Научная статья на тему 'Особенности прогнозирования возможных потерь войск гражданской обороны, при проведении гуманитарных операций по защите населения в вооруженных конфликтах (на направлениях отражения'

Особенности прогнозирования возможных потерь войск гражданской обороны, при проведении гуманитарных операций по защите населения в вооруженных конфликтах (на направлениях отражения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатырев Э. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности прогнозирования возможных потерь войск гражданской обороны, при проведении гуманитарных операций по защите населения в вооруженных конфликтах (на направлениях отражения»

Особенности прогнозирования возможных потерь войск гражданской обороны, при проведении гуманитарных операций по защите населения в вооруженных конфликтах (на направлениях отражения

вооруженной агрессии)

к.в.н, доцент. Богатырев Э.Я.

Прогнозирование возможных потерь Вооруженных Сил и войск ГО в локальных войнах и внутренних вооруженных конфликтах (межнациональных, пограничных) характеризуется различными законами поражения, потому используемые для прогноза потерь методики должны учитывать эти отличия и особенности.

В основном эти отличия определяются использованием различных по составу исходных данных, в том числе базовых сценариев вооруженных конфликтов, применяемых средств поражения и их количества.

Поэтому в базовых сценариях внутренних вооруженных конфликтов, разрабатываемых для прогноза потерь войск гражданской обороны и населения от воздействии потенциального противника не имеет смысла учитывать целенаправленное и широкомасштабное воздействие средств воздушного нападения противника (его авиацию, крылатые ракеты, военно-морские силы). Но важно учитывать угрозы широкомасштабного воздействие «иррегулярных формирований» (проведение с их стороны специальных операций и кровопролитных террористических актов для дестабилизации обстановки, нанесения потерь мирному населению и войскам ГО). К борьбе с «иррегулярными формированиями» в таких конфликтах будут привлекаться Вооруженные Силы России, внутренние и другие войска.

Во внутренних вооруженных конфликтах в соответствии с положениями протоколами Женевской конвенции 1959 г. наиболее характерными задачами войск ГО будет проведение гуманитарных операций, оказание гуманитарной помощи населению, проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по восстановлению систем первоочередного жизнеобеспечения.

Для Российской Федерации регионом наиболее опасным эскалацией внутреннего вооруженного конфликта является Южный регион.

Результаты прогноза масштабов эскалации и характера воздействия средств поражения потенциального противника по объектам тыла региона во внутреннем вооруженном конфликте применительно к Юго-Западному СН, позволяют заключить, что из общего числа объектов, расположенных на территории субъектов Федерации Южного региона при продолжительности подобного конфликта свыше одного года может пострадать до 38% объектов, в том числе до 10% может подвергнуться воздействию диверсионных сила-«иррегулярных формирований».

Принимая в качестве допущения, что в «гуманитарных операциях», проводимых в ходе внутренних вооруженных конфликтов, основные потери войска ГО понесут от воздействия «иррегулярных сил» - террористических актов банд-формирований применительно к Южному региону можно ожидать следующих значений среднесуточных потерь войск, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ - от 0,02 до 0,33 % (12/365= 0,03%).

Учитывая различные показатели устойчивости к воздействию средств поражения военно-учетных специальностей личного состава, номенклатур вооружения и специальной техники войск ГО, занятых проведением АС ДНР, принятые инженерно-технические нормативы классификации тяжести наносимых повреждений, потери войск ГО во внутренних вооруженных конфликтах могут характеризоваться следующими предельными величинами:

потери личного состава могут составить около 0,03% в сутки (в том числе безвоз-

вратные потери - до 0,008%; санитарные потери - до 0,022%);

потери вооружения, военной и специальной техники и других запасов материальных средств могут составить примерно 0,0075% в сутки (в том числе безвозвратные 0,002%; «возвратные» - всех видов ремонта до 0,0055%.

Использование законов поражения объектов экономики современными (высокоточными) средствами поражения, диверсионными формированиями противника в вооруженных конфликтах для прогнозирования потерь войск ГО не вполне корректно ввиду различия состава воздействующих поражающих факторов и интенсивности их воздействия .

Учитывая эти особенности, прогнозы возможных потерь войск ГО в гуманитарных операциях должны основываться на иных подходах, а именно, на анализе статистики их поражения различными поражающими факторами основных видов угроз ЧС, связанных с выполнением войсками ГО непосредственных аварийно спасательных, аварийно- восстановительных и других неотложных работ (АС ДНР), в ходе которых они могут понести потери.

В этом смысле показательным является опыт участия войск ГО МЧС России в проведении аварийно- спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ а ходе вооруженного конфликта 1995- 96 г. и при проведении антитеррористической операции в Чеченской республике в 1999-2001 г.

В структуре работ (АСДНР), выполненных войсками ГО в ходе внутреннего вооруженного конфликта основными видами являлись: разведка маршрутов движения; прокладка колонных путей в завалах; устройство проездов (шириной 4-4,5 м) в завалах; разборка завалов (крупногабаритных железобетонных конструкций); обрушение опасных конструкций и вывоз обломков зданий (сооружений); разминирование территорий и уничтожение взрывоопасных предметов;

«вскрытие» защитных сооружений (раскопка аварийных выходов) в завалах различной высоты;

локализация аварий на коммунально-энергетических сетях с отключением опасных участков и разборкой завалов;

охрана объектов и сил при проведении АС ДНР; тушение пожаров; устройство заградительных полос; дегазация участков местности с разливами АХОВ; дегазация (дезактивация) дорог с твердым покрытием; дезактивация участков местности срезанием грунта; специальная обработка техники и вооружения;

водоснабжение пострадавшего и эвакуируемого населения, санитарная обработка личного состава и дезинфекция обмундирования;

вывоз пострадавших из опасных зон и оказание доврачебной медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим; эвакуация пострадавших.

Согласно «Дополнению к Протоколу Женевской конвенции от 1919 г.» в вооруженных конфликтах воюющие стороны могут иметь войска ГО, предназначенные для защиты населения. В соответствии с положениями «Конвенции...» при выполнении задач по защите населения эти войска отмечаются специальными опознавательными знаками и обладают статусом «неприкосновенности» от огневого воздействия противника.

Это обстоятельство для прогнозирования потерь войск ГО в гуманитарных операциях, позволяет приравнять их потери к потерям населения в зоне вооруженного конфликта.

Подобное допущение позволяет предположить, что возможные потери войск ГО в вооруженных конфликтов в основном будут обусловливаться не огневым воздействием средств поражения противника, а риском от «сочетанного» воздействия на них различных

поражающих факторов, связанных с выполнением служебной деятельности по ликвидации ЧС вследствие военных действий.

При выполнении АСДНР войска ГО подвергаются риску поражения последствиями военных действий, в том числе в дорожно-транспортных происшествиях, техногенных авариях, пожарах, разливах АХОВ, наводнениях и других ЧС, и масштабы воздействия подобных угрозы могут быть оценены с помощью расчетных показателей риска.

К основным потокам угроз поражения населения в ЧС мировая практика относит:

поток угроз поражения в дорожно-транспортных происшествиях (для войск ГО при проведении разведки и выдвижении к местам производства АСДНР);

поток угроз травматизма от применяемых технологий (обрушения конструкций, сбора и уничтожения взрывоопасных предметов, ликвидации аварий на коммунальноэнергетических сетях и др.;

поток угроз поражения при тушении пожаров на объектах;

угрозы поражения причинами экологического характера;

угрозы террористического и иного характера, направленные на срыв безопасного проведения войсками ГО необходимых работ и др.

Используемые в мировой практике методы научного прогноза и оценки потерь населения от опасностей ЧС природного и техногенного характера основаны на количественных критериях, что позволяет использовать их и для прогноза возможных потерь войск ГО при выполнении АСДНР в ходе вооруженных конфликтов.

Безопасность населения территории в мировой практике оценивается по совокупности частных показателей риска преждевременной смерти определенной группы населения от основных видов угроз ЧС за период времени или обобщенным показателем «сочетанного» риска. Прогнозируемые потери войск ГО могут быть получены экстраполяцией расчетных потерь от каждого из возможных видов угроз.

Применительно к войскам ГО показателями опасностей, учитываемых в расчетах потерь, предлагается принять среднестатистические данные территории муниципального округа о количестве случаев преждевременной смерти, пересчитанные для групп населения численностью 10 тыс. чел при продолжительности воздействия каждого вида угроз ЧС за период времени равный одному году.

В этом случае для территории Южного региона Российской Федерации среднестатистические показатели риска поражения характеризуются следующими величинами пострадавших с летальным исходом в :

ДТП - до 3-х чел. на 10000 населения в год;

ЧС, вызванных техногенными авариями - до 5-ти чел. на 10000 нас./год;

ЧС, вызванных пожарами - до 4-х чел. на 10000 нас./год;

ЧС, связанных с нарушением экологии - до 27 чел. на 10000 нас./год;

ЧС, связанных с терроризмом, нарушениями общественного порядка - до 2-х чел. на 10000 нас./год.

Основанием для экстраполяции законов поражения населения различными видами угроз на процесс нанесения потерь войскам ГО во внутренних вооруженных конфликтах служит то обстоятельство, что в процессе функциональной деятельности последние подвергаются идентичным по видам и интенсивности потокам угроз ЧС, что и население данной территории.

Поскольку воздействие потоков угроз на население и войска ГО носит параллельный и независимый характер, то для оценки риска от «сочетанного» воздействия угроз может быть использован математический аппарат и показатели теории вероятностей.

В этом случае частные показатели риска поражения различными видами угроз можно интерпретировать как величины математического ожидания доли поражения заданной группы населения (войск ГО) каждым из видов угроз за нормированный период времени (равный одному году).

Для количественной осредненной оценки совокупного воздействия на войска ГО основных видов угроз целесообразно воспользоваться показателем математического ожидания потерь, величина которых будет определена с использованием специального математического аппарата теории исследования операций (ТИО), разработанного для оценки эффективности воздействия разнотипных угроз.

В общем случае исходными данными для прогнозирования потерь войск ГО являются:

1-е виды опасностей, угрожающих войскам , где 1 принимает значения от 1 до п; ц;- математическое ожидание потерь наносимых каждым из видов угроз за определенный отрезок времени («риск поражения» каждым из видов угроз);

показательный закон зависимости потерь от воздействия различных видов угроз. Безопасность (X) войск ГО (населения), во внутренних вооруженных конфликтах (в ходе выполнения АС ДНР в условиях «сочетанного» воздействия 1-х опасностей в методике предлагается оценивать показателем (ц п), рассчитываемым по выражению (3) и представляющим разность величин абсолютного значения безопасности, принятого за 1 и показателя сочетанной опасности (ц п)

X = 1 - ц п (3),

где X - показатель безопасности войск ГО (населения) в условиях сочетанного воздействия (п) видов опасностей;

цп - опасность, которой подвергается население от «сочетанной» угрозы.

Сочетанная опасность, угрожающая войскам ГО (населению) может рассчитываться по выражению (4) или (5):

П

Цп = 1 - П (1 - ц) ............... (4)

1=1

Цп=1 - е-^1 .............. (5)

выражение (5) используется при малых значениях (ц;) «Справочник по исследованию операций» М.,1979.

В качестве допущения в подобных расчетах предлагается считать, что все (I) -е виды угроз воздействуют на войска ГО (население) параллельно и независимо друг от друга.

При прогнозе ожидаемых потерь войск ГО от каждого из видов угроз (ц;) в качестве эталонной расчетной величины принята абсолютная численность войск (населения) равная 10 тысячам человек.

Результаты прогноза для большей или меньшей численности населения корректируются, соответственно и пропорционально, в сторону увеличения или уменьшения.

Для прогноза ожидаемых потерь войск ГО от воздействия основных видов угроз статистические показатели риска, принятые в мировой практике переводятся в проценты. Для этого численность населения, равную 10000 чел. принимаем за 100% и производим перерасчет.

Полученные при этом показатели смертности от воздействия основных видов угроз составят следующие величины: от ДТП (по прогнозу) 0,03%; от техногенных аварий 0,05%; от пожаров 0,04%;

по причинам неблагоприятной экологии 0,27%; от терроризма и преступности 0,02%.

Поскольку возможности войск ГО зависят не только от потерь с летальным исходом, но и санитарных, последние могут быть приняты адекватными потерям Вооруженных сил в локальных военных конфликтах.

По данным медицинской статистики за основу подобного перерасчета может быть принято соотношение от 0,2 до 0,33, т. е. на каждую единицу потерь с летальным исходом может приходиться от 3 до 5 человек санитарных потерь (пострадавших с видами травм, продолжительность лечения которых соизмерима с продолжительностью вооруженного конфликта).

С учетом подобного допущения прогноз потерь по личному составу от соответствующих видов опасностей может составить:

от ДТП может пострадать - до 0,1%;

от ЧС техногенного характера - 0,2%;

от пожаров - 0,16%;

от ЧС экологического характера - 0,81%;

от ЧС, связанных с различными видами терроризма и преступности, до 0,06%.

Показатели общих потерь личного состава (ц;) складываются из потерь с летальным исходом и санитарных.

Для прогноза возможных потерь войск ГО (с летальным исходом) от «сочетанного» воздействия опасностей воспользуемся выражением (4) и исходными данными, приведенными выше. Полученный по выражению (4) результат О,36% (цп = 0,36 % ) может трактоваться как риск поражения до 36 человек на 10 тысяч населения территории, подвергающейся воздействию опасностей.

цп = 1 - {( 1-0,02) (1 -0,05) (1-0,04) (1 -0,27) (1 -0,02)} = 0,36

Результат цп = 0,33%, полученный для тех же исходных данных по выражению (5) может трактоваться как возможность (риск) поражения до 33 человек на 10 тыс. населения. цп = 1 - е -( 0,02 + 0,05 +0,04+ 0,27+ 0,02 ) = 033

Величина прогнозируемого расчетного показателя безопасности войск ГО (X), определяемая по выражению (3), для приведенных исходных данных составит величину 0,640,67.

Полученный показатель может трактоваться как математическое ожидание не пораженной части населения численностью 10000 чел., поскольку

X = [1 - (0,33^0,36) ] 104= от 0,64 до 0,67 104

Для прогноза потерь расчетные показатели риска необходимо скорректировать с учетом численности войск ГО, развернутых для ведения АСДНР.

В связи с принятым допущением о пропорциональной зависимость показателей риска от их численности группы населения, задача корректировки показателей решается вводом в выражения 4 и 5 поправочных коэффициентов (а), определяемых соотношением численности реальной группировки войск к эталонной. В связи с этим выражение, характеризующее зависимость потерь войск ГО от «сочетанной угрозы» примет следующий вид (6 или 7)

П

Цп = а [1 -П(1 - ц)] (6)

цп

п

1=1

а [1 - е -х ] (7) ,

где а = Ч/104,

величина Ч - реальная численность группировки войск ГО, на которую воздействуют указанный выше поток опасностей.

Возможный порядок прогнозирования потерь по предлагаемой методике, ожидаемых вследствие воздействия потока угроз можно оценить на предлагаемом примере.

Пример. Предположим, что в зоне вооруженного конфликта на стратегическом направлении отражения агрессии в каждой из шести областей (субъектах Федерации) раз-

вернуто для ведения АСДНР до отдельной аварийно-спасательной бригады численностью 500 человек, всего бригад - 6.

Общая численность войск ГО в бригадах (Ч) составляет 3000 чел.

Считаем, что потоки опасностей для каждой из бригад равноценны.

Корректирующий поправочный коэффициент (а) для принятых исходных данных составит величину 0,18, так как (300 • 6) / 10000 = 0,18.

Соответственно прогнозируемое поражение войск ГО во внутреннем вооруженном конфликте от «сочетанного» воздействия перечисленных видов угроз может составить величину 0,0006^0,00065 % от общей штатной численности (Ч).

Для оценки потерь вооружения, военной и специальной техники, а также других материальных средств можно использовать расчетные показатели потерь личного состава войск ГО, скорректированные соответствующими поправочными коэффициентами, отражающими физическую устойчивость к поражающим факторам различных видов вооружения и специальной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.