DOI: 10.17805/trudy.2023.4.12 ПЕДАГОГИКА
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
А.С. Мальцева Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье охарактеризованы особенности протекания детско-родительских конфликтов в младшем школьном возрасте; представлены результаты эмпирического исследования с применяем совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг уровня конфликтности родителей и детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: конфликт; детско-родительские взаимоотношения; педагогические средства; диагностические методики
FEATURES OF THE COURSE OF CHILD-PARENT CONFLICTS IN PRIMARY SCHOOL AGE
A.S. Maltseva Moscow University for the Humanities
Abstract: The article describes the features of the course of child-parent conflicts in primary school age; presents the results of an empirical study using a set of techniques that allow monitoring the level of conflict between parents and children of primary school age.
Keywords: conflict; parent-child relationship; pedagogical tools; diagnostic techniques
Актуальными проблемами семейного воспитания являются проблемы личностного и психического развития ребенка. Важное значение для развития общества имеет семья, в которой статус внутрисемейных отношений во многом определяется его уровнем и состоянием.
Проблема детско-родительских конфликтов считается одной из самых важных при исследовании особенностей становления личности младшего школьника, так как на формирование личности ребенка чаще всего оказывают отрицательное влияние именно неразрешённые детско-родительские конфликты, которые имеют разрушающий характер.
В процессе развития ребенка детско-родительские взаимоотношения занимают очень важную позицию в семье. Также, необходимо подчеркнуть, что семья играет существенную роль в адаптации и включении ребенка в общество, в котором он приобретает свой первый жизненный опыт благодаря родителям, которые передают свои знания, умения и навыки об окружающей среде и жизни в обществе. Родители младших школьников решают множество повседневных проблем, преодолевая трудности в выборе средств воспитания детей.
Целью исследования является изучение особенностей протекания дет-ско-родительских конфликтов в младшем школьном возрасте и осуществлении
эмпирического исследования с применением совокупности методик, позволяющих осуществить мониторинг уровня конфликтности родителей и детей младшего школьного возраста.
Методологическим основанием стали теоретические положения в области исследования значимости проблемы профилактики детско-родительских конфликтов исследования В. И. Андреева (1995), Белоусовой (2013), А.Я. Варга (1986), И.Н. Гамаюновой (2010), С.С. Степанова (1996) и др.
В ходе исследования установлено, что в современной науке существует несколько типов детско-родительских конфликтов И.Н. Гамаюновой:
- конфликт, основанный на стабильном изменении критериев оценивания ребенка родителями, который связан с неустойчивостью родительского отношения;
- конфликт, предполагающий чрезмерную опеку и сверх ожидания от родителей по отношению к ребенку, который связан с излишней заботой;
- конфликт, основанный на тотальных указаниях и чрезмерном контроле, в связи с отсутствием уважения прав на самостоятельность ребенка со стороны родителей;
- конфликт «отцовского авторитета», основанный на желании добиться своего любой ценой (Гамаюнова, 2010).
На основе деятельностного подхода методология исследования представляла собой последовательность действий, предполагающих решение следующих задач:
- провести теоретический анализ научных подходов по проблеме детско-ро-дительских конфликтов в младшем школьном возрасте;
- провести эмпирическое исследование особенностей протекания детско-ро-дительских конфликтов в младшем школьном возрасте;
- проанализировать результаты эмпирического исследования.
Исследование проводилось на базе дополнительного образования. В эксперименте принимали участие 10 семей с детьми младшего школьного возраста: 1 семья - 1 класс, 4 семьи - 2 класс, 2 семьи - 3 класс и 3 семьи - 4 класс. Возраст -7-10 лет. Пол: 7 девочек, 3 мальчика.
С целью изучения уровня конфликтности обучающихся использовалась методика Томаса-Килманна на определение ведущего поведения в конфликтной ситуации (Томас-Килманн, Электр. ресурс). Для изучения уровня конфликтности родителей использовался тест «Оценка уровня конфликтности личности»
B.И. Андреева (Андреев, 1995).
В связи с тем, что конфликтное поведение родителей может быть взаимосвязано со стилем воспитания детей, была проведена диагностика стиля воспитания
C.С. Степанова (Степанов, 1996).
Исследование проводилось на протяжении двух месяцев (март - апрель 2022-2023 уч.г.).
Проведя анализ полученных данных на констатирующем этапе исследования, я получила следующие результаты:
С целью изучения уровня конфликтности обучающихся использовалась методика Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации.
Рассмотрим средние значения полученные в ходе диагностики на рисунке 1.
ю
9 -■' 8 ^ 1 6 5 4
3 '''' 2 1 о
■ Сотрудничество ■ Избегание _|Компромис _1 Соперничество ■ Приспособление
Рис.1. Уровень конфликтности обучающихся
Таблица 1
Средние значения
Методика Томаса - Килманна
сотрудничество избегание компромисс соперничество приспособление
5,4 9,1 4,7 3,7 7,1
Так, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что школьники в основном прибегают к стратегии избегания, а также приспособления. Если же в конфликтных ситуациях данные стратегии не работают, используют стратегию сотрудничества. Следует отметить, что реже всего применяю адаптивные стратегии в конфликтах такие как компромисс и сотрудничество.
С целью изучения уровня конфликтности родителей был использован тест «Оценка уровня конфликтности личности» В.И. Андреева. Анализ полученных данных отражен на рисунке 2.
Рис. 2 Уровень конфликтности родителей
Полученные данные распределились следующим образом: 40% респондентов имеют высокий уровень конфликтности, 40% - средний, а 20% - низкий. Таким образом, данные указывают на наличие проблем в поведении родителей в конфликтных ситуациях с детьми.
В связи с тем, что конфликтное поведение родителей может быть взаимосвязано со стилем воспитания детей, была проведена диагностика стиля воспитания. Средние значения по шкалам опросника С.С. Степанова «Стили родительского воспитания» отражены на рис. 3.
Рис.3 Стили родительского воспитания
Таблица 2
Средние значения по шкалам опросника
Стиль воспитания
авторитетный авторитарный либеральный индифферентный
2,3 4,3 1,9 1,5
Так, на основании полученных данных можно говорить о том, что данным родителям свойственен авторитарный стиль воспитания. Этим во многом может быть обусловлен повышенный уровень конфликтности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам детско-ро-дительских взаимоотношений, стилей родительского воспитания, определяют важное значение семьи в формировании личности младшего школьника и его социализации в обществе. Семья определяется присущими ей свойствами и особенностями, входящих в нее членов, исходя из этого можно сделать вывод о том, что в семье важны все типы взаимоотношений. Таким образом формирование личности ребенка напрямую зависит от типа отношения родителя к ребенку.
Главными причинами детско-родительских конфликтов являются: общий агрессивный фон современного общества, низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения, Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом, собственные проблемы родителей, отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения, возрастные особенности детей, низкий уровень конфликтологической компетентности родителей.
Для предотвращения конфликтов между родителями и детьми целесообразно использовать следующие формы: деловые игры, массовые мероприятия, экскурсии, интеллектуальные игры, диспуты, кружки, секции. Для профилактики также можно использовать следующие: вовлечения в деятельность, словесный, наглядный, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, положительный пример, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование.
Личность ребенка формируется посредством того, как складываются взаимоотношения и общение между родителями и детьми, как распределяются обязанности между членами семьи, каков культурный уровень родителей, психологический микроклимат в семье, социально-бытовые условия жизни семьи и структура семьи.
Для того чтобы помочь семье избежать трудностей во взаимоотношениях и возникновению психологических межличностных проблем, необходимо проводить раннюю диагностику данных аспектов.
Во второй главе было организовано эмпирическое исследование, целью которого было выявить особенности детско-родительских конфликтов.
Мною были подобраны методики для выявления уровня конфликтности в семье младшего школьника и стиля воспитания в семье, благодаря которым я смогла доказать выдвинутую гипотезу эмпирического исследования и все поставленные задачи данной работы были выполнены.
Исходя из анализа полученных данных, мы можем прийти к выводу об особенностях детско-родительских конфликтов. У большей части родителей преобладает средний и высокий уровень конфликтности. В данных семьях доминируют авторитетный и авторитарный стили семейного воспитания. После выявления типа воспитания, мы смогли установить, что для обучающихся типичны стратегии приспособления и избегания в конфликтной ситуации. Это указывает на то, что в данных семьях необходимо провести профилактические мероприятия по разрешению детско-родительских конфликтов.
Результаты исследования показали, что профилактикой детско-родитель-ских конфликтов необходимо заниматься уже в начальной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев В.И. (1995) Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства, М.: Народное образование, 208 с.
Белоусова Н.С. (2013) Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений // Педагогическое образование в России. N° 5, С. 103-107.
Варга Д. (1986) Дела семейные: М.: Педагогика, 160 с.
Гамаюнова И. Н. (2010) Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации к различным видам деятельности младших школьников // Гуманизация образования. N 6. С. 29-36.
Захаров А.И. (1981) Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. N 3. С. 58-68.
Степанов С.С. (1996) Стили родительского воспитания: Теория личности в западноевропейской и американской психологии, Самара, 480 с.
Томас - Килманн Тест-опросника на поведение в конфликтной ситуации // [Электронный ресурс] URL: http://evolkov.net/conflict/tests/conflict.strategies.Thomas-Kilmann.test.html
Мальцева Анастасия Сергеевна, обучающаяся 3-го курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов Виталий Зуфарович, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Maltseva Anastasia Sergeevna, a student of the 3rd year of bachelor's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. [email protected]
Для цитирования:
Мальцева А.С. Особенности протекания детско-родительских конфликтов в младшем школьном возрасте. 2023. № 4. С. 68-73. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.12