Научная статья на тему 'Особенности творческих способностей старших школьников с разным уровнем самооценки'

Особенности творческих способностей старших школьников с разным уровнем самооценки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волохова М. А.

Старший школьный возраст считается особым периодом для дальнейшего развития творческих способностей. В этот период на основе «общих» формируются «специализированные способности»: способности к творчеству, связанные с определенной сферой человеческой деятельности. Самооценка оказывает непосредственное влияние на развитие и проявление творческих способностей в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности творческих способностей старших школьников с разным уровнем самооценки»

2. Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1996.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Института практической психологии, 1995.

4. Колышко А.М. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГУ, 2004.

5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.

6. Кон И.С. Психологияюношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979.

7. Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исторического исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.manekin.narod.ru/contentM.htm.

8. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Просвещение, 1991.

9. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. - СПб.: Питер, 2009.

10. Реан А.А. Психология от рождения до смерти. - СПб., 2001.

11. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

12. Самосознание и защитные механизмы личности / Ред. Д.Я. Райго-родский. - Самара: Бахрах-М, 2000.

13. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

14. Grogan S. Body image: Understanding Body Dissatisfaction in men, women and children. - 1999.

15. Harter S. The Construction of Self: A Developmental Perspective. -New York: The Guilford Press, 1999.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ © Волохова М.А.*

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Старший школьный возраст считается особым периодом для дальнейшего развития творческих способностей. В этот период на основе «общих» формируются «специализированные способности»: способности к творчеству, связанные с определенной сферой человеческой деятельности. Самооценка оказывает непосредственное влияние на развитие и проявление творческих способностей в юношеском возрасте.

Сегодня общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования. Помимо знаний они должны обладать такими качествами, как самостоятельность, умение делать выбор, мобильность, креативность.

* Студент кафедры Специальной и прикладной психологии. Научный руководитель: доцент кафедры Специальной и прикладной психологии, кандидат психологических наук Н.Ф. Сухарева.

От природы во всех нас заложено творческое начало. Более того, можно утверждать, что все мы изначально обладаем весьма большими творче -скими задатками. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам. И от того, насколько человек знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей. Успехи в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка школьника, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют не только его поведение и успеваемость, но и творческую активность.

Разработкой проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, занимались выдающиеся исследователи: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.Ф. Вишнякова, Д. Гилфорд, К.М. Гуревич, Л. Дарфман, Л.А. Карпенко, С. Медник, К. Роджерс, Б.М. Те-плов, Е. Торранс, Е.А. Яковлева и др. Проблеме самооценки также посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди исследователей данной проблематики можно назвать: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Захарову, А.И. Липкину, Р. Бернса, И.С. Кон, B.C. Ивашкину, Ч. Кули, Дж. Мид и др.

В психологии широко разрабатывается проблема творческих способностей человека. Она ставится как проблема творческого, продуктивного мышления, в отличие от репродуктивного мышления. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном акте сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Это значит, что для субъекта не может быть абсолютно известной задачи, иначе она перестает быть для него задачей.

Выготский Л.С. рассматривает творческую деятельность человека как деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим только в самом человеке [1].

Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом) [4].

Отечественные психологи (Д.Б. Богоявленская, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.И. Липкина и др.) считают, что самооценка является динамическим образованием, постоянно изменяется и совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, т.к. сама личность постоянно развивается и совершенствуется, меняются ее представления, понятия о себе. Все это приводит к изменению содержания, способа выработки меры участия самооценки в регуляции поведения [3].

Резнеченко М.А. выделяет два направления в изучении содержания самооценки школьников. Рассматривая общие характеристики самооценки, автор указывает, что в качестве основных ее факторов на разных возрастных этапах выступают: деятельность школьника, чаще всего учебная, неудачи и достижения в ней и социальные факторы - внешние оценки, включенность ученика в систему межличностных отношений. Содержание самооценки рассматривается как проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон, формирующийся у ребенка во взаимодействии с социальной средой и под влиянием оценки окружающих [5].

Ряд исследователей выделяют следующие виды самооценки: адекватная и неадекватная, каждая из которых делится еще на несколько подвидов. Неадекватность самооценки выражается в том, что человек, оценивая себя, проявляет необъективность, его мнения о себе расходятся с тем, каким его считаю другие. Она может быть завышенной или заниженной. Адекватность самооценки выражается в том, что человек, оценивая себя, проявляет объективность, его мнение о себе схоже с тем, каким его считают другие [6].

Коломинский Я.Л. и Липкина А.И. считают, что способности являются компонентом самооценки. Но в структуру самооценки входят не только они. Хотя способности являются наиболее личностно значимыми. Авторы объясняют это двумя обстоятельствами:

- первое обстоятельство заключается в том, что ценность человека определяется его способностями; поэтому характеристика «малоспособный» как бы обрекает на низкую самооценку;

- второе обстоятельство заключается в том, что способности рассматриваются как прирожденные: «или они есть, или их нет» [2, 3].

Таким образом, анализ имеющихся в исследованиях теоретических и эмпирических данных позволяет охарактеризовать самооценку как системное образование.

Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей творческих способностей старших школьников с разным уровнем самооценки.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эмпирические - диагностика невербальной креативности (методика Е. Торранса, адаптированная А.Н. Ворониным), диагностика вербальной креативности (тест С. Медника), методики диагностики самооценки личности (С. А. Будасси; Дембо-Рубинштейн, модификация

А.М. Прихожан); математико-статистическая обработка результатов - критерий H - Крускала-Уоллиса.

В исследовании приняли участие 22 учащихся 10 класса и 25 учащихся 11 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевка республики Мордовия. В ходе исследования были выявлены учащиеся с адекватным, завышенным и заниженным уровнем самооценки. Анализ ре-

зультатов исследования показал, что между ними существуют различия по показателям творческих способностей (оригинальности и уникальности). Выделенные различия были подтверждены с помощью математического критерия Н - Крускала-Уоллиса (табл. 1).

Таблица 1

Эмпирические значения критерия Н - Крускала-Уоллиса при сопоставлении показателей творческих способностей у старших школьников с разным уровнем самооценки

Класс Методика Е. Торранса Методика С. Медника

Ор. Ун. Ор. Ун.

10 19,7" 18,4'' 18,4'' 23,4''

11 6,6' 8,1' 11,78'' 12,17''

Примечание: * - р < 0,05 (5,991);

** - р < 0,01 (9,210).

В нашем исследовании показано, что уровень самооценки старших школьников соотносится с выраженностью различных составляющих творче -ских способностей. У учащихся с адекватной самооценкой отмечается больший процент высокого уровня творческих способностей, нежели у учащихся с низким и высоким уровнями самооценки. Так, рисунки и высказывания учащихся, обладающих адекватной самооценкой, отличаются оригинальностью, юмором, в них проявляется творческий подход. У учащихся с низким уровнем самооценки рисунки и высказывания более скованные и невыразительные.

Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и в своих возможностях. Такие школьники меньше заняты своими внутренними проблемами. Эта вера в себя делает старших школьников восприимчивыми к новым идеям.

В том случае, когда высокая самооценка сочетается с высоким уровнем творческих способностей, человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при сочетании творческих способностей с невысокой самооценкой, человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения, страдает от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Когда адекватная самооценка сочетается с высоким уровнем творческих способностей, учащиеся уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой, проявляют интерес ко всему новому и необычному, инициативны, при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий, а при сочетании с невысоким уровнем творческих способностей, школьники внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках».

Школа должна обеспечивать развитие личности, формирование способности к творчеству, к успешной социализации и адаптации в жизни. По-нашему мнению, для творчества не нужно изыскивать дополнительное

время и, тем более, специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке.

Список литературы:

1. Бехтерев В.М. Психология сознания: хрестоматия по психологии /

В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, У Джемс. - М.: Питер, 2001. - 480 с.

2. Жеребцов С.Н. Социальная психология развития личности / С.Н. Жеребцов, Я.Л. Коломинский. - М.: Вышейшая школа, 2009. - 336 с.

3. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. - М.: Знание, 1999. - 64 с.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюш-кин. - М.: МПСИ, 2003. - 121 с.

5. Резниченко М. А. Особенности самооценки старшеклассников при овладении способами учебной работы / М. А. Резниченко // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 35-44.

6. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский. - М.: Знание, 1986. - 73 с.

УВЕЛИЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ © Горяйнова О.В.*

Смоленский колледж экономики, статистики и права (филиал) Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, г. Смоленск

В статье подчеркивается актуальность проблемы нарушения познавательных процессов и интеллекта детей сирот в государственном уч-реждении. Обосновывается вывод о депривации психического развития детей в учреждениях сиротского типа, что ведет к негативным последствиям в их развитии.

Анализ исследований по проблеме нарушений в развитии интеллектуальных способностей позволят утверждать, что большинство детей, находящихся в сиротских учреждениях - это дети с проблемами в развитии, нередко пережившие тяжелые психические травмы и нуждающиеся в особо благоприятных условиях для компенсации этих проблем.

В этих исследованиях (B.C. Мухина, 1991; М.И. Лисина, 1986; А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, 1991) красной нитью проходит идея, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий,

* Научный руководитель: преподаватель, аспирант кафедры Общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.