Научная статья на тему 'Прогнозирование объемов финансирования развития сети автомобильных дорог'

Прогнозирование объемов финансирования развития сети автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / СРЕДСТВА ДОРОЖНОГО ФОНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов Р.М., Касимов И.М., Согинбоева У.С.

В статье рассматриваются вопросы разработки математической модели прогнозирования объемов финансирования развития дорожной сети. Предложена математическая модель доходов дорожного фонда, а также метод распределения средств дорожного фонда, направляемых на развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование объемов финансирования развития сети автомобильных дорог»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33.4.629

Ахмедов Р.М., к.э.н.,доцент Касимов И.М., ассистент. Согинбоева У.С., студент.

Наманганский инженерно-педагогический институт, Узбекистан.

Frodo5969@mail.ru.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы разработки математической модели прогнозирования объемов финансирования развития дорожной сети. Предложена математическая модель доходов дорожного фонда, а также метод распределения средств дорожного фонда, направляемых на развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионов.

Ключевые слова

Прогнозирование, математическая модель, финансирование, дорожная сеть,

средства дорожного фонда.

На наш взгляд, состояние автомобильных дорог прежде всего завысить от достоверности прогнозирования объемов работ и их финансирования [1]. В связи с вышеизложенными разработка и практическое применение методов наиболее эффективного прогнозирования объемов финансирования ремонта и строительства автомобильных дорог становится одним из актуальных вопросов.

В данной работе принята попытка разработки математической модели прогнозирования объемов финансирования развития дорожной сети, а также их ремонта и строительства.

Экономическая оценка финансирования дорожных хозяйств областей указывает на то, что планирование (прогнозирование) доходов и расходов Дорожного фонда Республики Узбекистан велось без достаточно научного основания. Например, увеличение планировалось на 103%, фактически достигло до 200 % и как следствие средства этого фонда также использовались неэффективно. В связи с этим транспортно-эксплуатационное состояние большинства автомобильных дорог оставались неудовлетворительным. Это положение усугубляется синергетическим влиянием отсутствие достоверных данных об изменении транспортно-эксплуатационных состояний сети автомобильных дорог, что затрудняет адресное планирование ремонтных работ и оценки качества их выполнения.

На наш взгляд, прогнозирование и планирование доходов и расходов Дорожного фонда целесообразно выполнить, опираясь на современные методы математического моделирования.

Как известно, динамика доходов достаточно, хорошо описывается трендовыми моделями. По статистическим данным можно анализировать количественные показатели динамики доходов. Тогда в

момент t величина доходов Дорожного фонда составит: L(a) = ек^~а),

где L(a)- величина доходов в момент t=a, к- темп прироста доходов или коэффициент естественного прироста доходов1.

По приведенной формуле можно вычислить доходы Дорожного фонда через t лет, если известны доходы Дорожного фонда в некоторый момент ($0) и величина коэффициент естественного прироста доходов (к). Однако в этой модели если t принимает большие значения, то точность прогноза ухудшается.

Математическая модель динамики доходов определяется по следующей формуле:

1 "коэффициент естественного прироста доходов" введен автором.

27

y( х) = а • ek(х-1995) , (1)

где параметры а и k определяются по методу наименьших квадратов математической статистики (по стандартной программе на компьютере).

Согласно этому составляем систему нормальных уравнений и по статистическим данным система нормальных уравнений имеет следующий вид:

6 ln а + 15k = 57,1977

15ln а + 55 k = 153,439 , (2)

ее решение k=0.5968, а=3102,6 дает искомую зависимость

y( х) = 3102,6 е0'59б8( х - 1995), (3)

По вышеуказанной формуле легко и удобно рассчитать прогнозную динамику доходов. Главная суть такой операции заключается в том, что здесь динамика доходов зависит от функции года. Таким образом, при использовании данной формулы степень погрешности составляет всего 5-10 %, что, на наш взгляд, вполне приемлемо в прогнозировании. Достоверность коэффициентов математических моделей проверена с помощью статистики Фишера, они являются значимыми с вероятностью р =0,95 [2].

По формуле (3) можно прогнозировать динамику доходов на последующие годы.

В разработанной нами методике в качестве показателя, характеризующего уровень развития региона, принят ВРП на душу населения, в тыс. сумах. В качестве показателя можно принимать уровень обеспеченности региона автомобильными дорогами, индекс региона и.т.п., а для распределения по данной методике принимать часть дорожного фонда (10-20% от общей суммы Фонда) и назвать его «фондом выравнивания развития дорожного хозяйства регионов».

Реализация предложенной методики при централизованном финансировании развития дорожного хозяйства даст положительный эффект за счет уменьшения субъективного подхода. По мере выравнивания уровня развития дорожной сети и их транспортно-эксплуатационных качеств методику прогнозирования финансирования можно совершенствовать. Это вопрос дальнейших исследований.

Список использованной литературы

1.Ахмедов Р.М. Эконометрические аспекты планирования и управления воспроизводством автомобильных дорог и искусственных сооружений. Монография. - Ташкент, 2016. 153 с.

2. Ахмедов Р.М. Экономико-математическая модель финансирования развития дорожного хозяйства//Сборник материалов VI-Ферганской конференции «Предельные теоремы теории вероятностей и их приложения» - Ташкент, 2011. - С. 207-210.

© Ахмедов Р.М., Касимов И.М., Согинбоева У.С., 2017

УДК 331. 2

Валькович О.Н.

канд.экон.наук, доцент КубГУ г.Краснодар, РФ, Е-тай:уа1ко25@тай.ги

Соколова Т.Э. Магистр КубГУ г.Краснодар, РФ, Е-тай:соко1оу@тай.ги

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В статье рассмотрен процесс изменения системы оплаты труда и установление новых систем и форм оплаты труда, которые могут стать неотъемлемой частью эволюции на пути к участию трудящихся в

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.