Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ВЫПУСКНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриянова Е.Ю., Буянова В.В.

В статье представлены результаты изучения профессиональной направленности выпускников общеобразовательных учреждений разных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS DIFFERENT TYPES

Results of studying of a professional orientation of graduates of educational institutions of different types are presented in article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ»

472 с.

2. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Сов. энцикл., 1970-1981. - 30 т.

3. Финансовый словарь проекта ФИНАМ [Электронный ресурс]. -Электрон.дан. - Национальная энциклопедическая служба//Режим доступа: http://vocable.ru/

4. Экономика природопользования: Учебник для бакалавров./В.Г.Глушкова, С.В.Макар; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 588 с.

5. Официальный веб-сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Статистический ежегодник «Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013г». - Электрон.дан.//Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications /catalog/doc_1138623506156

Андриянова Е. Ю.

студент Буянова В. В., к.психол.н.

доцент

ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический

институт им. М. Е. Евсевьева» Россия, г. Саранск ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РАЗНЫХ ТИПОВ Аннотация: в статье представлены результаты изучения профессиональной направленности выпускников общеобразовательных учреждений разных типов.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессия, направленность личности, профессиональная направленность, выпускники, общеобразовательные учреждения.

Andriyanova E. Yu. student, Buyanova V. V. candidate of psychological

sciences, associate professor Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia FEATURES OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS DIFFERENT TYPES Annotation: results of studying of a professional orientation of graduates of educational institutions of different types are presented in article.

Keywords: vocational guidance, profession, orientation of the personality, professional orientation, graduates, educational institutions.

Профессиональная направленность складывается в ходе индивидуального жизненного опыта человека. Ее формирование связано с

проблемой жизненного самоопределения, с необходимостью своевременного обнаружения способностей и возможностей личности к овладению определенной профессией, с развитием социально значимых мотивов выбора профессии. Формирование профессиональной направленности - это процесс разрешения постоянно возникающих противоречий между интересами и способностями личности к определенному виду трудовой деятельности, между имеющимися способностями и требованиями интересующей личность профессии, между профессиональными интересами личности и потребностями общества в кадрах и т. д. Начинается он у большинства людей уже в период обучения в средней школе.

В старшем школьном возрасте получает свое дальнейшее развитие и входит в число основных движущих сил формирования профессиональной направленности потребность в выборе профессии. Проходя сложные процессы осознания и мотивации, эта потребность приводит в движение сферу разнообразных потребностей и интересов старшего школьника. Профессиональная направленность формируется наиболее успешно при условии, если старшекласник осмысливает при этом не только личные потребности и интересы, но и то, как они соотносятся с общества, государства, с интересами окружающих людей, с объективными возможностями индивидуального удовлетворения. Этот процесс протекает под влиянием различных, нередко противоречивых, воздействий. Поэтому формирование профессиональной направленности требует активизации преднамеренных общественно значимых побудителей, стимулов, влияющих на мотивационную сферу старшекласников.

Проблема профессиональной направленности личности носит отчетливо практический характер, в теоретическом плане имеет несколько оснований, реализующихся в общепсихологическом, профессеологическом, социально-психологическом подходах.

Проблема профессиональной направленности привлекает пристальное внимание исследователей. Это обусловлено особой ее значимостью в плане профессионального становления подрастающего поколения, от ее решения зависит успешность обучения и научения, формирования устойчивых профессиональных интересов каждой отдельной личности. Поэтому необходимо максимальное использование всего комплекса профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний обучаемых, но и на развитие профессионального самосознания.

Одним из современных требований системы образования является выявление профессиональной направленности выпускников школ. Основным фактором, определяющим профессиональную компетентность является направленность личности вообще, и профессиональная направленность в частности.

В психолого-педагогической литературе направленность личности

рассматривается в качестве основного компонента ее структуры. Направленность отношения и моральные черты личности, по мнению К. К. Платонова, составляющие первую подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Взятая как целое, направленность включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, как наиболее примитивную биологическую форму направленности; желание, которое может стать стремлением; интерес; мировоззрение; убеждение [5].

Понятие «направленность личности», введенное в научный обиход С. Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в изучении различных видов направленности [7]. Особое место в различных видах направленности отводится исследованию профессиональной направленности личности (Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Д. И. Фельдштейн и др.) [4; 3; 8].

Профессиональную направленность рассматривают как интегративное свойство личности, которое характеризует отношение человека к избранной профессии, оказывает влияние на подготовку и успешность профессиональной деятельности. Многогранность профессиональной направленности как системообразующего свойства личности отражается в определении Н. В. Кузьминой, которое раскрывает ее как проявление интереса к профессии и склонность заниматься ею. При этом профессиональная направленность включает в себя представление о цели, мотивах, побуждающих к деятельности, и эмоциональное отношение к ней (любовь, удовлетворенность, потребность). Понимание профессиональной направленности как системообразующего фактора личности следует истолковывать как комплекс, в который входят такие свойства, как потребность в деятельности вообще и профессиональной, в частности, склонности, профессиональные идеалы, ценностные ориентации по отношению к профессиональной деятельности и компоненты мировоззрения, связанные с отношением к профессиональной деятельности. Все эти свойства личности, в которых проявляется отношение к профессиональной деятельности, выражаются в таких психических отношениях и процессах, как внимание, положительные эмоции и чувства, волевая активность (настойчивость, упорство, выносливость и т. д.) при выполнении принятых решений [3].

А. П. Чернявская в своих трудах отмечает, тот фактор, что в процессе формирования профессиональной направленности важную роль играет избирательно положительное отношение человека к профессии или к отдельной ее стороне, т. е. возникновение субъективного отношения, а не тех объективных связей, которые могут иметь место между человеком и профессией, в том числе отражение различных ее аспектов в литературе, в содержании учебного материала, в искусстве и пр. Зарождение субъективного отношения определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной

значимости или вызвать отрицательное отношение к отдельным сторонам профессии. В самом общем виде возникновение профессиональной направленности обусловлено имеющимися в данный момент времени качествами личности, взглядами, стремлениями и переживаниями [9].

А. Э. Попович считает, что выбор выпускниками школ будущей профессии всегда рассматривался как процесс, определяемый не только их личными интересами, но и потребностями семьи, учреждений специального среднего и высшего образования, предприятий, организаций, государства в целом. Решение молодых людей влияет на набор студентов по тому или иному направлению подготовки, следовательно, на численность преподавателей, необходимых для их обучения. Количество обучающихся на конкретные профессии определяет совокупность тех специалистов, которые через несколько лет станут претендовать на вакантные места в различных организациях. Насколько их распределение по профессиям будет соответствовать потребностям в кадрах предприятий крупного, среднего, малого бизнеса, муниципальных учреждений зависит от содержания выбора нынешних выпускников школ [6].

С. А. Иванушкина отмечает, что выбор типа учебного заведения определенным образом влияет на предпочтение учащихся тех или иных отраслей инфраструктуры. Выпускники, обучающиеся в «обычных» государственных школах, более склонны трудиться в торговле, здравоохранении, легкой промышленности, бытовом обслуживании, а выпускники лицеев, гимназий и колледжей чаще своих сверстников ориентируются на работу в сфере науки, образования, культуры, искусства и органах государственного управления. Это подтверждает соображения о том, что «альтернативные» формы образования призваны способствовать воспроизводству главным образом интеллигенции [2].

По мнению Л. А. Беляевой выпускники общеобразовательных школ испытывают сложности в выборе профессии: много устремлений и желаний, которые сложно реализовать; несовпадение желания и возможностей, неудовлетворенность имеющимися возможностями и т.п. Это стимулирует учащихся на активное самопознание, поиск возможностей и ресурсов для достижения цели. Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся общеобразовательной школы. Однако, выбор старшеклассниками учебно-профессионального учреждения довольно часто является психологически не обоснованным [1].

Таким образом, можно говорить о том, что изучение профессиональной направленности выпускников общеобразовательных учреждений разных типов может представлять определенный научный интерес.

Настоящее исследование посвящено изучению профессиональной направленности учащихся общеобразовательной школы, лицея и гимназии. В нем приняли участие учащиеся 11 классов МБОУ «Сиалеевско-Пятинская

средняя общеобразовательная школа», с. Сиалеевская Пятина Инсарского района Республики Мордовия, МОУ «Гимназия № 12», МОУ «Лицей № 26» г. о. Саранск Республики Мордовия.

Для изучения профессиональной направленности выпускников образовательных учреждений были использованы следующие методики: «Карта интересов» А. Е. Голомшток, методика профессионального самоопределения Д. Голланда, методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник Смекала-Кучера). Для подтверждения достоверности результатов исследования был использован критерий Крускала-Уоллиса.

Описание результатов исследования начнем с анализа интересов и склонностей учащихся 11 класса в различных сферах деятельности. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значимость различий в интересах и склонностях выпускников

образовательных организаций разных типов (методика «Карта интересов» А. Е. Голомшток)

Предметы Средняя общеобразовательная школа Гимназия Лицей Н-Крускала-Уоллиса

Физика и математика 53,5 44 92,5 2,7

Химия и биология 54 85 161 2,5

Радиотехника и 18 18 100 6,01 *

электроника

Механика и 36,5 27,5 126 6,03 *

конструирование

География и геология 85,5 217,5 75 29,8 **

Литература и 77 146 102 10,2 **

искусство

История и политика 152 175, 138 12,9**

Педагогика и 80 163 57 4,9

медицина

Предпринимательство 89,5 73 47,5 3,9

и домоводство

Спорт и военное дело 75 96 82 10,6 **

Примечание: 5,991 - *р < 0,05; 9,210 - ** р < 0,01

Как видно из таблицы 1 гимназисты предпочитают сферы деятельности, связанные с географией и геологией, литературой и искусством, историей и политикой, спортом и военным делом, лицеисты - с радиотехников и электроникой, механиков и конструированием. Различия статистически значимы на уровне (р < 0,05- р < 0,01). У учащихся общеобразовательной школы предпочитаемой сферы деятельности выявить не удалось. Таким образом, можно говорить о том, что выпускники гимназии предпочтение отдают гуманитарной сфере, тогда как выпускники лицея -технической.

Теперь перейдем к описанию результатов изучения социальной направленности личности у выпускников общеобразовательных организаций разных типов, представленных в таблице 2.

Согласно данным таблицы 2, основная масса выпускников гимназии относятся к интеллектуальному типу личности, значительная часть выпускников лицея - к реалистическому типу личности, общеобразовательной школы - к предприимчивому. Различия значимы на уровне р < 0,05-0,01.

Таблица 2

Типы личности у выпускников общеобразовательных организаций разных типов с помощью (Методика профессионального

Тип личности Средняя общеобразовательная школа Гимназия Лицей Критерий Крускала-Уоллиса

Реалистический тип (Р) 4,5 11,5 50 10,35**

Интеллектуальный тип (И) 4,5 52 9,5 30,15 **

Социальный тип (С) 39,5 11 4,5 4,3

Конвенциальный тип 20,5 3,5 4 1,4

(К)

Предприимчивый тип (П) 7,5 3 4,5 6,5*

Артистический тип (А) 12,5 6 9,5 0,4

Примечание: 5,991 - *р < 0,05; 9,210 - ** р < 0,0

Далее проанализируем результаты изучения направленности личности у выпускников общеобразовательных школ разных типов. Данные представленные в таблице 3.

Таблица 3

Направленность личности у выпускников общеобразовательных

Тип личности Средняя общеобразовательна я школа Гимназия Лицей Критерий Крускала-Уоллиса

Направленность на себя (Я) 58,5 114,5 17 29,9**

Направленность на общение (О) 92 44 35 8,7*

Направленность на дело (Д) 13,5 20 71,5 25,4**

Примечание: 5,991 - *р < 0,05; 9,210 - ** р < 0,01

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что учащиеся общеобразовательной школы характеризуются направленностью на общение, гимназии - направленностью на себя, лицея - направленностью на дело. Результаты высоко статистически значимы (р < 0,05-0,01.).

Таким образом, обобщая результаты исследования, можно говорить о том, что существуют различия в профессиональной направленности у выпускников общеобразовательных организаций разных типов:

1) у выпускников общеобразовательной школы предпочитаемой сферы деятельности выявить не удалось, они относятся к предприимчивому типу личности и характеризуются направленностью на общение;

2) выпускники гимназии предпочтение отдают гуманитарной сфере, относятся к интеллектуальному типу личности и характеризуются направленностью на себя;

3) выпускники лицея предпочтение отдают технической сфере, относятся к реалистическому типу личности и характеризуются направленностью на дело.

Использованные источники:

1. Беляева, Л. А. Построение «Я - концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников / Л. А. Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 75-78.

2. Иванушкина, Светлана Александровна. Восприятие старшеклассниками событий жизненного пути и профессиональное самоопределение [Электронный ресурс] : дисс. ... канд. психол. наук / Иванушкина Светлана Александровна. - М., 1997. -134 с. - Режим доступа: http://diss. М. т.

3. Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия / под ред. В. П. Бедерхановой, сост. А. А. Остапенко. - Краснодар : Парабеллум, 2013. - 90 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов: учеб. пособие для вузов. - Ростов н /Д : Феникс, 1996. - 327 с.

5. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986. -256 с.

6. Попович, А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ / А. Э. Попович // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 2. - С. 169-177.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, - 2011. - 485 а

8. Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн. - СПб : СПб ГУП, 2011. - 36 с.

9. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. - М. : Владос, 2011. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.