Научная статья на тему 'Особенности профессиональных потребностей и мотивов у старшеклассников Псковского региона'

Особенности профессиональных потребностей и мотивов у старшеклассников Псковского региона Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
781
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПОТРЕБНОСТИ / РЫНОК ТРУДА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / CAREER SELF-DETERMINATION / MOTIVES OF CAREER CHOICES / NEEDS / LABOUR MARKET / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Екатерина Владимировна

В данной статье приводятся результаты исследования мотивации профессионального выбора как компонента карьерного самоопределения старшеклассников Псковского региона. Приводятся данные об особенностях потребностей и мотивов выбора профессии у учащихся средних общеобразовательных школ г. Пскова и г. Великие Луки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional needs and motives at senior pupils of Pskov Region

This article presents the results of research into the motivation of professional choice as a component of career self-determination of senior pupils of Pskov Region. The author presents data about the features of the needs and motives of professional choices of pupils of secondary schools and the city of Pskov and the city of Velikiye Luki.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональных потребностей и мотивов у старшеклассников Псковского региона»

сионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. - 2012. - № 4; 2013. - № 2.

2. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмео-логическое условие профессионализма // Акмеология. - 2013. - № 2. - С. 25-31.

3. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. - М.: МААН, 2004.

4. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмео-логического объекта // Акмеология. - 2012. - № 3. -С. 20-26.

5. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. - М.: ИПК ГС, 2008.

6. Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих / под ред.

А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2005.

7. Пачина Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетентности: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2013.

8. Пачина Н.Н. Полипрофессиональная компетентность: акмеологический ракурс рассмотрения // Па-радигмальные основания психологии компетентности: материалы 1 Всерос. симпозиума. Кострома, 3 февраля 2012. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - С. 69-74.

9. Пачина Н.Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы // Акмеология. - 2012. - № 2. - С. 49-54.

10. Степнова Л.А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности. - М.: Эдельвейс, 2000.

УДК 159.922.8

Ковалевская Екатерина Владимировна

Псковский государственный университет summereal@gmail. сот

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПСКОВСКОГО РЕГИОНА*

В данной статье приводятся результаты исследования мотивации профессионального выбора как компонента карьерного самоопределения старшеклассников Псковского региона. Приводятся данные об особенностях потребностей и мотивов выбора профессии у учащихся средних общеобразовательных школ г. Пскова и г. Великие Луки.

Ключевые слова: карьерное самоопределение, мотивы выбора профессии, потребности, рынок труда, факторный анализ.

Одной из задач Псковского региона является обеспечение рынка труда кадрами, которые отвечают потребностям региональной экономики. При этом, согласно статистике, в последнее время большинство молодых людей стремятся получить модные и высокооплачиваемые, с их точки зрения, профессии, такие как экономист, менеджер, юрист и пр., в результате чего создается переполнение рынка данными специалистами, а другие сферы (строительная, педагогическая, производственная и т.д.) испытывают существенный дефицит квалифицированных кадров. Опросы абитуриентов показывают, что в целом они осуществляют профессиональный выбор, находясь под влиянием родителей, средств массовой информации, педагогов, друзей и моды, и редко задумываются над иными возможными вариантами будущих профессий. Также старшеклассники редко анализируют свои собственные желания, интересы, потребности. Поэтому для психологической науки важно не только определить истинные мотивы старшеклассников при осуществлении профессионального выбора, но и в последствии осуществить на основе полученных данных психолого-педагогичес-

кое сопровождение учащихся с целью повышения уровня осознанности процесса их карьерного самоопределения.

Проблема мотивации профессионального выбора является актуальной для современной психологии. Данной проблемы, так или иначе, касались такие исследователи, как:

- зарубежные: В. Берг, Р. Кросс, К. Мак Дениэлз, Х. Маккей, Н. Джисберс, Э. Мур, Р. Харвей и др.;

- отечественные: К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Демин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Л. Купрей-ченко, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.Н. Осин, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина и др.

В современной зарубежной психологии мотивация чаще всего понимается как процесс, который инициирует, направляет и поддерживает поведение, ориентированное на достижение определенной цели [5, с. 389]. При этом под профессиональной мотивацией понимается процесс, обуславливающий целенаправленное поведение в сфере профессиональной деятельности на всех этапах ее становления.

В отечественной психологии мотивацию понимают с двух основных направлений. Согласно первому направлению мотивация представляет собой

* Публикация подготовлена в рамках проекта 14-16-60001 «Интерактивное обучение как форма психолого-педагогической поддержки карьерного самоопределения старшеклассников», поддержанного ФГБУ РГНФ и Администрацией Псковской области.

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Ковалевская Е.В., 2014

совокупность факторов или мотивов. Согласно второму направлению мотивация - это динамичное образование, процесс [2, с. 66].

Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней); направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности); регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности) Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии [3, с. 52].

Для выявления профессиональных потребностей и мотивов у современных старшеклассников было проведено эмпирическое исследование. В качестве респондентов выступили учащиеся 910 классов общеобразовательных школ Псковского региона в количестве 100 человек (40 человек, обучающихся в г. Пскове, и 60 человек - в г. Великие Луки).

При рассмотрении профессиональных потребностей и мотивов были выделены следующие показатели:

1. Потребности, которые старшеклассник хочет реализовать в профессиональной деятельности;

2. Мотивы выбора профессии.

Диагностика их осуществлялась с помощью

следующих методик:

- Анкета диагностики личностных потребностей, реализуемых в профессиональной деятельности [4, с. 152];

- Методика «Мотивы профессионального выбора» Р.В. Овчаровой [1, с. 7].

Всего рассматривалось 20 потребностей и 4 группы мотивов. Применение факторного анализа показало, что потребности объединяются в три фактора, описывающих 64% дисперсии.

Фактор 1: «Потребности профессиональных достижений». К данному фактору относятся следующие потребности: обязанности (0,815), выпол-

нение долга (0,729), новые знания (0,727), доверие (0,712), уверенность (0,674), стабильность в жизни (0,649), карьера (0,617).

Фактор 2: «Потребности личных достижений». В данный фактор включены такие потребности, как власть (0,854), уважение (0,632), личная независимость (0,629), любовь (0,587), хорошая работа (0,574), успех (0,559), хороший заработок (0,545), материальное благополучие (0,490), командировки и путешествия (0,409).

Фактор 3: «Потребности личной свободы». К данному фактору относятся следующие потребности: творчество (0,741), общение (0,735), свобода (0,659), безопасность (0,505).

Диагностика выраженности данных потребностей у старшеклассников Псковского региона дала следующие результаты (рисунок 1).

10% старшеклассников обладают высоким уровнем выраженности потребностей профессиональных достижений. Это означает, что они стремятся профессионально развиваться, проявлять себя в организации, тем самым приобретая новые знания, уверенность в себе и своей жизни. Такие учащиеся при построении карьеры будут инициативными, ответственными, заинтересованными в хороших результатах своей деятельности и ее общественной полезности. Основная их цель - горизонтальный карьерный рост, увеличение собственной значимости в профессиональном сообществе и деятельности в целом. 25% учащихся демонстрируют уровень выше среднего. Они также ориентированы на развитие и достижения в профессиональной деятельности.

Преобладает средний уровень выраженности потребностей профессиональных достижений. Он свойственен 43% респондентов, которые являются умеренно ориентированными на реализацию данных потребностей, признавая, что, кроме выполнения своего долга и обязанностей, а также профессионального развития, есть и другие не менее важные потребности.

У 7% старшеклассников наблюдается уровень выраженности данных потребностей ниже средне-

£ 50

V 40

» 30

о 20

5 10

43

-25-

|

33

42

-^6-17-

Шт

"26"

"15-

ТД-

ППД

плд

Показатель

ПЛС

□ Высокий уровень □ Выше среднего уровень ■ Средний уровень

И Ниже среднего уровень □ Низкий уровень

Рис. 1. Процентное распределение старшеклассников Псковского региона (п=100) по уровням выраженности профессиональных потребностей.

ППД - потребности профессиональных достижений; ПЛД - потребности личных достижений;

ПЛС - потребности личной свободы

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3 I

го, а у 15% - низкий уровень. Такие школьники не ставят в центр своего внимания достижения и саморазвитие в профессии.

Потребности личных достижений выражены на высоком уровне у 16% старшеклассников Псковского региона, у 17% - на уровне выше среднего. Это означает, что данные учащиеся в профессии ориентированы на повышение собственной значимости, авторитета, уважения со стороны других, материальных благ, а также личной независимости. Основная их цель - вертикальные карьерный рост, получение более выгодных должностей, обретение «нужных» знакомств. Такие респонденты в профессиональной деятельности будут выбирать только те дела и обязанности, которые позволят им получить большую выгоду и достигнуть своих целей.

33% старшеклассников обладают средним уровнем выраженности данных потребностей, то есть они признают, что личная выгода, конечно, важна, но в профессии есть и другие не менее значимые стороны. Уровень ниже среднего наблюдается у 19% старшеклассников, низкий уровень - у 15%. Для таких учащихся личная выгода в профессиональной деятельности отходит на второй план.

Потребности личной свободы на высоком уровне выражены у 10% обследуемых школьников, уровень выше среднего - у 26%. Для них важно, чтобы профессиональная деятельность не создавала преград для их личных интересов, устремлений, потребностей. Такие школьники ориентированы на творческую деятельность, свободу общения и деятельности и чувство безопасности. 42% учащихся обладают средним уровнем выраженности данных потребностей, что говорит об их умеренной ориентации на личную свободу. Уровень ниже среднего выявлен у 8% старшеклассников, низкий уровень - у 14%.

В выраженности профессиональных потребностей выявлены гендерные различия по показателю «потребности личной свободы» (и=729; р=0,001). Девушки (средний ранг 58,93) в отличие от юношей (средний ранг 38,86) обладают более выраженными потребностями данной группы. Это говорит

о том, что девушки больше юношей ценят свободу и независимость в процессе выполнения профессиональной деятельности, более ориентированы на общение с большим кругом лиц, чаще используют творческий подход при решении профессиональных задач.

Таким образом, диагностика профессиональных потребностей показала, что все три группы потребностей умеренно выражены у большинства старшеклассников Псковского региона.

Рассматриваемые мотивы выбора профессии подразделяются на четыре группы: внутренние индивидуально значимые мотивы; внутренние социально значимые мотивы; внешние положительные мотивы; внешние отрицательные мотивы.

Процентное распределение учащихся Псковского региона по уровням выраженности данных групп мотивов выбора профессии представлено на рисунке 2.

Внутренние индивидуально значимые мотивы ярко выражены у 28% старшеклассников Псковского региона (13% школьников обладают высоким уровнем выраженности данных мотивов, 15% -уровнем выше среднего). Данные мотивы включают в себя ориентацию на саморазвитие в профессии, приобретение профессиональной деятельностью личностной значимости, а также ценность наличия возможностей для удовлетворения личных потребностей в процессе труда.

Внутренние социально значимые мотивы явно выражены у 36% учащихся (12% школьников обладают высоким уровнем выраженности данных мотивов, 24% - уровнем выше среднего). Данные мотивы включают в себя ценность социальной полезности профессиональной деятельности.

Внешними положительными мотивами при выборе профессии на высоком уровне руководствуются 9% школьников, на уровне выше среднего -17%. К данным мотивам относятся стремление к общественному признанию, более высокому социальному статусу, престижу, а также к материальному благополучию.

Рис. 2. Выраженность мотивов выбора профессии у старшеклассников Псковского региона (п=100)

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

£ 60 т

!;• 40

g 20 & 0

55,59

43 46

Внутренние иншвидуалгао значимые мотивы

5 6.84

55.84

41.74

43 13

Внутренние социально значимые мотивы

Внешние отрицательные мотивы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель

□ Юноши □ Девушки

Рис. 3. Гендерные различия в выраженности мотивов профессионального выбора у старшеклассников Псковского региона

Внешние отрицательные мотивы на высоком уровне представлены в структуре профессиональной мотивации у 13% старшеклассников, на уровне выше среднего - у 16%. К данным мотивам относятся давление со стороны социума на профессиональный выбор учащегося. Это, например, выбор, сделанный под влиянием родителей против воли школьника, а также боязнь наказания, угрозы со стороны других и т.д.

Сравнение учащихся 9 и 10 класса показало, что между ними существуют значимые различия по показателю «внешние отрицательные мотивы» (и=849,5 при р=0,033). Согласно полученным данным, внешние отрицательные мотивы выбора профессии более выражены у учащихся 9 класса (средний ранг 54,10), чем у учащихся 10 класса (средний ранг 41,44). Это означает, что девятиклассники при выборе профессии более подвержены давлению со стороны других людей, прежде всего родителей, чаще боятся наказания за «неправильное» решение.

Также выявлены гендерные различия в выраженности мотивов профессионального выбора по следующим показателям: по показателю «внутренние индивидуально значимые мотивы» (и=922,5; р=0,038); по показателю «внутренние социально значимые мотивы» (и=850; р=0,010); по показателю «внешние отрицательные мотивы» (и=908,5; р=0,030).

Характер данных различий представлен на рисунке 3.

Все рассматриваемые показатели более выражены у девушек, чем у юношей. Следовательно, девушки в отличие от юношей при выборе профессии чаще руководствуются данными мотивами, а именно: более ориентированы на мотивы саморазвития, творчества, удовлетворение собственных потребностей в профессиональной деятельности; более ориентированы выбирать профессии, носящие общественно полезный характер; чаще дела-

ют профессиональный выбор под давлением со стороны других, из-за страха наказания.

В целом, диагностика мотивов выбора профессии у старшеклассников Псковского региона показала, что у учащихся в той или иной степени присутствуют все рассматриваемые группы мотивов, но более всего выражены внутренняя, как индивидуально, так и социально значимая мотивация.

Таким образом, для современных старшеклассников Псковского региона характерны умеренно выраженные профессиональные потребности и внутренняя мотивация выбора профессии. Это означает, что для них основным критерием для осуществления профессионального выбора является ориентация не на внешние атрибуты, такие как статус, престиж, материальное благополучие, а на возможности для саморазвития личности, удовлетворения потребностей, которые может предоставить профессия, а также на ее социальную значимость. Такой характер профессиональной мотивации является оптимальным для осуществления осознанного и успешного профессионального выбора, а также эффективного планирования своей будущей карьеры.

Библиографический список

1. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориен-тационная работа в школе. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

4. Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала. - СПб.: Речь, 2008. - 280 с.

5. Donovan J.J. Work motivation / In N. Anderson, D.S. Ones, H.K. Sinangil, & C. Viswesvaran (Eds.), Handbook of industrial and organizational psychology. - 2001. Vol. 2: 53-76. Thousand Oaks, CA: Sage.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.