Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Область наук
Ключевые слова
ИНФЕКЦИИ / ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимошилов В.И., Полякова К.В.

Актуальность исследования связана со значимостью профилактики инфекций, передаваемых половым путем, среди молодежи, неизбежным пересмотром форм и методов профилактической работы в связи с пандемией и введением ограничительных мер и с существенными изменениями в отношении населения к проблемам общественного здоровья. Программа исследования включала опрос 574 студентов медицинских и биологических специальностей об опыте их участия в мероприятиях по профилактике ИППП в 2020 - 2021 гг. и сравнение полученных данных с результатами опроса выборки из 400 представителей разных специальностей и уровней обучения, которая взята как модель молодежной субпопуляции в целом. Получено, что наиболее распространенные профилактические мероприятия у студентов медицинских и биологических специальностей - это формы работы, связанные с самостоятельным изучением молодежью литературы, электронных ресурсов и видеоматериалов; очными и дистанционными лекциями медицинских работников охвачено 60,1%, индивидуальные консультации получили 24,4%. При сравнении показателей работы среди студентов естественнонаучного профиля и молодежи в целом выявлена проблема: студенты немедицинских специальностей достоверно чаще, чем медики, изготавливают агитационные материалы для публичных мероприятий и открытой демонстрации, что угрожает качеству профилактики ИППП среди молодежи в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимошилов В.И., Полякова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREVENTION OF SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS AMONG MEDICAL AND BIOLOGICAL STUDENTS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC (ON THE EXAMPLE OF THE KURSK REGION)

The relevance of the study is related to the importance of preventing sexually transmitted infections among young people, the inevitable revision of the forms of preventive work in connection with the pandemic and restrictive measures, and significant changes in the attitude of the population to the problems of public health. The research program included a survey of 574 students of medical and biological specialties about their participating in various activities for the prevention of STIs in 2020-2021 and comparing the obtained data with the results of a survey of a sample of 400 representatives of different specialties and levels of education, which is taken as a model of the youth subpopulation as a whole. It was found that the most common preventive measures among students of medical and biological specialties are forms of work related to the study of literature, electronic resources and video materials by young people; 60.1% were covered by face-to-face and distance (on-line) lectures of medical workers, 24.4% received individual medical consultations. When comparing the performance indicators among students of the natural sciences and young people in general, a problem was identified: students of non-medical specialties significantly more often than medical students produce campaign materials for public events and open demonstrations. This is a negative factor the quality of STI prevention among young people in general.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 2 (27) 2022

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

FEATURES OF PREVENTION OF SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS AMONG MEDICAL AND BIOLOGICAL STUDENTS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC (ON THE EXAMPLE OF THE KURSK REGION)

Тимошилов Владимир Игоревич

Кандидат медицинских наук

Полякова Кристина Вадимовна

Timoshilov Vladimir Igorevich

Candidate of Medical Sciences

Polyakova Kristina Vadimovna

Курский государственный медицинский университет

E-mail: timoshilovvi@kursksmu.net

Kursk State Medical University

Резюме

Актуальность исследования связана со значимостью профилактики инфекций, передаваемых половым путем, среди молодежи, неизбежным пересмотром форм и методов профилактической работы в связи с пандемией и введением ограничительных мер и с существенными изменениями в отношении населения к проблемам общественного здоровья. Программа исследования включала опрос 574 студентов медицинских и биологических специальностей об опыте их участия в мероприятиях по профилактике ИППП в 2020 - 2021 гг. и сравнение полученных данных с результатами опроса выборки из 400 представителей разных специальностей и уровней обучения, которая взята как модель молодежной субпопуляции в целом. Получено, что наиболее распространенные профилактические мероприятия у студентов медицинских и биологических специальностей - это формы работы, связанные с самостоятельным изучением молодежью литературы, электронных ресурсов и видеоматериалов; очными и дистанционными лекциями медицинских работников охвачено 60,1%, индивидуальные консультации получили 24,4%. При сравнении показателей работы среди студентов естественнонаучного профиля и молодежи в целом выявлена проблема: студенты немедицинских специальностей достоверно чаще, чем медики, изготавливают агитационные материалы для публичных мероприятий и открытой демонстрации, что угрожает качеству профилактики ИППП среди молодежи в целом.

Ключевые слова: инфекции, передаваемые половым путем, молодежь, профилактика, коронавирус.

Summary

The relevance of the study is related to the importance of preventing sexually transmitted infections among young people, the inevitable revision of the forms of preventive work in connection with the pandemic and restrictive measures, and significant changes in the attitude of the population to the problems of public health. The research program included a survey of 574 students of medical and biological specialties about their participating in various activities for the prevention of STIs in 2020-2021 and comparing the obtained data with the results of a survey of a sample of 400 representatives of different specialties and levels of education, which is taken as a model of the youth subpopulation as a whole. It was found that the most common preventive measures among students of medical and biological specialties are forms of work related to the study of literature, electronic resources and video materials by young people; 60.1% were covered by face-to-face and distance (on-line) lectures of medical workers, 24.4% received individual medical consultations. When comparing the performance indicators among students of the natural sciences and young people in general, a problem was identified: students of non-medical specialties significantly more often than medical students produce campaign materials for public events and open demonstrations. This is a negative factor the quality of STI prevention among young people in general.

Key words: sexually transmitted infections, youth, prevention, Coronavirus.

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 2 (27) 2022

Библиографическая ссылка на статью

Тимошилов В.И., Полякова К.В. Особенности профилактики инфекций, передаваемых половым путем, среди студентов естественнонаучных специальностей в период пандемии коронавируса (на примере Курской области) // Innova. - 2022.

- № 2 (27). - С. 43-51.

DOI:

Введение. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), рассматриваются как социально обусловленные заболевания. В борьбе с их распространением основная роль отводится профилактической работе с молодежью, так как особенно важно сформировать комплекс знаний об этой медико-социальной проблеме и навыки безопасного поведения в момент вступления в половую жизнь [1].

Пандемия коронавирусной инфекции и ограничительные меры, направленные на борьбу с ней, создали новые медико-социальные условия в молодежной среде. Переход к дистанционному обучению стал кризисным моментом для реализации санитарно-просветительских программ, которые много лет разрабатывались исходя из приоритета очных мероприятий в организованных коллективах обучающихся. При этом возросшее внимание молодежи к Интернету стало почвой для распространения противоречивых взглядов на общепринятые нормы безопасного поведения, включая половую жизнь [2, 3, 4]. В информационном поле внимание к проблемам общественного здоровья сузилось,

сосредоточившись на коронавирусной тематике [5]. В общественном мнении ведущими психологами и социологами отмечается поляризация: в то время, как у одной части населения растет внимание к медико-социальным проблемам, доверие врачам и медицинской науке, обостряется чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих [6, 7], в других слоях назревает недоверие официальной медицинской информации, распространяются диссидентские взгляды и «теории заговора» [8, 9, 10].

Исследования 2014 - 2019 гг. показали, что, несмотря на изучение проблемы половых инфекций и репродуктивного здоровья в рамках профессионального образования, проведение специальных мероприятий по профилактике ИППП в этой категории все равно остается необходимым [11]. Это определило актуальность цели исследования - изучить особенности охвата студентов медицинских и биологических специальностей мероприятиями по

профилактике инфекций, передаваемых

References to the article

Timoshilov V.I., Polyakova K.V. Features of prevention of sexually transmitted infections among medical and biological students during the coronavirus pandemic (on the example of the Kursk

region)// Innova. - 2022. -No. 2 (27). - P. 43-51. 10.21626/innova/2022.2/07

половым путем, в период пандемии коронавируса.

Материалы и методы исследования.

При проведении исследования за основу была принята методология, использованная при изучении показателей осуществления и результативности профилактики ИППП среди молодежи в 2014 - 2017 гг. - массовый опрос молодежи [11]. При этом в наборе вариантов ответа на вопрос об опыте участия респондентов в мероприятиях по профилактике половых инфекций по сравнению с допандемийными исследованиями произошли изменения, связанные с пересмотром арсенала профилактических мероприятий в период пандемии и введенных для борьбы с ней ограничений. В основном они были связаны с включением в число заданных позиций дистанционных форм работы и телеконсультаций. Также расширен набор ответов, касающихся использования

электронных информационных ресурсов. Отвечая на вопрос об участии в мероприятиях по профилактике ИППП в 2020 - 2021 гг., респондентам предлагалось выбирать один или несколько из следующих вариантов ответов:

- очные лекции врачей, посещавших учебное заведение;

- лекции, выступления врачей online, в видеозаписи;

- очные лекции психологов, педагогов, социальных работников по вопросам полового воспитания;

- лекции, выступления психологов, педагогов, социальных работников по вопросам полового воспитания online, в видеозаписи;

- просмотр информационных, обучающих видеоматериалов, социальных роликов;

- чтение специальной учебной и научной литературы;

- использование Интернет-ресурсов медицинских организаций;

- использование Интернет-ресурсов общественных и иных организаций;

- индивидуальные консультации у врача на приеме;

- медицинские консультации дистанционно;

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 2 (27) 2022

- изучение соответствующих тем в ходе занятий;

- самостоятельное изготовление плакатов, стенгазет, рисунков;

- подготовка докладов, написание сочинений, статей;

- изготовление видеоматериалов, размещение информации в Интернете;

- участие в волонтерских акциях;

- дискуссии на темы полового воспитания в аудиториях, классах;

- дискуссии на темы полового воспитания online или offline.

С использованием данной анкеты было опрошено 574 студента медицинских и биологических специальностей высшего и среднего профессионального образования. Второй опрос был проведен в выборке из 400 человек, которая включала 200 школьников 10 -11 классов, 100 студентов естественнонаучного и 100 - гуманитарного и технического профиля, в силу чего она использована как приближенная модель молодежной субпопуляции в целом. Численность выборки от 400 человек и выше при условии ее репрезентативности является достаточной для получения результатов с

уровнем точности, соответствующим а=0,05, или 95% вероятности безошибочного прогноза для изучаемых групп населения в целом. Частота указания каждого варианта ответа - вида профилактических мероприятий - рассчитана в виде экстенсивного показателя для каждой совокупности респондентов. Достоверность разности относительных величин при их сравнении оценена по критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Итоги опроса 2021 г. позволили оценить показатели охвата студентов естественнонаучных специальностей разными видами мероприятий по профилактике ИППП в период пандемии и связанных с ней ограничений. Так, оценивая свой опыт 2020 - 2021 гг., более 45% респондентов естественнонаучного профиля обучения указали чтение специальной литературы, включая учебные пособия (50,7% опрошенных), просмотр видеоматериалов, в том числе учебных фильмов и социальной рекламы (49,7%) и использование Интернет-ресурсов медицинских организаций (48,4%) (рис. 1). Эти формы работы составляют группу наиболее распространенных без достоверной разности показателей охвата между собой.

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 2 (27) 2022

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Работа с литературой

Просмотр видеоматериалов

Использование Интернет-ресурсов медицинских организаций

Лекции, выступления врачей online

Учебный процесс

Использование Интернет-ресурсов немедицинских организаций

Подготовка докладов, сочинений, статей

Очные лекции врачей

Дискуссии на темы полового воспитания в аудиториях

Лекции специалистов-гуманитариев online, в видеозаписи

Очные консультации врачей

Очные лекции специалистов-гуманитариев

Самостоятельное изготовление плакатов, стенгазет

Дискуссии на темы полового воспитания online или offline

Индивидуальные медицинские консультации дистанционно

Участие в волонтерских акциях

Изготовление электронных агитационных материалов

Студенты естественнонаучного профиля □ Смешанная выборка

Рис. 1. Охват молодежи мероприятиями по профилактике ИППП

Далее следуют лекции и выступления врачей в формате видеоконференций, трансляций или посредством размещения видеозаписей информационного характера в открытом доступе - на них указали 41,6% респондентов. Учебный процесс как составляющую профилактики отметили 33,4% студентов. Опыт посещения тематических Интернет-ресурсов общественных объединений и иных немедицинских организаций имеют 28,2% опрошенных. Авторами докладов, статей,

сочинений выступали 24,6% студентов-естественников; практически столько же (24,2%) упоминают очные лекции медицинских работников, проведенные в традиционном формате в периоды ослабления ограничений. Далее в порядке убывания числа участников следуют очные дискуссии на темы полового воспитания (19,5%), лекции психологов и социальных работников в дистанционных форматах и индивидуальные медицинские консультации (по 18,6%), очные лекции

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 2 (27) 2022

специалистов гуманитарной сферы (14,8%), самостоятельное изготовление плакатов и стенгазет (14,3%), чаты, форумы и телеконференции в качестве интерактивных дискуссионных площадок (13,4%). Менее 10% респондентов за 2020 - 2021 гг. имеют опыт получения дистанционных консультаций врачей (7,1%), участия в волонтерских акциях (7%) и подготовки электронных агитационных материалов - видеороликов или информации для Интернет-ресурсов (5,7%).

Если проанализировать полученные данные по субъектам профилактической деятельности, ее направлениям и используемым информационным каналам, то получим, что в период пандемии в работе со студентами-естественниками ведущим и наиболее массовым стало использование информационных Интернет-ресурсов. Упоминание использования сайтов как медицинских организаций, так и структур, размещающих информацию о профилактике ИППП, но не занимающихся медицинской или фармацевтической деятельностью, присутствует у 64,5% опрошенных - это с учетом того, что часть респондентов указала оба вида ресурсов. Учитывая тех, кто прослушал лекции специалистов в прямом эфире или в записи, воспользовался телеконсультациями, принял участие в обсуждении профилактических вопросов посредством электронных форумов, мы получим, что Интернет-проектами с информацией о половых инфекциях было охвачено 95,8% студентов естественнонаучных специальностей, т.е. почти все. Если не учитывать при этом сайты немедицинских организаций, форумы и социальные сети, куда попадают в том числе страницы, не имеющие именно профилактической направленности, а также несущие явно нежелательную информацию, то мы получаем 75,8%, т.е. порядка % опрошенных.

Массовыми видами разъяснительной работы врачей - всеми форматами проведения лекций медицинских работников - оказалось охвачено 60,1% респондентов; индивидуальные консультации очно и с использованием телекоммуникационных технологий получили 24,4% изучаемой категории молодежи. С учетом и этих респондентов, и тех, кто указал на факты обращения к официальным сайтам медицинских организаций, мы получили 500 анкет с упоминанием фактов получения

профессиональной медицинской информации -это составляет 87,1% опрошенных.

Материалы занятий, лекций

преподавателей, использованная в учебном процессе специальная литература упоминаются в одном ряду с прочими профилактическими мероприятиями в анкетах 55,7% респондентов. В рамках учебного процесса и воспитательной работы к проведению профилактических мероприятий и подготовке тематических материалов привлекались 40,1% опрошенных студентов естественнонаучного профиля -указание на авторство наглядной агитации, информационных и аналитических материалов, докладов, контента для электронных ресурсов упомянуто в 230 анкетах из 574.

Также важно отметить, что 31,4% обучающихся по медицинским и биологическим специальностям были охвачены воспитательной и просветительской работой педагогов, психологов и социальных работников.

Сравнивая данные, полученные для студентов естественнонаучного профиля, с результатами в смешанной выборке, моделирующей субпопуляцию молодежи региона в целом, можно оценить специфику профилактической работы в выделенной нами профессиональной группе. Она заключается в том, что по большинству видов мероприятий среди получающих медицинское и биологическое образование показатели охвата достоверно ниже, чем в выборке, демонстрирующей молодежь в целом. Это можно связать с тем, что дистанционное обучение в медицинских вузах предусматривает большее количество онлайн-занятий и заданий с регламентированным порядком и временем выполнения, в связи с чем возможностей для проведения воспитательной работы становится меньше.

Из показателей охвата молодежи работой специалистов различного профиля следует, что специалисты достоверно чаще работают с аудиторией, у которой информация об ИППП в учебные материалы включена минимально - и это логично и правильно. Такой вывод заставляют сделать достоверно (р<0,01) более высокие показатели охвата лекциями врачей, психологов, социальных работников в смешанной выборке против когорты студентов естественнонаучного профиля. При этом студенты-медики и биологи роль учебного процесса в профилактике недооценивают: именно учебные занятия в качестве профилактических мероприятий указали 33,4% против 58% в смешанной выборке (р<0,01), а если рассматривать учебный процесс как совокупность занятий и самостоятельной работы с литературой, то у естественников такие ответы присутствуют в 55,7% анкет против 87,5% в

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 2 (27) 2022

неспецифической совокупности. Это указывает на то, что при обучении в школах и учебных заведениях гуманитарного и технического профиля усилилось внимание к включению темы профилактики ИППП в занятия, и в период дистанционного обучения более масштабно распространяется соответствующая литература. Так, доля обращавшихся к тематическим печатным изданиям не зависит от профиля обучения и составляет около 50% молодежи в обеих выборках, и против данных исследований прошлых лет этот показатель значительно увеличился.

Особенно важно обратить внимание на мероприятия, которые связаны с самостоятельным изучением проблемы половых инфекций и публичным представлением тех или иных материалов и своих суждений о них. Эффективность этой формы работы в ранее проведенных исследованиях была поставлена под сомнение. Задания на самостоятельный поиск информации на электронных ресурсах, подготовка докладов, написание статей были признаны целесообразными к проведению только среди получающих медицинское, биологическое или психологическое образование - как часть учебного процесса и учебно-исследовательской работы по изучаемым дисциплинам или составляющая

профессионально-ориентированного волонтерства [12]. В то же время, исследование 2021 года показало, что среди студентов естественнонаучного профиля изготовление материалов для размещения на сайтах практикуется в 3 раза реже, различные виды дискуссий (очные и электронные), подготовка докладов и статей - в 2 и более раза реже, чем в смешанной выборке. Уступают естественники и по показателю вовлеченности в волонтерскую деятельность профилактической направленности (7% против 11,8% в общей совокупности, р<0,05).

Показатели, связанные с использованием Интернет-ресурсов, в целевой выборке студентов-естественников и в смешанной совокупности сопоставимы: достоверных различий не выявлено в частоте указания на посещение сайтов ни медицинских организаций, ни иных проектов, содержащих информацию об ИППП и безопасности половой жизни (р>0,05). При этом студенты естественнонаучного профиля закономерно несколько чаще обращаются к профессиональным ресурсам и сайтам клиник. Рассматривая доли тех, кто указал на использование Интернет-ресурсов в профилактической работе вообще - посещали информационные сайты, становились

участниками дистанционных образовательных мероприятий, получали консультации

посредством телекоммуникационных технологий - мы видим соответствующие ответы практически во всех анкетах: в 95,8% медико-биологического профиля и в 97,5% смешанной выборки. Против прошлых лет этот показатель также увеличился в разы.

Заключение. В работе среди студентов медицинского и биологического профиля в период пандемии коронавируса преобладает пассивный подход к профилактике инфекций, передаваемых половым путем: ведущими по показателям охвата целевой аудитории являются формы работы, связанные с самостоятельным изучением молодежью литературы, электронных ресурсов и видеоматериалов. По большинству видов мероприятий среди получающих

естественнонаучное образование показатели охвата достоверно ниже, чем в выборке, демонстрирующей молодежь в целом, но полный 100% охват всей молодежи ежегодными профилактическими мероприятиями несмотря на пандемию сохраняется. Целенаправленная работа специалистов в формате и лекций, и индивидуального консультирования достоверно более масштабно ведется в аудитории с немедицинским образованием. Эти факты можно считать оправданными спецификой учебного процесса и его дистанционным характером в период пандемии. Выявлена существенная проблема, способная негативно сказаться на качестве профилактики ИППП среди молодежи в целом: при доказанной эффективности от самостоятельной работы с медико-социальной информацией только среди лиц, имеющих основы профессиональных знаний в этой сфере, в подготовке тематических сообщений, докладов, электронных материалов и наглядной агитации задействовано 34% студентов медико-биологического направления против выполнения подобных заданий 71,5% от смешанной выборки (р<0,01).

Литература.

1. Рахматуллина, З. Б. Проблемы социальной профилактики ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан (на материалах социологических исследований) / З. Б. Рахматуллина // Проблемы востоковедения. -

2019. - № 3(85). - С. 13-19. - DOI 10.24411/22230564-2019-10302.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дайджест исследований в клинической психологии и психотерапии. // Консультативная психология и психотерапия. -

2020. - Т. 28. № 2. - С. 190—196.

SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 2 (27) 2022

3. Ягубов, М. И. Особенности сексуального поведения в период пандемии COVID-19 (2020-2021) / М. И. Ягубов, И. Ю. Кан // Социальная и клиническая психиатрия. - 2021. -Т. 31. - № 2. - С. 94-97.

4. Ibarra F.P., Mehrad M., Di Mauro M., Godoy M.F.P., Cruz E.G., Nilforoushzadeh Mohammad Ali, Russo G.I. Impact of the COVID-19 pandemic on the sexual behavior of the population. The vision of the East and the West // International Brazilian Journal of Urology. - 2020. - Vol.46. Supl.1. - Pp. 1677-5538.

5. Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза / Ю. Н. Гут, Н. С. Ткаченко, Н. Н. Доронина [и др.] // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 2(50). - С. 340-352. -DOI 10.32744/pse.2021.2.23.

6. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Отношение жителей России к информации о пандемии коронавируса (на примере пользователей поисковых систем Интернета) // Психологический журнал. - 2020. - № 4. - С. 518

7. Cornwall W. Social scientists scramble to study pandemic, in real time // Science. - 10 April 2020. V. 368. - Iss. 6487

8. "Инфодемия" и социальные сети: индуцированные риски и шансы / А. Г. Остапенко, Е. А. Шварцкопф, А. А. Остапенко [и

др.] // Информация и безопасность. - 2020. - Т. 23. - № 2(4). - С. 235-244.

9. Макушева М. О., Нестик Т. А. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 6. - С. 427—447.

10. Кубрак Т.А., Латынов В.В. Возможности и ограничения информационно-психологического воздействия в ситуации пандемии коронавируса. // Социальная и экономическая психология. - 2020. - Том 5. № 2(18) - С. 84-114.

11. Тимошилов, В. И. Представления учащихся и студентов об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования / В. И. Тимошилов, А. А. Фисюк // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2018. -Т. 26. - № 3. - С. 178-181. - DOI 10.18821/0869-866Х-2018-26-3-178-181.

12. Ластовецкий, А. Г. Принцип доказательности в профилактике инфекций, передаваемых половым путем, среди студенческой молодежи / А. Г. Ластовецкий, В. И. Тимошилов, Ю. В. Бобрик // Таврический медико-биологический вестник. - 2019. - Т. 22. - № 2. -С. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.