Научная статья на тему 'Особенности профессиональной Яконцепции женщин сотрудников органов внутренних дел на разных этапах профессионализации'

Особенности профессиональной Яконцепции женщин сотрудников органов внутренних дел на разных этапах профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫМИЛИЦИОНЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗ-Я / FEMALE MILITIA OFFICERS / PROFESSIONAL GROWTH / THE SELF-IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудяк И. В.

В статье представлены результаты изучения профессиональной Я-концепции женщин-милиционеров на разных этапах профессионального развития, а именно: освещены особенности их самооценок, Я-образа профессионала, представления о негативних и позитивних сторонах профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рудяк И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной Яконцепции женщин сотрудников органов внутренних дел на разных этапах профессионализации»

Рудяк И.В. ©

Соискатель, кафедра социологии и психологии факультета права и массовых коммуникаций, Харьковский национальный университет внутренних дел, Украина

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я- КОНЦЕПЦИИ ЖЕНЩИН СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье представлены результаты изучения профессиональной Я-концепции женщин-милиционеров на разных этапах профессионального развития, а именно: освещены особенности их самооценок, Я-образа профессионала, представления о негативних и позитивних сторонах профессиональной деятельности

Ключевые слова: женщины- милиционеры, профессиональное развитие, образ-Я. Keywords: female militia officers, professional growth, the Self-image.

В правоохранительных органах многих стран мира постепенно увеличивается количество женщин, то есть речь идет о сознательном выборе женщинами определенного рода профессиональной деятельности. Эта тенденция характерна для стран с разным уровнем экономического и социального развития, различными культурными и религиозными традициями. Так, в полиции Швеции 22,8% личного состава составляют женщины, в Австралии их 16,5% из общего числа полицейских, во Франции около 30% должностей комиссаров полиции занимают женщины. Современная Украина не является исключением из этой тенденции: среди аттестованных сотрудников 10,6% составляют женщины [1,38]. Одним из условий эффективности профессиональной деятельности, способствующих развитию личности специалиста, является профессиональная Я-концепция.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как сложное многоуровневое образование, элементами которого являются:

образ Я - представления человека о себе. В Я- образе представлены знание человека о себе самом и самоотношение, но некоторые аспекты Я-образа остаются неосознаваемыми. Образ-Я является важным фактором детерминации поведения человека, определяя направление деятельности, контакты с людьми, особенности поведения [2, 96];

самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и тесно связана с его уровнем притязаний[3, 352];

самоуважение как центральное звено в структуре Я-концепции. Самоуважение формируется на основе признания, репутации, социального статуса человека, принятия и оценки его лично и его деятельности окружающими [9, 43 ];

нормативное Я - представления человека о том, каким он должен быть в определенном окружении, чтобы его действия и поступки одобряли и его уважали[4, 110 ] .

Профессиональная Я - концепция является составной частью Я - концепции личности, поскольку социальный опыт человека, его жизненное пространство значительно шире профессионального. По мнению С. А. Дружилова, под профессиональной Я-концепцией (или Я-концепцией профессионала) понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе в этой профессиональной деятельности и профессии. На основе этих представлений человек-профессионал строит свои отношения с другими людьми, с которыми он взаимодействует в процессе профессиональной деятельности, и относится к себе как к представителю данной профессии [5,203]. Как считает Т.В. Кудрявцев, важным в процессе профессионализации есть отношение лица к избранной профессии, которое изменяется с приобретением профессионального опыта. Так, на

© Рудяк И.В., 2013 г.

начальном этапе возникают и формируются профессиональные намерения, затем -профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности, следующий важный этап - вхождение в профессию и становление профессионала, развитие профессионально важных качеств, умение учитывать особенности профессиональной деятельности, и, наконец, на последнем этапе происходит полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде [6, 11-12], с учетом специфичности профессиональной деятельности. В исследованиях Ю.П. Поваренкова, О.Е. Гуменюк, Е.П.Ермолаевой, Е.Н.Семеновой, Г.С. Никифорова, А.Р.Фонарева отражено, что существует взаимосвязь между человеком и профессией: профессия изменяет человека, его сознание, в свою очередь, человек осваивая профессию, развиваясь, способен изменять характер своей профессиональной деятельности. Профессиональная «Я-концепция» специалиста формируется постепенно, изменяясь в процессе профессиональной деятельности и имеет особенности, связанные со спецификой деятельности. Например, особенностями профессиональной деятельности правоохранительной сферы является агрессивность коммуникативной среды, необходимость быстро действовать в экстремальных ситуациях, сильные эмоциональные и физические нагрузки, которые не могут не влиять на личностные характеристики сотрудника органов внутренних дел, на его Я-концепцию. Изучая особенности профессионального становления личности, Т.Н.Малкова отметила, что проблема профессиогенеза милиционеров недостаточно разработана как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Причинами такого положения с одной стороны, являются методологические и методические противоречия позиций и подходов в психологии труда, а с другой стороны - такая особенность профессиональной деятельности правоохранителей как непубличность, « закрытость» от общественности [7, 8]. Дополнительные трудности в изучении профессионального становления женщин милиционеров, их профессиональной Я-концепции связаны с существующими в обществе гендерными стереотипами, согласно которым работа в правоохранительной сфере является «мужским делом».

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей профессиональной Я-концепции женщин-милиционеров на разных этапах профессионализации. В исследовании принимали участие 207 женщин в возрасте 19-33 лет, которые обучаются в специализированном учебном заведении. В первую группу (п1=105 человек) вошли женщины (курсантки), которые учатся на стационаре в Харьковском национальном университете внутренних дел и не имеют практического опыта работы в правоохранительной сфере. Вторая группа женщин (п2=102человека) также обучается в Харьковском национальном университете внутренних дел, но на заочной форме обучения, в то же время они работают в милиции в разных службах и отделах. В исследовании применялись следующие методы: тестирование (методика «Персональный автопортрет» М.Д.Олдхема та Л.Б.Морриса, методика «Личностный дифференциал», адаптированная в психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева., тест « Кто Я?» М.Куна и Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой), сочинение на тему «Моя профессия», анкетирование. Все опросники предъявлялись индивидуально, в некоторых случаях - в небольших группах. Продолжительность всей процедуры исследования составляла 50минут - 1час 20 минут, наиболее сложным заданием стало сочинения. Для обработки результатов использовались статистические методы обработки данных в пакете ЗТАТКТГСА 6.

Исследуя особенности профессиональной самооценки, А. А. Реан предложил в ее структуре выделять операционально-деятельностный и личностный аспекты.

Операционально -деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированности умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (система знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образца («Я-идеальное») профессиональной Я-концепции [8]. Наиболее распространенными характеристиками самооценки является адекватность - неадекватность, то есть мерой адекватности выступает соответствие

самооценки объективной ценности лица. По результатам исследования у большинства женщин-милиционеров в обеих группах выявлена адекватная самооценка ( в группе курсанток - 67,4%, в группе женщин, имеющих опыт работы в правоохранительной сфере -81,2%), завышенная самооценка выявлена только в группе курсанток у 19,7% испытуемых, заниженная самооценка диагностируется в обеих группах (в группе курсанток - 12,9%, в группе женщин, имеющих опыт работы в правоохранительной сфере - 18,8%). Оценивая себя, испытуемые обеих групп отмечали свои достоинства и недостатки. К своим достоинствам курсантки отнесли: умение общаться с разными группами людей, лидерские качества, активность, коммуникабельность, хорошие профессиональные знания, интеллект, привлекательную внешность. Интересно, что оценивая себя, курсантки большое внимание уделяют оценке внешности и степени принятия себя в коллективе, в обществе. Бесспорно, в юношеском возрасте отношения к собственной внешности придирчивое, потому для курсанток, которые большую часть времени носят форменную одежду, внешность является очень важной частью образа-Я. Они считают, что в дальнейшем эти качества помогут стать хорошими специалистами и построить успешную карьеру, достичь высокого социального статуса. Отрицательные качества курсантки отнесли к эмоционально-волевой сфере: раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, агрессивность. Отношение к будущей профессии у них несколько идеализированное: «приносить пользу людям», «стать членом милицейского товарищества», «защищать справедливость и закон», «доказать себе, что я что-то могу». Адекватная самооценка женщин, имеющих опыт работы в правоохранительной сфере, является следствием взвешенной оценки своих способностей, возможностей и профессиональных знаний, а также одновременно есть условием формирования профессионального ролевого поведения. Позитивными качествами считаются исполнительность, работоспособность, активность, умение организовать себя и свое окружение, честность, самокритичность, негативными - негативизм, цинизм, черствость, лживость. Они более критично относятся к себе и к своей профессиональной деятельности, определили свой профессионально-социальный статус в иерархии служебных отношений. Так, к числу положительных сторон своей деятельности они отнесли: приобретение профессионального и житейского опыта, расширение социальных связей, возможность самореализации и самоутверждения, получение бесплатно престижного юридического образования, стабильную заработную плату. Негативными сторонами своей работы они видят бюрократизм и формализм, недостаток профессионалов, у которых можно поучиться, предвзятое отношение коллег и руководства, ненормированный рабочий день. Примечательно, что женщины - милиционеры как серьезный недостаток отмечают «одержимость» работой, проявляющийся в разной степени у всех, кто работает в милиции более пяти лет и не планирует менять работу.

Самоуважение к себе является одним из важных социально-психологических отношений человека. Исследуемые курсантки имеют высокий уровень самоуважения, довольные собой, то есть принимают себя и как личность, и как носителя социально желаемых характеристик, они имеют четкое осознание субъективно удачного Я-имиджа милиционера, но объективно не готовы к реализации профессиональных планов. Подавляющее большинство курсанток (67,5%) направлено на себя, то есть девушки склонны к соперничеству, эгоцентричные, им присуща агрессивность в достижении статуса. Они уверены в своем карьерном росте (74,2%), их привлекает правоохранительная деятельность (68,9%), причем безотносительно к вознаграждению. Показатели самоуважения у женщин, которые имеют опыт работы, на среднем уровне, они видят изъяны в своей профессиональной деятельности и недовольные отдельными неблагоприятными обстоятельствами, мешающим им в реализации планов профессиональной деятельности.

Я-концепция профессионала является динамическим психологическим образованием, на которое оказывают влияние внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы. Образ-Я профессионала является частью общего интегрального образа -Я личности, но он имеет особенное содержание, обусловленное спецификой

правоохранительной деятельности и профессиональной культурой. Следовательно, осознавая себя в правоохранительной деятельности, работник ОВС одновременно разрешает проблему профессионального самоопределения и профессиональной персонализации.

Образ Я женщин - милиционеров с опытом профессиональной деятельности, целостный, устойчивый, они стремятся к самореализации, осознают реакции относительно себя, более критичны к себе, осведомлены, какие личностные и поведенческие характеристики востребованы в профессиональной среде. У женщин-курсанток реальный и идеальный профессиональные образы-Я не совпадают, поскольку они идеализируют и профессиональную деятельность, и снисходительно относятся к себе. Учитывая возраст женщин-курсанток можно считать такое несовпадение профессиональных образов-Я естественным, а также стимулом к самосовершенствованию их личности и профессиональному росту.

Литература

1. Левченко К.Б. 10 виявiв ново! сощально! ролi жшки //10 топ гендерно! полггики. - К.: «Агенство «Укра!на», 2013. - С.38-39

2. Мацегора Я. В. Особливост «образа Я» пращвниюв ОВС залежно вщ типу професшно! культури // Вюник ХНУ. Серiя «Психолопя». - 2005. - №662. - С. 96-102

3. Петровский, А. В. Психологический словарь. - М. : Политиздат, 2-е изд., испр. и доп. 1990. - 494 с.

4. Раусте фон Врихт М.Л. Образ Я как подструктура личности// Проблемы психологии личности. -М.,1982. - С. 104-111

5. Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. - Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2011. - 296 с.

6. Кудрявцев Т.В. Психологические основы профессионально-технического обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.

7. Малкова Т.М. Професшне становлення особистосп. - Ки!в, 2012. - 396с.

8. Реан А.А., Кудашев А.Р. и др. Психология адаптации личности. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.

9. Х L'Abate L. A Theory of Personality Development / L. L'Abate, C. H. Bryson. — New York. — 1994. — 313 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.