Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ГРУППЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА / СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошанская А.Г.

В статье описаны четыре уровня превенции суицидального поведения и профилактической работы с несовершеннолетними. Первый уровень направлен на общую профилактику с формированием ценностей здорового образа жизни и повышением групповой сплоченности среди участников образовательного процесса. Второй уровень - выявление психологом образовательного учреждения групп суицидального риска, с осуществлением сопровождения не только несовершеннолетних, но и их семей с целью предупреждения самоубийств. Третий уровень - непосредственное предотвращение самоубийства с оценкой степени риска самоубийства несовершеннолетним. Четвертый уровень позволяет снизить последствия и уменьшить вероятность дальнейших случаев суицидальных попыток при помощи социальной и психологической реабилитации суицидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кошанская А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF MINORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article describes four levels of prevention of suicidal behavior and preventive work with minors. The first level is aimed at general prevention with the formation of healthy lifestyle values and increasing group cohesion among participants in the educational process. The second level is the identification by a psychologist of an educational institution of suicidal risk groups, with the implementation of support not only for minors, but also for their families in order to prevent suicide. The third level is direct suicide prevention with an assessment of the risk of suicide by minors. The fourth level allows to reduce the consequences and reduce the likelihood of further cases of suicidal attempts with the help of social and psychological rehabilitation of suicides.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Кошанская А.Г.

ФБГОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Адыгея

Аннотация:Встатьеописанычетыреуровняпревенциисуицидального поведения и профилактической работы с несовершеннолетними. Первый уровень направлен на общую профилактику с формированием ценностей здорового образа жизни и повышением групповой сплоченности среди участников образовательного процесса. Второй уровень - выявление психологом образовательного учреждения групп суицидального риска, с осуществлением сопровождения не только несовершеннолетних, но и их семей с целью предупреждения самоубийств. Третий уровень -непосредственное предотвращение самоубийства с оценкой степени риска самоубийства несовершеннолетним. Четвертый уровень позволяет снизить последствия и уменьшить вероятность дальнейших случаев суицидальных попыток при помощи социальной и психологической реабилитации суицидентов.

Ключевые слова: профилактика суицидального поведения, группы суицидального риска, социальная и психологическая реабилитация

FEATURES OF PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF MINORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Koshanskaya A.G.

Abstract: The article describes four levels of prevention of suicidal behavior and preventive work with minors. The first level is aimed at general prevention with the formation of healthy lifestyle values and increasing group cohesion among participants in the educational process. The second level is the identification by a psychologist of an educational institution of suicidal risk groups, with the implementation of support not only for minors, but also for their families in order to prevent suicide. The third level is direct suicide prevention with an assessment of the risk of suicide by minors. The fourth level allows to reduce the consequences and reduce the likelihood of further cases of suicidal attempts with the help of social and psychological rehabilitation of suicides.

Keywords: prevention of suicidal behavior, suicide risk groups, social and psychological rehabilitation

1 проблема профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной среде является значимой социально-психологической проблемой, поскольку в последние годы участились суицидальные наклонности среди детей и подростков. За каждым случаем проявления суицидального поведения несовершеннолетних стоит личная трагедия, состояние безысходности, нередко возникающие на фоне морального и физического насилия, бестактного поведения со стороны взрослых, черствости и безразличия отдельных педагогов или родителей, глубоких конфликтов с ближайшим окружением. У несовершеннолетних переживающих сложные жизненные ситуации формируется страх перед жизнью, побеждающий страх смерти. Следует отметить, что данным ВОЗ [5], большинство родителей не знают о попытках самоубийства своих детей, т.к. более 35% держат это в тайне от них.

При проведении профилактической работы с несовершеннолетними в образовательной среде прежде всего необходимо соблюдать принцип ценности личности каждого несовершеннолетнего, признание их индивидуальности, приоритет личностного развития, который заключается в том, что обучение выступает не как самоцель, а как средство личностного роста с ориентацией на зону ближнего развития каждого ребенка. Профилактическая работа представляет собой четырехуровневую систему [1].

Первый уровень направлен на общую профилактику с формированием ценностей здорового образа жизни и повышением групповой сплоченности среди участников образовательного процесса. Для этого в образовательных учреждениях необходимо создавать общешкольные программы психического и физического здоровья, регулярно и систематически проводить внеклассную воспитательную работу, привлекать к профилактическим мероприятиям родителей [3]. В самой же образовательной среде необходимо формировать доброжелательную атмосферу, в которой несовершеннолетние смогут почувствовать, что учителя к ним справедливы и у них есть друзья, это позволит детям ощутить себя частью школьной системы и снизить вероятность возникновения суицидальных мыслей. Психологам образовательных организаций на данном этапе необходимо изучить особенности психолого-педагогического статуса каждого несовершеннолетнего с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии

и обучении. На основании полученных данных создается система психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп как в воспитательно-образовательном процессе, так и в периоды возникновения трудных жизненных ситуаций (составляется программа или план работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних). Первый уровень профилактики подразумевает привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. При этом основной целью данного этапа является формирование позитивного образа «Я» у детей и подростков, развитие их уникальности и неповторимости, привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование эмпатии, милосердия и ценностных отношений в социуме.

На втором уровне психолог образовательного учреждения выявляет группы суицидального риска, осуществляет сопровождение не только несовершеннолетних, но и их семей с целью предупреждения самоубийств [6]. Для этого проводится диагностика суицидального поведения и составляется банк данных несовершеннолетних группы риска и их семей. Психолог образовательного учреждения организует индивидуальные и групповые занятия по обучению проблемно-разрешающему поведению и поиску социальной поддержки, повышению самооценки, развитию эмпатии, адекватного отношения к собственной личности. Могут проводиться классные часы, круглые столы, оформляться тематические стенды. Разрабатывается план действий психолога образовательного учреждения, в котором должен быть четко обозначен алгоритм мер при выявлении несовершеннолетнего группы суицидального риска, при угрозе самоубийства и после него [4]. Необходимо обращать внимание на возрастные психологические новообразования, которые могут возникать у несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению. В 1-4 классах школы у учащихся происходит перестройка их системы отношений с переходом к учебной деятельности, поэтому несовершеннолетние с неадекватной самооценкой, рискованными поступками, которые могут совершаться из-за интереса к новому, в том числе и к смерти, должны попадать в поле зрения психолога образовательного учреждения. В 5 классе, когда у детей активизируется интерес к коллективной деятельности, важна коррекция детской застенчивости с развитием эмоциональной сферы. У учащихся 7 классов возможно резкое падение самооценки с повышением агрессивности, тревожности, ранимости и неадекватности

реагирования.Вэтом возрасте для несовершеннолетнихважнареализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов). Для старшеклассников значимыми становятся раздумья о любви и семейных отношениях, наблюдаются проявления юношеского максимализма и идеализма, радикальность мнений и поступков. В этот возрастной период важна готовность педагогов и психолога образовательного учреждения помочь найти ответы на вопросы с использованием нетрадиционных педагогических и психологических приемов обучения, общения и воспитания. Соответственно, на каждом возрастном этапе психологу образовательного учреждения необходимо выявить несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, сопровождать несовершеннолетних группы риска по суицидальному поведению, проводить терапию кризисных состояний, формировать адаптивные копинг-стратегии, способствующие позитивному принятию себя и позволяющие эффективно преодолевать кризисные ситуации.

Третий уровень направлен на непосредственное предотвращение самоубийства с оценкой степени риска самоубийства несовершеннолетним. Выделяется основные три степени риска совершения самоубийства: крайняя - когда несовершеннолетний имеет средство совершения самоубийства и у него выработан четкий план; серьезная, при которой у несовершеннолетнего есть план, но нет орудия осуществления;умеренная- несовершеннолетний озвучивает намерения, но нет четкого плана и орудий. После оценки степени суицидального риска психолог оповещает соответствующие учреждения психического здоровья и ставит в известность родителей, проводит работу с педагогическим коллективом, который был включен во взаимодействие с суицидентом, по разбору данного случая для выражения своих чувств, переживаний, внесения предложений относительно стратегий и плана дальнейших действий. При необходимости психолог организовывает встречу близких друзей суицидента и его одноклассников с врачом-психотерапевтом.

Четвертый уровень позволяет снизить последствия и уменьшить вероятность дальнейших случаев суицидальных попыток при помощи социальной и психологической реабилитации суицидентов. На данном уровне психолог образовательного учреждения особое внимание уделяет эмоциональному климату в школе и его изменению, а суицидента направляет к врачу-психотерапевту для глубинной коррекции состояния, отслеживая его динамику в процессе дальнейшего

обучения в школе. Психолог образовательного учреждения должен быть готов к оказанию экстренной психологической помощи суициденту, подготовить диагностический инструментарий для отслеживания динамики психологического состояния суицидента. Знать координаты специалистов, которые могут оказывать психотерапевтическую помощь суицидентам и их семьям. С целью профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной среде необходимо регулярно информировать их о возможности анонимного телефонного консультирования в службе Детского Телефона Доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 по широкому кругу проблем, таких как: взаимоотношения с родителями, сверстниками и учителями; любовные и сексуальные отношения; принятие себя и своей жизни; суицидальные мысли и намерения. [2].

Таким образом, профилактическая работа с несовершеннолетними в образовательной среде должна быть направлена на ослабление социально-психологических предпосылок, способствующих формированию у них суицидального поведения. Проблема предупреждения суицидального поведения должна решаться путем организации комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию системной психологической работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Литература

1. Березина В.А. Профилактика суицидального поведения в образовательном процессе: содержание, организация и планирование / В.А. Березина // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - М., 2013. - С. 25.

2. Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером 8 800 2000 122. Нормативные и методические материалы: в 3 т. Т. 2: Для консультантов / ред.-сост. М.О. Егорова. - М.: Смысл, 2011. - 362 с.

3. Корнетов А.Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях: метод. рекомендации для педагогов и кураторов / А.Н. Корнетов [и др.]. - Томск: Рекламная группа Графика, 2013. -56 с.

4. Олифер О.О. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения учащихся образовательных организаций:

сб. материалов / О.О. Олифер [и др]. - Хабаровск: Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, 2015. - 168 с.

5. Синягин Ю.В. Детский суицид: анализ состояния профилактической работы в образовательных организациях России / Ю.В. Синягин, Н.В. Сероштанова // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 185-190.

6. Синягина Н.Ю. Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся [Электронный ресурс] / Н.Ю. Синягина [и др.]. - Режим доступа: Ы*р://ои55. omsk.obr55.ru/files/2016/01/Типовая-модель.pdf (дата обращения: 12.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.