Научная статья на тему 'Особенности профориентации лиц с умственной отсталостью в условиях профессиональной подготовки'

Особенности профориентации лиц с умственной отсталостью в условиях профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1264
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профориентации лиц с умственной отсталостью в условиях профессиональной подготовки»

особенности профориентации лиц с умственной отсталостью в условиях профессиональной подготовки

М. Ю. Хайдарова, педагог-психолог Государственного профессионального образовательного учреждения г. Новокузнецка

В настоящее время остро стоит проблема выбора профессии не только нормально развивающимися школьниками, но и лицами с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей выпускникам кор-рекционных школ VIII вида очень сложно сориентироваться в профессиях современного рынка труда. Некоторые выпускники коррекционных школ не могут подобрать себе ни одну из предлагаемых им профессий, некоторые — сразу идут работать, выполняя несложные трудовые действия, другие — получают профессиональное образование в профессиональных образовательных учреждениях. Однако все ребята испытывают большие трудности в трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения в школе к профессиональному труду;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, причиной которого является чувство социальной незащищенности;

— неадекватной самооценкой;

— неспособностью адекватно взаимодействовать с трудовым коллективом и выполнять трудовые обязанности;

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным нарушениями.

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система мероприятий по профессиональной ориентации в коррекци-онных школах и профессиональных образовательных учреждениях. При этом целью является не только предоставление информации о мире профессий. Информация должна способствовать личностному развитию учеников коррекци-онных школ, формировать у них способности

соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. И это является важнейшим этапом профессиональной ориентации будущих обучающихся в нашем образовательном учреждении, т. к. многие ребята с интеллектуальными нарушениями хотят работать только юристами, адвокатами, водителями. Это говорит о высоком уровне их притязаний и сильно завышенной самооценке. Поэтому профориен-тационная работа в профессиональной образовательной организации должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Профориентация предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Немаловажным в этом отношении фактором является работа с родителями. Практика показывает, что зачастую родители также не могут адекватно оценить способности своих детей. Думая, что если их ребенок может строить домики из кубиков, он обязательно должен стать архитектором, или если он умеет перерисовывать картинки, он может стать успешным дизайнером, они убеждают в этом своих детей. И у подростка начинается конфликт между его амбициями и его возможностями. И здесь необходимо проводить большую просветительскую, но в то же время деликатную работу с родителями учеников для коррекции их понимания способностей и возможностей их детей и представления об их будущей профессиональной деятельности.

Выбор будущей профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, место в жизни. Школьники с интеллектуальными нарушениями не знают особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Необходимо вызывать интерес (мотивацию) школьника к предоставляемым профессиям доступными и понятными средствами, например, с помощью профессиональных проб.

Большинство будущих обучающихся Государственного профессионального образовательного учреждения г. Новокузнецка прошли профессиональные пробы (90 %). Этому предшествует большая просветительская работа в коррекционных школах города и области. Педагог-психолог, мастера производственного обучения проводят профориентационные занятия, которые включают не только информационный материал (рассказы о профессиях, видео, слайд-презентации о предоставляемых профессиях), но и игровые, тренин-говые занятия, которые позволяют ребятам с ментальными нарушениями осознать, какие требования к личности предъявляет каждая профессия.

Знания школьников с интеллектуальными нарушениями о профессиях ограничены. Ученики не могут четко разделить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т. д. Учащиеся не имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех областях, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Поэтому при профориентации подростков с ментальными нарушениями применяются следующие технологии:

— анкетирование профессиональных интересов, намерений,увлечений;

— профориентационные игры с классом;

— информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования;

— информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям;

Лишь к концу профориентационных мероприятий они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (садовник, маляр, плотник и др.). Профессиональное самоопределение таких подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому их профессиональное самоопределение должно осуществляться системно, совместно с руководством школы, семьей, специалистами профессиональной образовательной организации.

Работа по профессиональной ориентации в условиях коррекционной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей умствен-

ного и физического развития учащихся. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе.

Одно из главных звеньев профессионального самоопределения выпускников с ментальными нарушениями — выбор не только доступной, адекватной возможностям специальности, но и такой, на которую есть спрос в данном районе, городе. Сделать специальность привлекательной помогает весь процесс профориентации абитуриентов, который реализуется в комплексе с трудовой подготовкой в коррек-ционной школе.

Итак, одной из важнейших проблем в подготовке подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям. Учеников коррекционных школ VIII вида необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности, им нужна квалифицированная и своевременная помощь взрослых, педагогов при выборе профессии.

Опыт проведения профориентационных мероприятий в ГПОУ г. Новокузнецка показал следующее:

1) чем раньше с учащимися коррекционных школ начинается профориентационная работа, тем осознаннее выбор будущей профессии подростком;

2) профориентационные мероприятия, в том числе профессиональные пробы, способствуют повышению мотивации к получению подростками рабочей профессии;

3) привлечение учащихся коррекционных школ к внеурочной деятельности профессионального учреждения повышает интерес к самому учреждению и тем самым способствует повышению интереса к получению профессии в данном учреждении;

4) профориентационные мероприятия необходимо проводить не только с учащимися школ, но и с их родителями, так как только совместная работа дает положительный результат.

По результатам анкетирования было выявлено, что из обучающихся ГПОУ г. Новокузнецка, принявших участие в профориентаци-онных мероприятиях, более 70 %% осознанно выбрали будущую профессию. Результаты диагностического исследования показали, что данные подростки имеют более низкий уровень тревожности по сравнению с обучающимися,

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

27 85

73

15

Осознанный выбор Неосознанный выбор

Обучающиеся, принявшие участие в профориентационных мероприятиях

Обучающиеся, не принявшие участие в профориентационных мероприятиях

Рис. Влияние профориентационных мероприятий на сознанный выбор профессиии выпускников коррекционных школ

не принявшими участие в проориентационных мероприятиях, они быстрее адаптировались к новым социальным условиям (рис.).

В заключение хотелось бы сказать, что профориентационная работа — очень сложная, многогранная и ответственная работа.

И от того, насколько качественно она будет выполнена, зависит не только количество поступивших в профессиональное учреждение абитуриентов, но и не в меньшей степени результат дальнейшего обучения подростка, а также его социализация в обществе.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРОфОРИЕНТАЦИОННОй РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ КЕМЕРОВСКОй ОБЛАСТИ

И. А. Килина, кандидат психологических наук, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Исходя из Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, профессиональная ориентация рассматривается как система действий по сопровождению, которое реализуется на макроуровне (это сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на муниципальном и региональном уровнях управления образованием) и микроуровне (психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, включающее взаимодействие обучающегося с педагогом, психологом, наставником и т. д.). [4].

Для эффективной организации сопровождения обучающихся необходимо повышение квалификации педагога в области проф-

ориентации. Актуальность проблемы подготовки педагогических кадров к развитию системы профессиональной ориентации подчеркивалась в резолюции круглого стола «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации» (Совет Федерации Федерального собрания РФ 13 декабря 2017 года), где отмечалась необходимость оказания органам государственной власти субъектов РФ всесторонней

«образование. карьера. общество» № 4 (63) 2019

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.