НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
БОНДАРСКАЯ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ШИРЯЕВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье приписано, что стержневым вопросом местного самоуправления в настоящее время должно стать объединение жителей конкретных территорий в решении местных вопросов социально-экономического развития. Обоснована ключевая проблема разработки перспектив социально-экономического развития. Приведены анализы расчетов при существующем уровне налоговой автономии муниципальных образований реализации пилотных проектов социально-экономического развития. Предложен порядок последовательности действий и разработки перспектив социально-экономического развития. Авторами статьи перечислены основные институциональные изменения, которые повысят эффективность инструментария социально-экономического развития малых городов. На примере многих исследователей современной тенденцией развития местного самоуправления выбрана тенденция к «публичной легитимации городской исполнительной власти» и «ее непосредственной подотчетности перед жителями муниципалитета». Обосновано, что разрешение внутреннего противоречия предполагает изменения, направленные на институционализацию жизнеспособных и эффективных инструментов влияния местных сообществ на развитие малых городов, таких как общественного контроля, социального партнерства на основе гражданских инициатив и НКО. В разрезе проблемы совершенствования инструментария социально-экономического развития малого города речь идет, прежде всего, о двух институтах влияния местных сообществ на власть: института общественного мнения и института общественного контроля, призванных влиять на формирование стратегических целей и обеспечивать общественную экспертизу стратегических программ развития. Авторами акцентируются вопросы специфики и обилие проблем малых городов России, поэтому возникает необходимость новых подходов в решении их развития. В настоящее время система местного самоуправления функционирует в условиях широкомасштабного реформирования социально-политической и экономической составляющей жизни российского общества. Подчеркнуто, что стержневым вопросом местного самоуправления является объединение жителей в решении местных вопросов, что обеспечивает демократизм, стабильность и целостность российского государства.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, местное самоуправление, малый город, институциональные изменения, инструменты влияния, объединение жителей.
Ключевой проблемой разработки перспектив социально-экономического развития был и остается дефицит финансовых ресурсов, необходимых для реализации социальных и коммерческих проектов.
Как показывают расчеты, при существующем уровне налоговой автономии муниципальных образований реализация пилотных проектов социально-экономического развития при самом благоприятном прогнозе дает малым городам бюджетный эффект в 6,5 раз уступающий областному бюджету и в 28,5 раз - федеральному.
Алгоритм разработки перспектив социально-экономического развития включает в себя следующий порядок последовательности действий:
1) формулирование миссии города, основываясь на ретроспективе и текущем состоянии социально-экономической системы, а также учета консолидированного мнения и ожиданий жителей и бизнес-сообщества в отношении развития города;
2) выявление стратегических целей, основываясь на стратегическом анализе малого города как социально-экономической системы, которые позволят сформировать подсистему детермини-
T. A. BONDARSKAYA, M. YU. SHIRYAYEV
рующих целей в отношении развития города и возможности их дифференцирования во временных интервалах;
3) формирование стратегической карты развития (интеграция стратегических целей и причинно-следственных связей между составляющими: «финансы», «клиенты», «внутренние процессы» и «обучение и развитие»);
4) этап аналитического сопровождения, включающий анализ ресурсных возможностей и рациональное распределение ресурсов на основе сбалансированной системы показателей;
5) этап разработки и реализации программы на основе дорожного картирования;
6) механизм обратной связи, позволяющий оценивать и корректировать качество и полноту поставленных задач в области реализации стратегических целей и миссии города.
Разрешение противоречия между центром и периферией в развитии малых городов предполагает институциональное проектирование, нацеленное на децентрализацию управления, делегирование властных полномочий, адекватно функциям местного самоуправления.
В число основных институциональных изменений, призванных повысить эффективность инструментария социально-экономического развития малых городов, должны войти:
- обязательная регистрация предприятий малых городов по месту хозяйственной деятельности, а не в оффшорах или финансовых центрах страны;
- увеличение налоговой автономии муниципальных образований;
- формирование жесткой властной вертикали на местном уровне, позволяющей получить рычаги политико-экономического управления и обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие [1].
Разрешение внутреннего противоречия предполагает изменения, направленные на институ-ционализацию жизнеспособных и эффективных инструментов влияния местных сообществ на развитие малых городов (общественного контроля, социального партнерства на основе гражданских инициатив и НКО). Прежде всего, требуется переломить сложившееся отчуждение местных сообществ от местной же власти. Как отмечают многие исследователи, современной тенденцией развития местного самоуправления станет тенденция к «публичной легитимации городской исполнительной власти, ее непосредственной подотчетности перед жителями муниципалитета» [2].
В разрезе проблемы совершенствования инструментария социально-экономического развития малого города речь идет, прежде всего, о двух институтах влияния местных сообществ на власть: института общественного мнения и института общественного контроля, призванных влиять на формирование стратегических целей и обеспечивать общественную экспертизу стратегических программ развития.
Специфика и обилие проблем малых городов России формирует необходимость новых подходов в решении их развития.
Сегодня система местного самоуправления функционирует в условиях широкомасштабного реформирования социально-политической и экономической составляющей жизни российского общества. Данные условия обосновываются, в первую очередь, заинтересованностью государства в сильном, самостоятельном институте местного самоуправления, так как местное самоуправление является связующим звеном между обществом (населением) и государственными структурами [3].
Подчеркнем, что стержневым вопросом местного самоуправления является объединение жителей в решении местных вопросов, что обеспечивает демократизм, стабильность и целостность российского государства.
Забегая вперед, скажем, что анализ опыта зарубежных стран в области методологии стратегического планирования может существенным образом поспособствовать совершенствованию российской практики. Поэтому, прежде всего, сконцентрируем внимание на базовом содержании стратегического планирования в области развития муниципалитета. Также в рамках изучения иностранного опыта подчеркнем, что в последнее время проблемы развития небольших городов приобретают все большую актуальность в развивающихся странах, где наблюдается процессы концентрации городских жителей в немногочисленных крупных центрах, что формирует нежелательные социально-экономические последствия. Например, высокая и стихийно сформированная концентрация населения и промышленности в отдельных крупных городах сдерживает дальнейшее развитие производительных мощностей. В таких городах прослеживается промышленная теснота, дефицит свободных земельных участков, формируются трудности в системе жизнеобеспечения города, ухудшение экологии и многое другое.
Многие зарубежные страны применяют методы и планы стратегического планирования, которые широко применялись в советском союзе. Однако, несмотря на различие экономического укла-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
да современных западных стран и бывшего СССР, предмет планирования носит до сих пор универсальный характер [4].
Поэтому опишем основные стадии.
Процесс планирования начинается с анализа фундаментальной экономической и социальной структуры города. Исследуются сложившиеся тенденции: рост, изменение в производственных секторах городов, в его населении, рабочей силе и других социальных сферах.
Но, в отличие от градопланирования в СССР, западные специалисты по планированию предпринимают анализ капиталоресурсов и формируют финансовые планы и бюджеты в увязке с создаваемыми ими экономическими, социальными и пространственными планами. Кроме того, иностранными специалистами применяются методы, учитывающие несколько важных аспектов роста города:
- уровень инвестиции;
- динамические изменения, происходящие в городе;
- учет реальности формирования и исполнения бюджета.
Вышеописанное и многое другое делает процесс планирования отличным от того что было типично для советского планирования. Но это естественно и нормально, так как мировая экономика на месте не стоит.
Литература
1. URL: http://dibase.ru/artide/18112013_147249_-bodarskaja
2. Слатинов В. Б. Институциональные эффекты выбора модели муниципального управления в административных центрах регионов Черноземья. URL: http://www.arsep.ru/trend_week/index.php?ELEMENT_I D=358
3. Сутягин В. Ю., Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3. С. 145-149.
4. Кармышев Ю. А. Факторы инновационного развития депрессивного региона (на материалах Тамбовской области) // Вестник Тамбовского государственного технического университета. Тамбов, 2004. Т. 10. № 4-2. С. 1202-1205.
References
1. URL: http://dibase.ru/artide/18112013_147249_-bodarskaja
2. Slatinov V. B. Institutsional'nye effekty vybora modeli munitsipal'nogo upravleniya v administrativnykh tsentrakh regionov Chernozem'ya. URL: http:// www. arsep.ru/trend_week/index.php?ELEMENT_ID=3 5 8
3. Sutyagin V. Yu., Cherkashnev R. Yu. Sotsial'no-ekonomicheskaya politika razvitiya regiona-retsipiyenta: sushchnost', osobennosti razrabotki i realizatsii // Sotsi-al'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 3. S. 145-149.
4. Karmyshev Yu. А. Faktory innovatsionnogo razvitiya depressivnogo regiona (na materialakh Tam-bovskoj oblasti) // Vestnik Tambovskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta. Tambov, 2004. T. 10. № 4-2. S. 1202-1205.
* * *
DIRECTIONS OF INFLUENCE OF THE INSTITUTIONAL CHANGES ON THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TOOLS OF DEVELOPMENT OF SMALL TOWNS
BONDARSKAYA TATYANA ANATOLYEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SHIRYAYEV MIKHAIL YURYEVICH Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors attributed that a rod question of local government now has to become an association of inhabitants of concrete territories in the solution of local questions of social and economic development. Authors proved the key problem of development of prospects of social and economic development; provided analyses of calculations at the existing level of tax autonomy of municipalities of implementation of pilot projects of social and economic development; offered the order of sequence of actions and development of prospects of social and economic development. Authors of article listed main institutional changes which will increase efficiency of tools
T. A. BONDARSKAYA, M. YU. SHIRYAYEV
of social and economic development of small towns. On the example of many researchers the tendency to «public legitimating of town executive power» and «its direct accountability before inhabitants of municipality is a current trend of development of local government». Authors proved that permission of an internal contradiction assumes changes directed on an institutionalization of viable and effective instruments of influence of local communities on development of small towns, such as public control, social partnership on the basis of civil initiatives and NPO. In a section of a problem of improvement of tools of social and economic development of the small town it is, first of all, about two institutes of influence of local communities on the power: the institute of public opinion and institute of public control urged to influence formation of strategic objectives and to provide public examination of strategic programs of development. Authors accent questions of specifics and abundance of problems of small towns of Russia therefore there is a need of new approaches for the solution of their development. Now the system of local government functions in conditions of large-scale reforming of a socio-political and economic component of life of the Russian society. Authors emphasized that a rod question of local government is an association of inhabitants in the solution of local questions that provides democratism, stability and integrity of the Russian state.
Key words: social and economic development, local government, small town, institutional changes, instruments of influence, association of inhabitants.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES