Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

Алгоритм профилактической работы среди иностранных студентов

ПРЙКТиЧвСКив МЙТЕРиДЛЫ

38

Алгоритм профилактической работы среди иностранных студентов

Венцель Сергей Владимирович - аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Обучение иностранных студентов стало сегодня одним из ключевых показателей эффективности образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Однако иностранные студенты сталкиваются с различными проблемами на протяжении всего обучения:

1) социально-психологическая

адаптация;

2) языковой барьер;

3) организация досуга;

4) возможные конфликты с другими одногруппниками.

Ограничения, введенные после начала коронавирусной пандемии и затронувшие сферу образования, в том числе, повлияли на жизнь иностранных студентов, значительно обострив ранее обозначенные проблемы.

Отсутствие решений данных проблем может привести к отрицательным последствиям: от вовлечения иностранных студентов в противозаконную деятельность до снижения в других странах привлекательности Российской Федерации как страны с качественным высшим образованием и возможностей обучения в ее образовательных организациях.

Практическая работа по решению обозначенных проблем может стать основой эффективной профилактики распространения деструктивных явлений среди иностранных студентов. Данная работа должна соответствовать ряду требований:

1) непрерывность процесса от поступления иностранца

в образовательную организацию до окончания учебы;

2) содержательность мероприятий, использование широкого спектра интерактивных офлайн- и онлайн-форматов;

3) наличие необходимых компетенций у специалистов и ответственных

за работу (организация работы с молодежью, языковые навыки, работа в социальных сетях).

Как можно выстроить работу с иностранными студентами? НЦПТИ разработал алгоритм с опорой на позитивные практики различных образовательных организаций высшего образования. Данный алгоритм носит рекомендательный характер.

В алгоритме содержатся QR-коды, воспользовавшись которыми, можно детально ознакомиться с описываемой практикой.

Шаг № 1. Создание объединений, клубов и ассоциаций иностранных студентов.

Цель — ускоренная адаптация иностранных студентов к новой среде. Кроме того, иностранные студенты получат навыки развития студенческого самоуправления, проведения собственных мероприятий и взаимодействия с другими структурами образовательной организации.

В работе таких объединений можно использовать форматы мероприятий:

1) мероприятия, приуроченных к определенным национальным праздникам: например, Навруз, китайский новый год и т. д.;

2) спортивные турниры и культурные фестивали;

3) встречи с целью языковой практики;

4) кинопоказы, деловые игры и т. д.

Вовлечение российских студентов в такие мероприятия также позволит быстрее

интегрировать иностранцев в среду и выстроить дружеские коммуникации между студентами.

Пример позитивной практики

«Клуб интернациональной дружбы» — общественная студенческая организация ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова». Участники организации работают в культурно-массовой сфере (например, организация экскурсий по Архангельской области), проводят спортивные турниры, занимаются информационной работой (выстраивание постоянной коммуникации между иностранными студентами и органами управления университетом), а также просветительской деятельностью (творческие мастер-классы, тренинги, проектная работа и т. д.)

Шаг № 2. Запуск института наставничества.

Цель — оказание помощи иностранным студентам - первокурсникам со стороны старшекурсников (как российских студентов, так и иностранных, которые обучаются уже несколько лет в России). Иностранным студентам, поступившим в образовательную организацию, требуется адаптационная поддержка со стороны других студентов, предполагающая, в том числе дружеское общение.

Пример позитивной практики

«Бадди ТюмГУ» — проект ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» по ориентационному и адаптационному сопровождению иностранных студентов. Бадди (студент-волонтер) оказывает студенту-иностранцу помощь в течение первого учебного года: от встречи в аэропорту и заселения в общежитии до консультации по учебным вопросам.

Шаг № 3. Проведение интеграционно-адаптационных мероприятий.

Цель — погрузить первокурсников -иностранцев в социокультурную среду образовательной организации, региона и страны в целом.

Пример позитивной практики

Интеграционная неделя МГИМО — программа погружения иностранных студентов на русском и английском языках в академическую, корпоративную и социокультурную среду университета. Программа включает вводный инструктаж по образовательному процессу, миграционным вопросам и медицинскому сопровождению, тренинги и мастер-классы по адаптации, а также экскурсии.

Одна из важных задач адаптационных мероприятий — доведение до иностранных студентов

цд^ Бадди ТюмГУ

30 ноя в 16:42

Катя и Хуан Давид помогают новым студентам из Колумбии Себастьяну и Холл м а ну пройти чек-лист и познакомиться с Тюменью.

Кстати, у ребят неплохо получается, они уже оформили все документы и даже с ходили попробовать рамен - любимое блюдо колумбийских ребят ТС9

норм актуального российского законодательства, в том числе устанавливающего ответственность за участие и содействие террористической деятельности, за разжигание ненависти и розни,

а также за участие в деятельности антиконституционного характера1. Такие мероприятия следует проводить в начале учебного года с приглашением интересных спикеров (представители общественных организаций, религиозных

1 Пункт 1.6. Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. Пр-2265).

институтов, национальных общин) в интерактивных форматах — от деловых игр и кинопоказов до немого этюда (когда цель — донести мысли до собеседника без использования слов). При составлении сценария мероприятия организатору важно помнить, что простая демонстрация какого-либо видеоматериала без предварительной беседы и последующего обсуждения или простое перечисление норм законодательства - эффективной формой профилактики не является.

Ответственные за работу с иностранными студентами сотрудники могут подготовить информационно-просветительские материалы, содержащие следующие сведения:

1) алгоритмы обращения в необходимые службы образовательной организации по работе с иностранцами, контакты данных служб;

2) внутренние правила образовательной организации высшего образования;

3) выдержки из нормативно-правовой базы: миграционные правила, ответственность за нарушение российского законодательства

(в том числе антиэкстремистского и антитеррористического);

4) карта города, а также образовательной организации и ее территорий;

5) основные фразы и выражения, которые могут пригодиться иностранному студенту в различных ситуациях.

Примеры позитивной практики:

Справочник для иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации. Составитель: БФ «ПСИ-Фонд». Перечень затрагиваемых вопросов достаточно

широк: от аренды жилья до культурной адаптации. Подходит для студентов различных университетов.

Словарь-помощник для иностранных студентов. Составитель: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». В словаре, подготовленном на четырех языках (русский, английский, французский и испанский) собраны основные выражения, которые пригодятся любым иностранцам в повседневной жизни.

Шаг № 4. Проведение регулярных конкурсов, форумов и фестивалей среди иностранных студентов

Цель — раскрытие творческого и профессионального потенциала иностранных студентов. Такие мероприятия могут способствовать приобщению иностранных студентов к культуре народов Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений,

профилактике ксенофобии и иных деструктивных явлений экстремистского и террористического характера, а также преодолению негативных стереотипов. Планирование таких мероприятий должно быть системным и заблаговременным.

Примером позитивной практики является проведение ежегодной городской межвузовской олимпиады по русскому языку как иностранному в г. Перми на площадке Пермского государственного аграрно-технологического университета для студентов подготовительного

Шаг № 5. Вовлечение иностранных студентов на протяжении всего обучения в волонтерские проекты.

Формат полезен тем, что иностранный студент быстрее знакомится с принимающим обществом, заводит новые знакомства, а также получает возможность преобрести новые навыки и знания. Иностранных студентов можно привлекать и к работе киберволонтерских организаций, действующих на базе образовательных организаций, по следующим направлениям:

— создание и распространение позитивного контента для профилактики деструктивных явлений (ксенофобия, распространение наркотиков, суицидальный контент, вовлечение в ряды преступных организаций и т. д.) Иностранные студенты могут привлечь общественное внимание к собственным

проблемам, получить навыки разработки медиаконтента, выступить коммуникационным мостом между российскими и иностранными студентами. Такой медиаконтент можно создавать как на русском, так и на национальных языках иностранных студентов;

— работа по созданию социальных проектов. Иностранные студенты могут выступить либо инициаторами, либо соучастниками проектов по различным направлениям: от укрепления межнациального и межрелигиозного согласия (например, проект по повышению уровня правовой грамотности других иностранных студентов через тренинги, деловые игры и олимпиады) до сохранения исторической памяти (например, проект по популяризации сведений о подвигах отдельных личностей-соотечественников, совершивших подвиги в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом).

Однако все обозначенные форматы не могут быть полностью эффективными без использования ресурсов социальных сетей, особенно в период пандемии коронавирусной инфекции. Тогда в наиболее уязвимом положении оказались среди прочих групп иностранные студенты. Одни из них оказались в условиях самоизоляции без возможности посещать свои страны во время каникул, другие же после поездки домой не смогли вернуться в Россию и вынуждены были продолжать обучение в онлайн-формате.

С целью помощи иностранным студентам руководство образовательных организаций, студенческие объединения

а Международный Студенческий Клуб УдГУ

15 ноя в 17:20

£ МНЕ НУЖЕН КУРАТОР ^

Международный Студенческий Клуб УдГУ запускает новый формат поиска кураторов для иностранных студентов УдГУ

Чем новый формат будет отличаться от уже существовавшего ранее:

Щ Вам больше не придётся искать того, к кому нужно обращаться по поводу куратора

Найти человека для помощи с единичной проблемой станет проще 'Куратор будет подбираться исходя из Ваших языковых навыков - Мы обязательно подберём куратора, с которым Вам будет комфортно

Если Вы не знаете, кто такой куратор и чем он может помочь, читайте информацию в нашем обсуждении (информация доступна на русском, английском, арабском и корейском языках) Ы1рз://ук сот^ор1с-75954634.48095754

Если Вы хотите оставить заявку на поиск куратора, воспользуйтесь этой ссылкой £}= https://forms.gIe/LbpQZDFepCiAZrYe9

Если Вы хотите оставить заявку на решение единичной проблемы, воспользуйтесь этой ссылкой <0г https://forms.gle/75b1 РдЛ ргАРс1пЕ4А

Надеемся, что такой формат поможет Вам быстрее и проще найти куратора и решить все возникающие проблемы СЭ

предпринимали различные меры, задействовав онлайн-ресурсы: от организации адресной помощи по доставке продуктов (сигналы о помощи собирались, в том числе, через соцсети) до организации досуговых интерактивных мероприятий.

Например, в ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Международный студенческий клуб на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» организовывал досуг (например, онлайн-концерты и онлайн-выставки»), распространял важную информацию о проведении выездных вакцинаций или о поиске кураторов для самих иностранных студентов и т. д.

Представленный алгоритм не является исчерпывающим, он может дополняться исполнителями на местах. Работа должна проводиться регулярно, ответственным сотрудникам следует делать акцент на использование интерактивных форматов, учитывающих особенности целевой аудитории.

Статистика по иностранным студентам за 2021 год*

2 256 736 181 565 (8%)

Всего студентов

Из них иностранных студентов

17%

Казахстан

12%

Туркменистан

6%

Таджикистан

16%

Узбекистан

10%

*Статистические данные охватывают только подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации образовательные организации высшего образования.

Северо-Западный федеральный округ:

22 191

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранный студент (10%)

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (5224 - Китай, Казахстан, Узбекистан и др.)

- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики

и оптики» (2587 - Китай, Казахстан, Вьетнам и др.),

- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») (1793 - Казахстан, Беларусь, Китай и др.).

6%

Беларусь

15% 19% 20%

Туркменистан

Узбекистан

Казахстан

Китай

Сибирский федеральный округ:

25 526

Иностранных студентов (9%)

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (3254 - Киргизия, Китай, Казахстан и др.),

- ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (2668 - Киргизия, Китай, Казахстан и др.),

- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (2606 - Китай, Казахстан, Узбекистан и др.).

Киргизия

8%

Таджикистан

10%

Китай

Узбекистан

Казахстан

Центральный федеральный округ:

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (7658 - Афганистан, Иран, Китай и др.),

- ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (2910 - Египет, Ирак, Узбекистан и др.)

- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (2270 - Алжир, Египет, Индия и др.).

52 413

Иностранных студентов (8,5%)

Приволжский федеральный округ:

39 914

Иностранных студентов (8%)

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (9527 - Египет, Китай, Казахстан и др.),

- ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (2365 - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и др.)

- ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет» (2342 - Египет, Индия, Таджикистан и др.).

0,5% 1%

4%

Вьетнам

Алжир

Ирак

Индия

Египет

Южный федеральный округ:

16 433

Иностранных студентов (7%)

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (2213 - Туркменистан, Украина, Китай и др.),

- ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» (1818 - Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и др.),

- ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (1862 - Индия, Узбекистан, Украина и др.).

Китай

10%

Украина

14%

28%

Узбекистан Туркменистан

Уральский федеральный округ:

12 535

Иностранных студентов (7%)

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (4230 - Китай, Казахстан, Таджикистан и др.),

- ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» (2104 - Египет, Китай, Казахстан и др.)

- ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (1871 - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и др.).

Киргизия

Египет

8%

Таджикистан

Китай

Казахстан

Северо-Кавказский федеральный округ:

6 875

Иностранных студентов (6%)

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова» (1558 - Индия, Египет, Иордания и др.),

- ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (1439 - Узбекистан, Таджикистан, Ирак и др.)

- ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (1339 - Туркменистан, Узбекистан и др.).

10% 13% 19% 24%

Таджикистан

Индия

Азербайджан

Узбекистан

Туркменистан

Дальневосточный федеральный округ:

5 678

Иностранных студентов (5,5%)

Больше всего иностранных студентов учатся в:

- ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (2118- Индия, Китай, Узбекистан и др.),

- ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (835- Китай, Узбекистан, Таджикистан и др.)

- ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» (692 - Таджикистан, Китай и др.).

Киргизия

9%

Узбекистан

10%

54%

Индия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таджикистан

Китай

Запись семинара для киберволонтеров «Мартовские поправки: разбор новых статей УК РФ и КоАП РФ»

Что означают формулировки «публичное распространение заведомо ложной информации», «дискредитация использования Вооруженных Сил Российской Федерации» и «призывы к введению мер ограничительного характера»?

Какие есть критерии экспертной оценки материала?

£сть ли уже прецеденты применения нового законодательства?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.