УДК 316.62:616.89-008.441.44-053.81(571.56)
DOI
М.П. Дуткин
профилактическая деятельность по снижению суицидального риска у несовершеннолетних республики саха (якутия)
Аннотация. Восточные регионы Российской Федерации отличаются высокой суицидальной активностью и в большинстве случаев являются национальными образованиями. В этих регионах сохраняется крайне неблагополучная обстановка по детско-подростковым суицидам. Масштабы проблемы детских и подростковых самоубийств, особенно, тенденция к ее росту, указывают на необходимость разработки эффективной профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних. Целью настоящего исследования является анализ профилактической работы по снижению количества самоубийств несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) и выработка рекомендаций по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних. Результаты. В 2018 г. республиканский показатель суицидов у детей на 100 тыс. населения достиг цифры 6,8. Среднероссийский показатель составил в том же году - 2,6. Следовательно, дети и подростки Республики Саха (Якутия) оказались подвержены риску самоубийства в 2,6 раза чаще, чем их сверстники в РФ. Методические рекомендации «Профилактика по снижению суицидального риска у детей и подростков», разработанные Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия), показали низкую эффективность, так как не уделяют внимания профилактике самоубийств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и не учитывают особенности эмоциональной сферы коренной молодежи Республики Саха (Якутия). У коренной молодежи российские суицидо-логи выявили особенности эмоционально-личностной сферы в виде повышенного уровня тревожности, неуверенности, мнительности, повышенного чувства вины. При анализе нозологической принадлежности пациентов несовершеннолетнего возраста с суицидальными проявлениями с 2011 по 2018 гг. суицидологи выявили значительное преобладание пациентов с «возрастными» диагнозами из рубрики F 90-98 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Следовательно, профилактику суицидального поведения коренной молодежи Севера следует начинать не в подростковом, а в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку в подростковом этапе развития характерологические черты уже сформированы. Парадоксально низкий показатель самоубийств в Республиках Северного Кавказа доказывает вышеизложенное. С семи лет воспитание мальчиков на Кавказе переходило в руки мужчин и этим детям прививали такие личностные черты как стойкость и самоотверженность. Основой ранней профилактики суицидального поведения является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития не только подростков, но и детей более раннего возраста, а также своевременное выявление специфических особенностей эмоционально-личностной сферы в виде тревожности, неуверенности, мнительности. Заключение. Анализ проблематики суицидального поведения у несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) свидетельствует о том, что социальная дезадаптация ребенка начинается не в подростковом возрасте, а раньше - в дошкольном и младшем школьном возрасте. В связи с этим профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних включать в себя выявление специфических для суицидального поведения эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста и психологическую коррекцию обнаруженных расстройств у несовершеннолетних.
Ключевые слова: самоубийство, суицидальный индекс среди несовершеннолетних, профилактика суицидального риска, особенности эмоционально-личностной сферы, психологическая коррекция, народная педагогика, Республика Саха (Якутия).
ДУТКИН Максим Петрович - кандидат философских наук, врач-психотерапевт, доцент кафедры неврологии и психиатрии Медицинского института Северо-Восточного Федерального Университета им. М. К. Аммосова. 677016, Якутск, ул. Белинского, 58. Тел.: 8-924-1742330. Е-mail: maksdutkin@ mail.ru
DUTKIN Maxim Petrovich - Candidate of Philosophical Sciences, psychotherapist, Assistant Professor, Department of Neurology and Psychiatry, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677016, Yakutsk, ul. Belinskogo, 58. Tel.: +7-924-1742330. E-mail: maksdutkin @ mail.ru
M.P Dutkin
preventive measures to reduce suicidal risk in minors
in the sakha republic (yakutia)
Abstract. The Eastern regions of the Russian Federation are characterized by high suicidal activity and in most cases are national entities. In these regions, the situation with child and adolescent suicides remains extremely poor. The scale of the problem of child and adolescent suicides, especially its growing trend, indicates the need to develop effective prevention of suicidal behavior in minors. The purpose of this study is to analyze preventive work to reduce the number of suicides of minors in the Sakha Republic (Yakutia) and develop recommendations for the prevention of suicidal behavior in minors. Results. In 2018, the national suicide rate for children per 100,000 population reached 6.8, with the average Russian rate being 2.6 in the same year. Consequently, children and adolescents in the Sakha Republic (Yakutia) were at risk of suicide 2.6 times more often than their peers in the Russian Federation. Methodological recommendations "Prevention to reduce the risk of suicide in children and adolescents", developed by the Ministry of Education and Science of the Sakha Republic (Yakutia), have shown low effectiveness, since they do not pay attention to the prevention of suicide in children of senior preschool and primary school age and do not take into account the peculiarities of the emotional sphere of indigenous youth of the Sakha Republic (Yakutia). Among indigenous youth, Russian suicide researchers have identified features of the emotional and personal sphere in the form of increased levels of anxiety, uncertainty, suspiciousness, and increased feelings of guilt. When analyzing the nosological affiliation of underage patients with suicidal manifestations in 2011-2018, researchers found a significant predominance of patients with «age-related» diagnoses from category F 90-98 «Behavioral and emotional disorders that usually begin in childhood and adolescence». Therefore, prevention of suicidal behavior of indigenous youth of the North should begin not in adolescence, but in preschool and primary school age, since in the adolescent stage of development, characterological features have already been formed. The paradoxically low suicide rate in the republics of the North Caucasus proves the above. From the age of seven, the upbringing of boys in the Caucasus passed into the hands of men and these children were instilled such personal traits as perseverance and selflessness. The basis for early prevention of suicidal behavior is creating conditions that will permit normal development of not only adolescents, but also children at an earlier age, as well as timely identification of the specific characteristics of the emotional-personal sphere in the form of anxiety, insecurity, and suspicion. Conclusion. The analysis of the problem of suicidal behavior in minors in the Sakha Republic (Yakutia) shows that the social disadaptation of a child begins not in adolescence, but earlier - in preschool and primary school age. In this regard, prevention of suicidal behavior in minors includes the identification of specific for suicidal behavior of emotional and personal disorders in children of preschool and primary school age and psychological correction of detected disorders in minors.
Keywords: suicide, suicide index among minors, prevention of suicide risk, features of the emotional and personal sphere, psychological correction, folk pedagogy, Sakha Republic (Yakutia).
Введение. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с 2014 г. считает профилактику самоубийств одним из важных задач современного общества. Во многих странах мира суициды входят в число основных причин смерти населения, а в подростковом возрасте суицидальная смертность входит в тройку лидирующих причин смерти. Самоубийства до 13 лет являются достаточно редким явлением, в то время как с 14 -15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-17 лет.
Российская Федерация, несмотря на постепенное снижение показателей самоубийств, относится к странам с высокой суицидальной активностью. Частота распространенности суицидов в Российской Федерации характеризуется крайней вариабельностью в отдельных регионах страны. Регионы с высокой суицидальной активностью расположены на Востоке страны и в большинстве случаев являются национальными образованиями (Республики Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Чукотский автономный округ). В этих регионах сохраняется крайне неблагополучная обстановка по детско-подростковым суицидам.
Согласно данным Бурятского органа Федеральной службы статистики, в 2016 году уровень завершенных суицидов среди несовершеннолетних в Республике Бурятия составил 10,5 случаев на 100 тыс. населения [1]. Для сравнения - этот показатель по РФ составил в том же году 2,5.
Масштабы проблемы детских и подростковых самоубийств, особенно, тенденция к ее росту, указывают на необходимость разработки общегосударственной стратегии профилактики
суицидального поведения у несовершеннолетних. Общегосударственная система профилактики суицидального поведения еще не выработана, но многие регионы РФ с высокими показателями самоубийств у несовершеннолетних разработали собственные программы профилактики суицидов у детей и подростков.
Целью настоящего исследования является анализ профилактической работы по снижению количества самоубийств несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) и выработка рекомендаций по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних.
Материалы исследования. Материалами исследования послужили статистические данные Росстата и Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Саха (Якутия) по количеству самоубийств, а также научные труды российских суицидологов по выделению этнокультуральных факторов суицидального поведения у коренных народов Республики Саха (Якутия).
Результаты исследования. В Российской Федерации, несмотря на отмечающееся в течение последних 15 лет улучшение суицидальной ситуации в детско-подростковой среде, она остаётся неблагополучной. По данным Государственной службы статистики, в 2017 г. частота завершённых суицидов среди детей 10-14 лет составила 1,6 на 100 тыс. лиц этого возраста (в 2 раза больше среднемирового показателя), а среди подростков 15-17 лет - 8,4 на 100 тыс. ровесников (на 13,5 % больше, чем в мире).
В Республике Саха (Якутия) суицидальный индекс среди несовершеннолетних (до 17 лет) в 2013 г. составил 6,7 на 100 тыс. населения соответствующего возраста [2]. В Российской Федерации этот показатель составил 3,1 (табл. 1). Более ранними сведениями о количестве самоубийств у несовершеннолетних Якутский территориальный орган статистики, к сожалению, не обладает.
Таблица 1 - Показатель самоубийств у несовершеннолетних на 100 тыс. населения
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
РФ 3,1 3,2 2,4 2,5 2,3 2,6
РС (Я) 6,7 8,2 7,6 3,4 3 6,8
В 2018 г. республиканский индекс суицидов у детей на 100 тыс. населения достиг цифры 6,8. Среднероссийский показатель составил в том же году - 2,6. Следовательно, дети и подростки Республики Саха (Якутия) оказались подвержены риску самоубийства в 2,6 раза чаще, чем их сверстники в РФ (рис. 1).
9
И
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рисунок 1 - Динамика суицидов у несовершеннолетних РС (Я) и РФ.
В 2017 г. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) разработала «Методические рекомендации для образовательных организаций» под названием «Профилактика суицидального риска у детей и подростков», где основное внимание уделяется профилактической работе среди подростков [3]. Тем не менее, анализ показателей завершенных суицидов среди несовершеннолетних за период 2013-18 гг. в Республике Саха (Якутия) показал низкую эффективность превентивной деятельности по снижению количества самоубийств. В 2018г. суицидальный индекс несовершеннолетних увеличился.
Согласно этим «Методическим рекомендациям» основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков [3]. В итоге, не уделяется должное внимание профилактике самоубийств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, не учитываются особенности эмоциональной сферы коренной молодежи Республики Саха (Якутия).
Исследования особенностей эмоциональной сферы и эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях у коренной молодежи Республики Саха (Якутия), проведенные НИИ Медицинских проблем СО РАН (г. Красноярск), показали, что 57,3 % коренных старшеклассников постоянно испытывают тревогу умеренной степени, 4,1 % коренных старшеклассников испытывают выраженную тревогу [4].У коренной молодежи, проживающей на Севере Республики Саха (Якутия), выявили особенности эмоционально-личностной сферы, которые заключаются в повышенном уровне тревожности, неуверенности, мнительности, повышенном чувстве вины, «застреваемости» на негативных переживаниях.
По данным НИИ Медицинских проблем Севера распространенность психических нарушений у детей и подростков среди якутов, эвенов и эвенков составила 16,3 %, среди алтайцев 12,1 %, среди агинских бурят 7,4 %, среди тувинцев 29,2 % [5]. У мальчиков нарушения встречаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек. В структуре психических расстройств на первое место выходят нарушения поведения, на второе - гиперкинетические расстройства, на третье - эмоциональные расстройства. Более 45 % детей и подростков с психическими расстройствами имеют коморбидные формы нарушений, которые являются прогностически неблагоприятным фактором для формирования суицидального и асоциального поведения, преступности, алкогольной и наркотической зависимости во взрослом возрасте.
Таким образом, у коренной молодежи, проживающей на Севере республики, выявляются следующие особенности эмоционально-личностной сферы, которые заключаются в повышенном уровне тревожности, неуверенности, мнительности, повышенном чувстве вины, «за-стреваемости» на негативных переживаниях. Выявленные особенности эмоциональной сферы объясняют сниженную стрессоустойчивость с одной стороны, с другой стороны склонность к аутодеструктивному поведению у молодежи Севера.
При анализе нозологической принадлежности пациентов несовершеннолетнего возраста с суицидальными проявлениями с 2011 по 2018 гг. выявляется значительное преобладание пациентов с «возрастными» диагнозами из рубрики F 90-98 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (33,1 %), далее следуют пациенты с аффективной патологией и с расстройствами шизофренического спектра, количество которых практически одинаково (18,7 % и 19,2 % соответственно), с органическим поражением головного мозга (рубрики F 02, 06, 07) - 13,4 %, с умственной отсталостью (Б 70-71) - 7,8 %, с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами ^ 40-48) - 6,4 % [6].
Перечисленные «поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» специфичны для детей дошкольного возраста и проявляются в сочетании с выраженной тревогой или страхом. Они равномерно представлены по полу; преобладают выходцы из малообеспеченных семей [6].
Старший преддошкольный возраст связан с важными событиями в социализации ребенка. Дети в этом возрасте вынуждены учиться контролировать свою радость, как и свой гнев. Согласно Э. Эриксону, в процессе освоения окружающего мира и развития компетентности у детей возникает конфликт между инициативой и чувством вины, который они должны разрешить [7]. Следовательно, именно в этом возрасте начинают складываться личностные
черты, свойственные суицидентам: тревожность, мнительность, робость и повышенное чувство вины.
Самый низкий уровень самоубийств в Российской Федерации за 2019 г. по коэффициенту на 100 000 человек взрослого и детского населения: Республика Ингушетия - 0,2 и Чеченская Республика - 0,2. Самый высокий уровень самоубийств в Российской Федерации за 2019 г.: Республика Алтай - 35,6 и Республика Бурятия - 35.3.
Парадоксально низкий показатель самоубийств в Республиках Северного Кавказа позволяет сделать вывод о прямой взаимосвязи между народным воспитанием на Кавказе и суицидальным индексом. Методы народного воспитания на Кавказе являются эффективным средством профилактики суицидального поведения.
С семи лет воспитание мальчиков на Кавказе переходило в руки мужчин, приобщавших их к чисто мужским профессиям [8]. Мальчики обычно вращались в кругу взрослых, могли присутствовать при разговоре мужчин (хотя не имели права вмешиваться в их дела).
Народная педагогика кавказцев резко осуждало себялюбие, самовосхваление, зазнайство, зависть, ложь. В мальчиках воспитывали стойкость и самоотверженность, в девочках - терпеливость.
Следовательно, профилактику суицидального поведения коренной молодежи Севера следует начинать не в подростковом, а в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку в подростковом этапе развития уже сформированы характерологические черты. Профилактика начинается с целенаправленного выявления психологами дошкольных образовательных учреждений детей со специфическими поведенческими и эмоциональными расстройствами в виде повышенной тревожности, мнительности и склонности к страхам. При этом больше внимания следует уделять мальчикам из неполных и малообеспеченных семей, поскольку к истинному самоубийству больше склонны лица мужского пола, чем женского пола (в РФ соотношение 6:1) [9]. Лица женского пола больше склонны к демонстративному варианту суицида.
Основой ранней профилактики суицидального поведения является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития не только подростков, но и детей более раннего возраста, и своевременное выявление специфических особенностей эмоционально-личностной сферы, которые заключаются в повышенном уровне тревожности, неуверенности, мнительности, повышенном чувстве вины («тормозимые» черты характера), возникающих у детей дошкольного возраста.
Профилактическая деятельность по снижению суицидального риска должна включать в себя психологическую коррекцию эмоционально-личностной сферы у этих детей для снижения тревожности, повышения уверенности в себе, коррекции самооценки и уровня притязаний. Эта профилактическая деятельность по оказанию своевременной помощи детям с психологическими проблемами развития должна стать основной целью работы психолога в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Лучше воздействовать на детскую психику посредством игры (игровая психотерапия). В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности. Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями [10].
Для психологической коррекции тормозимых черт характера у детей клиническим психологам рекомендуется чаще применять методы поведенческой терапии. В ней меньше максимализма, больше внимания уделяется межличностной диагностике, психологической тренировке уверенности в себе, а также групповым, семейным и игровым формам психотерапии.
Заключение. С учетом выявленных в ходе исследования особенностей эмоционально-личностных расстройств у детей и подростков коренного населения Республики Саха-Якутии сформулированы рекомендации по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних:
1. Раннюю профилактику суицидального поведения коренной молодежи Севера следует начинать в дошкольном и младшем школьном возрасте силами психологов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и средних образовательных школ (СОШ).
2. Регулярное проведение работы по обучению психологов дошкольных образовательных учреждений, школьных психологов и социальных психологов навыкам распознавания
эмоционально-личностных расстройств в виде чтения лекций по теме «Раннее выявление психических расстройств у детей», выпуск методических рекомендаций и памяток по раннему выявлению психических расстройств у детей для специалистов педиатрической службы.
3. Большое внимание при распознавании специфических для суицидального поведения эмоционально-личностных расстройств в виде повышенной тревожности, мнительности, пугливости должно уделяться мальчикам из неполных семей, малообеспеченных семей и семей из сельской местности.
4. Организация психологами ДОУ и школьными психологами психологической коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей с применением методов поведенческой психотерапии (арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия, тренинг навыков общения).
5. Регулярное повышение психотерапевтической квалификации детских психиатров. Проведение работы по обучению участковых врачей-педиатров и другого персонала первичного медицинского звена навыкам психотерапии.
6. В связи с низкой обращаемостью за специализированной помощью рекомендуется обучение сельских жителей основам психопрофилактики и психогигиены с привлечением для этой работы психиатров амбулаторных и стационарных служб.
7. Взаимодействие с инспекторами отделов по делам несовершеннолетних: для решения вопросов оказания неотложной психиатрической помощи детям, попавшим в суицидоопасные ситуации (потеря и развод родителей, финансовый кризис в семье и др.).
8. Систематические выступления по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних перед специалистами системы образования (в том числе в сельских районах), а также среди родителей (на родительских собраниях в образовательных учреждениях ДОУ и СОШ).
9. В работе с подростками рекомендуется использование интернет - ресурсов с возможностью выхода в социальные сети и онлайн - консультирования.
10. Выступления на каналах местного телевидения по вопросам охраны психического здоровья детей.
Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и суицидальных попыток у несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) свидетельствует о том, что социальная дезадаптация ребенка начинается не в подростковом возрасте, а раньше - в дошкольном и младшем школьном возрасте. В связи с этим комплекс медико-психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения у несовершеннолетних должен включать в себя:
- выделение специфических для суицидального поведения эмоционально-личностных расстройств в виде повышенной тревожности, мнительности, робости у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- организацию психологической коррекции обнаруженных эмоционально-личностных расстройств у несовершеннолетних;
- обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания признаков суицидального поведения несовершеннолетних.
Литература
1. Батуева Н.Г., Тудупова Т.Ц. К проблеме завершенных суицидов несовершеннолетних в Республике Бурятия (по материалам судебно-психиатрической экспертизы) / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Будущее детей с особенностями психического развития» (г. Москва, 28-29 ноября 2019 года). - Москва, 2019. - С. 43-44.
2. Дуткин М.П. Флуктуация суицидов среди несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия). / М.П. Дуткин // Вестник Северо-Восточного Федерального Университета. Серия «Медицинские науки». -Якутск, 2020 - № 2 - Т. 19 - С. 37-41.
3. Профилактика суицидального риска у детей и подростков. Методические рекомендации для образовательных организаций / Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия). - Новосибирск: «А-СИБ», 2017. - С. 20.
4. Семенова Н.Б. Особенности эмоциональной сферы коренной молодежи Севера как фактор риска суицидального поведения / Н.Б. Семенова // Суицидология. - 2011. - № 2 - T. 3 - С. 11-14.
5. Семенова Н.Б. Клинические и социально-экономические факторы риска суицидального поведения у подростков коренных народов Сибири. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Будущее детей с особенностями психического развития» (г. Москва, 28-29 ноября 2019 года). - Москва, 2019. - С. 234-23б.
6. Басова А. Я., Северина ю. В. Суицидальное поведение детей и подростков: тревожные тенденции. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Будущее детей с особенностями психического развития» (г Москва, 28-29 ноября 2019 года). - Москва, 2019. - С. 40-42.
7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 449 с.
8. Хасбулатова З.И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей, связанные с рождением и воспитанием детей в дореволюционном прошлом. / Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. - Грозный, 1981. - С. б7-92.
9. Preventingsuicide: aglobalimperative. Geneva: WorldHealthOrganization, 2014 (InRussian) // http://www. who.int/mental_health/suicide-prevention/world_report_2014/ru/ (accessed: 01.11.2014), p. 20.
10. Саржанова А.С., Егенисова А.К. Детские страхи и пути их преодоления / А.С. Саржанова // Современные наукоемкие технологии. -2013. - № 7. - С. 155-157.
References
1. Batuyeva N.G. Tudupova T.Ts. K probleme zavershennykh suitsidov nesovershennoletnikh v Respublike Buryatiya (po materialam sudebno-psikhiatricheskoy ekspertizy). / Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Budushcheye detey s osobennostyami psikhicheskogo razvitiya». FGBU «NMITs PN im. V.P. Serbskogo». - Moscow, 2019. - S. 43-44.
2. Dutkin M.P. Flyuktuatsiya suitsidov sredi nesovershennoletnikh v Respublike Sakha (Yakutiya). / Vestnik Severo-Vostochnogo Federalnogo Universiteta. Seriya «Meditsinskiye nauki». - Yakutsk, 2020. - № 2 - T. 19 -S. 37-41.
3. Profilaktika suitsidalnogo riska u detey i podrostkov / Metodicheskiye rekomendatsii dlya obrazovatelnykh organizatsiy. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Sakha (Yakutiya). - Novosibirsk: A-SIB, 2017. -S. 20.
4. Semenova N.B. Osobennosti emotsionalnoy sfery korennoy molodezhi Severa kak faktor riska suitsidalnogo povedeniya / N. B. Semenova // Suitsidologiya. - Tyumen, 2011. - № 2. - T. 3. - S. 11-14.
5. Semenova N.B. Klinicheskiye i sotsialno-ekonomicheskiye faktory riska suitsidalnogo povedeniya u podrostkov korennykh narodov Sibiri / Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Budushcheye detey s osobennostyami psikhicheskogo razvitiya». FGBU «NMITs PN im. V.P. Serbskogo». -Moscow, 2019. - S. 234-23б.
6. Basova A.Ya. Severina Yu.V. Suitsidalnoye povedeniye detey i podrostkov: trevozhnyye tendentsii. / Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Budushcheye detey s osobennostyami psikhicheskogo razvitiya». FGBU «NMITs PN im. V.P. Serbskogo». - Moscow, 2019. - S. 40-42.
7. Krayg G. Psikhologiya razvitiya. - Sankt-Peterburg: Piter, 2000. - 449 s.
8. Khasbulatova Z.I. Obryady. obychai i poveria chechentsev i ingushey. svyazannyye s rozhdeniyem i vospitaniyem detey v dorevolyutsionnom proshlom / Etnografiya i voprosy religioznykh vozzreniy chechentsev i ingushey v dorevolyutsionnyy period. - Grozny: 1981. - S. б7-92.
9. Preventing suicide: aglobal imperative. Geneva: World Health Organization, 2014. URL: http://www.who. int/mental_health/suicide-prevention/world_report_2014/ru/ (accessed: 01.11.2014), p. 20.
10. Sarzhanova A.S.. Egenisova A.K. Detskiye strakhi i puti ikh preodoleniya / A. S. Sarzhanova // Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. - Moscow, 2013. - № 7. - S. 155-157.