Научная статья на тему 'Особенности прогнозирования развития дорожного хозяйства Узбекистана'

Особенности прогнозирования развития дорожного хозяйства Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансирование автомобильных дорог / дорожное хозяйство / Республиканской дорожный фонд / доходы и расходы / управление дорожным хозяйством / региональные автомобильные дороги.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильданова Луиза Анваровна

важнейшей особенностью дорожной отрасли является ее высокая социальная и экономическая значимость, от эффективного функционирования этой системы зависят качество жизни всех слоев населения и развитие экономики в целом. Вместе с тем остается целый ряд нерешенных проблем, связанных с системой управления автомобильными дорогами общего пользования, повышением эффективности использования средств, направляемых на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог, а также с нынешним состоянием автомобильных дорог общего пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности прогнозирования развития дорожного хозяйства Узбекистана»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА УЗБЕКИСТАНА Вильданова Л.А.

Вильданова Луиза Анваровна - старший преподаватель, кафедра экономики и организации дорожного хозяйства, Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: важнейшей особенностью дорожной отрасли является ее высокая социальная и экономическая значимость, от эффективного функционирования этой системы зависят качество жизни всех слоев населения и развитие экономики в целом. Вместе с тем остается целый ряд нерешенных проблем, связанных с системой управления автомобильными дорогами общего пользования, повышением эффективности использования средств, направляемых на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог, а также с нынешним состоянием автомобильных дорог общего пользования.

Ключевые слова: финансирование автомобильных дорог, дорожное хозяйство, Республиканской дорожный фонд, доходы и расходы, управление дорожным хозяйством, региональные автомобильные дороги.

Введение

В последнее время все актуальнее становится разработка и практическое применение методов наиболее эффективного управления различными региональными организационными системами.

Управление любой системой реализуется как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Их знание помогает определить условия, необходимые для осуществления данного процесса. Для этого все параметры, характеризующие процесс должны быть количественно определены. Для этого можно использовать методы исследования операций в экономике.

Цель работы. Сделана попытка сравнения процесса управления финансовыми ресурсами региональных дорожных хозяйств и выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию финансирования развития автомобильных дорог Узбекистана.

Материалы и методы исследования: Для анализа использовались данные открытых баз данных. Проанализирована литературная база по финансированию дорожного хозяйства, а также статистические данные Республиканского дорожного фонда за период с 1995 года по 2018 год.

Результаты исследования: В Республике Узбекистан для финансирования развития дорожного хозяйства был создан Республиканский дорожный фонд в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 июля 1993 года. Фонд был предназначен для финансирования затрат, связанных с ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Средства Республиканского дорожного фонда направлялись на финансирования государственной программы развития дорожного хозяйства Республики Узбекистан, научно-технического прогресса в нем, повышения квалификации кадров и совершенствования управления этим хозяйством. Из республиканского дорожного фонда выделялись субвенции и дотации Республике Каракалпакстан и областям для выравнивания уровней развития сети автомобильных дорог общего пользования и ликвидации стихийных бедствий.

Средства региональных (областных и районных) дорожных фондов использовались для финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования.

Доходы и расходы Дорожного фонда Республики Узбекистан приведены в табл. 1.

Таблица 1. Доходы и расходы Дорожного фонда Республики Узбекистан за период функционирования (1995-2002 гг) (в млн сумов) [4]

Годы функционирования дорожного фонда Показатели

Доходы Расходы Сальдо Рост доходов, % Рост расходов, %

1995 2801,0 2554,0 246,1 - -

1996 5565.9 5545,5 20,4 199 217

1997 11109,0 11092,5 16,5 199 200

1998 22271,4 21970,0 301,4 200 198

1999 32694,6 31981,8 712,8 147 145

2000 54945,0 54025,2 919,8 168 169

2001 74190,9 72461,9 1729,0 135 134

2002 121484,5 120833,9 650,6 164 167

2003 (план) 125140,0 125140,0 - 103 103

Рост доходов и расходов дорожного фонда можно наглядно иллюстрировать в виде диаграммы. Диаграмма динамики доходов и расходов Дорожного фонда Республики Узбекистан за период функционирования (1995-2002 гг.) приведена ниже.

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

У Доходы Расходы

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Рис. 1. Диаграмма динамики доходов и расходов Дорожного фонда Республики Узбекистан за период функционирования (1995-2002 гг.) [4]

Как видно из диаграммы, темп роста доходов и расходов Дорожного фонда Республики Узбекистан за период 1995 и 2002 годы имеет 43-кратное увеличение и, на наш взгляд, может быть адекватно, выражаться математической моделью, т.е. имеется тесная взаимосвязь между временем и доходами (расходами) [5].

Экономическая оценка роста доходов и расходов указывает на то, что планирование (прогнозирование) доходов и расходов Дорожного фонда Республики Узбекистан велось без научного основания. Например, увеличение планировалось на 103%, фактически достигло 200%. Как следствие и средства этого фонда также использовались неэффективно. В связи с этим состояние большинства автомобильных

дорог оставались неудовлетворительным. Это положение усугубляется синергетическим влиянием отсутствие достоверных данных об изменении технических состояний автомобильных дорог общего пользования, что затрудняет адресное планирование ремонтных работ и оценки качества их выполнения [2].

Как показывает экономическая оценка распределения средств дорожного фонда, в 2001 году на пять регионов с самым высоким валовым региональным продуктом (ВРП) - г. Ташкент, Навоийской, Бухарской, Ташкентской и Андижанской областям -пришлось 65,3% общих расходов фонда, в то время как на пять регионов с самым низким ВРП - Республику Каракалпакстан, Наманганской, Самаркандской, Джизакской и Хорезмской областям - лишь 17,8% средств (см. таблицу 2).

Таблица 2.Распределение средств дорожного фонда по регионам

Регионы ВРП на душу населения, в тыс. сумов Расходы, в млн сумов

г. Ташкент 326,2 24308,4

Навоийская область 247,2 3467,2

Бухарская область 225,2 3979,2

Ташкентская область 198,8 8187,0

Андижанская область 182,2 6420,4

Ферганская область 168,9 6267,3

Сырдарьинская область 160,6 1061,9

Сурхандарьинская область 141,6 1819,1

Кашкадарьинская область 140,8 2909,0

Хорезмская область 139,7 2272,3

Самаркандская область 131,3 3732,3

Джизакская область 130,8 772,7

Наманганская область 124,1 3260,4

Республика Каракалпакстан 80,4 2595,1

Итого 2397,8 71052,3

Система финансирования дорожного хозяйства Республики Узбекистан была изменена согласно Указ Президента Республики Узбекистан от 19 августа 2003 г. № УП-3292 «О совершенствовании системы управления строительством и эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования». В связи с этим, в настоящее время финансирование дорожного хозяйства регионов полностью осуществляется централизованно (так как упразднены областные, районные дорожные фонды, используемые для финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительство автомобильных дорог общего пользования регионов).

Доходы и расходы Дорожного фонда Республики Узбекистан за период с 2007 по 2015 годы приведены в таблице 3.

Таблица 3. Доходы и расходы Дорожного фонда Республики Узбекистан за период функционирования (2007-2018 гг.) (в млн сумов)

Годы функционирова ния дорожного фонда Показатели

Остаток Доходы Расходы Рост доходов, % Рост расходов, %

2007 336006,55 610521,71 297385,98 - -

2008 111406,88 402748,00 374214,58 65,9 125,8

2009 006,02 467932,32 521999,99 116,2 139,4

2010 14897,72 741715,00 792500,01 158,5 151,8

2011 303,30 941157,00 816477,02 103,0 103,0

2012 437148,76 1417440,99 1375262,63 150,6 168,4

2013 653104,88 1495332,00 1947715,40 105,4 141,6

2014 295570,09 2077736,90 2225630,01 138,9 114,0

2015 0 2782600,00 2782600,00 133,0 142,0

2018 (прогноз) 650000,90 3 730000,00 4 380000,90 134,0 157,4

Начиная с 2009 года по 2014 год во исполнение утвержденных Программ [2, 3] начато строительство и реконструкция Узбекской национальной автомагистрали, протяженностью более 2700 км. При этом основная часть 2-полосных участков направлений Бейнеу-Кунград-Бухара-Самарканд-Ташкент-Андижан,Бухара-Алат, Бухара-Карши-Гузар-Термез и Самарканд-Гузар доводятся до 1 категории с устройством 4-полосного движения, а дорожные одежды 4-полосных участков переводятся с осевой нагрузкой 10 т на осевую нагрузку 13 т. Более 500 км дорог реконструируются на цементобетонное покрытие. В рамках программ также построены транспортные развязки, обходы гг. Бухара, Карши, Беруний, Турткуль, мосты и путепроводы длиной более 1500 пм.

Начиная с 2015 года во исполнение очередной утвержденной Программы [5] продолжено строительство и реконструкция участков автодорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали по направлениям Андижан-Бейнеу, Самарканд-Термез, Карши-Шахрисабз, а также проведение последовательной модернизации дорог местного значения. Программа включает в себя также продолжение перевода дорожных одежд 4-полосных участков с осевой нагрузкой 10 т на осевую нагрузку 13 т, строительства обходов гг. Бухара, Беруний, Турткуль, гг. Сырдарья и Бахт, подъездных дорог к международным аэропортам, транспортных развязок, строительство и реконструкции участков автодорог общего пользования государственного значения. Кроме того, предусматривается строительство и реконструкции участков автодорог входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали за счет средств международных финансовых институтов.

Все вышеизложенное является доказательством роста расходов Республиканского дорожного фонда за период с 2007 по 2015 годы (табл. 1.) с 114,8% до 142,8%.

Новая «транспортная программа» Узбекистана на 2015-2019 годы оценивается в $10 млрд [4]. Ее основными направлениями является дальнейшее развитие 2400 км Узбекской национальной автомагистрали, строительство около 300 км дорог общего пользования, приобретение свыше 990 единиц новейшей дорожно-ремонтной техники.

Работа по совершенствованию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной инфраструктур, осуществляемая в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, уже даёт свои положительные результаты.

Так к концу 2017 года была завершена реконструкция 260 км автомобильных дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали. Работа проводится на уровне международных стандартов. Произведён капитальный ремонт 155,2 км автомобильных дорог общего пользования, осуществлён текущий ремонт дорожных покрытий более 2,35 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.

Введены в эксплуатацию 135 км автомобильной дороги А380 Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу, 30 км автомобильной дороги М39 Алматы-Бишкек-Ташкент-Термез, 15 км автомобильной дороги М37 Самарканд-Бухара-Туркменбаши. Сданы в эксплуатацию новые мосты на канале Аму-Бухара (автомобильная дорога А380 Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу) и на реке Зарафшан (автомобильная дорога М39 Алматы-Бишкек-Ташкент-Термез.

Проведена огромная работа по улучшению состоянии региональных автомобильных дорог, прежде всего, в сельской местности, повышению их эксплуатационных характеристик с опережающим развитием транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в тесной увязке с реализуемыми программами перспективного развития отраслей экономики и территорий страны. По состоянию на 1 ноября 2017 г. отремонтировано около 3 тыс. км региональных автомобильных дорог или на 1,5 тыс. км больше чем в 2016 году.

Также уделяется внимание повышению архитектурно-художественного уровня автомобильных дорог. Для этих целей, за 2018-2020 годы вдоль автодорог планируется высадить свыше 1,6 млн деревьев и кустарников, а на городских улицах - 782 тыс., из них 103 тыс. в столице.

С целью обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах начата работа по установке новых современных дорожных знаков, информационных указателей и других технических средств.

Все проводимые работы находятся под наблюдением Государственной инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ. Данное обстоятельство способствует существенному повышению качества ремонта автомобильных дорог и сокращению сроков его проведения.

С учетом, вышеизложенного анализ расходной части Республиканского дорожного фонда Узбекистана, направления выделяемых денежных ресурсов приведены в табл. 4.

№ п/п Наименование Сумма, млрд сум

1. Расходы на проектирование автомобильных дорог общего пользования 24,0

2. Расходы на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог 2 089,0

из них за счет средств международных финансовых институтов 616,0

3. Расходы на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования 1 247,1

4. Расходы на приобретение машин и механизмов для эксплуатационного содержания автомобильных дорог общего пользования 120,0

5. Расходы на содержание аппарата управления Республиканского дорожного фонда при Кабинета Министров Республики Узбекистан 3,0

6. Расходы на содержание центрального аппарата управления Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам 11,4

7. Расходы на содержание Государственной инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Кабинете Министров Республики Узбекистан 5,0

8. Расходы на содержание аппарата управления территориальных дочерних дорожно-эксплуатационных организаций Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам 37,4

9. Резерв на ликвидацию последствий стихийных бедствий 120,0

10. Исполнение договоров о взаимном сотрудничестве между Республиканским дорожным фондом, Государственного таможенного комитетам обслуживающими банками по сбору и контролю валютных поступлений, взимаемых на таможенных постах 1,4

11. Прочие расходы 288,7

Доходная часть Республиканского Дорожного фонда представлена в табл. 5.

Таблица 5. Доходная часть Республиканского Дорожного фонда на 2018 год

Статьи доходов Сумма, млрд сум.

1. Обязательные отчисления от объема реализации товаров (работ, услуг) 2 299,0

2. Сбор за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемые владельцами (пользователями) этих средств при регистрации в органах МВД Республики Узбекистан 660,0

3. Сбор за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств 112,0

4. Займы Международных финансовых институтов 616,0

5. Прочие поступления 43,0

Выводы: По оценкам экспертов, в стране существует целый ряд нерешенных проблем, связанных с нынешним состоянием межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, городских поселков, кишлаков и аулов, большая часть из которых не отвечает установленным требованиям качества и безопасности движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возведение новых жилых массивов, расширение городов, существенное увеличение количества транспортных средств требуют принятия действенных мер по коренному улучшению состояния региональных автомобильных дорог.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 19 августа 2003 г. № УП-3292 «О совершенствовании системы управления строительством и эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования».

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.04.2009 г., № ПП-1103 «О мерах по реконструкции и развитию Узбекской национальной автомагистрали на 2009-2014 годы».

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.12.2010г. № ПП-1446 «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах».

4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы» № ПП-2313 от 06.03.2015 г.

5. Ахмедов Р.М. Прогнозирование объемов финансирования развития регионального дорожного хозяйства. Материалы международной заочной научно-практической конференции «проблемы и перспективы развития экономики и управления» 19 октября 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.