Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе в Республике Казахстан'

Особенности профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-профессиональное образование / поствузовский этап / профессиональная подготовка / профессиональная компетентность / особенности / специфика / military-professional education / post-graduate stage / professional preparation / professional competence / features / specific

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожамберлиев Ермек Санович

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе непрерывного военно-профессионального образования. Автором отмечена актуальность данной проблематики, обусловленная возрастанием значения качества образования и профессиональной подготовки офицерского состава Вооруженных сил, поскольку от уровня образованности и подготовленности военнослужащих в итоге будет зависеть состояние боеготовности и боеспособности воинских подразделений. А это, в свою очередь, ключевой компонент успешности при выполнении служебных и учебно-боевых задач. Подчеркнута роль непрерывного образовательного процесса в рамках системы подготовки офицерских кадров, которая включает уровни подготовки «тактический – оперативно-тактический – оперативно-стратегический», соответствующие требованиям Болонской системы, выраженной в триаде «бакалавриат – магистратура – докторантура». В статье раскрыты цели и задачи профессиональной подготовки, отмечены ее особенности в условиях военно-профессионального образования. Обозначены направления профессиональной компетентности, которые включают ключевую, базовую и специальную компетентности. В соответствии с целями непрерывного образования и путями его предоставления, автор выражает солидарность с мнением ряда ученых относительно классификации непрерывного образования на три вида: формальное, неформальное и информальное. В статье также отмечены подходы к вопросам разработки теории и практики профессиональной подготовки военнослужащих со стороны многих известных педагогов и психологов. Затронуты некоторые положения и аспекты современной концепции непрерывного образования, такие как «образование на протяжении всей жизни», «образование взрослых», «непрерывное профессиональное образование». Таким образом, уточнены специфические особенности профессиональной подготовки офицеров на этапах непрерывного военно-профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional training of officers at the post-graduate stage in the Republic of Kazakhstan

The article is devoted to the issues of professional training of officers at the post-graduate stage of continuous military-professional education. The author has noticed the relevance of this problem, due to the increasing importance of the quality of education and training of officers of the Armed Forces. Since the level of education and training of military personnel will ultimately depend on the state of combat readiness and combat capability of military units. And this, in turn, is a key component of success in the performance of service and combat training tasks. The role of a continuous educational process is emphasized especially as part of the officer training system. As you know, it includes levels of training «tactical – operational-tactical – operational-strategic», which fit organically and logically, and adapt successfully and do not contradict the requirements of the Bologna system, expressed in the triad «bachelor – master – doctorate». The conceptual apparatus of the definitions «professional training», «professional competence» is presented, the transdisciplinary and dictionary analysis of the concepts «features» and «specificity» is conducted. The goals and objectives of professional training are revealed, its features in the conditions of military-professional education are noted. The directions of professional competence, which include key, basic and special competences are indicated. In accordance with the objectives of continuing education and the ways of its provision, the author expresses solidarity with the opinion of a number of scientists on the classification of continuing education into three types: formal, nonformal and informal. In the article also the approaches to the development of the theory and practice of professional training of military personnel by many well-known teachers and psychologists are noted. Some positions and aspects of the modern concept of continuous education, such as «lifelong learning», «adult education», «continuing professional education» are touched upon. Thus, specific features of professional training of officers at the stages of continuous military-professional education are specified.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе в Республике Казахстан»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-562 УДК 355.233

Е. С. Кожамберлиев https://orcid.org/0000-0001-7260-5656

Особенности профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе в Республике Казахстан

Для цитирования: Кожамберлиев Е. С. Особенности профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе в Республике Казахстан // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 6 (111). - С. 67-74.

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе непрерывного военно-профессионального образования. Автором отмечена актуальность данной проблематики, обусловленная возрастанием значения качества образования и профессиональной подготовки офицерского состава Вооруженных сил, поскольку от уровня образованности и подготовленности военнослужащих в итоге будет зависеть состояние боеготовности и боеспособности воинских подразделений. А это, в свою очередь, ключевой компонент успешности при выполнении служебных и учебно-боевых задач.

Подчеркнута роль непрерывного образовательного процесса в рамках системы подготовки офицерских кадров, которая включает уровни подготовки «тактический - оперативно-тактический -оперативно-стратегический», соответствующие требованиям Болонской системы, выраженной в триаде «бакалавриат - магистратура - докторантура».

В статье раскрыты цели и задачи профессиональной подготовки, отмечены ее особенности в условиях военно-профессионального образования. Обозначены направления профессиональной компетентности, которые включают ключевую, базовую и специальную компетентности.

В соответствии с целями непрерывного образования и путями его предоставления, автор выражает солидарность с мнением ряда ученых относительно классификации непрерывного образования на три вида: формальное, неформальное и информальное. В статье также отмечены подходы к вопросам разработки теории и практики профессиональной подготовки военнослужащих со стороны многих известных педагогов и психологов. Затронуты некоторые положения и аспекты современной концепции непрерывного образования, такие как «образование на протяжении всей жизни», «образование взрослых», «непрерывное профессиональное образование».

Таким образом, уточнены специфические особенности профессиональной подготовки офицеров на этапах непрерывного военно-профессионального образования.

Ключевые слова: военно-профессиональное образование, поствузовский этап, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, особенности, специфика.

E. S. Kozhamberliev

Features of professional training of officers at the post-graduate stage in the Republic of Kazakhstan

The article is devoted to the issues of professional training of officers at the post-graduate stage of continuous military-professional education. The author has noticed the relevance of this problem, due to the increasing importance of the quality of education and training of officers of the Armed Forces. Since the level of education and training of military personnel will ultimately depend on the state of combat readiness and combat capability of military units. And this, in turn, is a key component of success in the performance of service and combat training tasks.

The role of a continuous educational process is emphasized especially as part of the officer training system. As you know, it includes levels of training «tactical - operational-tactical - operational-strategic», which fit organically and logically, and adapt successfully and do not contradict the requirements of the Bologna system, expressed in the triad «bachelor - master - doctorate».

The conceptual apparatus of the definitions «professional training», «professional competence» is presented, the transdisciplinary and dictionary analysis of the concepts «features» and «specificity» is conducted.

The goals and objectives of professional training are revealed, its features in the conditions of military-professional education are noted. The directions of professional competence, which include key, basic and special competences are indicated.

© Кожамберлиев Е. С., 2019

In accordance with the objectives of continuing education and the ways of its provision, the author expresses solidarity with the opinion of a number of scientists on the classification of continuing education into three types: formal, nonformal and informal.

In the article also the approaches to the development of the theory and practice of professional training of military personnel by many well-known teachers and psychologists are noted. Some positions and aspects of the modern concept of continuous education, such as «lifelong learning», «adult education», «continuing professional education» are touched upon.

Thus, specific features of professional training of officers at the stages of continuous military-professional education are specified.

Keywords: military-professional education, post-graduate stage, professional preparation, professional competence, features, specific.

В современных условиях перед системой военного образования Республики Казахстан поставлена серьезная задача - качественно улучшить уровень образования, обучения и воспитания офицерских кадров. Уровень квалификации военных специалистов является сегодня одним из наиболее важных факторов, определяющих уровень боеспособности и развития вооруженных сил.

В общенациональной стратегии «Казах-стан-2050» Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подчеркнул, что знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров [17].

В свете реализации данной стратегии и других нормативно-правовых документов в сфере образования (Законов Республики Казахстан «Об образовании», «О науке»; Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан) руководство страны ставит задачу - модернизировать систему образования, используя новые стандарты и методологии преподавания; активизировать создание единой информационно-образовательной системы на основе электронного обучения, позволяющего автоматизировать мониторинг обучения каждого, а также деятельность всех организаций образования; открыть доступ к лучшим образовательным ресурсам, независимо от времени и от места расположения; создать условия для прямой и обратной связи внутри образовательного сообщества.

Подготовка военного специалиста - задача государственной важности. Помимо собственно профессиональной подготовки, она обязательно должна быть воспитывающей, основанной на понимании духовных ценностей жизни общества и традиций армии [14]. Высококвалифицированный офицер способен оперативно и правильно принимать решения в любой обстановке. Необходимость динамичного развития вооруженных сил ориентирует на подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким тре-

бованиям профессиональной деятельности по уровню профессиональной компетентности, подготовленности и психологическим качествам личности. Поэтому не удивительно, что вопросам изучения и организации военно-педагогического процесса уделяется пристальное внимание.

Существенный вклад в разработку теории и практики профессиональной подготовки военнослужащих, формирование их личности внесли исследования многих известных педагогов и психологов. В своих трудах А. В. Барабанщиков [1], В. Я. Слепов [20] рассматривают содержание и особенности профессиональной подготовки будущих офицеров; В. И. Хальзов [22], И. Ф. Харламов [23] обосновывают пути формирования различных профессиональных качеств; С. П. Безносов и В. Я. Кикоть [3], Я. Я. Юрченко [26] дают педагогические основы оценки и учета результатов обучения и воспитания курсантов; порядок оценки уровня воен-

но-профессиональной направленности личности военнослужащего изложил в свой работе Л. Ф. Железняк [10]; А. Г. Маклаков [15], А. Е. Тарас [21], А. Г. Караяни и Н. В. Сыромятников [13] проводят психологический анализ организаторской деятельности и профессиональной направленности воинов.

Проблемы профессиональной подготовки военнослужащих в Республике Казахстан рассмотрены в контексте строительства вооруженных сил Х. С. Муханбеткалиевым [16]; развития духовного потенциала армии К. С. Серикбаевым

[19].

Система подготовки офицерских кадров в Вооруженных силах Республики Казахстан представляет собой непрерывный образовательный процесс. Она включает тактический, оперативно-тактический, оперативно-стратегический уровни подготовки, которые соответствуют требованиям Болонской системы как триады «бакалавриат - магистратура - докторантура».

Процесс подготовки высококвалифицированных военных специалистов между основными ступенями высшего и послевузовского образования предусматривает также некоторые дополнительные формы обучения:

На уровне бакалавриата:

— обучение в военных институтах (училищах иностранных государств и на военных кафедрах гражданских вузов);

— командирская подготовка в местах несения службы или прохождение сборов в запасе;

— повышение квалификации на офицерских или академических курсах.

На уровне магистратуры:

— обучение в Национальном университете обороны (военных академиях иностранных государств);

— обучение на факультете Генерального штаба Национального университета обороны (военных академиях Генерального штаба иностранных государств).

На уровне докторантуры:

— обучение в докторантуре Национального университета обороны (адъюнктуре, аспирантуре иностранных вузов).

Профессиональная подготовка - это широкая область исследований.

Одна из основных целей профессиональной подготовки современного военнослужащего -становление профессиональной компетентности. Остановимся на анализе содержания профессиональной компетентности военнослужащего более подробно.

В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [4, с. 36].

О. Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевает совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

В словаре практического психолога социально-психологическая компетентность определяется как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений» [9, с. 178].

Под профессиональной компетентностью офицера следует понимать совокупность знаний, опыта, набора навыков, умений и других профессиональных черт, необходимых для успешного решения задач, в том числе в возникающих внештатных ситуациях. Проще говоря, это наличие определенных способностей, позволяющих ре-

шать задачи военно-профессиональной деятельности.

Важной особенностью профессиональной компетентности военнослужащего является то, что она реализуется не только в действиях в настоящий момент, но и ориентирована на будущее. Профессиональная компетентность - совокупность общих, базовых и специальных компе-тентностей, которые проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

Профессиональная компетентность, подготовка и психологические качества офицера форми-руюся в процессе непрерывного образования, которому в настоящее время ученые стали уделять серьезное внимание.

В соответствии с целями непрерывного образования и путями его предоставления выделяют три вида непрерывного образования: формальное, неформальное и информальное.

Формальное образование подразумевает повышение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях и учреждениях образования на основе соответствующих образовательных программ и в установленный срок обучения, с обязательным получением документа (диплома, сертификата) об освоении и окончании данного обучения.

Неформальное образование строится в рамках свободной формы обучения, без строгой регламентации сроков и методов приобретения новых знаний и умений, не обязательно завершается получением документа об образовании.

Информальное образование - процесс самообразования, реализующийся за счет собственной активности человека (консультирование, дистанционное самообразование, получение информации из новых источников и т. д.), когда решаются задачи восполнения дефицита профессиональной компетентности и это «становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала» [6].

Пути предоставления образования (формального, неформального и информального) - наиважнейшее направление деятельности в рамках системы непрерывного образования.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике непрерывного образования, встречается несколько различных определений непрерывного образования. Как известно, среди существующих

определений выделяют три основных направления:

1) образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, LLL);

2) образование взрослых (adult education);

3) непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).

Современная концепция непрерывного образования как система формировалась на основе теоретических и практических исследований Е. П. Белозерцева [5], С. Г. Вершловского [6], М. А. Вейт и Б. Г. Оганянц [7], В. Г. Воронцовой [8], О. В. Зайцева [11], Л. В. Заниной [12], Н. В. Чекалевой [24], Н. Ф. Радионовой [18] и др.

Анализ литературы по проблемам профессионального образования раскрывает понятие «профессиональная подготовка» как результат профессионального образования или обучения. А. С. Батышев приводит следующее определение: «Профессиональная подготовка - это совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, средне-специального, начального и элементарного» [2, с. 53].

Однако в контексте рассматриваемой проблематики считаем правильным профессиональную подготовку офицеров понимать как совокупность взаимосвязанных организационных и учебно-воспитательных форм и методов по освоению подчиненными (учащимися) профессиональных знаний, навыков и умений, обретению морально-психологических и боевых качеств как в учебных заведениях, так и в период практической службы в войсках.

Для учебного процесса в рамках военно-профессионального образования характерна логическая и психолого-педагогическая определенность. Поэтому в конкретных условиях необходимы четкое и обоснованное определение задач, выбор методов, форм и средств их оптимального решения для установления путей совершенствования профессиональной подготовки с учетом их особенностей.

Несмотря на отсутствие устоявшегося определения понятий «особенности и специфика профессиональной подготовки», в отдельных

областях науки существуют различные толкования самого значения слов «особенности» и «специфика». Данные термины по своей сути являются синонимами, однако по содержанию и назначению они все же отличны. Приводим характеристики указанных понятий в таблицах 1, 2.

Специфической особенностью военно-профессионального образования является то, что оно имеет преимущественно закрытый характер, а военно-учебные заведения выполняют функцию инструмента, позволяющего регулировать поведение личного состава в процессе решения образовательных задач, накладывая определенные ограничения на поведение людей, регламентируя служебные отношения на принципах централизации и единоначалия. Особенности подготовки в военном вузе определяют уставная дисциплина и наличие жесткого контроля за деятельностью преподавателей и обучающихся со стороны командования.

К примеру, Д. Е. Матвеев выделил в образовательном процессе военного вуза следующие специфические условия:

— нормативно-регламентирующие условия строго определяют распорядок дня и расписание занятий. При этом субъекты образовательного процесса могут четко спланировать мероприятия на весь день. В часы самостоятельной подготовки обучаемых преподаватели имеют возможность контролировать, корректировать, направлять, оценивать их деятельность.

— деятельностно-стимулирующие условия в военном вузе заключаются в том, что стимулирование учащихся в вузах чаще всего связано с будущей служебно-боевой деятельностью на соответствующих руководящих должностях;

— коммуникативно-информационные условия в военных вузах, в отличие от гражданских вузов, имеют определенные ограничения при взаимодействии с источниками информации, что связано с условиями жизнедеятельности (ограничение выхода за пределы учебного заведения; регламент служебного, учебного времени; небогатая, по сравнению с гражданскими вузами, оснащенность библиотек книжным фондом). В то же время отметим, что наличие электронного доступа к книжным фондам ведущих библиотек страны и мира позволяет успешно решать данную проблему.

Таблица 1

Трансдисциплинарный и словарный анализ понятия «особенности»

Наименование источника (или область науки) Определение

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова - характерное, отличительное свойство кого/чего-либо

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова - характерное свойство, отличающее от других, остальных

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремова - отличительная черта кого-либо, чего-либо; то, что придает своеобразие кому-либо, чему-либо

Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова - характерное, отличительное свойство, качество, признак кого/чего-либо

Словарь философских терминов В. Г. Кузнецова Философия - философская категория, выражающая единство, синтез общего (всеобщего) и единичного (отдельного, индивидуального). Любой предмет, процесс и т. д. всегда есть нечто особенное, в котором «сплавлены» в нерасторжимом единстве и взаимодействии как общие, так и единичные характеристики

Большой психологический словарь Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко Психология - отличие, нечто, бросающееся в глаза, очевидное. Этот термин широко используется при изучении восприятия и познания, он относится к любому аспекту стимула, который, по любой из многих причин, выделяется из остальных. Может быть результатом действия эмоциональных, мотиваци-онных или когнитивных факторов и не обязательно связана с физическими факторами, такими как интенсивность, четкость, размер и т. д.

Толковый математический словарь А. М. Микиша, В. Б. Орлов Математика - точка, в которой математический объект (обычно функция) не определен или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или не-дифференцируема)

Таблица 2

Трансдисциплинарный и словарный анализ понятия «специфика»

Наименование источника (или область науки) Определение

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова - совокупность специфических особенностей

Большая советская энциклопедия А. М. Прохорова - спецификум (от позднелатинского specificus - особый, особенный), особенности, присущие только данному предмету, явлению или роду, классу предметов, явлений; существенные признаки, отличающие данный объект от всех других

Современная энциклопедия И. Е. Гусева - отличительные, характерные особенности, присущие только данному предмету, явлению

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремова - отличительные особенности чего-либо; своеобразие

Толковый словарь А. П. Евгеньевой - отличительные особенности, свойственные чему-либо

Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова - совокупность отличительных особенностей чего-либо

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка Б. В. Сотина, А. П. Гуськова - совокупность отличительных особенностей, свойственных данному предмету, явлению, ряду или классу предметов, явлений; существенные признаки, отличающие данный объект от всех других

Словарь иностранных слов современного русского языка Т. В. Егорова - (лат. specificus видоопределяющий, видовой) то, что свойственно исключительно данному предмету или явлению; отличительные особенности чего-либо, своеобразие

Перечисленные особенности военного образовательного учреждения необходимо принимать во внимание при разработке и реализации педагогических условий, которые способствуют эффективному развитию изучаемого процесса.

Рассмотрев некоторые особенности профессиональной подготовки офицеров на поствузовском этапе непрерывного воен-

но-профессионального образования, мы считаем нужным подчеркнуть, что профессиональная подготовка должна строиться на основе индивидуального подхода.

Следовательно, очевидна актуальность фактора непрерывности военно-профессионального образования для личностно-профессиональной подготовки офицерского состава. Мы видим, что

перспективы изучения и разработки данной тематики обусловлены

— во-первых, необходимостью концептуального осознания личностно-профессионального развития офицеров в процессе непрерывного образования;

— во-вторых, необходимостью разработки теоретических основ личност-но-профессионального развития военных специалистов в условиях интенсивно развивающейся практики непрерывного образования.

Мы разделяем взгляды ряда ученых о том, что поствузовский этап обучения является центром непрерывного образования и личностного развития, осуществляя всемерное повышение уровня образованности и развитости военнослужащих

[25].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, профессиональная подготовка на поствузовском этапе непрерывного военно-профессионального образования позволяет офицеру получить новые знания, совершенствовать навыки и умения, повышать профессиональную компетенцию и тем самым создает условия для личного профессионального (карьерного) роста.

Библиографический список

1. Барабанщиков, А. В. Формирование у советских воинов активной жизненной позиции [Текст] /,

A. В. Барабанщиков. - М. : ВПА, 1981. - 134 с.

2. Батышев, А. С. Профессиональная педагогика : учебник [Текст] / А. С. Батышев. - М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 512 с.

3. Безносов, С. П., Иваницкий, А. Т., Кикоть,

B. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профдеформации): учебное пособие / С. П. Безносов, А. Т. Иваницкий,

B. Я. Кикоть. - СПб. : ВВКУ ВВ МВД России, 1996. -166 с.

4. Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования. Теоретические основы [Текст] : текст лекций / В. С. Безрукова. - Свердловск : СИПИ, 1989. - 88 с.

5. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы [Текст] / Е. П. Белозерцев // Известия ВГПУ - 2013. -№ 2 (261). - С. 140-144.

6. Вершловский, С. Г. Непрерывное образование как фактор социализации [Электронный ресурс] /

C. Г. Вершловский // Общество «Знание» России. -URL:

http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (дата обращения12.05.2019 г.).

7. Вейт, М. А., Оганянц, Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе [Текст] : учебное пособие /

М. А. Вейт, Б. Г. Оганянц. - Липецк : Воронеж. гос. универ-т, 1990. - 206 с.

8. Воронцова, В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога [Текст] : монография / В. Г. Воронцова. - Псков : Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.

9. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. -641 с.

10. Железняк, Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера [Текст] / Л. Ф. Железняк. - М. : ВПА, 1979. - 141 с.

11. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения [Текст] / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ - Томск, 2009. - № 7 (85). - С. 107-109.

12. Занина, Л. В. К проблеме профессиональной культуры будущего специалиста в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / Л. В. Занина // Начальная школа: плюс до и после. -2003. - № 9. - С. 50-54.

13. Караяни, А. Г., Сыромятников, Н. В. Прикладная военная психология [Текст] / А. Г. Караяни, Н. В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

14. Лурье, Л. И. Подготовка военного специалиста нового типа [Текст] / Л. И. Лурье // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. - С. 24-28.

15. Маклаков, А. Г. Психология и педагогика. Военная психология [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 396 с.

16. Муханбеткалиев, Х. С. Вооруженные силы Республики Казахстан [Текст] / Х. С. Муханбеткалиев // Вестник ЕНУ - 2003. -№ 1. - С. 56.

17. Назарбаев, Н. А. Стратегия «Казахстан-2050» [Текст] / Н. А. Назарбаев // Казахстанская правда. -2012. - 15 декабря.

18. Радионова, Н. Ф. Подготовка специалиста в области образования: компетентностный подход [Текст] / Н. Ф. Радионова // Повышение эффективности и качества подготовки и переподготовки педагогических кадров в целях обеспечения инновационного содержания образования: материалы научно-практического семинара в НИИ непрерывного педагогического образования (от 21 июня 2006 года). -СПб. : Российский гос. пед. универ-т им.

A. И. Герцена, 2006. - С. 46-49.

19. Серикбаев, К. С. Духовный потенциал армии [Текст] / К. С. Серикбаев // Казахстанская правда. -1993. - 2 февраля.

20. Слепов, В. Я. Содержание основных групп качеств у офицеров-выпускников института [Текст] /

B. Я. Слепов // Проблемы совершенствования подготовки офицерских кадров: сб. научн. статей науч-но-методич. конференции. - СПб. : Санкт-Петербургский универ-т МВД России, 1998. -

C. 95-99.

21. Тарас, А. Е. Современная военная психология [Текст] / А. Е. Тарас. - Минск : Харвест, 2003. - 576 с.

22. Хальзов, В. И. Профессионализм деятельности сотрудников ОВД [Текст] / В. И. Хальзов // Качество профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ОВД : материалы научно-методич. конференции. - СПб. : Санкт-Петербургский универ-т МВД России, 1996. - С. 6-13.

23. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов универ-тов и пед. ин-тов / И. Ф. Харламов. - М. : Высшая школа, 1990. - 576 с.

24. Чекалева, Н. В. Изменения в деятельности преподавателя педагогического вуза в контексте инновационного образования [Электронный ресурс] / Н. В. Чекалева // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электронный научный журнал Сентябрь 2011, ART 1643. - СПб., 2011 г. - URL: http://www.emissia.org/oiiline/2011/1643.htm. - Гос. рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. - Объем 0,5 п. л. (дата обращения 02.06.2019).

25. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования [Текст] / П. Г. Щедровицкий. - М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.

26. Юрченко, Я. Я. Психология и педагогика в деятельности офицеров [Текст] / Я. Я. Юрченко. - Л. : ВИКИ, 1981. - 323 с.

Reference list

1. Barabanshhikov, A. V Formirovanie u sovetskih voinov aktivnoj zhiznennoj pozicii = Formation of Soviet warriors' active life position [Tekst] / A. V. Barabanshhikov. - M. : VPA, 1981. - 134 s.

2. Batyshev, A. S. Professional'naja pedagogika : uchebnik = Professional pedagogics: a textbook [Tekst] / A. S. Batyshev. - M. : Associacija «Professional'noe obrazovanie», 2003. - 512 s.

3. Beznosov, S. P., Ivanickij, A. T., Kikot', V. Ja. Professional'naja podgotovka i ee vlijanie na lichnost' (prob-lemy profdeformacii): uchebnoe posobie = Training and its impact on personality (professional): a manual / S. P. Beznosov, A. T. Ivanickij, V Ja. Kikot'. - SPb. : VVKU VV MVD Rossii, 1996. - 166 s.

4. Bezrukova V. S. Pedagogika profession-al'no-tehnicheskogo obrazovanija. Teoreticheskie osno-vy = Pedagogy of vocational-technical education. Theoretical foundations [Tekst] : tekst lekcij / V. S. Bezrukova. - Sverdlovsk : SIPI, 1989. - 88 s.

5. Belozercev, E. P. Obraz i smysl russkoj shkoly = Image and meaning of the Russian school [Tekst] / E. P. Belozercev // Izvestija VGPU. - 2013. - № 2 (261). - S. 140-144.

6. Vershlovskij, S. G. Nepreryvnoe obrazovanie kak faktor socializacii = Continuing education as a factor of socialization [Jelektronnyj resurs] / S. G. Vershlovskij // Obshhestvo «Znanie» Rossii. - URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (data obrashhenija12.05.2019 g.).

7. Vejt, M. A., Oganjanc, B. G. Nepreryvnoe obra-zovanie i sovershenstvovanie pedagogicheskogo processa

v vysshej shkole = Continuing education and improvement of the pedagogical process in higher education [Tekst] : uchebnoe posobie / M. A. Vejt, B. G. Oganjanc. -Lipeck : Voronezh. gos. univer-t, 1990. - 206 s.

8. Voroncova, V G. Gumanitarno-aksiologicheskie osnovy postdiplomnogo obrazovanija pedagoga = Hu-manitarian-axiological basis of post-graduate education of the teacher [Tekst] : monografija / V. G. Voroncova. -Pskov : Izd-vo POIPKRO, 1997. - 421 s.

9. Golovin, S. Ju. Slovar' prakticheskogo psihologa = Dictionary for the practical psychologist [Tekst] / S. Ju. Golovin. - Minsk : Harvest, 1998. - 641 s.

10. Zheleznjak, L. F. Voenno-professional'naja napravlennost' lichnosti sovetskogo oficera = Military-professional focus of a Soviet officer personality [Tekst] / L. F. Zheleznjak. - M. : VPA, 1979. - 141 s.

11. Zajceva, O. V. Nepreryvnoe obrazovanie: osnov-nye ponjatija i opredelenija = Continuing education: basic concepts and definitions [Tekst] / O. V Zajceva // Vestnik TGPU. - Tomsk, 2009. - № 7 (85). - S. 107-109.

12. Zanina, L. V K probleme professional'noj kul'tury budushhego specialista v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija = To the problem of professional culture of the future specialist in the system of continuous pedagogical education [Tekst] / L. V Zanina // Nachal'naja shkola: pljus do i posle. - 2003. - № 9. -S. 50-54.

13. Karajani, A. G., Syromjatnikov, N. V. Prikladnaja voennaja psihologija = Applied military psychology [Tekst] / A. G. Karajani, N. V Syromjatnikov. - SPb.: Piter, 2006. - 480 s.

14. Lur'e, L. I. Podgotovka voennogo specialista no-vogo tipa = Training of a new type of a military specialist [Tekst] / L. I. Lur'e // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 2. - S. 24-28.

15. Maklakov, A. G. Psihologija i pedagogika. Voen-naja psihologija = Psychology and pedagogy. Military psychology [Tekst]: uchebnik dlja vuzov / A. G. Maklakov. - SPb.: Piter, 2005. - 396 s.

16. Muhanbetkaliev, H. S. Vooruzhennye sily Respu-bliki Kazahstan = Armed Forces of the Republic of Kazakhstan [Tekst] / H. S. Muhanbetkaliev // Vestnik ENU. - 2003. - № 1. - S. 56.

17. Nazarbaev, N. A. Strategija «Kazahstan-2050» Kazakhstan-2050 strategy [Tekst] / N. A. Nazarbaev // Kazahstanskaja pravda. - 2012. - 15 dekabrja.

18. Radionova, N. F. Podgotovka specialista v oblasti obrazovanija: kompetentnostnyj podhod = Education specialist training: a competence approach [Tekst] / N. F. Radionova // Povyshenie jeffektivnosti i kachestva podgotovki i perepodgotovki pedagogicheskih kadrov v celjah obespechenija innovacionnogo soderzhanija obrazovanija: materialy nauchno-prakticheskogo seminara v NII nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija (ot 21 ijunja 2006 goda). - SPb. : Rossijskij gos. ped. univer-t im. A. I. Gercena, 2006. - S. 46-49.

19. Serikbaev, K. S. Duhovnyj potencial armii = Spiritual capacity of army [Tekst] / K. S. Serikbaev // Ka-zahstanskaja pravda. - 1993. - 2 fevralja.

20. Slepov, V Ja. Soderzhanie osnovnyh grupp kachestv u oficerov-vypusknikov instituta = Content of the main groups of qualities of the Institute graduate officers [Tekst] / V. Ja. Slepov // Problemy sovershenstvo-vanija podgotovki oficerskih kadrov: sb. nauchn. statej nauchno-metodich. konferencii. - SPb. : Sankt-Peterburgskij univer-t MVD Rossii, 1998. -S. 95-99.

21. Taras, A. E. Sovremennaja voennaja psihologi-ja = Modern military psychology [Tekst] / A. E. Taras. -Minsk : Harvest, 2003. - 576 s.

22. Hal'zov, V. I. Professionalizm dejatel'nosti sotrudnikov OVD Professionalism of internal affairs staff [Tekst] / V. I. Hal'zov // Kachestvo professional'noj pod-gotovki i dejatel'nosti sotrudnikov OVD : materialy nauchno-metodich. konferencii. - SPb. : Sankt-Peterburgskij univer-t MVD Rossii, 1996. -S. 6-13.

23. Harlamov, I. F. Pedagogika = Pedagogics [Tekst]: ucheb. posobie dlja studentov univer-tov i ped. in-tov / I. F. Harlamov. - M. : Vysshaja shkola, 1990. - 576 s.

24. Chekaleva, N. V. Izmenenija v dejatel'nosti prepodavatelja pedagogicheskogo vuza v kontekste inno-vacionnogo obrazovanija = Changes in the activity of the pedagogical university teacher in the context of innovative education [Jelektronnyj resurs] / N. V. Chekaleva // Pis'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia.Offline Letters) : jelektronnyj nauchnyj zhurnal Sentjabr' 2011, ART 1643. - CPb., 2011 g. - URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1643.htm. - Gos. reg. 0421100031. ISSN 1997-8588. - Ob#em 0,5 p. l. (data obrashhenija 02.06.2019).

25. Shhedrovickij, P. G. Ocherki po filosofii obra-zovanija = Essays on philosophy of education [Tekst] / P. G. Shhedrovickij. - M.: Pedagogicheskij centr «Jek-speriment», 1993. - 154 s.

26. Jurchenko, Ja. Ja. Psihologija i pedagogika v dejatel'nosti oficerov = Psychology and pedagogy in officers' activities [Tekst] / Ja. Ja. Jurchenko. - L. : VIKI, 1981. - 323 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.