ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРОЦЕССОВ АГЛОМЕРИРОВАНИЯ
БОНДАРСКАЯ ОКСАНА ВИКТОРОВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
БОНДАРСКАЯ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье выделены некоторые особенности применения методики системы стратегических показателей (ССП) в рамках формирования программ развития муниципалитета; показан сравнительный анализ программ развития муниципальных образований, разработанных на основе типовой методики и методологии ССП; предложен подробный проспект Программы социально-экономического развития муниципальных районов Тамбовской области, разработанные по типовым методическим рекомендациям и Программа социально-экономического развития г. Моршанска Тамбовской области, построенная на основе методологии системы стратегических показателей; выделены преимущества методологии системы стратегических показателей в отличии других подходов при формировании программ муниципального развития; прописан сравнительный анализ программ развития муниципальных образований, разработанных в соответствии с разными методологиями; уточнено, что в преодолении институциональной ловушки ведущую роль играет само государство, поскольку в условиях институционального неравновесия ни один другой агент не способен принимать эффективные долгосрочные решения; по мнению авторов статьи, концептуальной основой развития малых городов России должно стать рассмотрение города, с одной стороны, как самостоятельного, целостного социально-экономического и административно территориального образования и, с другой, как части региона и страны, т. е. в системе интересов «общество-государство-регион-город», где формируется механизм саморазвития, обеспечивается финансово-хозяйственная самодостаточность и самостоятельность при максимальной ориентации на проявление собственной инициативы, на использование местных ресурсов и возможностей; на современном этапе система местного самоуправления функционирует в условиях широкомасштабного реформирования социально-политической и экономической составляющей жизни российского общества; стержневым вопросом местного самоуправления в реальное время должно стать объединение жителей в решении местных вопросов, что обеспечивает демократизм, стабильность и целостность российского государства.
Ключевые слова: малые города, методика системы стратегических показателей (ССП), развитие муниципальных образований, программы социально-экономического развития территорий.
Выделим некоторые особенности применения методики системы стратегических показателей (ССП) в рамках формирования программ развития муниципалитета:
- применение системы стратегических показателей подразумевает дополнение существующих программ определенными способами стимулирования, увеличивающие заинтересованность жителей в осуществлении контроля за выполнением программ, которые учитываются в клиентской составляющей;
- содержится процедура управления реализацией программы развития, предусматривающий мониторинг результатов и их доведения до всех
заинтересованных сообществ. В данном контексте подразумевается формирование партнерских, а не административных отношений между участниками программ;
- увеличение качества оказываемых услуг жителям в соответствии с ССП, где во главу угла ставится стратегическая карта муниципального образования, в отличие от стратегических карт коммерческих предприятий.
Использование ССП в отличие от других методов управления, который применяется органами местного самоуправления, состоит в том, что он позволяет систематически получать информацию о результатах реализации программы разви-
Т. 9. № 12, 2014
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
О. В. БОНДАРСКАЯ, Т. А. БОНДАРСКАЯ
19
тия муниципального образования по отношению к поставленным целям, и планируемым результатам. Такой подход может помочь определить те области муниципального образования, которые требуют особенного внимания.
Сравнительный анализ программ развития муниципальных образований, разработанных на основе типовой методики и методологии ССП, позволил выявить различия, как в концептуальном, так и в содержательном аспектах. Анализу подверглись Программы социально-экономи-
Однако необходимо выделить преимущества методологии ССП в отличии других подходов при формировании программ муниципального развития:
- миссия формализует направления деятельности муниципальных образований, позволяющие наилучшим образом отвечать ожиданиям граждан;
- цели муниципального образования отражают требования к составу и качеству местных услуг;
- программные мероприятия направлены на достижение приоритетных целей и задач.
Несмотря на то, что институциональные ловушки на первых порах могут смягчать отрицательные краткосрочные последствия «шоковой» трансформации, они препятствуют долгосрочному социально-экономическому развитию территорий. В преодолении институциональной ловушки ведущую роль играет само государство, поскольку в условиях институционального неравновесия ни один другой агент не способен принимать эффективные долгосрочные решения [2; 3].
ческого развития муниципальных районов Тамбовской области, разработанные по типовым методическим рекомендациям, и Программа социально-экономического развития г. Моршанск Тамбовской области, построенная на основе методологии ССП. Структуры рассматриваемых программ развития муниципальных образований заметно отличаются друг от друга. В таблице 1 приведен содержательный аспект разных подходов к разработке программ развития муниципальных образований.
Концептуальной основой развития малых городов России, на наш взгляд, должно стать рассмотрение города, с одной стороны, как самостоятельного, целостного социально-экономического и административно территориального образования и, с другой, как части региона и страны, т. е. в системе интересов «общество -государство - регион - город». Формируется механизм саморазвития, обеспечивается финансово хозяйственная самодостаточность и самостоятельность при максимальной ориентации на проявление собственной инициативы, на использование местных ресурсов и возможностей (рис. 1).
Таким образом, ключевой проблемой социально-экономического развития малого города является преодоление институциональной ловушки местного самоуправления, преодоление коррупции и бюрократии и укрепление институциональной роли местных сообществ в развитии малых городов.
В разрезе проблемы совершенствования инструментария социально-экономического развития малого города речь идет, прежде всего, о двух
Таблица 1
Сравнительный анализ программ развития муниципальных образований, разработанных в соответствии с разными методологиями [1]
Основные компоненты программ Программа развития, разработанная на базе типовой методики Программа развития, разработанная на основе методики ССП
Цели и задачи Устанавливается основная цель, а задачи конкретизируют данную цель Формулируется миссия развития и разрабатывается ССП, стратегическая карта целей
Аналитический раздел Анализ производится за прошедший период по секторам экономики Анализ производится за прошедший период по секторам экономики и по каждой цели ССП
Программные мероприятия Выделены в отдельный раздел, разрабатываются для каждого сектора экономики отдельно, с указанием конкретных исполнителей Для каждой стратегической цели в ССП разрабатываются отдельно с указанием конкретных исполнителей, система оценки и ранжирования программных мероприятий
Структура программы Определяется паспортом, включающим содержание ключевых элементов программы В содержании определен перечень основных разделов программы
Прогнозный раздел Прогнозирование осуществляется по секторам экономики Прогнозирование осуществляется по каждой цели и расширенно по целевым показателям ССП
О. V. ВОШАЯ8КАУА, Т. А. ВОШАЯ8КАУА
Т. 9. № 12, 2014
институтах влияния местных сообществ на власть: института общественного мнения и института общественного контроля, призванных влиять на формирование стратегических целей и обеспечивать общественную экспертизу стратегических программ развития (рис. 2).
Сегодня система местного самоуправления функционирует в условиях широкомасштабного реформирования социально-политической и экономической составляющей жизни российского общества. Данные условия обосновываются, в
первую очередь, заинтересованностью государства в сильном, самостоятельном институте местного самоуправления, так как местное самоуправление является связующим звеном между обществом (населением) и государственными структурами [5]. Стержневым вопросом местного самоуправления является объединение жителей в решении местных вопросов, что обеспечивает демократизм, стабильность и целостность российского государства.
Неоиндустриализация
Инвестиции
I
Новый производственный блок
л
Создание дополнительных рабочих мест
I
Достойная заработная плата
Восстановление действительной справедливости
Обеспечение верховенства закона
t
Гарантированная защита граждан
i
Борьба с коррупцией и бюрократией
Развитие социальной сферы
Образование Здравоохранение Культура ЖКХ I
Рис. 1. Ключевые направления модернизации г. Моршанска [4]
<
со
§
о
о
со
и О
> О
►с
н
>
со
§
о
►с
>
Н
V©
У
I—' К>
К»
о
III в 4 5
ГС Я
1 5
л X
ш
т
О
а.
>
л х л
5
З-
X >
5
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗвИТИЯ РОССИИ
Концептуальные и правовые рамки реформы местного самоуправления
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗвИТИЯ
Институциональное проектирование местного самоуправления
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
Программа стратегического развития города
Рис. 2. Направления институциональных изменений алгоритма разработки перспектив социально-экономического развития малого города
н
>
01 О
> О
К»
Подчеркнем, что специфика и обилие проблем малых городов России формирует необходимость новых подходов в решении их развития.
Литература
1. URL: http://economy-lib.com/ispolzovanie-sbala-nsi-rovannoy-sistemy-pokazateley-dlya-razrabotki-i-reali-za-tsii-programm-razvitiya-munitsipalnyh-obrazova
2. Меньщикова В. И., Черкашнев Р. Ю. Методический инструментарий оценки результативности социально-экономической политики развития регионов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3. С. 110-116.
3. Радюкова Я. Ю., Федорова А. Ю., Дорож-кина Н. И. [и др.] Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.
4. Программа социально-экономического развития г. Моршанска до 2020 г.
5. Лапшин В. Ю. Средний» класс как индикатор экономической безопасности страны // Социально-
экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 3. С. 123.
References
1. URL: http://economy-lib.com/ispolzovanie-sbala-nsi-rovannoy-sistemy-pokazateley-dlya-razrabotki-i-reali-za-tsii-programm-razvitiya-munitsipalnyh-obrazova
2. Men'shchikova V. I., Cherkashnev R. Yu. Metodicheskij instrumentarij otsenki rezul'tativnosti sotsi-aTno-ekonomicheskoj politiki razvitiya regionov // Sotsi-al'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 3. S. 110-116.
3. Radyukova Ya. Yu., Fedorova А. Yu., Dorozh-kina N. I. [i dr.] Razvitiye finansovoj sistemy v usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii: koll. monografiya. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2013.
4. Programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya g. Morshanska do 2020 g.
5. Lapshin V. Yu. Srednij» klass kak indikator ekonomicheskoj bezopasnosti stxany // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2010. № 3. S. 123.
* * *
FEATURES OF SPATIAL TRANSFORMATION OF REGIONAL ECONOMY AS A RESULT OF AGGLOMERATION PROCESSES
BONDARSKAYA OKSANA VIKTOROVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
BONDARSKAYA TATYANA ANATOLYEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors marked out some features of application of a technique of the system of strategic indicators (SSI) within formation of programs of development of municipality; showed the comparative analysis of programs of development of the municipalities developed on the basis of a standard technique and methodology of the SSI; offered detailed handout of social and economic development of municipal regions of the Tambov region, developed according to standard methodical recommendations and the Program of social and economic development of Morshansk of the Tambov region constructed on the basis of methodology of system of strategic indicators; marked out advantages of methodology of system of strategic indicators in difference of other approaches at forming programs of municipal development; registered the comparative analysis of programs of development of the municipalities developed according to different methodologies; specified that in overcoming of an institutional trap the state plays the leading role as in conditions of an institutional misbalance any other agent isn't capable to make effective long-term decisions; according to authors, consideration of the city, on the one hand, as independent, complete social and economic and administrative-territorial education and, on the other as parts of the region and the country, i.e. in system of interests «society-state-region-town» where there are the self-development mechanism, financial and economic self-sufficiency and independence at the maximum orientation to manifestation of own initiative, to use of local resources and opportunities has to become a conceptual basis of development of small towns of Russia; at the present stage the system of local government functions in the conditions of large-scale reforming of a socio-political and economic component of life of the Russian society; association of inhabitants in the solution of local questions that provides democracy, stability and integrity of the Russian state has to become a rod question of local government in real time.
Key words: small towns, technique of system of strategic indicators (SSI), development of municipalities, programs of social and economic development of territories.