Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки конкурентоспособного учителя'

Особенности профессиональной подготовки конкурентоспособного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дороганова Наталья Геннадьевна

Конкурентоспособность личностная характеристика, включающая компетентность, мобильность и свидетельствующая о готовности человека к преобразованиям окружающего мира. Уровень конкурентоспособности специалиста определяется качеством профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки конкурентоспособного учителя»

менной культуры <. ..> общий принцип структурирования ее продуктов» [10], то для Ги Дебора «спектакль, взятый в своей тотальности, есть одновременно и результат, и проект существующего способа производства» [11]. В свою очередь, отечественный исследователь С. Даниэль считает, что «форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения. Опора лишь на внешнюю форму <,, .> чревата серьезными заблуждениями» [12].

Наличие указанных разночтений с очевидностью демонстрирует, что визуальный поворот знаменует собой новые коммуникативные рамки, утверждая ценность не только текстуального, вербального, но и визуального. Тотальный характер визуализации сознания подтверждается формированием особой визуальной культуры в среде зрителей, а также появлением специальной терминологии в гуманитарных науках, в первую очередь в философии, культурологии, искусствознании и др.

Литература

1. Дашкова Т. Идеология и кинорепрезентация (любовь и быт в советских фильмах 30-50-х годов) // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. статей / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов, 2007. С. 205-206.

2. Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Там же. С. 28.

3. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. СПб., 2006. С. 33.

4. Там же. С. 30.

5. Инсталляция /7 Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki%D0%98 %D0%BD%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BB%D 0%BB%D 1 %8F%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F

6. Перфоманс // Там же. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/D0%9F%D0%B5%D 1 %80%D 1 %84%D0% BF%D0% BC%D0%B0%D0%BD%D1%81

7. Хэппенинг // Там же. URL: http:/7ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A5 %D 1 %8D%D0%BF%D0%BF%D 0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D%B3

8. Литичевский Г. Ролан Барт. Camera Lucida. Реферативный перевод знаменитого эссе о природе фотографии // Мир фотографии. М., 1989. URL: http://www.photoscope.iatp.by/critic7.html#l.

9. Арнхегт Р. О природе фотографии // Новые очерки по психологии искусства. VI.. 1994. URL: http://www.photoscope.iatp.by/critic8.html#l.

10. Горных А. Повествовательная и визуальная форма: критическая историзация по Фредрику Джеймисону // Визуальная антропология ... С. 413.

11 .Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000. С. 24.

12 .Даниэль С. Искусство видеть ... С. 20.

Т. P. RYLSKAYA. VISUAL TURN AS RECONSIDERATION OF THE MODERN ART

The article is dedicated to problem of «visual tumbling» in modern art which is considered on the basis of the history of the development of the visual culture in society.

Key words: visual tumbling, visual culture, modern art, movie theater.

H. Г. Д0Р0ГАН0ВА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УЧИТЕЛЯ

Конкурентоспособность - личностная характеристика, включающая компетентность, мобильность и свидетельствующая о готовности человека к преобразованиям окружающего мира. Уровень конкурентоспособности специалиста определяется качеством профессиональной подготовки.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компетентность, мобильность, рефлексия, качество профессиональной подготовки.

Глобальные общемировые процессы и стремительно изменившаяся ситуация в России ставят перед человеком задачи, к решению которых его не готовили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Успешная деятельность в данных условиях возможна только при наличии определенных поведенческих навыков, черт личности; важнейшей из них является конкурентоспособность.

Внимание к проблеме развития конкурентоспособности современного человека естественно в

быстро меняющемся социуме. Большинство ученых - философов, социологов, психологов - отмечают, что общество объективно поставлено перед новым рубежом своего исторического развития. «Вполне очевидно, что это требует изменить наш подход к человеку, его отношениям с миром. Мы нуждаемся в ином типе человека, способном жить в непрерывно изменяющемся мире» [1].

Для эффективного функционирования в сложном современном социуме важно не просто адаптироваться к среде, усвоив общественные роли и

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России "

правила. Необходимо овладевать научными знаниями, создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Конкурентоспособность - это личностная характеристика, свидетельствующая о готовности человека к этим преобразованиям при сохранении своей самобытности и свободы, непосредственности и внутренней целостности.

На данном этапе общественного развития востребован специалист, способный быстро ориентироваться в сложных условиях профессиональной и социальной действительности, самостоятельно и ответственно принимать решения, делая выбор в пользу позитивного развития человека (ребенка, подростка, взрослого), открытый новому, умеющий рефлексировать, нацеленный на успех и постоянное самосовершенствование. Эта ситуация требует пересмотра концепции профессиональной подготовки.

Конкуренция становится неотъемлемой частью взаимоотношений субъектов системы образования: родители выбирают тип учреждения для своих детей, лучшего учителя и т. д. Создавшиеся отношения между учебными заведениями разных форм собственности, доступ молодежи ко всем уровням образования способствуют развитию рынка образовательных услуг [2]. В словаре С. И. Ожегова конкуренция трактуется как соперничество, борьба за достижение больших выгод и преимуществ [3]. Под «конкурентоспособностью» (термин, производный от слов «конкуренция» и «способность») понимается одна из основных форм организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих целей, интересов другими индивидами [4].

Исследователи, давая то или иное определение педагогической подготовке будущих специалистов, включают в него критерии оценивания, которые, на их взгляд, являются показателями качества. Так, Л. А. Орлов трактует педагогическую подготовку как «процесс и результат освоения системы профессиональных знаний, формирования основных общепедагогических понятий, развития важнейших профессионально-личнос-тных качеств» [5]. Т. А. Стефановская считает ее целостным интегрированным процессом профессионально-личностного развития специалиста, обладающего системой профессионально-педагогических знаний и умений, профессиональной направленностью личности и выделяет интерес к педагогической науке как один из качественных критериев [6]. Эффективность процесса обучения в вузе, по мнению В. А. Якунина, можно оценить с помощью таких критериев, как профессиональная компетентность, профессиональная направленность, учебная активность, умственная самостоятельность, академическая успешность [7].

О. К. Филатов и Д. В. Чернилевский определяют конкурентоспособность как «относитель-

ную и обобщенную характеристику специалиста, выражающую его выгодные отличия от спе-циалиста-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение» [8]. Наше исследование направлено на изучение этого явления как качества профессиональной подготовки. Актуальность проблемы ее оценивания у конкурентоспособного специалиста оказалась более значимой, чем предполагалось первоначально. Она позволила прояснить представления о роли профессионального отбора, выступающего в качестве исходной стартовой ступени, которая позволяет задавать «тон» последующему ходу профессиональной подготовки. Ее решение дает возможность выявить место профессиональной компетентности как основополагающего параметра качественной характеристики конкурентоспособности, а также уяснить вопрос о природе личностно-профессиональных качеств специалиста и критериях их оценивания. Уровень конкурентоспособности зависит от успешности управления процессом ее формирования в профессиональном образовательном учреждении и вне системы формального образования, от эффективности обучения.

В ходе педагогической практики студент постоянно сталкивается с реальными проблемами школьной жизни и пытается осуществить поставленные задачи. Этот опыт дает большие возможности для развития профессиональной рефлексии, которая предполагает умение обнаруживать и анализировать причины проблемных ситуаций в своей деятельности, а также выбирать оптимальные способы их разрешения. Именно собственная профессиональная деятельность является отправной точкой для осмысленного восприятия новой информации, совершенствования имеющихся навыков, развития компетентности.

В процессе исследования нами выделены объективные и субъективные факторы, обеспечивающие формирование конкурентоспособности студента в ходе педагогической практики:

- ориентация на успешное профессиональное становление специалиста через освоение компетенций на всех уровнях подготовки;

- индивидуализация обучения с ориентацией на максимальное развитие творческих способностей;

- возможность поиска оптимальных способов работы студентов в различных ситуациях профессиональной деятельности;

- большой выбор альтернатив в учебном процессе и педагогической практике;

- интеграция теоретического обучения и собственной профессиональной деятельности студентов;

- свободная и гуманная обстановка в колледже как образец для будущего учителя в его предстоящей профессиональной деятельности;

- механизмы стимулирования мотивации личности будущего учителя к успешной учебной и профессиональной деятельности;

- адаптация студента к реальным условиям современной школы;

- диагностика уровня освоения профессиональных компетенций в различных видах педагогической деятельности;

- научно-методическое обеспечение и психо-лого-педагогическое сопровождение студента в процессе профессионального становления конкурентоспособности.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки студента в ходе педагогической практики необходимо создавать объективные и субъективные условия, обеспечивающие формирование его конкурентоспособности.

Литература

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. М, 1999. С. 155.

2. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.,

4. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. М.,2001.

5. Орлов .//. А. Пути совершенствования психо-лого-педашгической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. С. 43-47.

6. Стефановская Т. А. Вопросы педагогического образования: межвуз. сб. ст. М., 2000. С. 3-11.

7. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

8. Филатов О. К, Черттевский Д. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Специалист. 1997. № 1. С. 29-32.

N. G. D0R0GAN0VA. THE PECULIARITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF A COMPETITIVE TEACHER

Competitiveness is a characteristic of a person which includes competence, mobility and readiness to transform the surrounding world. The professional education level is used to determine the quality of professional readiness.

Key words: competitiveness, competence, mobility, reflection, quality of the professional readiness.

E. Э. БУТАЕВА

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ПОЗИЦИИ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

В статье представлены глагольные лексемы stand - стоять, sit - сидеть и lie - лежать, обозначающие особый тип расположения субъекта в пространстве. В литературе по лексической семантике исследуемый класс глаголов известен как глаголы позиции или позиционные глаголы, характеристики структур-но-семантической и функциональной грамматики которых являются объектом исследования сопоставительной лексикологии.

Ключевые слова: грамматикализация, глаголы позиции, функциональная грамматика, стативная и динамическая интерпретация, лексическая семантика.

В современном языкознании практически ни одно грамматическое описание, какими бы методами оно ни пользовалось, не обходится без обращения к взаимодействию грамматических и лексических факторов, к роли слова в системе грамматических отношений. Сам грамматический строй языка определяется как неодноуровневая система, организуемая абстрактными грамматическими категориями в их отношении не только друг к другу, но и к определению лексико-семантических множеств и подмножеств. В русской грамматической традиции слову всегда уделялось большое внимание. Единство грамматических и лексических значений слова, которое делает его одной из сложнейших единиц языка, всегда в той или иной степени принималось во внимание русскими грамматистами (А. X. Востоков, К. С. Аксаков, Г. П. Павский, А. А. Потебня, Г. К. Ульянов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский,

JI. В. Щерба, В. В. Виноградов и его школа, Ф. Ф. Фортунатов, М. Н. Петерсон).

Наиболее результативными можно считать исследования, осуществляющие структурно-семантическое и вместе с тем функциональное изучение грамматического строя языка, связанное с углубленным вниманием ко всем сторонам избранного объекта (труды В В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. В. Бондарко, А. А. Зализняка, Д. Н. Шмелева, Е. В. Падучевой, Ю. С. Маслова, М. М. Гухман, Е. А. Земской, В. В. Лопатина и др.).

Глагольные лексемы stand - стоять, sit - сидеть и lie - лежать обозначают особый тип расположения субъекта в пространстве. Прежде всего, они описывают специфическую позу объекта, а в «расширенных» употреблениях указывают на такие параметры, как горизонтальная или вертикальная ориентация субъекта, характер точки опоры, степень плотности контакта с ориентиром и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.