Рудяк И.В. ©
Соискатель, кафедра социологии и психологии факультета права и массовых коммуникаций, Харьковский национальный университет внутренних дел, Украина
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я- КОНЦЕПЦИИ ЖЕНЩИН СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье представлены результаты изучения профессиональной Я-концепции женщин-милиционеров на разных этапах профессионального развития, а именно: освещены особенности их самооценок, Я-образа профессионала, представления о негативних и позитивних сторонах профессиональной деятельности
Ключевые слова: женщины- милиционеры, профессиональное развитие, образ-Я. Keywords: female militia officers, professional growth, the Self-image.
В правоохранительных органах многих стран мира постепенно увеличивается количество женщин, то есть речь идет о сознательном выборе женщинами определенного рода профессиональной деятельности. Эта тенденция характерна для стран с разным уровнем экономического и социального развития, различными культурными и религиозными традициями. Так, в полиции Швеции 22,8% личного состава составляют женщины, в Австралии их 16,5% из общего числа полицейских, во Франции около 30% должностей комиссаров полиции занимают женщины. Современная Украина не является исключением из этой тенденции: среди аттестованных сотрудников 10,6% составляют женщины [1,38]. Одним из условий эффективности профессиональной деятельности, способствующих развитию личности специалиста, является профессиональная Я-концепция.
В современной психологии Я-концепция рассматривается как сложное многоуровневое образование, элементами которого являются:
образ Я - представления человека о себе. В Я- образе представлены знание человека о себе самом и самоотношение, но некоторые аспекты Я-образа остаются неосознаваемыми. Образ-Я является важным фактором детерминации поведения человека, определяя направление деятельности, контакты с людьми, особенности поведения [2, 96];
самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и тесно связана с его уровнем притязаний[3, 352];
самоуважение как центральное звено в структуре Я-концепции. Самоуважение формируется на основе признания, репутации, социального статуса человека, принятия и оценки его лично и его деятельности окружающими [9, 43 ];
нормативное Я - представления человека о том, каким он должен быть в определенном окружении, чтобы его действия и поступки одобряли и его уважали[4, 110 ] .
Профессиональная Я - концепция является составной частью Я - концепции личности, поскольку социальный опыт человека, его жизненное пространство значительно шире профессионального. По мнению С. А. Дружилова, под профессиональной Я-концепцией (или Я-концепцией профессионала) понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе в этой профессиональной деятельности и профессии. На основе этих представлений человек-профессионал строит свои отношения с другими людьми, с которыми он взаимодействует в процессе профессиональной деятельности, и относится к себе как к представителю данной профессии [5,203]. Как считает Т.В. Кудрявцев, важным в процессе профессионализации есть отношение лица к избранной профессии, которое изменяется с приобретением профессионального опыта. Так, на
© Рудяк И.В., 2013 г.
начальном этапе возникают и формируются профессиональные намерения, затем -профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности, следующий важный этап - вхождение в профессию и становление профессионала, развитие профессионально важных качеств, умение учитывать особенности профессиональной деятельности, и, наконец, на последнем этапе происходит полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде [6, 11-12], с учетом специфичности профессиональной деятельности. В исследованиях Ю.П. Поваренкова, О.Е. Гуменюк, Е.П.Ермолаевой, Е.Н.Семеновой, Г.С. Никифорова, А.Р.Фонарева отражено, что существует взаимосвязь между человеком и профессией: профессия изменяет человека, его сознание, в свою очередь, человек осваивая профессию, развиваясь, способен изменять характер своей профессиональной деятельности. Профессиональная «Я-концепция» специалиста формируется постепенно, изменяясь в процессе профессиональной деятельности и имеет особенности, связанные со спецификой деятельности. Например, особенностями профессиональной деятельности правоохранительной сферы является агрессивность коммуникативной среды, необходимость быстро действовать в экстремальных ситуациях, сильные эмоциональные и физические нагрузки, которые не могут не влиять на личностные характеристики сотрудника органов внутренних дел, на его Я-концепцию. Изучая особенности профессионального становления личности, Т.Н.Малкова отметила, что проблема профессиогенеза милиционеров недостаточно разработана как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Причинами такого положения с одной стороны, являются методологические и методические противоречия позиций и подходов в психологии труда, а с другой стороны - такая особенность профессиональной деятельности правоохранителей как непубличность, « закрытость» от общественности [7, 8]. Дополнительные трудности в изучении профессионального становления женщин милиционеров, их профессиональной Я-концепции связаны с существующими в обществе гендерными стереотипами, согласно которым работа в правоохранительной сфере является «мужским делом».
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей профессиональной Я-концепции женщин-милиционеров на разных этапах профессионализации. В исследовании принимали участие 207 женщин в возрасте 19-33 лет, которые обучаются в специализированном учебном заведении. В первую группу (п1=105 человек) вошли женщины (курсантки), которые учатся на стационаре в Харьковском национальном университете внутренних дел и не имеют практического опыта работы в правоохранительной сфере. Вторая группа женщин (п2=102человека) также обучается в Харьковском национальном университете внутренних дел, но на заочной форме обучения, в то же время они работают в милиции в разных службах и отделах. В исследовании применялись следующие методы: тестирование (методика «Персональный автопортрет» М.Д.Олдхема та Л.Б.Морриса, методика «Личностный дифференциал», адаптированная в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева., тест « Кто Я?» М.Куна и Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой), сочинение на тему «Моя профессия», анкетирование. Все опросники предъявлялись индивидуально, в некоторых случаях - в небольших группах. Продолжительность всей процедуры исследования составляла 50минут - 1час 20 минут, наиболее сложным заданием стало сочинения. Для обработки результатов использовались статистические методы обработки данных в пакете ЗТАТКТГСА 6.
Исследуя особенности профессиональной самооценки, А. А. Реан предложил в ее структуре выделять операционально-деятельностный и личностный аспекты.
Операционально -деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированности умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (система знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образца («Я-идеальное») профессиональной Я-концепции [8]. Наиболее распространенными характеристиками самооценки является адекватность - неадекватность, то есть мерой адекватности выступает соответствие
самооценки объективной ценности лица. По результатам исследования у большинства женщин-милиционеров в обеих группах выявлена адекватная самооценка ( в группе курсанток - 67,4%, в группе женщин, имеющих опыт работы в правоохранительной сфере -81,2%), завышенная самооценка выявлена только в группе курсанток у 19,7% испытуемых, заниженная самооценка диагностируется в обеих группах (в группе курсанток - 12,9%, в группе женщин, имеющих опыт работы в правоохранительной сфере - 18,8%). Оценивая себя, испытуемые обеих групп отмечали свои достоинства и недостатки. К своим достоинствам курсантки отнесли: умение общаться с разными группами людей, лидерские качества, активность, коммуникабельность, хорошие профессиональные знания, интеллект, привлекательную внешность. Интересно, что оценивая себя, курсантки большое внимание уделяют оценке внешности и степени принятия себя в коллективе, в обществе. Бесспорно, в юношеском возрасте отношения к собственной внешности придирчивое, потому для курсанток, которые большую часть времени носят форменную одежду, внешность является очень важной частью образа-Я. Они считают, что в дальнейшем эти качества помогут стать хорошими специалистами и построить успешную карьеру, достичь высокого социального статуса. Отрицательные качества курсантки отнесли к эмоционально-волевой сфере: раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, агрессивность. Отношение к будущей профессии у них несколько идеализированное: «приносить пользу людям», «стать членом милицейского товарищества», «защищать справедливость и закон», «доказать себе, что я что-то могу». Адекватная самооценка женщин, имеющих опыт работы в правоохранительной сфере, является следствием взвешенной оценки своих способностей, возможностей и профессиональных знаний, а также одновременно есть условием формирования профессионального ролевого поведения. Позитивными качествами считаются исполнительность, работоспособность, активность, умение организовать себя и свое окружение, честность, самокритичность, негативными - негативизм, цинизм, черствость, лживость. Они более критично относятся к себе и к своей профессиональной деятельности, определили свой профессионально-социальный статус в иерархии служебных отношений. Так, к числу положительных сторон своей деятельности они отнесли: приобретение профессионального и житейского опыта, расширение социальных связей, возможность самореализации и самоутверждения, получение бесплатно престижного юридического образования, стабильную заработную плату. Негативными сторонами своей работы они видят бюрократизм и формализм, недостаток профессионалов, у которых можно поучиться, предвзятое отношение коллег и руководства, ненормированный рабочий день. Примечательно, что женщины - милиционеры как серьезный недостаток отмечают «одержимость» работой, проявляющийся в разной степени у всех, кто работает в милиции более пяти лет и не планирует менять работу.
Самоуважение к себе является одним из важных социально-психологических отношений человека. Исследуемые курсантки имеют высокий уровень самоуважения, довольные собой, то есть принимают себя и как личность, и как носителя социально желаемых характеристик, они имеют четкое осознание субъективно удачного Я-имиджа милиционера, но объективно не готовы к реализации профессиональных планов. Подавляющее большинство курсанток (67,5%) направлено на себя, то есть девушки склонны к соперничеству, эгоцентричные, им присуща агрессивность в достижении статуса. Они уверены в своем карьерном росте (74,2%), их привлекает правоохранительная деятельность (68,9%), причем безотносительно к вознаграждению. Показатели самоуважения у женщин, которые имеют опыт работы, на среднем уровне, они видят изъяны в своей профессиональной деятельности и недовольные отдельными неблагоприятными обстоятельствами, мешающим им в реализации планов профессиональной деятельности.
Я-концепция профессионала является динамическим психологическим образованием, на которое оказывают влияние внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы. Образ-Я профессионала является частью общего интегрального образа -Я личности, но он имеет особенное содержание, обусловленное спецификой
правоохранительной деятельности и профессиональной культурой. Следовательно, осознавая себя в правоохранительной деятельности, работник ОВС одновременно разрешает проблему профессионального самоопределения и профессиональной персонализации.
Образ Я женщин - милиционеров с опытом профессиональной деятельности, целостный, устойчивый, они стремятся к самореализации, осознают реакции относительно себя, более критичны к себе, осведомлены, какие личностные и поведенческие характеристики востребованы в профессиональной среде. У женщин-курсанток реальный и идеальный профессиональные образы-Я не совпадают, поскольку они идеализируют и профессиональную деятельность, и снисходительно относятся к себе. Учитывая возраст женщин-курсанток можно считать такое несовпадение профессиональных образов-Я естественным, а также стимулом к самосовершенствованию их личности и профессиональному росту.
Литература
1. Левченко К.Б. 10 виявiв ново! сощально! ролi жшки //10 топ гендерно! полггики. - К.: «Агенство «Укра!на», 2013. - С.38-39
2. Мацегора Я. В. Особливост «образа Я» пращвниюв ОВС залежно вщ типу професшно! культури // Вюник ХНУ. Серiя «Психолопя». - 2005. - №662. - С. 96-102
3. Петровский, А. В. Психологический словарь. - М. : Политиздат, 2-е изд., испр. и доп. 1990. - 494 с.
4. Раусте фон Врихт М.Л. Образ Я как подструктура личности// Проблемы психологии личности. -М.,1982. - С. 104-111
5. Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. - Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2011. - 296 с.
6. Кудрявцев Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.
7. Малкова Т.М. Професшне становлення особистосп. - Ки!в, 2012. - 396с.
8. Реан А.А., Кудашев А.Р. и др. Психология адаптации личности. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.
9. Х L'Abate L. A Theory of Personality Development / L. L'Abate, C. H. Bryson. — New York. — 1994. — 313 p.