонен активно участвовать в конфликтах, предпочитая избегать их или приспосабливаться. Таким образом, большинство старших школьников выбирают альтернативные способы разрешения конфликтов, такие как компромисс, приспособление или избегание. Однако есть дети, которые предпочитают соперничество, что может затруднить позитивное разрешение конфликта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: «Академический проект» 2006. - 384 с;

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: «Мастера психологии» 2003. - 544 с;

3. Джеймс У Психология - М.: «Педагогика» 2000. - 54 с;

4. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: «Питер» 2000. - 228 с;

5. Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс]. URL: https://bookap.info/popular/karelin_bolshaya_entsiklopediya_psihologicheskih (дата обращения 5.10.2023)

Andreeva V.V.

Russian State Vocational and Pedagogical University (Nizhny Tagil, Russia)

FEATURES OF CONFLICTS IN HIGH SCHOOL AGE

Abstract: this paper examines the problem of conflicts in the school environment, which is relevant for adolescence. Conflicts arise due to differences in people's views and aspirations, and school is no exception. During conflicts, students learn to defend their point of view and form their own opinions, but also face difficulties in managing emotions, which makes conflicts unpredictable and destructive. 10th grade students took part in the study. Based on a questionnaire, a comparative empirical study was conducted using a ascertaining experiment, which made it possible to most fully trace the psychological characteristics of children of senior school age.

Keywords: conflict situations, high school age, stress, behavior strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.