УДК 15 + 37(082)
М. Ю. Денисова
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ
Аннотация. В статье представлен анализ системно-деятельностного взаимодействия педагогов и студентов в аспекте реализации ситуативного моделирования различных уровней готовности обучающихся к работе с детьми, имеющими ограничения в развитии.
Ключевые слова: будущий учитель, работающий с детьми, имеющими ограничения в развитии, профессиональная подготовка будущих учителей, инклюзивное образование, направления профессиональной подготовки.
Реформы в сфере образования в Российской Федерации получают все более гуманистическую направленность. Особое место в современной системе образования занимает работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких детей остается сложной. В комплексе проблем, связанных с профессиональным образованием, в качестве ключевой выделяется проблема подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.
В нашей стране инклюзивное образование также начинает широко исследоваться, что получило отражение в трудах И. И. Лошаковой, Е. Р. Ярской-Смирновой «Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов», И. Е. Авериной, Т. П. Дмитриевой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, М. Л. Семенович «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике» и др. Вопросы готовности будущего педагога разрабатывали ученые М. И. Дьяченко, А. Г. Ковалев, Л. А. Кандыбо-вич, Н. Д. Левитов, К. К. Платонов, П. Р. Чамата.
Целью данной статьи является обоснование необходимости изучения проблем подготовки будущего учителя к работе с учащимися, имеющими ограничения в развитии.
Это направление подготовки учителя приобретает сегодня особое значение.
В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).
Этот процесс закономерно предполагает, что будущие педагоги должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть профессионально компетентными и готовыми решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема подготовки педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в последнее время становится весьма актуальной. Рассмотрим позицию С. И. Сабельниковой, руководителя ресурсного центра по развитию инклюзивного образования при Московском городском педагогическом университете, относительно подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к работе в условиях инклюзивного образования.
Исследователь отмечает, что для профессиональной и личностной подготовки студентов необходимы:
- представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
В современных педагогических исследованиях для определения готовности студентов вводится понятие профессиональной компетентности (А. К. Маркова, В. И. Кашниц-кий, Л. А. Петровская, В. А. Сластенин и др.), которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм.
Подготовка будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, в образовательном сообществе позволяет сформировать у них специальные компетентности, а следовательно, решать проблемы, связанные с интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которые многие педагоги считают непреодолимыми [1, с. 221].
Под «будущим учителем, работающим с детьми, имеющими ограничения в развитии» можем понимать студента, обладающего достаточной компетентностью в решении возникающих в педагогической деятельности проблем.
Профессиональная подготовка позволяет педагогам на основе учета индивидуальных возможностей каждого ребенка с социальными и психолого-педагогическими проблемами:
- составлять индивидуальную программу развития и обучения, предоставляя каждому ребенку возможность развиваться и обучаться в индивидуальном темпе;
- осуществлять полноценную социальную и образовательную интеграцию учащихся с отклонениями развития в среду нормально развивающихся сверстников;
- обучать родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком; оказывать им психолого-педагогическую поддержку [2].
С целью развития инклюзивной компетентности и самореализации у будущего учителя требуется решение ряда задач:
- осуществления мониторинга муниципальной системы образования, направленного на изучение актуального состояния, проблем и перспектив инклюзивного образования;
- обобщения и систематизации опыта образования детей, имеющих ограничения в развитии, в России и за рубежом;
- отбора педагогов для школы, заинтересованных в подготовке в области воспитания и обучения детей, имеющих ограничения в развитии;
- разработки и реализации системы мероприятий, направленных на развитие профильно-специализированных компетенций педагогов школы в области социально-педагогического сопровождения и психолого-педагогической реабилитации учащихся, имеющих психолого-педагогические и социальные проблемы, а также психофизиологические нарушения в развитии;
- создания городского ресурсного центра по инклюзивному образованию;
- организации консультационного сопровождения профессиональной деятельности педагогов, работающих в инклюзивном образовательном сообществе.
Подготовка будущего учителя к работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, включает в себя несколько направлений:
- научное направление, связанное с изучением проблем инклюзивного образования, путей и возможностей их решения; предполагает разработку программы мероприятий и сопроводительных научно-методических материалов, направленных на подготовку учителей, работающих с детьми-инвалидами, к профессиональной деятельности в образовательном пространстве, а также обновление содержания и технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из неблагополучных семей с учетом опыта инклюзивного образования в России и за рубежом;
- диагностическое направление, состоящее в определении качественных и количественных характеристик изучаемого процесса на основе принятых критериев и с помощью методов исследования; предполагает изучение практического опыта организации инклюзивного образования, а также степени заинтересованности и готовности педагогов, работающих с детьми-инвалидами, к развитию профессиональной компетентности;
- мониторинговое направление, ориентированное на выявление, анализ и создание баз данных государственных учреждений и общественных организаций, а также специалистов и семей, заинтересованных в развитии инклюзивного образования, выявление проблем обучения и воспитания, оценку и отслеживание эффективности осуществляемого учителями школы социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- технологическое направление, предполагающее разработку и распространение перспективных программ, методик и технологий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также программ, методик и технологий подготовки педагогов к работе в инклюзивном образовательном сообществе;
- практическое направление, обеспечивающее консультативную помощь по вопросам социально-педагогического сопровождения и психолого-педагогической реабилитации субъектов образовательного процесса.
В рамках освоения образовательных программ педагоги приобретают специальные умения, связанные с оценкой существующих психологических и педагогических проблем ребенка; планированием учебного процесса с учетом особенностей инклюзивного образования; применением современных методов диагностики готовности к обучению в школе для детей с особыми образовательными потребностями; организацией учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества между учащимися, использования здоровьесберегающих технологий; применением современных методик и технологий коррекционного обучения; осуществлением выбора методов, приемов, педагогических технологий с целью обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии; реализацией воспитательной работы с такими детьми; разработкой и применением на практике индивидуальных образовательных маршрутов с учетом личностно ориентированного и индивидуального подходов к учащимся с проблемами развития.
Значительный вклад в разработку проблемы подготовки педагога внес А. С. Макаренко, который подчеркивал роль педагогического мастерства в деятельности учителя, показывал пути приобретения этого мастерства и считал, что необходимо глубоко овладевать не только педагогической теорией - «самой сложной, диалектической, подвижной наукой», но и технологией педагогического процесса, педагогическими техниками его реализации.
Идеи педагогов прошлого о принципах и содержании подготовки учителя составили значительную методологическую базу для становления и развития теории и практики современного высшего образования. Образ компетентного учителя является предметом изучения для многих современных ученых (В. С. Ильина, Н. В. Кузьминой, Л. Ф. Спирина, Г. Н. Шибановой, В. А. Сластенина и др.).
В современном обществе компетентность педагога тесно связана с вопросом кор-рекционно-педагогической деятельности.
Такой вывод можно сделать прежде всего потому, что учитель на уроке не только включает ребенка в учебную деятельность, но и закладывает основы воспитанности и развития учащихся, организует коррекционно-развивающую работу.
В работах Н. Ф. Неклюдовой можно выделить сходные составляющие коррекцион-но-педагогической деятельности:
- по содержанию - это преобразовательная деятельность, направленная не только на изменение учебного плана, методов обучения, методики обеспечения необходимого уровня знаний учащихся, но и на положительные основы в развитии личности проблемного дезадаптированного ученика;
- по форме - это коммуникативная деятельность, включающая использование эффективных технологий профессионального общения;
- по структуре - это деятельность, направленная на изменение неправильно сформированной системы ценностей учащихся.
Сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности, что определяет потребность дифференцировать понятия «педагогический процесс» и «педагогическая деятельность» [3, с. 76]. Объектом профессиональной деятельности учителя любой специальности является не сам по себе ребенок, школьник, «вырванный» из педагогического процесса, а именно «педагогический процесс, представляющий собой систему последовательно взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов» [4].
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя является составной частью единого педагогического процесса, а учитель - его активным участником [4, с. 240].
Каждый учитель общеобразовательной школы должен быть готов не только к профессионально-педагогической деятельности с обычными школьниками, но и к коррек-ционно-педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.
Необходимость знания специфики коррекционно-развивающей деятельности учителя доказывает постоянно возрастающее количество проблемных дезадаптированных детей, которые нуждаются в организации индивидуального подхода к обучению и воспитанию, помощи в преодолении проявлений школьной дезадаптации.
Следовательно, чтобы реализовать задачи предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, учитель-воспитатель должен не только являться участником педагогического процесса, но и быть готовым к его осуществлению и психологически, и физически, и интеллектуально, и морально, а самое главное - и профессионально [5, с. 212].
Список литературы
1. Активизация творческого потенциала студентов // Гуманизм и духовность в образовании : сб. науч. тр. Первой Нижегород. науч.-практ. конф. - Н. Новгород : Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1999. - С. 220-222.
2. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 162-169.
3. Глубокова, Е. Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук / Глубокова Е. Н. - Л, 1989. - 172 с.
4. Ильина, Т. А. Связи дидактики и частных методик в процессе профессионально-педагогической подготовки учителей / Т. А. Ильина // Формирование социально-активной личности учителя / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Изд-во МГПИ, 2002. - С. 23-34.
5. Педагогика / под ред. П. И Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 2006. -240 с.
Денисова Мария Юрьевна Denisova Mariya Yur'evna
аспирант, postgraduate student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]
УДК 15 + 37(082) Денисова, М. Ю.
Особенности профессиональной подготовки студентов к работе с детьми, имеющими ограничения в развитии / М. Ю. Денисова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 14-18.