Научная статья на тему 'Мотивация курсанток к личностно- ориентированной физической подготовке с учетом будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел'

Мотивация курсанток к личностно- ориентированной физической подготовке с учетом будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / RATING / МОТИВЫ / MOTIVES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТКИ / VOCATIONAL STUDENTS-GIRLS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тапунов Ю.Н., Давыдов О.Ю.

Для выявления мотивации к физической подготовке был проведён анкетный опрос, в котором участвовали только курсантки КУ МВД России 1-4 курсов. Было выявлено, что при поступлении в университет МВД России абитуриентки руководствовались теми мотивами, которые были заложены при воспитании их как в школе, так и в семье. Из них выделяется такие социальноважные мотивы, как получение высшего профессионального образования и самореализация в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тапунов Ю.Н., Давыдов О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS-GIRLS TO PERSONALLY ORIENTED PHYSICAL TRAINING TAKING INTO ACCOUNT THEIR FUTURE PROFESSIONAL. ACTIVITY IN THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

In order to display the motivation to physical training the questionnaire was held. Only the 1-4 year students-girls of KU MIA, Russia, took part in it. It was revealed that while entering the university of MIA, Russia, girls-applicants were motivated only by the principles laid in them under their upbringing both at school and in the family. Such a socially important motif as to get higher vocational education and life self-realization is especially notable.

Текст научной работы на тему «Мотивация курсанток к личностно- ориентированной физической подготовке с учетом будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел»

LAPS OF FORMING PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL SKILLS AND HABITS BY MEANS OF GYMNASTICS

V. Ivanasova, Candidate of Pedagogics, Acting Professor,

N. Bereslavskaya, Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

An innovational professionally-oriented programme of preparing specialists of physical education and sport by means of basic gymnastics is proposed by the authors. Laps of forming professionally-pedagogical skills and habits

in the process of mastering the programme of academic studies in gymnastics have been worked out.

Key word: skills and habits, means of basic gymnastics.

УДК: 796.07

МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОК К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С УЧЕТОМ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Старший преподаватель Тапунов Ю. Н.

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар

Кандидат педагогических наук, доцент Давыдов О. Ю.

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Контактная информация для переписки: г. Краснодар, ул. Ярославская, 128

Для выявления мотивации к физической подготовке был проведён анкетный опрос, в котором участвовали только курсантки КУ МВД России 1-4 курсов. Было выявлено, что при поступлении в университет МВД России абитуриентки руководствовались теми мотивами, которые были заложены при воспитании их как в школе, так и в семье. Из них выделяется такие социально-важные мотивы, как получение высшего профессионального образования и самореализация в жизни.

Ключевые слова: рейтинг, мотивы, профессиональная деятельность, курсантки.

Современный социальный заказ в системе образования на профессиональную подготовку работников правоохранительных органов, связанный со сложным и противоречивым характером процессов, происходящих в российском обществе и усилением криминогенной обстановки, диктует необходимость разработки и внедрения такой модели подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ, которая наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков обеспечивала бы их психофизиологическую и физическую подготовленность к профессиональной деятельности. Именно поэтому улучшение качества физической подготовки курсантов в выс-

ших учебных заведениях силовых ведомств в последние годы рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений.

Важным условием личностно-ориентированной физической подготовки будущего специалиста является создание условий для мотивации проявления активности, самостоятельности, способности личности осуществлять профессиональную и, прежде всего, предметно-практическую деятельность. Суть её заключается в том, что профессионально-ориентированная личность способна более успешно и эффективно осваивать будущую профессиональную деятельность и проявлять готовность к творческому росту (С. Н. Бегидова, 1999; П. Ф. Кравчук, 1984).

Для выявления мотивации курсантов Краснодарского университета МВД России к личностно-ориентированной физической подготовке мы провели анкетный опрос, результаты которого обработаны методом относительного сравнительного анализа. В опросе участвовали только девушки 1-4 курсов в следующем количестве: 1 курс - 29 курсанток, 2 курс - 44, 3 курс - 68 и 4 курс - 92 курсантки. Содержание анкетного опроса курсанток 1-4 курсов включало в себя 6 вопросов. Остановимся на результатах социологических исследований.

На первый вопрос: «Занимались ли Вы спортом до поступления в университет?» были получены следующие ответы. Из числа опрошенных курсанток первого курса до поступления в вуз спортом занималось только 27,8%, второго курса - 50%, третьего - 78,6% и четвертого курса - 63,6%. Следовательно, самый высокий процент девушек, занимавшихся спортом до поступления в вуз МВД, оказались курсантки приема 2004 и 2005 года - 78,6 и 63,6% от общего количества опрошенных. На втором и третьем курсах продолжали занятия спортом 7,3 и 7,1% от общего количества учащихся. Третий вопрос предлагаемой анкеты касался ранжирования физических качеств, более значимых для женщин-специалистов МВД с высшим образованием. Курсантки первого и четвертого курсов определяли силовые способности для девушек как самые необязательные (14,9 и 13,3%), а второго и третьего курсов обучения основное место отводили развитию гибкости (соответственно 10,5 и 11,6% от количества опрошенных).

На вопрос: «Необходимы ли курсанткам института МВД занятия по физической подготовке?» были получены следующие ответы - «Да» у первокурсниц до 61,6%, второкурсниц - 64,3%, третьекурсниц - 91,7% и у курсанток четвертого курса - 100%, соответственно «Нет» сказали только курсантки второго курса в количестве 7,1%, а «Не знаю» - 38,9% курсантки первого курса, 28,6% - второго, 8,5% - третьего курса. Несмотря на то что курсантки, особенно первых двух курсов, высказали не совсем однозначное отношение к первым четырем вопросам, на вопрос: «Каким видом спорта Вы хотели бы заниматься на занятиях по физической подготовке?» были получены далеко неоднозначные ответы.

Из шести видов спорта, предложенных им для выбора, наибольший процент выпал у курсанток первого курса на рукопашный бой (22,8%), второго курса -на легкую атлетику (25,3%), третьего курса - на плавание (21,7%) и четвертого курса - на спортивные игры (22,1%). Таким образом, в отношении привлекательности того или иного вида спорта у курсанток КУ МВД России нет четких однозначных предпочтений. Ответ курсанток на вопрос: «Считаете ли Вы, что по долгу службы Вам придется участвовать в задержании преступников?» для нас представлял весьма большой интерес в контексте избранной темы работы. Среди курсанток первого курса на этот вопрос положительно ответили 63,3%, второго - 41,7%, третьего - 30,9% и курсантки четвертого курса были наименее категоричны - 24,3%. Отсюда можно сделать вывод о том, что подавляющее число курсанток КУ МВД России уже в процессе учёбы видят свою будущую работу, не связанную с силовым задержанием.

Итак, если в целом подвести итог анализу анкетирования курсанток 1-4 курсов КУ МВД России, то можно сделать следующее заключение:

1. В процессе обучения отношение курсанток к занятиям физической подготовкой кардинально меняется и к четвертому курсу становится их убеждением.

2. У курсанток 1-4 курса нет выраженных предпочтений к занятиям каким-либо одним видом спорта.

3. Курсантки старших курсов более объективно, чем курсантки младших курсов, оценивают свою будущую профессиональную деятельность в органах ОВД, а именно, не связанную с силовым задержанием.

Курсанткам были предложены четыре ответа, на вопрос, характеризующий мотивы, которыми они руководствовались при поступлении в Краснодарский университет МВД России: «Служение Родине», «Получение высшего профессионального образования», «Самореализация в жизни» и «Профессиональная наследственность». Из таблицы видно, что наибольшее число курсанток приема 2007 года при выборе Краснодарского университета МВД России мотивировало своё желание получить высшее образование в данном вузе самореализацией в жизни (62,5%), в 2008 году с этим мотивом поступило в вуз 44,0%, а в 2009 - 41,4% из общего числа опрошенных курсанток.

В 2007 году на втором месте в числе мотивов поступления в вуз оказался мотив «Получение высшего профессионального образования» - 24,6%, «Служение Родине» - 14,8% и «Профессиональная наследственность» как мотив для получения высшего образования в вузе МВД оказался на последнем месте - 8,2%. В 2008 и 2009 годах ответы курсанток отличались только своим количественным уровнем, а не своей направленностью. Так, мотив «Получение высшего профессионального образования» стал почти одним из главных для поступления в вуз - соответственно для 37,4 и 32,3%, а «Служение Родине» - для 12,0 и 19,2% курсанток. Но в том и другом случае у курсанток «Профессиональная наследственность» оказалась наименее важным мотивом для по-

ступления в Краснодарский университет МВД России и составлял от 6,6 до 8,2% от числа всех опрошенных респондентов.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что при поступлении в такой специализированный вуз, как Краснодарский университет МВД России, абитуриентки руководствовались теми мотивами, которые были заложены при воспитании их как в школе, так и в семье. Из них выделяется такой социально важный мотив, как получение высшего профессионального образования как важнейший критерий социальной адаптации молодых людей к будущей трудовой деятельности. Но более значимым мотивом, тем не менее, для молодых курсанток оказался мотив самореализации в жизни и в меньшей степени служение Родине.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что в целом курсантки уже на первом курсе считают основным мотивом для себя будущую профессиональную деятельность. Этот вывод дал нам основание еще более углубить социологический анализ по проблеме будущей профессиональной деятельности курсанток. Для этого был проведен анкетный вопрос с целью выявления отношения курсанток Краснодарского университета МВД России к их будущей профессиональной деятельности. В анкетном опросе участвовало следующее количество курсанток: 1 курса - 112, 2 курса - 92, 3 курса - 80, 4 курса - 44 и 5 курса - 31 девушка.

Курсантки должны были ответить на один вопрос: «Какой профессиональной деятельностью после окончания университета они хотели бы заниматься в органах внутренних дел?». Им было предложены пять видов профессиональной деятельности в службе, связанной с

силовым задержанием, и шесть - в службе, не связанной с силовым задержанием (табл.).

Анализ ответов на вопрос анкеты позволил выявить следующее совершенно очевидное отношение курсанток к будущей своей профессиональной деятельности в ОВД, которое характеризуется проявлением у них выраженной прагматичности и объективной реальности. Так, курсанток, желающих посвятить свою будущую профессиональную деятельность работе в службах, связанных с силовым задержанием, оказалось на первом курсе только два человека из 112 опрошенных, а на втором курсе - один. Все они хотели бы работать в уголовном розыске. Следовательно, из 5 предложенных профессий службы, связанной с силовым задержанием, курсантки предпочли только уголовный розыск, да и то 2 и 1 человек.

И совершенно другая картина складывается при анализе ответов курсанток в отношении их будущей профессиональной деятельности в службах, не связанных с силовым задержанием.

Так, 23,2% первокурсниц из общего числа опрошенных хотели бы работать в следственном отделе ОВД, на втором месте - 17,9%, в органах дознания, 16,9% - в кадрах и отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН), по 11,6% - в отделе по борьбе с экономической преступностью (ОБЭП) и в экспертно-криминальной службе.

На втором курсе у курсанток приоритеты их будущей профессиональной деятельности несколько изменились по сравнению с первым курсом. Так, уже 26,1% второкурсниц хотели бы посвятить себя работе в следственном отделе, а 21,7% - работе в кадрах. У них уве-

Таблица

Отношение курсанток Краснодарского университета МВД России к будущей профессиональной

деятельности

№ п/п Курс

1 2 3 4 5

п % п % п % п % п %

Службы, связанные с силовым задержанием

1 Уголовный розыск 2 1,8 1 1,1 - - - - - -

2 Участковый уполномоченный милиции - - - - - - - - - -

3 ГИБДД - - - - - - - - - -

4 Вневедомственная охрана - - - - - - - - - -

5 ППС - - - - - - - - - -

Службы, не связанные с силовым задержанием

1 Кадровая 19 16,9 20 21,7 16 20 10 22,7 5 16,1

2 Экспертно-криминальная служба 13 11,6 10 10,9 12 15 2 4,5 3 9,7

3 ОПДН 19 16,9 9 9,8 6 7,5 5 11,4 3 9,7

4 Органы дознания 20 17,9 13 14,1 12 15 7 15,9 4 12,9

5 Отдел следствия 26 23,2 24 26,1 16 20 10 22,7 9 29,1

6 ОБЭП 13 11,6 15 16,3 18 22,5 10 22,7 7 22,6

Примечание: ГИБДД - государственная инспекция безопасности дорожного движения, ППС - патрульно-постовая служба, ОБЭП - отдел по борьбе с экономической преступностью, ОПДН - отдел по делам несовершеннолетних.

личилось число желающих второкурсниц по сравнению с первокурсницами работать в ОБЭП - 16,3%, но несколько снизилась привлекательность работы в отделе дознания - 14,1%, экспертно-криминальной - до 10,9% и ОПДН - до 9,8%. На третьем курсе самый высокий процент курсанток выразил своё желание работать в ОБЭП - 22,5%, по 20% третьекурсниц хотели бы работать в следственном отделе и кадрах, по 15% - в экспертно-криминальной службе и отделе дознания и только 7,5% - в ОПДН. На четвёртом курсе приоритеты у курсанток также отличаются от более младших курсанток (1-3 курсов). Так, на данном курсе по 22,7% курсанток предпочли работать в кадрах, следственном отделе и ОБЭП, 15,9% - в отделе дознания, 11,4% - в ОПДН и только 4,5% - в экспертно-криминальной службе. На пятом курсе до 29,1% решили, что будут работать в следственном отделе, 22,6% - в ОБЭП, 16,1% - в кадрах, 12,9% - в отделе дознания и по 9,7% - в экспертно-криминальной службе и ОПДН.

Выявив приоритеты и мотивы курсанток на будущую профессиональную деятельность в органах ОВД, которая, как мы убедились из вышеизложенного социологического анализа, почти до 90% не связана с силовым задержанием, мы поставили задачу определить, во-первых, профессиональную направленность будущей трудовой деятельности сотрудниц МВД и, во-вторых, на этой основе выявить оптимальные средства профессионально-ориентированной физической подготовленности курсанток 1-5 курсов в процессе учебы на примере Краснодарского университета МВД России.

Выводы. Установлено, что курсантки вуза МВД России, мотивированные на будущую профессиональную деятельность, не связанную и связанную с силовым задержанием, отличаются друг от друга:

а) по сформированности профессионально-значимых свойств личности и умений:

- для должностей, связанных с силовым задержанием, по преимущественному уровню профессионально-значимыми свойствами личности являются - дисциплинированность, эмоциональная устойчивость, трудолюбие, двигательная активность, скорость образования динамического стереотипа;

- для должностей, не связанных с силовым задержанием, - эмоциональная устойчивость, трудолюбие, дисциплинированность, скорость образования динамического стереотипа;

б) по сформированности профессиональных умений:

- для должностей, связанных с силовым задержанием: конструктивные, организаторские, гностические и проектировочные;

- для должностей, не связанных с силовым задержанием: гностические, коммуникативные, проектировочные, организаторские и конструктивные умения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анциферова, Л. И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. - С. 140-147.

2. Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин - Омск: ОГИФК, 1990. - 186 с.

3. Бегидова, С. Н. К разработке модели профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова // Проблемы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Сб. науч. тр. - Чебоксары, 1999. - С. 6-9.

4. Бегидова, С. Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова. - М.; Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - 270 с.

5. Виленский, М. Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / М. Я. Виленский, Г.К. Карповский // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 1. - С. 39-42.

6. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлов. -М., 2005. - 212 с.

7. Кравчук, П. Ф. Формирование развитой творческой личности студента. Философский, социологический и методологический анализ / П. Ф. Кравчук. - Киев: Вища школа, 1984. -155 с.

8. Крылов, А. И. Профессионально-прикладная психофизическая подготовка студентов. / А. И. Крылов. - СПб.: ПГУПС, 2003. - 129 с.

9. Малиновский, А. В. Формирование физической культуры личности курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук / А. В. Малиновский. - Барнаул, 2008. - 213 с.

10. Матвеев, А. П. Концепция профильного обучения предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе / А. П. Матвеев, А. Я. Журкин, В. А. Панов // Теория и технология образования. - 2006. - № 2. - С. 23-27.

11. Медведев, И. М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях МВД России: дис. ... канд. пед. наук / И. М. Медведев. - Волгоград, 1999. - 165 с.

12. Падин, О. К. Программно-целевой подход к организации профессионально-личностной физической подготовки курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук / О. К. Падин. - Воронеж, 2004. - 172 с.

MOTIVATION OF STUDENTS-GIRLS TO PERSONALLY ORIENTED PHYSICAL TRAINING TAKING INTO ACCOUNT THEIR FUTURE PROFESSIONAL. ACTIVITY IN THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

Yu. Tapunov, Senior Teacher

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar O. Davidov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor Ural federal university, Ekatherinburg

Contact information for correspondence: Krasnodar, Yaroslavskaya Str., 128

In order to display the motivation to physical training the questionnaire was held. Only the 1-4 year students-girls of KU MIA, Russia, took part in it. It was revealed that while entering the university of MIA, Russia, girls-applicants were motivated only by the principles laid in them under their upbringing both at school and in the family. Such a socially

important motif as to get higher vocational education and life self-realization is especially notable.

Key word: rating, motives, vocational students-girls' activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.