Научная статья на тему 'СЕЛЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

СЕЛЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕЛЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / РЕГИОНЫ АРКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дуткин Максим Петрович

В статье рассматриваются условия и формы селективной профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних, проживающих в Республике Саха (Якутия). Недавно ВОЗ одобрила новую классификацию профилактики психических расстройств. В данной классификации выделяются 3 вида профилактики: универсальная, ориентированная на изначальное предупреждение психических расстройств и направленная на все население. Эта форма соответствует прежнему понятию первичная профилактика. Следующий вид - селективная профилактика, направленная на группы риска (ранее отдельно не выделялась). Индикативная профилактика соответствует прежнему понятию третичной профилактики. Селективная профилактика из данной классификации впервые применена нами применительно к профилактике суицидального поведения. Данная избирательная профилактика направлена на подростков, подверженных повышенному суицидальному риску в биологическом, психологическом или социальноэкономическом отношении. В статье составлен профиль современного несовершеннолетнего суицидента на Севере - мальчик из числа представителей коренного населения с тревожно-мнительными чертами характера, чаще всего выходец из неполной семьи. Раскрыто содержание селективной профилактики: психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей для снижения тревожности, повышения уверенности в себе, коррекции самооценки и уровня притязаний. Для психологической коррекции рекомендуется применять такие методы поведенческой терапии, как игровая психотерапия, тренинг ассертивности, тренинг формирования жизненных навыков, мужское наставничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дуткин Максим Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTIVE PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR IN MINORS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article discusses the conditions and forms of selective prevention of suicidal behavior in minors living in the Republic of Sakha (Yakutia). Recently, theWHO approved a new classification for the prevention of mental disorders. There are 3 types of prevention in this classification: universal, focused on the initial prevention of mental disorders, and aimed at the entire population. This form corresponds to the previous concept of primary prevention. The next type is selective prevention aimed at risk groups (previously not separately allocated). Indicative prevention corresponds to the previous concept of tertiary prevention. Selective prevention from this classification was first applied by us in relation to the prevention of suicidal behavior. This selective prevention is aimed at adolescents who are at increased risk of suicide in biological, psychological, or socio-economic terms. The article presents a profile of a modern minor suicidal person in the North: a boy from among the representatives of the indigenous population with anxious and suspicious character traits, most often coming from an incomplete family. The content of selective prevention is revealed: it is a psychological correction of the emotional and personal sphere of children and adolescents to reduce anxiety, increase self-confidence, correct self-esteem and the level of claims. For psychological correction, it is recommended to use such behavioral therapy methods as game psychotherapy, assertiveness training, life skills training, and male mentoring.

Текст научной работы на тему «СЕЛЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

УДК 159.97-053.2(57.1.56) DOI

М.П. Дуткин

СЕЛЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье рассматриваются условия и формы селективной профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних, проживающих в Республике Саха (Якутия). Недавно ВОЗ одобрила новую классификацию профилактики психических расстройств. В данной классификации выделяются 3 вида профилактики: универсальная, ориентированная на изначальное предупреждение психических расстройств и направленная на все население. Эта форма соответствует прежнему понятию первичная профилактика. Следующий вид - селективная профилактика, направленная на группы риска (ранее отдельно не выделялась). Индикативная профилактика соответствует прежнему понятию третичной профилактики. Селективная профилактика из данной классификации впервые применена нами применительно к профилактике суицидального поведения. Данная избирательная профилактика направлена на подростков, подверженных повышенному суицидальному риску в биологическом, психологическом или социально-экономическом отношении. В статье составлен профиль современного несовершеннолетнего суицидента на Севере - мальчик из числа представителей коренного населения с тревожно-мнительными чертами характера, чаще всего выходец из неполной семьи. Раскрыто содержание селективной профилактики: психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей для снижения тревожности, повышения уверенности в себе, коррекции самооценки и уровня притязаний. Для психологической коррекции рекомендуется применять такие методы поведенческой терапии, как игровая психотерапия, тренинг ассертив-ности, тренинг формирования жизненных навыков, мужское наставничество.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, селективная профилактика, несовершеннолетние, факторы суицидального поведения, психологическая коррекция, регионы Арктики.

M.P. Dutkin

SELECTIVE PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR IN MINORS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abstract. The article discusses the conditions and forms of selective prevention of suicidal behavior in minors living in the Republic of Sakha (Yakutia). Recently, theWHO approved a new classification for the prevention of mental disorders. There are 3 types of prevention in this classification: universal, focused on the initial prevention of mental disorders, and aimed at the entire population. This form corresponds to the previous concept of primary prevention. The next type is selective prevention aimed at risk groups (previously not separately allocated). Indicative prevention corresponds to the previous concept of tertiary prevention. Selective prevention from this classification was first applied by us in relation to the prevention of suicidal behavior. This selective prevention is aimed at adolescents who are at increased risk of suicide in biological, psychological, or socio-economic terms. The article presents a profile of a modern minor suicidal person in the North: a boy from among the representatives of the indigenous population with anxious and suspicious character traits, most often coming from an incomplete family. The content of selective prevention is revealed: it is a psychological correction of the emotional and personal sphere of children and adolescents to reduce anxiety, increase self-confidence, correct self-esteem and the level of claims. For psychological correction, it is recommended to use such behavioral therapy methods as game psychotherapy, assertiveness training, life skills training, and male mentoring.

ДУТКИН Максим Петрович - канд. филос. наук, врач-психотерапевт, доцент кафедры неврологии и психиатрии медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова». Адрес: 677016, г Якутск, ул. Белинского, 58. Тел.: 8-924-1742330. Е-mail: maksdutkin@ mail.ru

DUTKIN Maxim Petrovich - Candidate of Philosophical Sciences, psychotherapist, Assistant Professor, Department of Neurology and Psychiatry, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677016, Yakutsk, ul. Belinskogo, 58. Phone: +7-924-1742330. E-mail: maksdutkin@mail.ru

Keywords: suicide, suicidal behavior, selective prevention, minors, factors of suicidal behavior, psychological correction, Arctic regions.

Введение

Детские и подростковые суициды остаются острой проблемой для современного общества. Как показывает мировая статистика, суициды находятся на третьем месте среди причин смерти у подростков в возрасте от 15 до 19 лет [1], а у молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет самоубийства занимают второе место [2]. В Российской Федерации в 2019 г. смертность от самоубийств у подростков 15 - 19 лет показывал 7,3 случаев суицида на 100 тысяч населения, а в национальных республиках Севера РФ - от 3 до 8 раз выше, чем в среднем по стране [3].

Столь высокая суицидальная активность у детей и подростков требует разработки современной модели профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних, населяющих циркумполярные области. Правительство РФ от 26 апреля 2021 г. издало Распоряжение № 1058-р, где утверждён комплекс мер до 2025 г. по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, включающий и разработку методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения, выявлению ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних.

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по профилактике суицидов у несовершеннолетних РС (Я).

Профилактика суицидов представляет собой систему мер, направленных на предупреждение различных проявлений СП, в том числе первичных и повторных суицидальных действий [4, 5, 6]. Несколько лет назад ВОЗ предложила новые обозначения профилактических этапов: универсальная профилактика (соответствует первичной профилактике и направлена на информирование о риске суицидального поведения), селективная профилактика (представляет собой одну из форм первичной профилактики, ранее отдельно не выделявшуюся), индикативная профилактика (соответствует третичной профилактике и направлена на социально-психологическое сопровождение окружения близких жертвы суицида и предотвращение подражательного суицидального поведения) [7].

Зарубежный опыт применения селективной профилактики. Интересен опыт зарубежных стран по разработке и применению профилактических мероприятий по профилактике суицидального поведения у молодежи коренного населения Севера.

В канадском арктическом архипелаге Нунавут) с 2004 г. действует программа по предотвращению суицида среди молодежи (Tunngajuq), направленная на снижение высокого уровня самоубийств среди инуитов - местного коренного населения. Цель данной программы - повышение жизнестойкости у приполярной молодежи; изучение их социального опыта, улучшение стратегий преодоления трудностей, факторов защиты и устойчивости (в том числе с ориентацией на более тесные и безопасные отношения с друзьями и членами семьи) [8]. В рамках программы запущен сайт, на котором местная молодежь имеет возможность осветить свои успехи и описать проблемы [9].

Заслуживают внимания и отдельные профилактические мероприятия, направленные на различные звенья формирования жизнестойкости у молодежи. Канадский проект «We Light the Fire» («Мы зажигаем огонь») [8]. «По мнению авторов проекта, молодые люди, приобретая творческие навыки и умения, соответствующие их культурным потребностям, приобретают ббльшую уверенность в себе» [8].

В США попытались использовать современные технологии в деле профилактики суицидов среди молодежи. Например, на Аляске популярен проект цифрового сторителлинга (рассказ историй) [10]. «Авторы и участники проекта, в основном это молодежь, записывают короткие цифровые истории, в которых делятся своими соображениями, ради чего стоит жить» [8]. При этом «участники проекта в ходе повествования могут комбинировать голосовую запись с видеосюжетами, фотографиями и музыкой» [8]. «Молодые люди имеют возможность рассказывать о своих достижениях и важных событиях, происходящих в жизни. Показано, что участие в проекте положительно влияет на улучшение психического здоровья молодежи» [8].

В ходе анализа доступных источников о зарубежном опыте профилактики суицидального поведения подростков и молодежи Вихристюк О. выделила некоторые актуальные тенденции в разработке и применении программ: 1) системный подход - вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов); 2) применение цифровых технологий для повышения доступности программ (мобильные приложения, дистанционное консультирование специалистами и интернет-диагностика посредством новейших цифровых технологий); 3) законодательные инициативы (например, национальные программы превенции суицидов), предписывающие обучение сотрудников и организацию профилактики [11].

В 2017 г. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) разработало «Методические рекомендации для образовательных организаций» под названием «Профилактика суицидального риска у детей и подростков», где не уделено должного внимания к селективной профилактике самоубийств [12].

Условия селективной профилактики. Селективная или избирательная профилактика суицидального поведения направлена на подростков, «на текущий момент не проявляющих суицидальных наклонностей, но могут быть подвержены повышенному риску в биологическом, психологическом или социально-экономическом отношении» [7].

К биологическим факторам самоубийства относятся пол и национальность суицидента. В Республике Саха (Якутия) мужчины умирают от суицида в 5 раз чаще, чем женщины (в РФ соотношение 6:1) [2]. Следовательно, самоубийство в РФ и на Севере - явление мужское.

Суицид значительно часто наблюдается в регионах Арктики среди представителей коренного населения [4, 6, 7, 8, 13].

К психологическим факторам суицидального поведения следует относить определенные личностные черты характера, приводящие к так называемому «истинному» самоубийству: повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям, робость, пугливость, т. е. психастенические черты личности по О. В. Кербикову.

К социальному фактору самоубийства у несовершеннолетних относится семья суицидента - к суициду чаще прибегают дети из неполной или неблагополучной семьи (зависимость от алкоголя, наркотика одного или обеих родителей, жестокие деспотичные отношения в семье). Экономический фактор суицидального поведения подразумевает низкую материальную обеспеченность семьи ребенка - суицидента.

Перечисленные нами факторы суицидального поведения позволяют составить профиль современного несовершеннолетнего суицидента на Севере - мальчик из числа представителей коренного населения с ранимым самолюбием и чувством неполноценности, чаще всего выходец из неполной семьи.

Следовательно, селективная работа по профилактике суицидального поведения должна вестись с мальчиками - представителями коренного населения Севера, с психастеническими чертами личности из неполной или неблагополучной семьи с недостаточным материальным достатком.

Далее селективная профилактика предполагает создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития не только подростков, но и детей более раннего возраста.

Содержание селективной профилактики. Профилактическая деятельность по снижению суицидального риска должна включать в себя психологическую коррекцию эмоционально-личностной сферы у этих детей для снижения тревожности, повышения уверенности в себе, коррекции самооценки и уровня притязаний. Эта профилактическая деятельность по оказанию своевременной помощи детям с психологическими проблемами развития должна стать основной целью работы психолога в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Для формирования стрессоустойчивости лучше воздействовать на детскую психику посредством игры (игровая психотерапия). В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности. Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями [14].

Для психологической коррекции таких тормозимых черт личности, как пугливость, робость и стеснительность у детей коренного населения, клиническим психологам рекомендуется чаще

применять методы поведенческой терапии. В ней меньше максимализма, больше внимания уделяется межличностной диагностике, психологической тренировке уверенности в себе, а также групповым, семейным и игровым формам психотерапии. Прочные межличностные отношения и чувство сплоченности, приобретенные в детстве, могут снизить риск самоубийства в будущем.

Для предупреждения возникновения суицидальных мыслей подростков надо обучать распознавать свои и чужие эмоции, выражать их правильным образом, продуктивно справляться со стрессом (тренинг ассертивности).

В селективной профилактике суцидального поведения у подростков так называемый «тренинг формирования жизненных навыков» представляется одной из наиболее эффективных методов. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить перед собой реально достижимые цели, отстаивать свою позицию и интересы.

Надо развивать программу мужского наставничества, когда заботливые, готовые поддержать укрепление связи взрослые мужчины занимаются с уязвимыми подростками исконно народными промыслами: рыбалкой, охотой, сенокосом. В общеобразовательных учреждениях следует выработать программы по предупреждению насилия, программы обучения новым навыкам, которые вовлекают учителей и других школьных работников, учеников и их родителей в воспитание социальной ответственности и развитие социально-психологических навыков (таких как уверенность в свои силы, оптимистический настрой на будущее, рациональное преодоление проблем и поиск необходимой помощи).

Селективная профилактическая работа должна проводиться с семьями силами социальных работников и психологов, в частности, работа по повышению знаний родителей в области воспитания детей и подростков, оказание психологической помощи в разрешении семейных конфликтов, профилактика насилия в неблагополучных семьях, социальная поддержка неблагополучных семей.

Заключение

Формирование психологической устойчивости у детей коренных народов является основной целью селективной профилактики самоубийств на Севере. Подросток или юноша со сформированным чувством собственного достоинства и уверенности в себе, с развитым умением ставить перед собой реально достижимые цели и владеть своими эмоциями - таков психологический портрет несовершеннолетнего, способного успешно противостоять суицидальным мыслям.

Литература

1. https://news.un.org/ru/story/2020/09/1385502 (In Russ).

2. Предотвращение самоубийств: глобальный императив. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2014 [Suicide prevention: a global imperative. Geneva: World Health Organization; 2014] (In Russ) https://www.who.int/mental_health/suicideprevention/world_report/2014/ru.

3. Российская база данных по рождаемости и смертности. Центр демографических исследований Российской экономической школы, Москва (Россия). http://demogr.nes.ru/index.php/ru/demogr_indicat/data (Ссылка активна на 12.05.2021).

4. Любов Е.Б., Зотов П.Б., Носова Е.С. Научная доказательность и экономическое обоснование предупреждения суицидов / Е. Б. Любов // Суицидология. - 2019 - Т. 12 - № 2 (35): С. 23-31. doi.org/10.32878/ suiciderus.19-10-02 (35)-23-31).

5. Mann J.J., Apter A., Bertolote J., et al. Suicide prevention strategies: a systematic review. JAMA. 2005; 294 (16): 2064-2074.

6. Семенова Н. Б. Планирование безопасности с подростками, совершившими суицидальную попытку / Н. Б. Семенова // Суицидология. - 2021. - Т. 12. - № 1 (42). - С. 64-72. doi.org/10.32878/ suiciderus.21-12-01(42)-64-72.

7. Положий Б. С. Современные подходы к превентивной психологии / Б. С. Положий // Суицидология - 2021. - Т. 12. - № 1(42). - С. 73-79. doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-01(42)-73-79

8. Семенова Н.Б. Современные стратегии профилактики суицида у коренных народов: обзор зарубежной литературы / Н. Б. Семенова // Суицидология. - 2017. - Т. 8. - № 2 (27).

9. Kral M.J., et al. Tunngajuq: stress and resilience among Inuit youth in Nunavut, Canada // Transcult. Psychiatry. 2014. Vol. 51 (5). P. 673-692.doi.org:10.1177/1363461514533001

10. Wexler L., et al. Promoting positive youth development and highlighting reasons for living in Northwest Alaska through digital storytelling // Health Promot. Pract. 2013. Vol. 14 (4). P. 617-623. Doi. org:10.1177/1524839912462390.

11. Вихристюк О.В. Современные программы профилактики суицидального поведения подростков и молодежи / О. В. Вихристюк // Социальные науки и детство. - 2020. - Т.1 - № 1 - С. 47-57.

12. Профилактика суицидального риска у детей и подростков. Методические рекомендации для образовательных организаций / Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия). - Новосибирск: «А-СИБ», 2017. - 74 с.

13. Науменко О. Н., Бортникова Ю. А. Борьба религиозных миссионеров с суицидами коренных народов Севера в XVII - в начале XX вв. (на материалах Ямала и Югры) / О. Н. Науменко // Суицидология. 2021. Т. 12. - № 2 (43). - С. 3-22. doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-02(43)-3-22.

14. Саржанова А.С., Егенисова А.К. Детские страхи и пути их преодоления / А.С. Саржанова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - С. 155-157.

References

1. https://news.un.org/ru/story/2020/09/1385502 (In Russ).

2. Suicide prevention: a global imperative. Geneva: World Health Organization; 2014. (In Russ) https://www. who.int/mental_health/suicideprevention/world_report/2014/ru.

3. The Russian database on fertility and mortality. Center for Demographic Research of the Russian School of Economics, Moscow (Russia). http://demogr.nes.ru/index.php/ru/demogr_indicat/data (Link is active as of May 12, 2021) (In Russ).

4. Lyubov E.B.. Zotov P.B.. Nosova E.S. Nauchnaya dokazatelnost i ekonomicheskoye obosnovaniye preduprezhdeniya suitsidov / E. B. Lyubov // Suitsidologiya. - 2019 - T. 12 - № 2 (35): 23-31.

5. Mann J.J., Apter A., Bertolote J., et al. Suicide prevention strategies: a systematic review. JAMA. 2005; 294 (16): 2064-2074.

6. Semenova N.B. Planirovanie bezopasnosti s podrostkami, sovershivshimi suicidal'nuyu popy'tku / N.B. Semenova // Suicidologiya. - 2021. - T. 12. - № 1 (42). - S. 64-72.

7. Polozhij B. S. Sovremenny'e podxody' k preventivnoj psixologii / B.S. Polozhij // Suicidologiya - 2021. -T. 12. - № 1(42). - S. 73-79. doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-01(42)-73-79

8. Semenova N.B. Sovremenny'e strategii profilaktiki suicida u korenny'x narodov: obzor zarubezhnoj literatury' / N.B. Semenova // Suicidologiya. - 2017. - T. 8. - № 2 (27).

9. Kral M.J., et al. Tunngajuq: stress and resilience among Inuit youth in Nunavut, Canada // Transcult. Psychiatry. 2014. Vol. 51 (5). P. 673-692. D0I:10.1177/1363461514533001

10. Wexler L., et al. Promoting positive youth development and highlighting reasons for living in Northwest Alaska through digital storytelling // Health Promot. Pract. 2013. Vol. 14 (4). P. 617-623. D0I:10.1177/1524839912462390.

11. Vixristyuk O.V. Sovremenny'e programmy' profilaktiki suicidal'nogo povedeniya podrostkov i molodezhi / O.V. Vixristyuk // Social'ny'e nauki i detstvo. - 2020. - T.1 - № 1 - S. 47-57.

12. Profilaktika suitsidalnogo riska u detey i podrostkov / Metodicheskiye rekomendatsii dlya obrazovatelnykh organizatsiy. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Sakha (Yakutiya). - Novosibirsk: A-SIB, 2017. - 74 s.

13. Naumenko O.N., Bortnikova Yu.A. Bor'ba religiozny'x missionerov s suicidami korenny'x narodov Severa v XVII - v nachale XX vv. (na materialax Yamala i Yugry') / O.N. Naumenko // Suicidologiya. 2021. T. 12. - № 2 (43). - S. 3-22. doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-02(43)-3-22.

14. Sarzhanova A.S.. Egenisova A.K. Detskiye strakhi i puti ikh preodoleniya / A.S. Sarzhanova // Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. - Moscow, 2013. - № 7. - S. 155-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.