УДК: 159.942-053.6 DOI: 10.25730/VSU.7606.22.049
Психолого-педагогическое сопровождение факта суицидального поведения учащегося в образовательной организации
Е. А. Пырьев1, А. Н. Кургинова2, Н. Л. Климон3, А. Д. Бочаров4
кандидат психологических наук, руководитель Кризисной службы,
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района.
Россия, г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected] 2директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района.
Россия, г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected] руководитель отдела психологического консультирования, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района.
Россия, г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected] 4магистр наук, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района. Россия, г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен алгоритм психолого-педагогического сопровождения мероприятий в образовательном учреждении по факту суицидального поведения учащегося. Под феноменом «суицидальное поведение учащегося» понимается суицидальная попытка или завершенный суицид несовершеннолетнего при обучении в образовательном учреждении. Это явление отражает классификация медицинских болезней по МКБ-10: Х-60-Х84. Объектом исследования являются субъекты образовательной организации: учащиеся, их родители и педагоги. Направленность работы специалистов ГБУ ДО ЦПМСП (Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи) Выборгского района Санкт-Петербурга носит профилактический характер. Целью исследования стала организация психолого-педагогических мероприятий в образовательном учреждении с направленностью на преодоление героизации суицидального поступка. В рамках профилактической работы решается задача формирования ответственности несовершеннолетних за свою жизнь. Алгоритм психолого-педагогических мероприятий отличается спецификой суицидального поведения. Например, в ситуации свершившегося суицида в образовательном учреждении проводятся прощальные мероприятия, которые предусматривают участие субъектов образовательного учреждения в траурных процедурах. В ситуации суицидальной попытки перед специалистами-психологами Центра стоит задача помочь несовершеннолетнему бесконфликтно войти в образовательный процесс. Алгоритм психолого-педагогической деятельности в образовательной организации условно включает три этапа: организационно-подготовительный, основной и заключительный с подведением итогов проделанной работы. Особенностью проводимой деятельности является непосредственная психолого-педагогическая работа со всеми субъектами образовательного процесса, а не только с учащимися подросткового возраста. Разработанный алгоритм сопровождения факта суицидального поведения учащегося относится к третичной профилактике, направленной на преодоление стресса, других эмоциональных расстройств, на формирование уверенного и ответственного социального поведения.
Ключевые слова: суицидальное поведение учащегося, суицид, суицидальная попытка, героизация суицида, подражание, преодоление суицидального поведения учащихся подросткового возраста.
Актуальность статьи продиктована Положением Всемирной организации здравоохранения «Предотвращение самоубийств: глобальный императив», в котором есть призыв к общественным институтам по всему миру занять «всеобъемлющую многосекторальную стратегию» для продвижения повестки дня в области общественного здравоохранения, в которой приоритетное внимание уделяется профилактике самоубийств [16].
Введение. В последние годы отмечается рост количества суицидов и суицидальных попыток. Показатель самоубийств увеличился на 33 % за последние двадцать лет. Суицид затрагивает все возрастные группы, но особую тревогу общественности вызывает рост суицидов среди несовершеннолетних.
По данным Всемирной организации здравоохранения, при обращении за помощью многие суициденты сталкиваются с неспособностью служб сопровождения оказывать своевременную и эффективную помощь в преодолении их состояния [16]. Данное положение говорит
© Пырьев Е. А., Кургинова А. Н., Климон Н. Л., Бочаров А. Д., 2022
о необходимости изменения подходов к профилактике суицидального поведения несовершеннолетних подросткового возраста.
На данный момент существует социальный запрос на создание систем экстренной психологической помощи в образовательной среде, которые включают в себя помощь в чрезвычайных и в кризисных ситуациях [7]. Суицидальное поведение можно отнести к чрезвычайной ситуации, так как затрагивает территорию образовательного учреждения, в котором учился/учится подросток, что нарушает обычные условия деятельности учащихся, их родителей и учителей. Также это кризисная ситуация, так как происходит ухудшение психологической атмосферы в учреждении, требующее активного вмешательства социальных педагогов и психологов.
Реализуемые в образовательных учреждениях России профилактические программы более всего ориентированы на информирование субъектов о причинах самоповреждающего поведения, поэтому непосредственная профилактическая работа общеобразовательной школы направлена только на формирование представлений о здоровом образе жизни [2; 3; 4; 10; 15].
Наработанный комплекс мероприятий по теме «профилактика суицидального поведения учащихся в общеобразовательной школе» отталкивается от зарубежных литературных источников [20; 21]. Соответственно, мероприятия профилактического характера сегодня направлены: на развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки подростков [9; 11]; на диагностику суицидального риска [1; 7; 15; 17]; на изучение личности подростка, склонного к суицидальному поведению [8; 10]; на изучение социально-психологических факторов суицидального поведения подростков [5; 18].
Соприкасаясь с реальностью ухода из жизни подростка или совершения им суицидальной попытки, субъекты образовательной деятельности - учителя, родители и учащиеся - переживают стресс. Стресс не позволяет объективно оценить ситуацию и выбрать грамотное поведение. Тревогу и растерянность переживают все участники образовательного процесса. Так, взрослые переживают за своих детей, например, опасаются возможности подражания поведению суицидента. Опасения взрослых основаны на понимании того факта, что в глазах некоторых подростков такой поступок выглядит героическим. Растерянность учащихся подросткового возраста заключена в переживании стресса, который выражается в различных формах идентификации со сверстником - суицидентом. Например, подростки демонстрируют чрезмерную эмоциональную вовлеченность в ситуацию, когда, не располагая соответствующим ресурсом, предлагают материальную и психологическую помощь семье.
Эффективная работа с подростками видится в поиске источников жизнестойкости для преодоления кризисных психологических состояний - стресса, повышенной тревожности и депрессии, выступающих условием суицидального поведения. Важная роль в преодолении этих явлений отводится Центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, имеющим возможность оказывать квалифицированную и своевременную поддержку образовательным учреждениям - школам и колледжам.
В настоящей статье предложен алгоритм социально-психологических мероприятий в образовательном учреждении по факту реального суицида или суицидальной попытки. В программу помощи субъектам образовательной деятельности входят мероприятия, направленные на преодоление подражания и героизации суицидального поступка, регуляции стресса и психических расстройств.
Постановка проблемы исследования. Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района Санкт-Петербурга (далее будем пользоваться термином - Центр) накоплен опыт работы с суицидальным поведением учащихся в образовательном учреждении, алгоритм которого представлен в настоящей статье. Центр разработал схему психолого-педагогических мероприятий с субъектами образовательного процесса по суицидальной попытке и завершенному суициду, соответствующему классификации медицинских болезней в кодах Х60-Х84. Разработанный Центром комплекс мероприятий направлен на смягчение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицидального поведения в среде подростков. Алгоритм сопровождения мероприятий по суицидальному поведению несовершеннолетних относится к третичной профилактике, ориентированной на формирование уверенного и ответственного социального поведения. Мишенями профилактической работы Центра в образовательной организации являются:
- преодоление подражания;
- понижение риска героизации поступка;
- формирование ответственности за свою жизнь;
- преодоление стресса и возможных психических расстройств.
Подражание выражено в так называемом «эффекте заражения», который известен как «эффект Вертера», проявляющийся в кратковременно наблюдаемом повышении количества суицидов в соответствующей возрастной и социальной группе после совершения суицида известным человеком или из близкого окружения [4]. Психологический механизм подражания заключен в процессах идентификации или отождествления себя с суицидентом. Соответственно, преодоление подражания направлено на коррекцию механизма отождествления учащихся с поступком суицидента.
Героизация суицида тесно связана с его романтизацией. В данном аспекте романтика -это представление об исключительности поступка человека, распоряжающегося своей жизнью [10]. Для подростка мучительно видеть сходство со слабым человеком, поэтому психологический механизм героизации поступка проявляется в представлении о сильных сторонах суицида. Работа по преодолению героизации суицидального поведения направлена на анализ сильных и слабых сторон поведения и личности человека [13; 15].
Суицидент безответственно относится к своей жизни в силу эгоистичности, то есть не способности понять важность своей личности для других. В основе безответственности застревание в душевном детстве, в накапливании обид, придание межличностным ссорам характера катастрофы [11]. В свою очередь, быть ответственным - это знать, что твоя жизнь может оказывать влияние на других. Работа по преодолению безответственности направлена на формирование установки, что жизнь подростка важна и значима, а от его поведения зависит психологическое благополучие родных и друзей. Формирование установки на самостоятельное поведение также в аспекте мероприятий по преодолению безответственности подростка [20].
Профилактическая работа в рамках факта суицидального поведения учащегося в образовательном учреждении строится на следующих базовых правилах:
- Запрет на объявления о случившемся в образовательной организации;
- Исключение репрезентации случившегося;
- Неизменяемость графика учебной деятельности образовательного учреждения;
- Исключение обязательности участия в мероприятиях по завершившемуся суициду субъектов образовательной деятельности.
Мероприятия по профилактике суицидального поведения учащихся. В рамках базовых правил по преодолению факта суицидального поведения не рекомендуется в образовательной организации размещать объявления о случившемся суициде или его попытке. Исключаются портреты суицидента на досках объявлений, а также публичный сбор пожертвований для семьи. Исключается обсуждение темы суицида в педагогическом коллективе, а также среди работников технического персонала. При объяснении случившегося рекомендуется ссылаться на работу следственных органов, которые установили определенные правила информационного обеспечения ситуации.
Рекомендуется исключение любой репрезентации случившегося в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях. Администрация образовательного учреждения накладывает запрет перед СМИ на информацию о формах и причинах суицида, о семье и социальных условиях жизни суицидента, особенностях его психологии, а также процедурах прощания, запланированных в образовательном учреждении.
Рекомендации о нераспространении информации о суицидальном поведении учащегося распространяются на всех членов педагогического коллектива. Сознательное замалчивание произошедшего преследует цели преодоления героизации поступка, возможного подражания ему сверстников и профилактики стресса.
Работа по факту суицидального поведения начинается с поступления информации от образовательной организации в районный отдел образования, который информирует Кризисную службу Центра. Директор Центра принимает решение об утверждении предварительного плана работы по ситуации. В таблице 1 представлен план работы специалистов Центра в образовательной организации.
Таблица 1
Согласование плана работы по осуществлению психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление
суицидального поведения обучающихся
Поступление информации от образовательной организации в ГБУ ДО ЦППМСП по суициду или суицидальной попытке: Х60-Х84 по МКБ-10 Согласование графика работы специалистов ГБУ ДО ЦППМСП с директором образовательной организации Включение в работу Кризисной службы. Создание рабочей группы по приказу директора ГБУ ДО ЦППМСП Согласование плана работы Кризисной службы с администрацией образовательной организации
Алгоритм психолого-педагогических мероприятий сопровождения факта суицидального поведения в образовательной организации включает в себя несколько этапов: организационно-подготовительный, основной (непосредственная работа с образовательным учреждением), заключительный этап с подведением итогов проведенной работы. Организационно-подготовительный этап начинается с поступления информации от образовательного учреждения и Отдела образования района в Центр. По приказу директора Центра создается рабочая группа из специалистов Кризисной службы, которые утверждают предварительный план предстоящей работы; согласовывается время первичного выхода специалистов Центра для встречи с администрацией образовательного учреждения.
Основной этап поделен на три сегмента, работа в которых ведется одновременно и согласованно:
1. Работа с администрацией и педагогическим коллективом.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учащимися (одноклассниками суицидента).
В таблице 2 представлено содержание адресного сопровождения субъектов образовательной деятельности по суицидальному поведению учащегося.
Таблица 2
Работа с субъектами образовательной деятельности
по факту суицидального поведения обучающегося
Работа с администрацией и педагогическим коллективом Работа с родителями Работа с учащимися
Проведение микросовещаний специалистов Центра с администрацией образовательного учреждения Сбор согласий от родителей/законных представителей обучающихся на оказание психолого-педагогической помощи/ сопровождения Работа директора с пострадавшей семьей (коуч со стороны специалистов Кризисной службы) Сбор согласий от обучающихся, достигших 15-летнего возраста на оказание психолого-педагогической помощи/сопровождение
Работа с педагогами по формированию психологической готовности к преодолению «суицидального поведения учащегося» Участие специалистов Кризисной службы в родительском собрании. Информирование родителей о мероприятиях Центра и специфике взаимодействия с подростками в ситуации «суицидального поведения учащегося» Фронтальная работа с классом в форме беседы. Работа с эмоциональным состоянием учащихся. Индивидуальная работа с учащимися (по желанию)
Индивидуальная работа с классным руководителем по запросу администрации образовательного учреждения или личному запросу Наблюдение за обучающимися в образовательном учреждении на переменах и в момент выхода домой
Участие специалистов Центра во внеплановом Педагогическом Совете Работа с учащимися, в том числе в параллели (при необходимости)
Мероприятия Центра по факту суицидального поведения в образовательном учреждении начинаются с проведения совещания с администрацией: директором, завучем по внеклассной работе, с психологом, социальным педагогом, классным руководителем. На органи-
зационном этапе работы специалистов Центра мероприятия ориентированы на получение максимальной доступной информации о семье и личности суицидента, особенностях его учебной деятельности, поведении в классном коллективе, социальной ситуации развития, социальных связей и близких отношений. Данная работа проводится с целью определения объема профилактических мероприятий по субъектам, находящимся в ситуации риска подражания и стресса. В первую очередь собирается социальная и психологическая информация, отражающая условия проживания суицидента в семье:
- особенности родительских и детско-родительских отношений;
- наличие зависимости от психоактивных веществ;
- наличие психологических и соматических заболеваний в семье;
- семейные потери последних двух, трех лет;
- другое, что отражает социально-психологическую ситуацию развития суицидента.
Психолог школы информирует специалистов Центра о результатах психологической диагностики суицидента за последние три, четыре года, проводимые школьной службой сопровождения. Предоставляется информация о классе обучения суицидента и близком круге отношений: особенности его учебной мотивации; взаимоотношения в классе, участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, о близких друзьях среди одноклассников и в школе, о взаимоотношениях с учителями; собирается информация о наличии суицидальной попытки.
Важной частью данного этапа работы является консультация директора учреждения при свершившемся суициде, в обязанности которого входит процедура соболезнования родным/законным представителям суицидента. Специалистами Центра совестно с директором пишется текст обращения к родным, в котором прописывается позиция помощи образовательного учреждения во всех предстоящих траурных мероприятиях. Текст обращения директор озвучивает по телефону или при личной встрече с законными представителями.
Работа с учителями включает в себя индивидуальную и групповую форму, направленную на преодоление возможного чувства вины за смерть несовершеннолетнего. Учителя, работающие с классом, переживают уход учащегося как личную трагедию, к которой они непосредственно или опосредованно причастны. Индивидуальная психологическая работа специалистов Центра с учителями направлена на терапию их стресса и других возможных психологических расстройств.
Групповое психологическое сопровождение суицидального поведения учащегося специалистами Кризисной службы Центра для учителей строится на выработке оптимальных форм поведения при работе с классом и родителями. Основная установка для учителей - это уверенность и спокойствие, которые должны свидетельствовать о минимальном участии образовательного учреждения в процессах, подконтрольных следственным органам; минимум информации о причинах поступка суицидента с отсылкой на ведущиеся следственные действия.
Работа с родителями также является важнейшей частью интервенции Центра по преодолению кризисной ситуации и профилактике суицида в подростковой среде. Назначается родительское собрание класса совместно с параллелями. С первых минут проводится сбор согласий от родителей/законных представителей учащихся на оказание текущей и перспективной психолого-педагогической помощи учащимся; сообщается код, по которому родители и дети при необходимости могут обратиться в Центр за психологической помощью. С родителями оговариваются условия информирования детей по ситуации и сопровождения траурных мероприятий по завершившемуся суициду. Формируется установка на самостоятельное принятие решений об участии в траурных мероприятиях; оговариваются социальные, психологические и моральные стороны такого участия. Обращается внимание родителей на такие стороны, как преодоление героизации и идентификации с суицидентом. Акцент траурных мероприятий делается на сопровождении до траурного зала без участия в погребении, в котором принимают участие только близкие и взрослые. Присутствие одноклассников в погребении допускается только в сопровождении родителей/законных представителей.
Основная доля мероприятий в рамках психолого-педагогического обеспечения процессов профилактики приходится на работу с учащимися, для которых проводится оперативная диагностика их эмоционального состояния. Как правило, это методика САН и Цветового выбора [7; 19]. По данным диагностики корректируется план работы, который включает в себя индивидуальное психологическое консультирование в школе и Центре; план групповой работы реализуется в информационных проектах и социально-психологических играх.
Центр предлагает информационные проекты, раскрывающие разные стороны профилактической работы по суицидальному поведению подростков. Информационный проект «Саморегуляция» направлен на преодоление стресса, депрессии, панических атак; информационный проект «Нет зависимости» предоставляет информацию о пагубном влиянии на психическое здоровье психоактивных веществ - алкоголя и наркотиков; информационный проект «Противостояние» осуществляет профилактику социально-психологической сферы - психологической травли в классе (буллинг) и грубых межличностных отношений в семье.
Психологические игры проводятся со всем классом и не предполагают получение согласия на работу с несовершеннолетним. Главная направленность игр - создание благоприятной социально-психологической атмосферы в классном коллективе. Как правило, это игры на сплоченность и сотрудничество. В содержание игровых занятий включаются игры на развитие коммуникативных навыков, бесконфликтного общения, уверенного поведения, развитие навыков эмоциональной саморегуляции [6]. Содержание психологических игр основывается на данных диагностики классной группы методом «Социометрия» и «Ценностно-ориентацион-ного единства» [14].
Информационные проекты и психологические игры включают в себя элементы заданий на преодоление подражания, героизации и формирования ответственности за свою жизнь. Например, в категории «сильная личность» входит способность быть самостоятельным и ответственным за свою жизнь, что видно на примере Ника Вуйчича, живущего без рук и ног [12]; Шона Шварнера, который преодолел рак легких в тринадцать лет и взрослым сделал восхождение на семь самых высоких гор, в том числе на Эверест; Лиз Мюррей, родившаяся в семье инфицированных ВИЧ, а в пятнадцать лет вынуждена была ночевать в приюте для нищих. После получения высшего образования по психологии Лиз ведет тренинги, на которых делится опытом по преодолению состояния одиночества и безнадежности. Примеры из жизни для учащихся сопровождаются небольшими видеороликами из интернета, в которых показан жизненный путь героев, преодолевших трудную жизненную ситуацию.
Формирование самостоятельности направлено на изучение феномена выученной беспомощности и внешнего/внутреннего локуса контроля [22; 23; 24]. Обозначается преимущество внутреннего локуса контроля перед внешним контролем, выступающим основной причиной суицидального поведения. Формирование самостоятельности - это поиск внутренних причин неудач личности [11]. Соответственно, в информационных проектах Центра («Саморегуляция», «Нет зависимости», «Противостояние» и других), а также в психологических играх внимание уделяется адекватной самооценке, саморазвитию, устойчивости к давлению извне.
На заключительном этапе мероприятий в образовательном учреждении по профилактике суицидального поведения продолжается наблюдение за учащимися на переменах и выборочно на уроках. В работу по профилактике на этом этапе включаются специалисты образовательного учреждения - социальный педагог и психолог. В их обязанности входит текущий контроль психологического состояния учащихся по наблюдаемым признакам, а также с применением портативных методик, входящих в арсенал инструментария специалистов службы сопровождения.
В завершении работы по факту суицидального поведения учащегося проводится консультирование директора образовательного учреждения/организации и представление отчета о деятельности специалистов Центра. Далее начинается пролонгированный этап работы, в который входит: психолого-педагогическое наблюдение, определение необходимости в дальнейших мероприятиях по стабилизации эмоционального фона в образовательном учреждении, планирование других мероприятий профилактического характера представителями службы сопровождения школы.
Заключение. ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга на сегодня имеет отработанный алгоритм сопровождения факта суицидального поведения учащихся, проявляющийся в завершенном суициде или суицидальной попытке, вызывающих стресс субъектов образовательного процесса, приводящий к различным формам неадекватных психологических реакций: подражание суицидальному поступку и его героизация. Алгоритм профилактики суицидального поведения учащегося, направленный на преодоление подражания суицидальному поступку, его героизации, формирование самостоятельности и ответственности учащихся подросткового возраста за свою жизнь, включает в себя три этапа: организационный, проявляющийся в составлении плана работы и сборе необходимой социальной и психологической информации; основной и заключительный. Каждый этап имеет определенное психологическое
содержание. В частности, запрещается размещать объявления о случившемся в образовательной организации; исключается также размещение и информирование о факте суицида или его попытке в средствах массовой информации; школа (образовательное учреждение) не меняет своего графика учебной деятельности на все время реализации профилактических мероприятий Центра. Субъекты образовательной деятельности сами определяют характер участия в прощальных мероприятиях в ситуации реального суицида. Исключением является деятельность членов администрации школы, несущих морально-этическую нагрузку.
В ситуации суицидальной попытки учащегося комплекс мероприятий направлен на социально-психологическую реабилитацию подростка в среде сверстников.
Основная часть работы профилактических мероприятий Центра адресована учащимся -одноклассникам суицидента. Комплекс мероприятий ориентирован на формирование представлений о личности, способной нести ответственность за свою жизнь. В рамках профилактики суицидального поведения происходит формирование профессиональных и жизненных перспектив учащихся подросткового возраста.
Список литературы
1. Алгоритм действий специалистов системы образования в случаях завершенного суицида/попытки суицида обучающегося, воспитанника, студента. URL: http://yaguo.ru/files/prilozheniya_ k_prikazu_po_dop_meram_suic.pdf (дата обращения: 04.07.2022).
2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды : учебное пособие. М. : Экон-Информ, 2009. 27 с.
3. Бочаров А. Д. Саморазрушающее поведение как следствие эмоционального неблагополучия у подростков // Международный научный журнал «Педагогика и Психология. Теория и практика». 2021. № 4 (36). С. 43-46.
4. Васильева Н. Н., Глазунова Е. А., Дитерикс А. Л. и др. Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации : методические рекомендации. М. : Центр защиты прав и интересов детей, 2020. 78 с.
5. Вихристюк О. В. Основные направления программы профилактики суицидального поведения в системе образования // Вестник Вятского государственного университета. 2012. С. 150-153.
6. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2008. 190 с.
7. Григорьева А. А. Выявление риска суицидального поведения в общеобразовательных школах // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7. № 3 (26). С. 513-523.
8. Дмитриева Н. В., Короленко Ц. П., Левина Л. В. Психологические особенности личности суицидальных подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. Психологические науки. 2015. № 1 (61). Т. 1. С. 127-134.
9. Ипатов А. В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи : монография. СПб. : Речь, 2011. 112 с.
10. Мазаева Н. А., Кравченко Н. Е., Зикеев С. А. Незавершенные суицидальные попытки подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016. Т. 116 (4-2). С. 44-49.
11. Миллер С. В., Крутых Е. В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодежи // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7 (2). С. 185-187.
12. Ник Вуйчич. Первый канал, программа «Воскресное Время», 14.04.13. URL: https://vk.com/video 88890048_167122755 (дата обращения: 20.07.2022).
13. Панкратов В. Н. К вопросу о героизации, или кто, как и зачем формирует легендарную личность // Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18). С. 97-104.
14. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива : учебное пособие. М. : Просвещение, 1978. 176 с.
15. Попов Ю. В., Пичиков А. А. Суицидальное поведение у подростков. СПб. : СпецЛит, 2017. 366 с. URL: https://bekhterev.ru/wp-content/uploads/2020/10/monografija-suicidalnoe-povedenie-u-podrostkov-2017.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
16. Предотвращение самоубийств. Глобальный императив. Доклад ВОЗ. 2014. С. 1-2. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/152893/Suicide%20report%20a%20global%20imperativ e%20(Rus).pdf?sequence=3 (дата обращения: 05.12.2022).
17. Пырьев Е. А., Очеретина Ю. А. Эмоциональные мотивы суицидального поведения подростков // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 4. С. 596-609.
18. Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 10. С. 14. DOI: org/10.24411/2304-120X-2019-12041.
19. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. СПб. : Речь, 2012. 128 с.
20. Breux P., Boccio D. Improving Schools' Readiness for Involvement in Suicide Prevention: An Evaluation of the Creating Suicide Safety in Schools (CSSS) Workshop // Environ Res Public Health. 2019. Vol. 16 (12): 2165. DOI: org/10.3390/ijerph16122165.
21. Gijzen M., Rasing S., Creemers D. Effectiveness of school-based preventive programs in suicidal thoughts and behaviors: A meta-analysis // Affect Disord. 2022. Vol. 1. No. 298. Pp. 408-420. DOI: 10.1016/j.jad.2021.10.062.
22. Maier S. F., Seligman M. E. Learned Helplessness at Fifty: Insights From Neuroscience // Psychological Review. 2016. No. 123. Pp. 349-367.
23. Rotter J. B. The Development and Applications of Social Learning Theory : Selected Papers. Praeger, 1982. S. 367.
24. Seligman M. Helplessness: On Depression, Development, and Death // San Francisco : W. H. Freeman, 1975. S. 250.
Psychological and pedagogical support of the fact of suicidal behavior of a student in an educational organization
E. A. Pyriev1, A. N. Kurginova2, N. L. Klimon3, A. D. Bocharov4
xPhD in Psychological Sciences, Head of the Crisis Service of the Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance of the Vyborg district. Russia, St. Petersburg. E-mail: [email protected] 2Director of the Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance of the Vyborg district.
Russia, St. Petersburg. E-mail: [email protected]
3the head of the psychological counseling department of the Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance of the Vyborg district. Russia, St. Petersburg. E-mail: [email protected] 4master student of sciences, teacher-psychologist of the Center for Psychological, Pedagogical, Medical
and Social Assistance of the Vyborg district. Russia, St. Petersburg. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents an algorithm of psychological and pedagogical support of activities in an educational institution on the fact of suicidal behavior of a student. The phenomenon of "suicidal behavior of a student" is understood as a suicidal attempt or completed suicide of a minor while studying in an educational institution. This phenomenon reflects the classification of medical diseases according to ICD-10: X-60-X84. The object of the study is the subjects of the educational organization: students, their parents and teachers. The focus of the work of specialists of GBU TO CPMSP (Center for Psychological, pedagogical, medical and social assistance) The Vyborg district of St. Petersburg is preventive in nature. The purpose of the study was the organization of psychological and pedagogical activities in an educational institution with a focus on overcoming the glorification of a suicidal act. As part of preventive work, the task of forming the responsibility of minors for their lives is being solved. The algorithm of psychological and pedagogical measures differs in the specifics of suicidal behavior. For example, in a situation of an accomplished suicide, farewell events are held in an educational institution, which provide for the participation of subjects of the educational institution in mourning procedures. In a situation of a suicidal attempt, the Center's psychologists face the task of helping a minor to enter the educational process without conflict. The algorithm of psychological and pedagogical activity in an educational organization conditionally includes three stages: organizational and preparatory, main and final with summing up the results of the work done. The peculiarity of the activity carried out is the direct psychological and pedagogical work with all subjects of the educational process, and not only with teenage students. The developed algorithm for accompanying the fact of suicidal behavior of a student refers to tertiary prevention aimed at overcoming stress, other emotional disorders, and the formation of confident and responsible social behavior.
Keywords: suicidal behavior of a student, suicide, suicidal attempt, glorification of suicide, imitation, overcoming suicidal behavior of adolescent students.
References
1. Algoritm dejstvij specialistov sistemy obrazovaniya v sluchayah zavershennogo suicida/popytki suicida obuchayushchegosya, vospitannika, studenta - The algorithm of actions of specialists of the education system in cases of completed suicide / suicide attempt of a student, pupil, student. Available at: http://yaguo.ru/files/ prilozheniya_k_prikazu_po_dop_meram_suic.pdf (date accessed: 04.07.2022).
2. Baeva I. A., Volkova E. N., Laktionova E. B. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy : uchebnoeposobie [Psychological safety of the educational environment : textbook]. M. Ekon-Inform. 2009. 27 p.
3. Bocharov A. D. Samorazrushayushchee povedenie kak sledstvie emocional'nogo neblagopoluchiya u po-drostkov [Self-destructive behavior as a consequence of emotional distress in adolescents] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal "Pedagogika i Psihologiya. Teoriya i praktika" - International scientific journal "Pedagogy and Psychology. Theory and practice". 2021. No. 4 (36). Pp. 43-46.
4. Vasil'eva N. N., Glazunova E. A., Diteriks A. L. and others. Sozdanie i obespechenie sistemy ekstrennoj psi-hologicheskoj pomoshchi v sostave psihologicheskoj sluzhby v sisteme obrazovaniya Rossijskoj Federacii : metodicheskie rekomendacii [Creation and provision of a system of emergency psychological assistance as part of the psychological service in the education system of the Russian Federation : methodological recommendations]. M. FSBI "Center for the Protection of the Rights and Interests of Children". 2020. 78 p.
5. Vihristyuk O. V. Osnovnye napravleniya programmy profilaktiki suicidal'nogo povedeniya v sisteme obrazovaniya [The main directions of the program for the prevention of suicidal behavior in the education system] // Vestnik Vyatskogogosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2012. Pp. 150-153.
6. Grecov A., Bedareva T. Psihologicheskie igry dlya starsheklassnikov i studentov [Psychological games for high school students and students]. SPb. Piter. 2008. 190 p.
7. Grigor'eva A. A. Vyyavlenie riska suicidal'nogo povedeniya v obshcheobrazovatel'nyh shkolah [Identification of the risk of suicidal behavior in secondary schools] // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adap-taciya, razvitie - Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019. Vol. 7. No. 3 (26). Pp. 513-523.
8. Dmitrieva N. V., Korolenko C. P., Levina L. V. Psihologicheskie osobennosti lichnosti suicidal'nyh po-drostkov [Psychological features of the personality of suicidal adolescents] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Psihologicheskie nauki - Herald of Kemerovo State University. Psychological sciences. 2015. No. 1 (61). Vol. 1. Pp. 127-134.
9. Ipatov A. V. Podrostok: ot samorazrusheniya k samorazvitiyu. Programma psihologicheskoj pomoshchi: monografiya [Teenager: from self-destruction to self-development. Psychological assistance program : monograph]. SPb. Rech' (Speech). 2011. 112 p.
10. Mazaeva N. A., Kravchenko N. E., Zikeev S. A. Nezavershennye suicidal'nye popytki podrostkov [Incomplete suicidal attempts of adolescents] // Zhurnal nevrologii i psihiatrii im. S. S. Korsakova. Specvypuski - Journal of Neurology and Psychiatry n. a. S. S. Korsakov. Special issues. 2016. Vol. 116 (4-2). Pp. 44-49.
11. Miller S. V., Krutyh E. V. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj otvetstvennosti uchashchejsya mo-lodezhi [Features of the formation of civil responsibility of students] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii -Modern science-intensive technologies. 2013. No. 7 (2). Pp. 185-187.
12. Nick Vujicic. Pervyj kanal, programma "Voskresnoe Vremya", 14.04.13 [Channel One, Sunday Time program, 14.04.13]. Available at: https://vk.com/video88890048_167122755 (date accessed: 20.07.2022).
13. Pankratov V. N. K voprosu o geroizacii, ili kto, kak i zachem formiruet legendarnuyu lichnost' [On the question of heroization, or who, how and why forms a legendary personality] // Vestnik Mezhdunarodnogo insti-tuta ekonomiki iprava - Herald of the International Institute of Economics and Law. 2015. No. 1 (18). Pp. 97-104.
14. Petrovskij A. V., Shpalinskij V. V. Social'naya psihologiya kollektiva : uchebnoe posobie [Social psychology of the collective : textbook]. M. Prosveshchenie (Enlightenment). 1978. 176 p.
15. Popov Yu. V., Pichikov A. A. Suicidal'noe povedenie u podrostkov [Suicidal behavior in adolescents]. SPb. SpetsLit. 2017. 366 p. Available at: https://bekhterev.ru/wp-content/uploads/2020/10/monografija-suicidal-noe-povedenie-u-podrostkov-2017.pdf (date accessed: 20.07.2022).
16. Predotvrashchenie samoubijstv. Global'nyj imperativ. Doklad VOZ - Suicide prevention. A global imperative. WHO Report. 2014. Pp. 1-2. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/152893/ Suicide%20report%20a%20global%20imperative%20(Rus).pdf?sequence= 3 (date accessed: 05.12.2022).
17. Pyr'ev E. A., Ocheretina Yu. A. Emocional'nye motivy suicidal'nogo povedeniya podrostkov [Emotional motives of suicidal behavior of adolescents] // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya - Herald of Perm University. Series: Philosophy. Psychology. Sociology. 2020. Is. 4. Pp. 596-609.
18. Sadykov R. M., Bol'shakova N. L. Social'no-psihologicheskaya profilaktika suicidal'nogo povedeniya sredi molodezhi [Socio-psychological prevention of suicidal behavior among young people] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" - Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2019. No. 10. Pp. 14. DOI: org/10.24411/2304-120X-2019-12041.
19. Sobchik L. N. Metod cvetovyh vyborov - modifikaciya vos'micvetovogo testa Lyushera. Prakticheskoe rukovodstvo [The method of color choices is a modification of the eight-color Lusher test. Practical guide]. SPb. Rech' (Speech). 2012. 128 p.
20. Breux P., Boccio D. Improving Schools' Readiness for Involvement in Suicide Prevention: An Evaluation of the Creating Suicide Safety in Schools (CSSS) Workshop // Environ Res Public Health. 2019. Vol. 16 (12): 2165. DOI: 10.3390/ijerph16122165.
21. Gijzen M., Rasing S., Creemers D. Effectiveness of school-based preventive programs in suicidal thoughts and behaviors: A meta-analysis // Affect Disord. 2022. Vol. 1. No. 298. Pp. 408-420. DOI: 10.1016/j.jad.2021.10.062.
22. Maier S. F., Seligman M. E. Learned Helplessness at Fifty: Insights From Neuroscience // Psychological Review. 2016. No. 123. Pp. 349-367.
23. Rotter J. B. The Development and Applications of Social Learning Theory : Selected Papers. Praeger, 1982. P. 367.
24. Seligman M. Helplessness: On Depression, Development, and Death // San Francisco : W. H. Freeman, 1975. S. 250.