Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхин В.Н., Сазонов Д.Н., Сылка С.И., Воронин И.Ю.

Цель исследования - выявление особенностей профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональной образовательной организации и студентов вуза средствами физкультурно-рекреативной деятельности. Методика и организация исследования. В работе использовались многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин), тест Спилбергера-Ханина; опросник А. Басса и А. Дарки для определения индекса агрессивности или враждебности; наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов исследования. В анкетировании участвовало 475 обучающихся в профессиональных образовательных организациях и 2145 студентов 1-го курса НИУ «БелГУ»; в эксперименте - 90 обучающихся в профессиональных образовательных организациях и 90 студентов НИУ «БелГУ». Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали необходимость и эффективность использования средств физкультурно-рекреативной деятельности (ФРД) в профилактике девиантного поведения студентов. В процессе ФРД было акцентировано внимание на получении удовольствия у студентов с целью прервать у них действие деструктивных и стереотипных поведенческих программ поведения, для чего использовались все формы физических упражнений, направленные на эмоционально-активный отдых, развлечение, получение удовлетворения от двигательной деятельности и комфортной психоэмоциональной среды на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирхин В.Н., Сазонов Д.Н., Сылка С.И., Воронин И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS BY MEANS OF SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Objective of the study was to revealing the features of the prevention of deviant behavior of students in a professional educational organization and university students by means of sports and recreational activities. Methods and structure of the study. The work used a multilevel personality questionnaire "Adaptiveness" (A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin), the Spielberger-Khanin test; a questionnaire by A. Bass and A. Darki to determine the index of aggressiveness or hostility; monitoring the activities of teachers and students, questioning, pedagogical experiment, methods of mathematical processing of the results of the study. The survey involved 475 students in professional educational organizations and 2145 first-year students of Belgorod State National Research University; in the experiment - 90 students in professional educational organizations and 90 students of NRU "BelSU". Results and conclusions. The results of the study showed the necessity and effectiveness of the use of means of physical culture and recreational activities in the prevention of students' deviant behavior. In the process of recreational activities, attention was focused on getting pleasure from students in order to interrupt their destructive and stereotypical behavioral behavior programs, for which all forms of physical exercises were used aimed at emotionally active rest, entertainment, getting satisfaction from motor activity and comfortable psycho- emotional environment in the classroom.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 09.03.2022 г.

Информация для связи с автором: v irkhin@list.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1 Кандидат психологических наук Д.Н. Сазонов1 Аспирант С.И. Сылка1

Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Воронин1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

FEATURES OF PREVENTiON OF DEViANT BEHAViOR OF STUDENTS BY MEANS OF SPORTS AND RECREATiONAL ACTiViTiES

Dr. Hab., Professor V.N. Irkhin1 PhD D.N. Sazonov1

Postgraduate student S.I. Sylka1 PhD, Associate Professor I.Yu. Voronin1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональной образовательной организации и студентов вуза средствами физкультурно-рекреативной деятельности. Методика и организация исследования. В работе использовались многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин), тест Спилбергера-Ханина; опросник А. Басса и А. Дарки для определения индекса агрессивности или враждебности; наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов исследования. В анкетировании участвовало 475 обучающихся в профессиональных образовательных организациях и 2145 студентов 1-го курса НИУ «БелГУ»; в эксперименте - 90 обучающихся в профессиональных образовательных организациях и 90 студентов НИУ «БелГУ». Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали необходимость и эффективность использования средств физкультурно-рекреативной деятельности (ФРД) в профилактике девиантного поведения студентов. В процессе ФРД было акцентировано внимание на получении удовольствия у студентов с целью прервать у них действие деструктивных и стереотипных поведенческих программ поведения, для чего использовались все формы физических упражнений, направленные на эмоционально-активный отдых, развлечение, получение удовлетворения от двигательной деятельности и комфортной психоэмоциональной среды на занятиях.

Ключевые слова: физкультурно-рекреативная деятельность, профилактика девиантного поведения.

Abstract

Objective of the study was to revealing the features of the prevention of deviant behavior of students in a professional educational organization and university students by means of sports and recreational activities. Methods and structure of the study. The work used a multilevel personality questionnaire "Adaptiveness" (A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin), the Spielberger-Khanin test; a questionnaire by A. Bass and A. Darki to determine the index of aggressiveness or hostility; monitoring the activities of teachers and students, questioning, pedagogical experiment, methods of mathematical processing of the results of the study. The survey involved 475 students in professional educational organizations and 2145 first-year students of Belgorod State National Research University; in the experiment - 90 students in professional educational organizations and 90 students of NRU "BelSU".

Results and conclusions. The results of the study showed the necessity and effectiveness of the use of means of physical culture and recreational activities in the prevention of students' deviant behavior. In the process of recreational activities, attention was focused on getting pleasure from students in order to interrupt their destructive and stereotypical behavioral behavior programs, for which all forms of physical exercises were used aimed at emotionally active rest, entertainment, getting satisfaction from motor activity and comfortable psycho- emotional environment in the classroom.

Keywords: physical culture and recreational activities, prevention of deviant behavior, students studying in professional educational organizations.

Введение. В последние годы в образовательной среде российской молодежи развиваются негативные явления, связанные с девиантным поведением (проявления агрессивности, различного рода аддикций, саморазрушающего, безнравственного и аморального поведения и др.) [1]. Физкультурно-рекре-ативная деятельность (ФРД) обладает потенциальными возможностями не только для профилактики, но и, в ряде случаев, коррекции негативного личностного состояния студентов. Научный интерес представляет выявление особенностей проявления, степени девиантности у обучающихся в профессиональной образовательной организации и студентов вуза одного и того же возраста; своеобразие использования средств ФРД

для решения обозначенной социально-педагогической проблемы и обоснование методических рекомендаций в процессе работы с указанной категорией учащейся молодежи.

Цель исследования - выявление особенностей профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональной образовательной организации и студентов вуза средствами физкультурно-рекреативной деятельности.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2019-2021 гг. на базе Белгородского техникума общественного питания, Белгородского строительного колледжа и НИУ «БелГУ». В работе проводился анализ научных источников по проблеме исследования, физкультурно-

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

рекреативных занятии и результатов деятельности студентов; использовались многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин), тест Спилбергера-Ханина; опросник А. Басса и А. Дарки для определения индекса агрессивности или враждебности; наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов исследования. В анкетировании участвовало 475 обучающихся в профессиональных образовательных организациях и 2145 студентов 1-го курса НИУ «БелГУ»; в эксперименте -90 обучающихся в СПО и 90 студентов НИУ «БелГУ».

Результаты исследования и их обсуждение. Работа по профилактике девиантного поведения студентов средствами ФОР включала три последовательных этапа: диа-гностико-проектировочный; этап внедрения программы профилактики и рефлексивный этап (анализ результатов деятельности). Результаты опроса (МЛО-АМ) студентов 1-го курса НИУ «БелГУ» показали, что группу риска составляют 348 человек (18 %). Эти студенты требуют постоянного контроля. В группе риска студенты со средней моральной нормативностью (71 %), низким коммуникативным потенциалом (64 %) и очень низкой поведенческой регуляцией (97 0% студентов группы риска).

По результатам психолого-педагогической диагностики на первом курсе Белгородского строительного колледжа было выявлено (3100 студентов) с низким уровнем адаптационного потенциала, самые низкие значения по показателю «моральная нормативность» -14 %, это свидетельствует о том, что они могут совершать аморальные поступки. Группу риска составили 21,5 % студентов.

Схожая ситуация и в Белгородском техникуме общественного питания, где было выявлено с низким уровнем адаптационного потенциала 34 % (94 чел.), самые низкие значения по показателю «поведенческая регуляция» 24 % (66 чел.), что говорит о неспособности первокурсников управлять своим поведением. Группу риска составили 63 чел. (23 %). Студенты профессиональных образовательных организаций и вуза были условно распределены по уровням проявления девиантного поведения:

- низкий уровень (процесс адаптации студентов может проходить с трудностями, однако они способны с ними совладать самостоятельно, проявляют интерес к ФРД и убеждены в значимости этой деятельности);

- средний уровень (процесс социализации осложнен, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности; студенты иногда проявляют интерес к ФРД, но не всегда убеждены в значимости этой деятельности);

- высокий уровень (студенты с трудным характером, который негативно влияет на личное эмоциональное состояние и на общение с окружающими; процесс адаптации протекает тяжело; возможны нервно-психические срывы, конфликты; могут допускать делинквентные поступки).

По мнению ряда ученых [3] целью ФРД является получение конструктивного удовольствия. Следовательно, физическая рекреация способствует формированию саногенного мышления (Ю. М. Орлов), поскольку несет в себе мощный оздоровительный эффект, который может непосредственно отражаться в улучшении не только физического, но и психического, социального здоровья человека [2].

На внедренческом этапе реализации программы ставилась цель средствами ФРД прервать действие деструктивных и стереотипных поведенческих программ у студентов девиантного поведения; побудить их к проявлению высокого самоконтроля и регулированию поведения; получить позитивный результат саморегуляции; закрепить его в положи-

тельном эмоциональном опыте; расширить опыт контроля над собственными эмоциями и поведением.

Во время формирования групп обучающиеся дифференцировались по половому признаку и исходя из личных предпочтений. Девушкам была предложена как основной вид программы ритмическая гимнастика (использовались различные гимнастические, танцевальные упражнения и комплексы), а юношам - атлетизм (в построении занятий использовались средства из силовых видов спорта).

Эффективной реализации экспериментальной программы способствовали созданные организационные, методические, стимулирующие педагогические условия вовлечения всех участников педагогического процесса в ФРД как средство профилактики девиантного поведения. В ходе рефлексивного этапа реализации программы осуществлялась оценка ее эффективности на основе сравнения результатов диагностики до и после проведения эксперимента.

По результатам проведенного теста Спилбергера-Хани-на, до начала эксперимента средний уровень ситуативной тревожности у студентов в группах был 2,24; по окончании эксперимента замеры показали ситуативную тревожность 1,98 и личностную тревожность 1,89. Следовательно, мы наблюдаем значительное снижение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности.

В процессе диагностики по опроснику А. Басса и А. Дарки определялся индекс агрессивности или враждебности: физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Анализ до начала эксперимента результатов показал, что преобладающими видами реакций у 43 % обучающихся являлись вербальная и физическая агрессия, по окончании эксперимента замеры показали 21 % вербальной и 16 % физической агрессии. В целом, как показали результаты исследования, качественно снизился уровень проявления девиантного поведения: до начала эксперимента средний уровень в группах был 43 %, высокий уровень - 67 %; по окончании эксперимента высокого уровня -11 %, среднего уровня - 34 %, низкого уровня - 55 %.

Вывод. Дифференциация по половому признаку и учет предпочтений обучающихся, использование средств из силовых видов спорта для юношей и ритмической гимнастики для девушек оказали положительное влияние на процесс замещения патогенного на саногенное мышление и поведение.

Статья подготовлена в рамках проекта «О подведении итогов внутривузовского конкурса НИУ «БелГУ» на соискание грантов для поддержки общественных и гуманитарных направлений исследований» от 14.082020 № 826-ОД.

Литература

1. Бочарникова Л.Н. Профилактика наркомании в Белгородской области: система, новые идеи и подходы / Л.Н. Бочарникова, В.В. Устинова // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. 2019. - № 1. - С. 42-46.

2. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление. Серия: Управление поведением, кн. 1-2-е изд., исправленное / Ю.М. Орлов. - М.: Слайдинг, 2006. - 96 с.

3. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.).

References

1. Bocharnikova L.N., Ustinova V.V. Profilaktika narkomanii v Belgoro-dskoy oblasti: sistema, novyye idei i podkhody [Prevention of drug addiction in the Belgorod region: system, new ideas and approaches]. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I.D. Putilina. 2019. No.1. pp 42-46.

2. Orlov Yu.M. Ozdoravlivayushcheye (sanogennoye) myshleniye. Seri-ya: Upravleniye povedeniyem [Healing (sanogenic) thinking. Series: Behavior management]. Book. 1-2nd ed., revised. Moscow: Slayding publ., 2006. 96 p.

3. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokulturnyy potentsial fiziches-koy rekreatsii [Sociocultural potential of physical recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 2. pp. 52-54.

30

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.