Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДВФУ В СРЕДЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДВФУ В СРЕДЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куманев Дмитрий Сергеевич, Кондрашов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДВФУ В СРЕДЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ»

Особенности

профилактической

деятельности

Координационного

центра ДВФУ в среде

первокурсников

СТЯТЬЯ

68

Особенности профилактической деятельности Координационного центра ДВФУ в среде первокурсников

Куманев Дмитрий Сергеевич — директор Координационного центра ДВФУ, старший преподаватель Департамента коммуникаций и медиа Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

Кондрашов Сергей Вячеславович — главный специалист Координационного центра ДВФУ, студент второго курса магистратуры политологии Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

В 2021 году по поручению Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждению межнациональных

и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма во всех федеральных университетах были созданы Координационные центры. Цель создания Координационных центров — это обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и экспертного сообщества в регионах в вопросе профилактики деструктивного поведения в молодежной среде.

В профилактической работе Координационного центра ДВФУ активно используются механизмы прямого диалога со студенческой средой. Работа ведется в формате встреч в малых группах до 10-20 человек. Координационный центр организует дискуссионные площадки со студентами разных курсов и направлений подготовки, на которых студентов информируют о законодательных особенностях противодействия экстремистским

проявлениям среди молодежи и обсуждаются причины такого поведения в социуме.

Один из главных принципов деятельности Координационного центра — ориентация студенческой среды на позитивный контент профилактики. Особенно важно привлекать к мероприятиям молодежь с активной гражданской позицией, чтобы более эффективно донести через их сверстников позицию государства по вопросам противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма и тем самым минимизировать риск возникновения подобных антисоциальных явлений [1]. Для этого используется подходящий для студенческой аудитории подход через квиз-игру. Координационный центр ДВФУ в начале учебного года провел череду массовых квизов среди студентов-первокурсников в рамках их адаптационного периода. Работа велась через интернет-площадку онлайн-викторин The Best Free Presentation Software Online | AhaSlides, в которой можно одновременно задействовать до 10 тысяч участников.

В адаптационных мероприятиях ДВФУ участвовали группы от 30 до 120 человек, всего приняло участие более 400

первокурсников. Команды формировались непосредственно на самом мероприятии. Подключиться по ссылке могли все желающие. Для этого нужен был только смартфон с доступом в интернет. Благодаря геймификации процесса через интернет-приложение AhaSlides, студенты не только вовлеклись в игру, но и приобрели для себя новые и полезные знания. Студенты взаимодействовали друг с другом в процессе квиза посредством идеограмм, смайликов и текстовых комментариев в общем чате. В дальнейшем центр планирует совершенствовать данный формат профилактики и провести его для всех обучающихся ДвФу, что позволит эффективно подготовить студентов к жизни и обучению на территории университета.

Рис. 1. Директор Координационного центра ДВФУ Д. С. Куманев проводит адаптационный профилактический квиз.

Все работники Координационного центра в своей деятельности учитывают тот факт, что деструктивная коммуникация между новыми студентами закладывает почву для конфликтного поведения в межличностных отношениях. Первокурсники первые месяцы обучения испытывают стрессовое состояние,

Рис. 2. Первокурсники принимают участие в адаптационном профилактическом квизе.

которое может смениться в период сессии депрессией [2]. Координационный центр не только дает рекомендации студентам по профилактике деструктивного поведения, но и работает на перспективу и занимается анализом возможных рисков через социологические опросы. Используется как формализованный академический подход, так и неформальная прямая коммуникация со студенческим комьюнити через неофициальные группы во «ВКонтакте».

Такой подход повышает общий уровень доверия между Координационным центром ДВФУ и студентами. Неформальный подход коммуникации благоприятно сказывается на дальнейшей позитивной коммуникации сотрудников центра со студенческой средой.

После спада пандемии COVID-19 случился слом позитивной коммуникации в студенческой среде и для нормализации ситуации Координационный центр ДВФУ использует все доступные средства для адаптации первокурсников к новым условиям. Координационный центр знакомит студентов с внешним

миром студенческой активности и со скрытой от общего взгляда работой бюрократической машины, в которой люди тоже могут иногда ошибаться. Для достижения поставленной цели проводится мероприятие «Открытый диалог», на котором обсуждаются проблемы студентов с представителями администрации вуза.

ПОДСУШКА ■ МЮ61и5Н«

гох-т Ч . и "1И ГТ^Чг ^ даут 1ИМмэ -

ДЛ* [Т>№1КЬШ '.■Ь1;..:ч,;ч-Гн цгр^ь-

Выберите 3 интересные вам темы:

ПОДЁЛОШКЛ .г ИЭ1»иЙ№Л I и и

йрЛГчИ-Г, ьГгПа^ИМ

н^н^лйю-гИсажмммгм!!» жктйсш

^ПЛЫвь (ШС СТр?ыС'Пй ГШирВбГй пщдмв

ГШИнНН-Г. аисГНМА^Мк^Ы!^-. ВОРЮМИ1ЦЦ ОГИРШН I И

Рис. 3. Неформальный опрос Координационного центра ДВФУ по актуальным темам среди студентов.

Главная задача мероприятия «Открытый диалог» — помочь студенту стать субъектом образовательного процесса в его восприятии и деятельности, а не пассивным объектом.

Координационный центр ДВФУ осуществляет профилактику в молодежной среде с учетом следующих приоритетов работы:

1. Знать, что происходит, планировать свою деятельность, создавать собственный позитивный контент

в виде медиапродукта(ролики, плакаты, листовки).

2. Быть в контакте с внешней средой и внешними партнёрами в регионе (сотрудничество с НАК, АТК, Правительством Приморского края, Администрацией Владивостока).

3. Вместе со студентами привлекать гранты и субсидии (подача заявок

на гранты от «АИС Молодежь России»).

4. Поддерживать полезные студенческие объединения (поддержка мероприятий «Корпуса тренеров ДВФУ», «Ассоциации российских и иностранных студентов ДВФУ»).

В качестве позитивного контента Координационный центр ДВФУ разрабатывает для учащихся 7-11 классов учебных заведений среднего образования Приморского края специализированную карточную игру «АНТИДЕСТ». Для этого составлен список всех субъектов профилактики деструктивного поведения в регионе и создаются маскоты (персонажи-талисманы) данных организаций для популяризации их образа среди молодежи. Игра состоит из 16 карт, у каждой карты особые свойства. Проигрывает тот игрок, который остается без карт. В комплект с карточками идут пояснительные буклеты по профилактической деятельности организаций, в которых присутствуют советы и рекомендации для школьников 7-11 классов.

Таким образом, молодежь заинтересовывается контентом профилактики деструктива и начинает ассоциировать субъекты профилактики с чем-то позитивным и приятным. С 2018 года в ДВФУ существует проект «Наставник», в рамках

Рис. 4. Маскоты Координационного центра ДВФУ, Роскомнадзора, МКУ «Молодежный ресурсный центр», используемые в детской карточной игре по профилактике деструктива «АНТИДЕСТ».

которого осуществляется внеучебная коммуникация Координационного центра ДВФУ со студенческой средой. Университет — это огромный сложный механизм: 12 школ, множество кафедр и департаментов, тысячи студентов, научная и общественная деятельность, творческая и спортивная активность, стажировки, стипендии и многое другое. Попадая в эту среду, первокурсники теряются, поэтому возникла идея студенческой преемственности, где «старшие» будут помогать «младшим» в адаптации к особенностям студенческой жизни. Наставники, кроме адаптационной работы, выполняют профилактические первичные функции в вузе. Они знакомят первокурсников с законодательной базой по профилактике терроризма и дают рекомендации по предупреждению деструктивных явлений среди студентов.

Символом «Наставников» стала лиса. По двум причинам: во-первых, кампусные лисы давно стали негласным символом университета, а, во-вторых, многие

помнят сказку «Маленький принц» и знаменитую фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Наставники тоже обещают не бросать своих подопечных, поэтому слова Лиса стали слоганом всего проекта.

На сегодняшний день проект «Наставник» подготовил около 250 наставников. Каждый наставник проходит специализированную подготовку, в которую входит изучение нормативно-правовой базы деятельности

Рис. 5. Проведение Координационным центром ДВФУ Школы цифровой грамотности для студентов-первокурсников.

и семинары по повышению персональных soft skills. После чего в течение всего учебного года наставник курирует одну группу студентов-первокурсников. Координационный центр ДВФУ активно использует опыт наставников в своей профилактической работе и часто привлекает наставников к сотрудничеству в организуемых центром мероприятий. К примеру, таких, как «Открытый диалог» и «Школа цифровой грамотности».

В заключение стоит отметить, что Координационный центр ДВФУ и в дальнейшем будет стремиться задействовать в своей профилактической деятельности нативный позитивный медиаконтент и интерактивные формы работы со студентами-первокурсниками.

Литература и ссылки:

1. Волков А. В., Корнеева В. А., Степанова А. А. Модель сетевого продвижения школьных служб медиации // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 6. — С. 230-236.

2. Клейберг Ю. А. Типология деструктивного поведения // Вестник КРУ МВД России. — 2008. — № 1. — С. 130-135.

3. Куликов В. Б., Злоказов К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2006. — № 3. — С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.